Круглый стол с родителями
Тема « Каково на дому ,таково и самому»»
Провела учитель истории и обществознания , социальный педагог
Идрисова Меседо Абдулмуслимовна
Цель:1. знакомство класса с семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки.
2. Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к членам семьи;
- формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, матери , отца;
- формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;
- воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные; эстетические.
- помочь ребенку оценить свое место в семье.
- способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений;
Форма проведения: круглый стол
Оборудование: мини-сочинение на тему «Моя семья», «Родословная», семейные фотографии.
Оформление:
Плакаты со словами:
Никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветки и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева»
«Семья – это то, что с тобою всегда» (Л. Н. Толстой).
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой).
«Ребёнок учится всему, что видит у себя в дому. Родители - пример ему» Себастьян Брандт (XІV век).
Статьи из Конституции:
Право иметь семью, ст. 38.
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, ст. 38.
Вступление .МОЙ ДОМ .
Добрый день, уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена очень актуальной проблеме – проблеме семейных традиций в современном мире.
Какова современная семья? Считаем ли мы – современные родители – традиции важнейшим средством воспитания в семье?
Прежде чем начать наш разговор, я предлагаю вам интересную разминку.
Игра. Из давних времен до нас дошли сказки, пословицы и поговорки о семье. Сейчас мы с вами их вспомним, я начинаю, а вы – заканчиваете. Итак, начнем:
В гостях хорошо, а (дома лучше);
Не красит изба углами, а (красит пирогами);
Каково на дому, таково и (самому);
Дети не в тягость, а (в радость);
Когда семья вместе и (сердце на месте);
Всякой матери свое (дитя мило);
На свете все найдешь кроме (матери и отца);
Мать кормит детей, как (земля людей);
Нет для человека добрее (отца с матерью);
Нет дороже (отца с матерью);
Семья это (семь я).
стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Звучит песня
Родительский дом- начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
1.Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань родительский дом.
2.И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми станем людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
3.Поклонись до земли своей матери,
И отцу до земли поклонись,
Мы с тобою в долгу неоплаченном,
Свято помним об этом всю жизнь.
У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди : родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Дом – это опора. И как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, мы всегда возвращаемся в наш родительский дом – начало всех начал.
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ- родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОМЕ И СЕМЬЕ
Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. Есть тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, поговорки, пословицы. В них говорится о семье.
Сейчас я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать её до конца:
В гостях хорошо, а……..(дома лучше)
Не красна изба углами, а……( красна пирогами)
Хозяюшка в дому, что……. (оладушек в меду)
Каково на дому, ………….( таково и самому)
Дом вести, ……………….(не бородой трясти)
Не нужен клад,………….(когда в семье лад)
«Ребёнок учится всему, …..(что видит у себя в дому. Родители - пример ему»
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.
3. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ?
-А что же такое семья ? Как вы понимаете это слово? ( ответы учеников)
Это слово понятно всем, как слово « хлеб» и « вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья –это дом, папа и мама, близкие родственники. Это любовь и забота, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.
-Что вы представляете себе, когда слышите слово «семья»? Объясните.
Сегодня мы поговорим с вами о самых родных на свете людях, о ваших мамах и папах, бабушках и дедушках, о вашем к ним отношении. Недаром класс наш украшен вашими работами. Итогом нашего занятия будут выводы, которые вы сами постараетесь сделать, а в нашем классе вот это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой, это зависит от вас. Надеюсь, что оно будет красивым и всем нам понравится.
Беседа по содержанию рассказа Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек».
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз сын с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним
-Какие эмоции у вас вызвал рассказ? Расскажите.
-За что стало стыдно мужу и жене?
-Кто помог им изменить своё отношение к дедушке?
-Чему учит нас этот рассказ? (Уважать и почитать старших.)
-Почитать, выказывать почтение, чтить, честь – все эти слова родственные.
Письменное выражение своих эмоций.
Возьмите листики, они с нашего дерева, напишите на них, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким, что вы хотели бы, исправить в себе или пообещать самому себе, никогда не совершать в жизни. Начать можете со слов: обещаю, постараюсь, я хочу, буду…
Оставшиеся листочки учитель перемешивает, прочитывает (если ученик согласен) и сам крепит к доске.
Пословицы о семье . собери пословицу
- А сейчас обратимся к миру мудрых мыслей и подумаем, насколько ваши рассуждения сегодня соответствуют вековой мудрости, причём разных народов. Эти советы мы узнаем, собрав пословицы на плодах для нашего дерева мудрости.
Дети собирают пословицы, прочитывают, прикрепляют к дереву, объясняют чему она учит.
Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь. (Белорусская.)
Кто слушает родителей – не обеднеет. (Абхазская).
У дитя заболит пальчик, а у матери сердце. (Украинская).
Сердце матери лучше солнца греет. (Марийская),
Родители детям плохо не скажут. (Мордовская).
Слушай наставления отца-матери – не заблудишься. (Белорусская).
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Человек в беде спешит к родителям.
Береги отца и мать – других не сыщешь.
Стариков почитать – свою жизнь сохранять.
На свете всё найдёшь, кроме отца с матерью.
Вся семья вместе, так и душа на месте
При солнышке - тепло, при матери – добро
Согласную семью и горе не берет
На что и клад, коли в семье лад.
В семье и каша гуще.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Согласную семью и горе не берет.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.
Дружная семья и землю превращает в золото.
- Видите, наше дерево стало ещё краше.
4. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Так как в группе есть семьи, в которых еще нет семейных традиций, мы попробуем предложить разнообразие традиций.
Традиция 1. Семейные праздники
- Нужны ли праздники для детей в семье, как вы думаете? (ответы)
Конечно да, ребенку для полноценного развития праздник просто необходим. Для ребенка праздник совсем не то, что для нас взрослых. Праздник - это незабываемое событие в детской жизни. Каждый ребенок считает дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого. «Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» /К. Ушинский/.
- А вы устраиваете детские праздники в семье? Как вы это делаете? (ответы)
Нужно запомнить, праздник не для взрослого, а для ребенка. Часто можно наблюдать такую картину: малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) или наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.
Не заставляйте ребенка выступать, если он не хочет. Он должен сам выразить свое желание спеть, рассказать стихотворение.
- Как вы считаете, нужно ли оформлять квартиру к празднику? Для чего это нужно? Что это дает ребенку? (ответы родителей)
- Важно принимать участие всем и детям и взрослым?
Все любят, когда им дарят подарки, а особенно дети.
- Вы дарите своим детям подарки? Какие? (ответы родителей).
Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать память, мышление, внимание ребенка. Развивать физически: мячи, скакалки, обручи. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом необходимо обратить внимание на то, с каким настроением ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Хорошо если вы будете фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения. Также продумайте программу для развлечений, приобретите для игр - аттракционов разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского творчества.
Традиция 2. Родословная
А сейчас предлагаю шуточную разминку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.
«Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка.
Сестра, невестки, дочки
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?
(6 чел., брат, сестра, их родители, бабушка и дедушка)
С помощью вот такой загадки мы коснулись интересной темы - родственных отношений.
Каждый из нас продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как и корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто помнит своих предков и бережет.
В качестве примера предлагаю родословную семьи, обратите внимание на слайд. Попробуйте составить свою родословную, начните с себя (5мин. задание).
Кто придумал для Вас имя? Откуда родом ваши родители? Дедушки? бабушки? Кто придумал имя для Вашего ребенка?
Будет очень здорово, если вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша семейная биография, о которой можно просто и доходчиво рассказать детям.
Традиция 3. Семейные архивы
Это не прошлое, это всегда завтрашнее.
Семья обязательно должна иметь свой архив: грамоты, медали отцов, дедов, историю своего рода и фамилии.
Подумайте, а что еще поможет вам сохранить историю семейного рода (семейный альбом).
Конечно же - семейный альбом.
Традиция 4. Семейный альбом
Это огромное пространство нашей жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.
Когда вы листали в последний раз свой семейный альбом?
Рассматривание фотографий, оформление страниц альбома – именно такое общение необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.
Образ на фотографии всегда ассоциируется каким-либо рассказом из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Традиция 5. Семейный отдых на природе
У кого из вас есть такая традиция - выезжать на природу (на дачу) вместе с ребенком?
Природа оказывает на ребенка положительное влияние. Развивает личность дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком. Прогулки на природе благоприятно влияют на здоровье человека, развивают его, учат беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.
Традиция 6. Семейное посещение театров, музеев, выставок
А теперь узнаем, кто же из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки? (ответы родителей)
Человеку во все времена свойственно стремление к красоте. Как мы знаем, каждый народ имеет свою культуру, обычаи, традиции. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником не только для ребенка, но и для всей семьи.
Традиция 7. Коллекционирование
Очень хорошо, когда в семье есть традиция. А если же нет, то можно предложить – коллекционирование. Собирать всем вместе какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки). В результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
Одна из важнейших наших задач – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять там достойное место в системе отношений с окружающими людьми.
Традиция 8. Совместные игры с ребенком
- Какие игры вам нравились в детстве?
- А в какие игры вы играете со своим ребенком?
- Вы знаете, какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?
Мы с уверенностью можем сказать «Детство – игра, игра – это детство».
Детство дано для того, чтобы подготовить ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополниться эмоциями, переживаниями. И основная задача подготовки к этому ложится на вас – родителей. Игра – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует внимательно подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие.
Очень хороши игры такого типа: лото, домино, шашки, шахматы. Рекомендуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого дерева фрукт?», «Кто, кем был?», «Что может летать?», «Найди похожее на апельсин».
В ваших силах вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.
5. Викторина .(получают листочки за правильный ответ)
-Как по латыни будет звучать слово «семья»? (фамилия)
-Как по итальянски звучит слово «семья»? (мафия)
-Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась птицей Геры? (аист)
-Божеством нарождающихся людей у древних славян считался Род. Существовал и близкий к нему бог покровитель семьи и права собственности, поддерживавший гуманные нравственные принципы, деливший все по справедливости. Его же вспоминали, когда нужно было удалить зловредные силы.
