Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» города Чебоксары Чувашской Республики.
Кружок: Растениеводство
Учитель биологии: Васильева Ирина Николаевна 2015-2016 учебный год
-2015- |
Пояснительная записка
Кружок проводится в рамках проекта «Волонтеры» за 2015 – 2016 учебный год.
Одним из путей воспитания у школьников любви к природе, к своему краю, дому; бережливого, хозяйственного отношения к ее богатствам является приобщение учащихся к изучению родной природы и активной природоохранительной деятельности во внеурочное время.
Настоящая программа предназначена для дополнительного образования в области эколого-биологического, декоративно-прикладного направления в форме кружка «Растениеводство», для детей 12-14 лет. В этом возрасте у детей преобладает потребность в развитии деятельно-коммуникативной сферы, более развит интерес к познанию своего окружения.
Направление данного курса эколого-биологическое, декоративно-прикладное. Необходимым звеном в этой цепи является изучение строения цветочно-декоративных растений. На его базе рассматривается частное цветоводство, что необходимо сейчас для возможного направления личности. Учащиеся изучат в этом разделе все виды растений озеленителей. Рассмотрят использование растений в зеленом строительстве. Изучат название растений, которые окружают экологические факторы их жизни.
Программа призвана, существенно дополнить и углубить знания учащихся, полученные при изучении других предметов, и является частично пропедевтическим по отношению к изучению биологии в старших классах.
Программа рассчитана на 32 часа. Время на практическую работу отводится от 30 до 45 минут, в зависимости от ее наполнения.
Цель данного курса: Воспитать у ребят любовь к природе, научить наблюдать их за жизнью природы, привлечь к практической деятельности и дать навыки работы в кабинете биологии.
В процессе создания кружка определились такие задачи:
Задачи: Через кружковую работу углублять знания учащихся по биологии, привить интерес к предмету, воспитать ответственность за порученное дело, трудолюбие; побуждать у учащихся стремление к систематическому чтению биологической литературы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
строение цветочно-декоративных растений, среду их жизни и способы ее
управлением;
основные способы размножения;
организацию территорий цветочного хозяйства;
приемы выращивания растений;
понятия о частном цветоводстве;
растения окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
собрать семена растений;
провести посадку;
произвести размножение;
уметь ухаживать за цветами;
уметь составлять букеты.
Принципы построения курса
В данную программу вошли 6 разделов, которые дают представления о работе с растениями.
Первым разделом кружка является: «Общее цветоводство», где учащиеся увидят, что цветочно-декоративные растения отличаются друг от друга габитусом, окраской, формой листьев, а так же биологическими особенностями роста и цветения. Что бы управлять развитием растений, необходимо знать основные процессы жизнедеятельности, происходящие в них в разные периоды их жизни, и на основе этих знаний применять соответствующие приемы выращивания.
Чтобы выжить и укрепиться в современном социуме необходимо обладать предприимчивой жилкой, иметь широкий кругозор в данном случае в частном цветоводстве, чему и посвящен второй раздел программы кружка — это «Частное цветоводство», где ребята познакомятся с ассортиментом культивируемых в открытом грунте цветочных и декоративных растений. Эта тема раскрывает секреты производства декоративных цветов круглогодично.
Третья тема: «Использование декоративных растений в зеленом строительстве» — Зеленые насаждения — это один из основных элементов благоустройства населенных пунктов. Помимо эстетического, они имеют и огромное санитарное значение, защищая город и поселки от дыма, выхлопных газов, пыли и пр. Парки, сады, аллеи и бульвары — это свободные артерии, очищающие загрязненный воздух городов. Древесно-кустарниковые насаждения в значительной степени сглаживают амплитуду температурных колебаний. Особенно большое значение насаждения имеют в борьбе с различными шумами. Значение этих факторов обеспечивает этическое отношение к зеленым насаждениям.
Бесспорно эстетическое влияние цветов на жизнь человека. В окружении прекрасного человеку хочется быть лучше, кроме того, многие цветочные растения имеют унитарное значение, т. е. Используются в пищевой, эфирно-масляной, лекарственной промышленности.
Четвертая тема: «Семеноводство цветочных растений» — раскрывает основную цель — не получение вообще высших урожаев семян, а получение семян от высоко декоративных растений, хотя, как правило, они дают небольшой урожай. Декоративность растений значительно зависит от качества семян. Следовательно, убедятся учащиеся, семеноводство — важнейшая отрасль цветоводства.
Пятая тема позволит учащимся освоить основы опытного дела, позволит познакомиться с основами научно-исследовательской работы путем постановления опытов. Ребята на собственном примере убедятся что благодаря трудовым усилиям и накопленным знаниям можно добиться хороших результатов и в цветоводстве. Например: как влияют агротехнические приемы на созревания растений.
Шестая тема — полностью практическая. Эта тема приходится на конец мая, когда возникает необходимость в уборке комнатных растений на летний период. Ребята участвуют в подкормке, подсыпке, поливке и уборке растений на летнее хранение
№ п/п | Тема | Формы и методы работы | Результаты обучения |
1. | Введение | Беседа | Выявить круг вопросов изучаемых в теме. Поставить задачу. