«Кроссенс» уроках технологии
В списке новых технологий, способствующих более успешному усвоению знаний и развитию творческих способностей, должное место занимают интерактивные технологии. «Творчество – акт творения мира из ничего». И современный педагог должен показать современному ученику, как можно создавать этот мир.
Суть развлекательного обучения – знания должны передаваться в понятной, простой и интересной форме, главное – чтобы не было скучно.
Название метода вы узнаете, разгадав кроссворд "Основные разделы образовательной области "Технология".
кроссворд
1.Ручной труд, творчество, искусство изготовления вещей из пряжи, ниток, ткани, бумаги, картона, мыла, бисера и прочих материалов / рукоделие /
2.Человеческая деятельность по приготовлению пищи /кулинари́я /
3. Междисциплинарный раздел науки, изучающий изменения свойств материалов / материаловедение/
4. Подготовка стола к завтраку, обеду, ужину, чаю, т.е. расстановка посуды в определенном порядке /сервировка/
5. Вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы /профессия/
6. Увлекательный процесс украшательства / декорирование/
7. Творческий процесс создания новых моделей одежды /моделирование /.
8. Процесс создания конструкции какого-либо предмета / конструирование /
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Задача преподавателя – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
слайд "Алгоритм составления кроссенса":
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Начинать надо от простого к сложному.
Рассмотрим несколько картинок.
ключ и овсяная каша
Картинка - ключ, замок, дверь.
- Как вы думаете, как между собой связаны эти картинки? - есть ключ, ключ от замка, замок открывает дверь. Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начинают работать по этой технологии.
ключ и овсяная каша
Следующая картинка Геракл и овёс.
Предлагаю разгадать кроссенс и отгадать тему одного из уроков
Изучив данный метод, я поняла, что его можно использовать: /слайд
при изучении нового материала: выведение темы урока, установка проблемной ситуации;
при закреплении и обобщении изученного материала;
творческое домашнее задание.
Основная задача педагога подобрать изображения, которые у учащихся будут ассоциироваться с понятиями и определениями темы.
Развивающий метод «кроссенс» на основе деятельностного подхода способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Применение кроссенса при объяснении включает в работу зрительную память, т.к. каждое базовое понятие подкрепляется изображением, а также логическое мышление, т.к. изображения связаны между собой по смыслу.
На квадратах могут быть также представлены и надписи, но яркие картинки наиболее интересны обучающимся.
Вывод:
Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:
· Научность: имеет научное обоснование;
· Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;
· Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;
· Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
· Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.
Наблюдения показали, что интерактивное обучение, в том числе использование эдьютейнмента на уроках технологии создает условия для инициативы обучающихся, повышает их мотивацию и побуждает к самостоятельному поиску, помогает обрести веру в себя, постепенно приводит к ощущению успеха.