- Как звали этого бога? (Чур. Чур меня, чур меня)
-От имени какой богини произошли слова ладить, ладный, налаживать? (От имени Лады богини красоты, любви и брака).
-Почему на Руси вплоть до XVIII века кузнец считался покровителем семьи и брака? (он ковал кольца)
-Один из свадебных обрядов на Руси окручивание заключался в том, что у молодой девушки расплетали косу, делали из неё две, закручивали их вокруг головы и надевали бабий кокошник. А кого в те времена называли самокруткой? (девушку, вышедшую замуж без воли родителей)
-В больших крестьянских семьях на Руси существовал обычай менять обязанности членов семьи через неделю: один пас скот, другой молол муку и т.д., через неделю менялись. Возникла даже поговорка, значение которой со временем кардинально изменилось. Какая? (Мели, Емеля, твоя неделя)
-Как звучит русская фруктовая пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? (яблоко от яблони недалеко падает)
-О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства? (матрёшка)
-Какое выражение стало символом большой семьи?
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
-Как в старину в России назывался свадебный обряд?
а) Щи;
б) Каша;
в) Окрошка;
г) Кулебяка. (русская пословица: С ним каши не сваришь)
-На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Как они назывались?
а) Разгуляи;
б) Разгоняи;
в) Распеваи;
г) Распугаи.
-Как часто называют период романтических отношений влюблённых перед свадьбой?
а) Чайно-кофейный;
б) Молочно-кисельный;
в) Конфетно-букетный;
г) Алмазно-машинный.
-Какое из этих музыкальных произведений традиционно звучит на церемонии бракосочетания?
а) Вальс Штрауса;
б) Полонез Огиньского;
в) Марш Мендельсона;
г) Хабанера Бизе.
-Что, согласно традиции многих стран, молодая жена бросает в толпу гостей?
а) Перчатку;
б) Букет;
в) Бутылку шампанского;
г) Фату.
-Какой российский город называют городом невест?
а) Иваново;
б) Тула;
в) Воронеж;
г) Пенза.
-В последнее воскресенье какого месяца в РФ отмечается День матери?
а) Февраль;
б) Март;
в) Сентябрь;
г) Ноябрь.
-В каком месяце отмечается День Петра и Февронии - Всероссийский день семьи, любви и верности?
а) Февраль;
б) Май;
в) Июль;
г) Март.
-Какой цветок является символом нового праздника - Всероссийского дня семьи, любви и верности (Дня Петра и Февронии)?
а) Роза;
б) Незабудка;
в) Ромашка;
г) Лилия.
6. А сейчас предлагаю шуточную разминку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.
« Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка.
Сестра, невестки, дочки
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?
(6 чел., Дедушка, бабушка, папа, мама, сын, сестра,
Папа, мама, сын, невестка, сын, дочь)
С помощью вот такой загадки мы коснулись интересной темы - родственных отношений.
Вот сколько важных ролей мы выполняем. В каждом из нас можно найти одновременно характерные черты всех наших предков: нос мамин, подбородок бабушкин, характер папин и т.п., а иногда это настоящая взрывчатая смесь. Чтобы лучше познать себя, мы изучаем свою семью, её родословную. Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками – кровью: бабушки, дедушки, дяди и тети… Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. А если много таких крепких деревьев, то и буря им не страшна. И враг не пройдет сквозь такой лес.
Каждый из нас продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как и корни дерева уходят далеко в старину.
7. ПРО РОДИТЕЛЕЙ :.
Кто придумал для Вас имя? Откуда родом ваши родители? Дедушки? бабушки? Кто придумал имя для Вашего ребенка?
Будет очень здорово, если вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша семейная биография о которой можно просто и доходчиво рассказать детям.
Уважение к родителям почиталось в любом обществе. Люди жили по правилу: почтение родителей – уважение тебе. (Обратить внимание на плакат на доске «Почтение родителей – уважение тебе»).
- Как вы считаете это справедливая закономерность?
- Готовы ли вы следовать ей?
-Тогда начните прямо сегодня, сейчас. Не можете выразить свои мысли вслух, напишите маме и другим близким добрые слова, подарите рисунок, подарите им свою любовь и уважение, подарите внимание и заботу, и жизнь станет ещё прекраснее. И вы увидите, как засветятся счастьем мамины глаза, как улыбнётся вам бабушка, как одобрительно кивнёт головой отец.
-А ещё я хочу раздать каждому из вас листочки с нашего дерева на которых вы и напишите добрые слова
8. ЗАПОВЕДИ .
Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души.
-Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей: (на лист распечатаны заповеди)
Заповеди ( читают ученики)
• свято храни честь своей семьи,своего дома
• люби свою семью и делай её лучше;
• будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
• подари родителям радость;
• умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
• жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Рефлексия:
Классный руководитель: Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
Ученица: В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
Классный руководитель: Очень правильно сказала. Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.
Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели» Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