Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
Методическая разработка открытого кружкового занятия
Тема: «Аппликация из растительного материала «Родные просторы»
Подготовила: учитель изобразительного
искусства 1 квалификационной категории
Ишкова Н.Г.
п.Новокасторное, 2020г.
Тема: «Аппликация из растительного материала «Родные просторы»
Дата проведения: 11.09.20г.
Тип занятия: комбинированный
Цель:
обучающая: изучить особенности выполнения аппликации; закрепить приемы выполнения накладной аппликации; изучить приемы выполнения в технике «флористика»;
развивающая: развивать творческие способности; интерес к традиционным видам рукоделия; представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением; логическое мышление; умения и навыки выполнения аппликации;
воспитательная: воспитывать уважение и любовь к разным вида рукоделия; аккуратность, внимательность; совершенствовать у учащихся способность эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Предметные:
*формирование основных правил сбора растений и их засушивания;
*разобрать новые и вспомнить уже изученные термины и понятия;
*формирование навыков изготовления флористических картин.
Метапредметные:
*формирование навыков работы с литературой;
*формирование умения видеть прекрасное в окружающем мире и отражать
увиденное в своих работах;
*формирование навыков к самоанализу
Личностные:
*воспитывать бережного отношения к природе;
*воспитание аккуратности и усидчивости;
*воспитание умения работать в группе.
Планируемые результаты:
Научить изготовлению аппликации из растительного материала.
Оборудование:
Мультимедийная презентация.
Дидактический материал: оценочные карточки, инструкционные карточки,
справочная литература.
Демонстрационный материал: образцы аппликаций из растительного материала.
Раздаточный материал: лист голубой бумаги 20х30 для каждого ребенка, клей ПВА в тарелочках, тряпочки для рук, различные осенние высушенные листья и цветы, краски и кисти.
план ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент (1 мин):
Актуализация знаний учащихся (1 мин.).
Постановка целей и задач урока, плана работы (1 мин).
Проверка усвоения учащимися знаний материала прошлого занятия (5 мин).
Закрепление пройденного материала (3 мин).
Динамическая пауза (1 мин).
Формирование новых знаний учащихся (10 мин).
Инструктаж учителя по выполнению работы (1 мин).
Выполнение практической работы (15 мин).
Подведение итогов урока (3 мин).
Ход ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сначала проверим, кто присутствует, назначим дежурных. Проверьте готовность своих рабочих мест.
2.Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Листья с веток облетают
Птицы к югу улетают,
Что за время года спросим?
Нам ответят - это осень!
Осень – замечательное, очень красивое время года.
А теперь давайте вспомним, каким цветом становятся листья осенью?
Дети:
- желтые;
- желто-красные листья;
- бордовые листья;
- оранжевые.
Учитель: Верно, именно такие листочки мы с вами подготовили на прошлом занятии для работы, которую мы будем выполнять сегодня. Тема сегодняшнего занятия «Аппликация из растительного материала «Родные просторы».
3.Постановка целей и задач урока, плана работы.
На этом уроке перед вами стоят следующие цели:
повторить теоретический материал по теме «аппликация»;
познакомиться с новой техникой работы «флористика»;
выполнить работу в технике «флористика»;
применить в своей работе все навыки по рукоделию, полученных ранее;
соблюдать технические условия и правила безопасности труда.
4.Проверка усвоения учащимися знаний материала прошлого занятия.
А теперь давайте вспомним, что вы знаете об аппликации. Ответьте на вопросы:
- Когда возникла аппликация?
- Где используется аппликация у разных народов?
- Какие материалы можно использовать для аппликации?
- Какие виды аппликации вы знаете?
Молодцы, ребята.
5.Закрепление пройденного материала.
Какие правила вы соблюдали при сборе растений?
-Где можно собирать растения ?
*Собирать растения следует только в местах массового цветения.
-Растения надо рвать с корнем или без корня?
*Нельзя вырывать растения с корнем.
-Можно ли срывать редко встречающиеся растения?
*Растения, которые встречаются редко, не следует срывать.
-В какую погоду лучше собирать растения?
(в дождливый день, пасмурный день, солнечный день).
*Собирать растения необходимо только в солнечный день.
Какие правила вы соблюдали при засушивании растений?
*Собранные растения, или их части необходимо поместить между газетными
листами, каждое отдельно. Сверху и снизу каждого листа положить ещё
несколько слоёв газет отделяя от других слоёв картоном. 6 -7 таких слоёв
необходимо зажать между фанерными листами, в которых проделано
множество дырочек для вентиляции. Всё это ставится под пресс весом 10 –
15 кг. Высушивать при температуре 25 – 30 градусов в хорошо
проветриваемом помещении.
6. Динамическая пауза.
Пальчиковая гимнастика на осеннюю тему:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(Загибают пальчики)
Пейзаж осенний домой принесем!
(Сжимают и разжимают кулачки)
7.Формирование новых знаний учащихся.
Историческая справка.
Издавна с целью изучения многообразия полезных и красивых растений их
собирали, засушивали и сохраняли закреплёнными на гербарных листах.
Первые гербарии появились в Италии. Наиболее известной фигурой был швейцарец К.Баухин. (1560 – 1624 г.) Его гербарий содержал более 2 тысяч растений, которые собрал он и ещё 40 любителей растений. Этот гербарий хранится до сих пор, и растения лежат свободными и незакреплёнными.
