Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новгородская общеобразовательная средняя школа им. В.Н. Лесина»
РЕКОМЕНДОВАНА Педагогическим советом Протокол № от« » 2020г | УТВЕРЖДЕНА Директор и.о. школы С.А. Середина Приказ № от« » 2020г |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Очумелые ручки»
Направление программы: Общекультурное
Образовательное объединение: «Очумелые ручки»
Срок реализации: 1год
Возраст учащихся: 5-11 класс
Вид программы: модифицированная
Продолжительность освоения программы: 1год
Автор: Шабалина Марина Владимировна
учитель технологии
первая квалификационная категория
Рассмотрена: МО классных руководителей: протокол №
от « » августа 2020г.
с. Новгородка 2020г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Очумелые ручки» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009№ 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС». Программа «Очумелые ручки» по декоративному творчеству была разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. и примерных программ по учебным предметам школы для занятий кружка с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план школы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
Программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» разработана для занятий с учащимися 5-11 классов во второй половине дня.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 -часа в неделю.
Срок реализации программы 1 год.
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Задачи программы:
Ознакомить учащихся с различными видами декоративно-прикладного искусства;
Развивать познавательную активность и самостоятельность; индивидуальные и творческие способности;
Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Воспитывать любовь к творчеству.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
1) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Познавательные:
Общеучебные:
1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
3) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические:
1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
2) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Постановка и решение проблемы:
1) формулирование проблемы;
2) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
1 планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
2) коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
3) оценка результатов работы.
Коммуникативные:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2) управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Предметные:
1) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
2) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
3) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
Основные формы организации деятельности на занятиях
коллективная;
индивидуальная;
групповая.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
•наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
•репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
•частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности, учащихся на занятиях:
•фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
•групповой – организация работы в группах.
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Выпускник научится:
Инструменты и приспособления для работы с нитками и тканью;
Правила изготовления шаблонов;
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе;
Личностную или социальную значимость продуктов своего труда или труда других людей;
Средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция и т. д.);
навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
Определение и соблюдение последовательность технологических операций при изготовлении изделия;
Выпускник получит возможность научится:
Подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограничивающих условий;
Планировать свою деятельность и осуществлять контроль за её ходом;
Изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, смысловому замыслу;
Собирать модели несложных объектов из деталей конструктора по образцу, эскизу, сборочной схеме, собственному замыслу;
Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
Соблюдать правила личной гигиены и безопасные приёмы работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;
Наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок. Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68часов)
Дизайн интерьера и декоративное убранство жилых помещений (6 ч.)
Понятие о дизайне. Требования, предъявляемые к оформлению жилых помещений. Общий алгоритм действий при создании интерьера. Знакомство с профессией дизайнера. Работа на компьютере, создание комнаты.
Картины в интерьере (14ч.)
Декоративные картины. Необходимые материалы и инструменты для их создания. Декоративные картины из природных материалов. Технология выполнения картин изонитью. Технология выполнения картин методом торцевания.
Практические работы. Картины из природных материалов (листьев, пряжи). Вышивка картин в технике «Изонить». Изготовление картин методом торцевания.
Украшения из бумаги. (12 ч.)
Искусственные цветы в интерьере жилища. Моделирование их гофрированной бумаги. Изделия в технике «Оригами».
Практические работы. Цветы из салфеток, гофрированной бумаги. Модульное оригами - объемные изделия.
Плетеные изделия. (10 ч.)
Техника плетения макраме, крючок, спицы. Создание узоров на компьютере.
Практические работы. Плетеное кашпо. Плетеная салфетка. Украшение цветочных горшков.
Мир открыток. (6 часов)
Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве поздравительной открытки.
Практические работы. Изготовление поздравительной открытки.
Самодельные элементы декора интерьера из бросового материала
(16 ч.)
Лоскутная техника. Технология выполнения изделий из остатков ткани. Изделия из одноразовой посуды, пластиковых бутылок. Технология их выполнения.
Практические работы. Игольница «Кот усатый». Панно и изделия из пластиковой посуды.
Творческий проект (3ч.)
Создание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования. Выбор и обоснование темы проекта. Этапы выполнения проекта. Оформление пояснительной записки проекта. Как презентовать проект.
Практическая работа. Разработка проекта, создание мультимедийной презентации к проекту.
