Учащиеся узнают: особенности строения кровеносной системы у животных разных групп, состав крови, значение крови и кровообращения ; эволюционные изменения органов кровообращения, по мере усложнения организации животного; Учащиеся научатся: анализировать , обобщать. | - развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД) - умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (коммуникативные УУД) - умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД) | - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. |
Словарь урока: «сердце», «капилляры», «вены», «артерии», «кровеносная система», «органы кровеносной системы», «круги кровообращения», «замкнутая кровеносная система», «незамкнутая кровеносная система», «артериальная кровь», «венозная кровь», «плазма», «форменные элементы крови», «фагоцитоз», «функции крови». |
3. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Деятельность учителя Посмотрите, пожалуйста на экран. В течении нескольких уроков мы изучаем эволюцию строения и функций органов и их систем. Систему органов, которую мы будем изучать, вы хорошо знаете. Знакомство с ней началось у нас не с первых уроков, т .к. она отсутствует у простейших, кишечнополостных, плоских и круглых червей. Впервые мы начинаем говорить о ней при изучении типа Кольчатые черви, а именно с дождевого червя. Верно. Тема нашего урока: Кровеносная система. Кровь. | Деятельность учащихся Высказывают предположения. Записывают тему урока. |
5. «Открытие нового знания» (изучение новой темы) | Деятельность учителя Может ли быть кровеносная система у простейших? У какой группы организмов впервые появляется кровеносная система? Ребята, сегодня у нас групповая работа Давайте попробуем создать модели кровеносной системы у представителей разных типов и классов животных. Слайд «Дождевой червь» Слайд «Брюхоногие моллюски» Посмотрите на рисунок и подумайте: В чем отличие кровеносной системы моллюсков от дождевого червя? Слайд «Членистоногие» Посмотрите на эти анимации и скажите: В чем особенность кровообращения у этих животных? Слайд «Рыбы» Какие особенности кровеносной системы мы наблюдаем у этой группы? Сердце двухкамерное ,состоит из предсердия и желудочка, от желудочка отходит крупный кровеносный сосуд-аорта. Она разветвляется на артерии, которые разветвляются на капилляры. В них происходит газообмен и превращение крови из артериальной - в венозную и наоборот. Возвращается кровь в сердце по венам. Я думаю, самое время составить кластер Строение сердца Кровь Артерии – кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца. Вены – кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу. Капилляры – мельчайшие сосуды, в которых происходит обмен веществами между кровью и тканями. Слайд «Земноводные» Какой образ жизни ведут земноводные? Какое усложнение приобрела эта группа животных? Слайд « Круги кровообращения» В чем сходство и отличие между кругами кровообращения?. Слайд «Пресмыкающиеся» Какой путь проходит кровь по телу ящерицы обратите внимание, какая кровь поступает к голове , что происходит в малом и большом кругах кровообращения. Что особенного в строении сердца крокодилов? А теперь посмотрите, какое усложнение приобрели птицы и млекопитающие в процессе эволюции. Слайд «Птицы» «Млекопитающие» Слайд «Строение сердца» Чем объяснить усложнение сердца у разных групп позвоночных? Посмотрите на таблицу и сделайте вывод : Почему происходили изменения в кровеносной системе у разных групп животных? ВЫВОД: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия. По кровеносной системе циркулирует кровь. К какой ткани относится кровь? Какую роль играет кровь? Слайд «Состав крови» Плазма состоит из воды и растворенных в ней солей и питательных веществ. Эритроциты – содержат гемоглобин и участвуют в переносе кислорода. Лейкоциты - захватывают и переваривают чужеродные частицы. Тромбоциты - обеспечивают свертывание крови. Выполните зад.12 стр.112 в р.т. Найдите в учебнике на стр.219 ответ на вопрос: Как изменялся состав крови у животных , обитающих в разных средах. Слайд «Функции крови» Записать в тетради функции крови. транспортная регуляторная защитная ВЫВОД: Кровь - это жидкость, обеспечивающая лучшее приспособление различных групп животных к условиям среды. Во время самостоятельной подготовительной работ один учащийся выполняет роль лаборанта – на микропрепарате рассматривает кровь лягушки и человека, зарисовывает наблюдаемый объект, делает выводы. | Деятельность учащихся Отвечают на вопросы. Выполняют задания в группах Кровеносная система не замкнутая, сердце выталкивает кровь в кровеносные сосуды, из них в полость тела. Записывают определения в тетрадь. Два круга кровообращения, трехкамерное сердце, кровь смешивается в желудочке сердца. Два круга кровообращения, трехкамерное сердце, перегородка в желудочке. Четырехкамерное сердце, артериальная и венозная кровь не смешиваются. Происходит усложнение всего организма , надо обеспечить все клетки необходимыми веществами. Соединительная ткань. Переносит к клеткам тела кислород, вещества выделяемые железами внутренней секреции , питательные вещества, а выносит углекислый газ и продукты обмена. Учащиеся выходят к доске и рассказывают о своем классе или типе животных и демонстрируют модель кровеносной системы. На доске формируется кластер по теме Кровеносная система, кровь. Зарисовать объект, сделать вывод. |