Сообщения обучающихся:
В нашей стране одним из первых гербаризировал растения Пётр первый. Его гербарий хранился в Московском университете, но погиб во время пожара Москвы в 1812 году.
Рано или поздно увлечение гербарием, где представление о растении
было максимально возможным, перерастало в создание композиций из
растений. В Ясной Поляне хранятся несколько альбомов с композициями, созданными Софьей Андреевной Толстой и её детьми из засушенных растений, собранных в окрестностях усадьбы.
Наталья Николаевна Пушкина с детьми собирали цветы и травы Святогорья в Михайловском и на листах альбома, сделала художественные композиции из вереска, хвоща, пижмы,
тысячелистника, кореопсиса, петуньи. Этот альбом сохранился до наших дней.
В нашей стране первые исследования, касающиеся засушивания растений с сохранением их естественной окраски, принадлежат З.А.Мамонтовой и М.П.Бединггауз. Оба автора дают не только подробную характеристику растений с точки зрения сохранности их природного цвета, особенностей засушивания, но и публикуют свои композиции.
Рассказ педагога.
Искусство создания оригинальных поделок и картин из природного
материала всё чаще называют загадочным словом «Флористика».
Что такое – флористика?
Может кто – то знает, что такое флористика?
Объект из природного материала, оформление интерьера, витрины с
помощью цветов, весенняя композиция или корзина, свадебный букет или
украшение для невесты, настенное панно или коллаж из сухоцветов,
композиция из горшечных растений – всё это относится к флористике.
Флористика – это очень ёмкое понятие, и каждый вкладывает в это понятие
свой смысл. Для кого – то это увлечение цветами, для кого – то образ жизни,
для кого – то карьера, кто – то считает, что флористика - это ремесло, а для
кого – то искусство.
Таким образом флористика – разновидность декоративно – прикладного
искусства, создание букетов, композиций, панно, коллажей из различных
природных и растительных материалов, которые могут быть живыми, засушенными или искусственными.
Флористический дизайн помогает создать гармонию с внешним миром прогресса и спокойствием природы. Цветы, растения символизируют жизнь, позволяют дополнить любой интерьер, придать ему неповторимость.
Флористические работы могут быть самыми разнообразными.
Показ флористических работ.
8.Инструктаж учителя по выполнению работы.
Перед началом выполнения работ повторение правил техники безопасности:
- не следует передавать ножницы острыми концами вперёд;
- ножницы передают кольцами вперёд, чтобы не поранить ими берущего;
- не кладите ножницы под руками, т. к. нечаянно задев, вы можете уронить их на ноги сидящего рядом человека;
- клей наносите на поверхность рабочего материала кисточкой;
- не следует сильно давить на пузырёк с клеем, так как клей может попасть на
окружающих;
- излишки клея с работы следует удалять мягкой тряпочкой.
9.Выполнение практической работы.
Для того чтобы приступить к созданию вашего панно, вы должны выбрать
растения, выполнить эскиз вашей будущей работы, с учётом выбранных
растений. При изготовлении панно эскиз вам рисовать не надо, т. к. композиция из засушенных растений обычно не задумывается заранее, а
возникает в процессе перебирания засушенных богатств.
Все произведения рождаются по подсказке растительного материала. Так же
при создании панно следует учитывать цвет фона, на котором будет находиться ваша композиция. Она не должна сливаться с фоном. Если фон светлый, то растения должны быть темнее фона и наоборот, если фон
темный, растения светлые.
Обучающиеся выбирают растительный материал для изготовления работы.
(На столе у каждого обучающегося коробочка с засушенными растениями).
Время для изготовления работы – 15 минут.
Работы выполняются по инструктивным карточкам:
1. организуйте своё рабочее место так, чтобы не повредить растения;
2. при работе с засушенными растениями следует помнить, что они очень
хрупкие;
3. нарисуйте эскиз при помощи выбранных растений;
4. клей наносите тонким слоем, чтобы его излишки не выступали за края
растений;
5. лишний клей удаляйте при помощи салфетки;
6. не передвигайте уже приклеенные растения,
7. пользуйтесь кисточкой.
Контроль, обходы. Педагог оказывает помощь, если это необходимо.
10.Подведение итогов занятия.
Самооценка и взаимооценка.
Итак, работы выполнены. У каждого из вас на столе лежит оценочная карточка. Впишите в неё свою фамилию и оцените работы по критериям по пяти балльной системе.
А теперь поменяйтесь карточками, с сидящим рядом. Впишите в неё свою
фамилию и поставьте баллы.
(Желающие озвучивают своё мнение).
Оценка работ обучающихся педагогом.
Решение проблемы занятия. Подведение итогов.
Список литературы
Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика. /М.: ООО Издательство АСТ; Донецк: Сталкер, 2004г.
Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала: В помощь кружкам “Умелые руки”. /М.: Молодая гвардия, 1960г.
Булич О.Н. и др. Соавтор природа. Флористика. Лесная скульптура. Мозаика по дереву. /М.: Эллис Лак, 1996г.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Книга для воспитателя детсада. /М.: Просвещение, 1991г.
Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. училищ /М.: Просвещение, 1987г.