Защита итоговых творческих работ (1час)
Защита проекта с мультимедийной презентацией.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема раздела, урока | Кол. ч. |
План | факт |
| | | Дизайн интерьера и декоративное убранство жилых помещений | 6 |
| 03.09 | | Дизайн интерьера и декоративное убранство жилых помещений. | 1 |
| 03.09 | | Техника безопасности | 1 |
| 10.09 | | Создание комнаты кухни | 1 |
| 10.09 | | Создание комнаты кухни | 1 |
| 17.09 | | Создание комнаты кухни | 1 |
| 17.09 | | Создание комнаты моей мечты | 1 |
| | | Картины в интерьере | 14 |
| 24.09 | | Декоративные картины. | 1 |
| 24.09 | | Основные приёмы изонити. | 1 |
| 01.10 | | Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити. | 1 |
| 01.10 | | Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити. | 1 |
| 08.10 | | Декоративные картинки в технике изонити и технология их изготовления. | 1 |
| 08.10 | | Декоративные картинки в технике изонити и технология их изготовления. | 1 |
| 15.10 | | Изготовление декоративных картин из природных материалов | 1 |
| 15.10 | | Изготовление декоративных картин из природных материалов | 1 |
| 22.10 | | Инструменты и материалы. | 1 |
| 22.10 | | Техника торцевания. | 1 |
| 29.10 | | Техника торцевания. Необходимые инструменты и материалы. | 1 |
| 29.10 | | Изготовление картин в технике Торцевания | 1 |
| 12.11 | | Изготовление картин в технике Торцевания | 1 |
| 12.11 | | Изготовление картин в технике Торцевания | 1 |
| | | Украшения из бумаги. | 12 |
| 19.11 | | Материалы и инструменты. | 1 |
| 19.11 | | Виды украшений из цветов. | 1 |
| 26.11 | | Искусство оригами. Модульное оригами. | 1 |
| 26.11 | | Базовая форма «Треугольник», «Рыба», «Птица» | 1 |
| 03.12 | | Оригами в Интернете | 1 |
| 03.12 | | Изготовление жалюзей | 1 |
| 10.12 | | Отделка готового изделия | 1 |
| 10.12 | | Динамическая открытка с аппликацией. | 1 |
| 17.12 | | Моделирование из бумаги и проволоки. | 1 |
| 17.12 | | Выпуклая аппликация. Коллективная работа. | 1 |
| 24.12 | | Аппликация из круглых салфеток. | 1 |
| 24.12 | | Аппликация из круглых салфеток. | 1 |
| | | Плетеные изделия. | 10 |
| 14.01 | | Инструменты и материалы для плетения. Приёмы плетения и закрепления нитей. | 1 |
| 14.01 | | Приёмы плетения и закрепления нитей. | 1 |
| 21.01 | | Оформление салфетки. Бахрома. | 1 |
| 21.01 | | Оформление салфетки. Бахрома. | 1 |
| 28.01 | | Схемы и технология вязания крючком. | 1 |
| 28.01 | | Схемы и технология вязания крючком. | 1 |
| 04.02 | | Подставка под горячее | 1 |
| 04.02 | | Оформление салфетки. Бахрома. | 1 |
| 11.02 | | Прихватка | 1 |
| 11.02 | | Прихватка | 1 |
| | | Мир открыток. | 6 |
| 18.02 | | Техники «Квилинг», «Айрис-фолдинг» | 1 |
| 18.02 | | Техники «Квилинг», «Айрис-фолдинг» | 1 |
| 25.02 | | Техники «Квилинг», «Айрис-фолдинг» | 1 |
| 25.02 | | Динамическая открытка с аппликацией. | 1 |
| 04.03 | | Моделирование из бумаги и проволоки. | 1 |
| 04.03 | | Выпуклая аппликация. Коллективная работа. | 1 |
| | | Самодельные элементы декора интерьера из бросового материала | 16 |
| 11.03 | | Лоскутная техника. Материалы и инструменты. | 1 |
| 11.03 | | Правила безопасности. | 1 |
| 18.03 | | Изготовление творческого изделия. Сборка изделия. | 1 |
| 18.03 | | Изготовление творческого изделия. Сборка изделия. | 1 |
| 01.04 | | Аппликация из пуговиц. | 1 |
| 01.04 | | Аппликация из пуговиц. | 1 |
| 08.04 | | Поделки из бросового материала. | 1 |
| 08.04 | | Поделки из бросового материала. | 1 |
| 15.04 | | Изделия из одноразовой посуды | 1 |
| 15.05 | | Изделия из одноразовой посуды | 1 |
| 22.04 | | Изделия из пластиковых бутылок | 1 |
| 22.04 | | Изделия из пластиковых бутылок | 1 |
| 29.04 | | Динамическая открытка с аппликацией. | 1 |
| 29.04 | | Динамическая открытка с аппликацией. | 1 |
| 06.05 | | Моделирование из бумаги и проволоки. | 1 |
| 06.05 | | Выпуклая аппликация. Коллективная работа. | 1 |
| | | Творческий проект | 3 |
| 13.05 | | Выбор и обоснование темы проекта. Пути создания модели (эскизы, цветовое решение) | 1 |
| 13.05 | | Технологическая последовательность изготовления изделия. | 1 |
| 20.05 | | Оформление творческого проекта | 1 |
| | | Защита итоговых творческих работ | 1 |
| 20.05 | | Защита проекта | 1 |
Оценочный инструментарий
№ п/п | Тема | Оценочный инструментарий |
| Персональные выставки | |
| Участие в школьных и районных выставках | |
| В конце учебного года защита проектов | |
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
http://allforchildren.ru
7. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н Уроки творчества. – Самара, 2005
8.Журнал «ИКТ в образовании» - 10.07.2007 г. Девять этапов, или Ученический проект от А до Я
9.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
10.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
11. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 296 с.: ил.
12.Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.,