ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.И. ГУСЕВА»
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА В П.МАЯКОВСКОЕ»
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор «СОШ в п. Маяковское»
_______________ М.В. Беспалова
«31» мая 2019 г.
ПРОГРАММА
кружкового объединения
«Маячок»
(младшая группа)
Разработчик: Безверхова Анна Борисовна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
2019/2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Основное содержание | Основные формы работы | Средства обучения и воспитания | Форма подведения итогов |
1. 2.09 | Певческая установка. | Посадка певца, положение корпуса, головы. | Входная диагностика «Музыкальная грамотность» Индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты. | Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. | Словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные |
2. 3.09 | Певческое дыхание. | Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). | Индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты. | Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. | Словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные |
3. 9.10 | Музыкальный звук. Высота звука. | Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). | Тестовая проверочная работа. Индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты. | Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. | Словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные |
4. 10.10 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. | Индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты. | Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. | Словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные |
5 16.10 | Работа над дикцией и артикуляцией | Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. | Проверочная работа «Композиторы» Индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты. | Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. | Словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные |
6 17.10 | Формирование чувства ансамбля. | Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком | Индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты. | Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. | Словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные |
7 23.10 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. | Итоговая диагностическая работа. Индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты. | Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. | Словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА
«ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ».
№ занятия | Дата | Тема | Кол-во часов | Прим. |
1 | | Введение. | 1 | 209 |
2.3.4 | | Знакомство с голосовым аппаратом | 3 | 3,9,10.09 |
5.6 | | Детские песни в нашей жизни. | 2 | 16.17.09 |
8.9.10 | | Детский фольклор. | 3 | 23,24,30.09 |
11.12.13 14.15 | | Песенки из мультфильмов. | 5 | 1,7,8,14.15.10 |
16.17 | | Нотная грамота. | 2 | 21.22.10 |
18.19.20 | | Колыбельные песни. | 3 | 5,11,12. 11 |
21.22.23 | | Раскрепощение певца. | 3 | 18,19,25.11 |
24.25 | | Музыкальные игры и загадки. | 2 | 26.11, 2.12 |
26 | | Формы и жанры вокальной музыка. | 1 | 3.12 |
27.28.29 | | Детские песни в исполнении эстрадных певцов. | 3 | 9,10,16.12 |
30.31.32 | | Зимние песни. | 3 | 17,23,24.12 |
33.34 | | Школьные годы. | 2 | |
35.36.37 | | Каникулы – веселая пора. | 3 | 3 |
38.39 | | Нотная грамота. | 2 | |
40.41.42 | | Новогодний карнавал. | 3 | |
43.44.45. 46.47 | | Подготовка к новогодним утренникам. | 5 | |
48.49.50 | | Выступления на праздниках. Концерт. | 3 | |
51.52.53. 54.55.56 | | Хороводные песни и шутки. Игры. | 6 | |
57.58.59. 60.61 | | Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку. | 5 | 2.03 |
62.63.64. 65.66.67 | | Ноги сами в пляс пустились. | 6 | |
68.69.70 | | Нотная грамота. | 3 | |
Репертуар
Песня «Горошина» В.Карасевой.
«Песня о Москве» Ж.Колмогоровой.
Песня «Осень золотая» Т.Барбакуц.
Песня «Я люблю свою землю» Е.Птичкина.
Русская народная песня «Из-за леса ясный сокол вылетает»
«Песня о маме» А.Филлипенко
Песня «Детство» П.Аедоницкого.
Песня «Жар-птица» Л.Москалевой
Песня «Хрустальный башмачок» Ю.Верижникова.
Русская народная песня «Рождество Христово».
Песня «Зимняя сказка» С.Крылова.
Песня «Солдат, он парень бравый» В.Шаинского.
Песня «Солдаты России» В.Петрова.
Песня «Озорная». Ю.Верижникова.
Песня «Принцесса» Ю.Гуцалюк.
Песня «Млечный путь» Ю.Верижникова.
Песня «Пусть вечным будет мир» Ю.Антонова.
Песня «Мир вам, люди» Б.Савельева
Песня «Победа остается молодой». Ю .Помельников.
Песня «Самая счастливая» Ю.Чичкова
Песня «Лесной марш» Ю.Чичкова.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕПЕЧЕНИЕ
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты (инструменты для шумового оркестра), проигрыватель, мультимедиа, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные
Нормативно-правовые документы:
Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
Конституция РФ.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам».
Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14»
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006т№06-1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учащихся, родителей, учителей…
Композиторы:
http://www.chopin.pl — произведения Ф. Шопена.
http://gfhandel.org — сайт, посвященный Г.Ф. Генделю.
http://www.jsbach.org — сайт, посвященный И.С. Баху.
http://www.lvbeethoven.com/Oeuvres/Hess.html - сайт, посвященный Бетховену (на фр. языке) в разных разделах представлены музыка композитора, большая портретная галерея, включающая и современные портреты, и экслибрисы композитора.
Mozart
http://www.mozartforum.com/
http://www.studio-mozart.com/mozart/.../mp3/index.htm
http://www.netmode.ntua.gr/~ktroulos/music/Mozart/
http://www.stringsinthemountains.org/m2m/1once.htm - мультимедийная биография Моцарта для детей.
http://www.asahi-net.or.jp/~rb5h-ngc/e/k516f.htm
http://www.mussorgsky.ru/
http://www.senar.ru/ - Рахманинов. Воспоминания и фотографии.
http://www.rahmaninov.info/
http://opera.r2.ru/ - Н.А. Римский-Корсаков.
http://www.tchaikov.ru/
http://georgysviridov.narod.ru/ - на сайте представлены музыкальные файлы в форматах mp3 и wav практически всех, выпущенных CD, а также книги «Музыка как судьба» и др.
http://ciurlionis.licejus.lt/ - на сайте представлены биография, галерея и музыкальные произведения Микалоюса Константиноса Чюрлениса. Сайт опубликован на литовском и английском языках.
http://booksite.ru/gavrilin/ - Валерий Гаврилин: музыка, публикации.
http://www.pakhmutova.ru/ - официальный сайт Александры Пахмутовой.
http://www.schoenberg.at/ - центр Арнольда Шёнберга в Вене.
http://blog.wfmu.org/freeform/2007/04/john_cage_on_a_.html#top – блог, на котором можно посмотреть видеозапись исполнения Джоном Кейджем его «Water music» во время проведения игрового шоу в 1960 г.
http://www.beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php//portal_en
Песня, песня, песня:
http://www.bard.ru/ - авторская песня.
http://www.plus-msk.ru/ - коллекция минусовок mp3.
http://fanerka.com/ - минусовки, караоке.
bananastreet.ru - электронная музыка с последними обновлениями.
www.zaycev.net - Один из популярнейших музыкальных бесплатных сайтов музыки.
zvukoff.ru -Один из популярнейших муз. сайтов, скачивание бесплатно.
mp3arena.ru - скачивание бесплатно с обширным скачиванием музыкального архива.
rnbxclusive.com для любителей рнб - хип хоп музыки
www.europaplus.ru - Европа плюс
zvuki.ru -около 50 тыс. песен для свободного скачивания
funkysouls.com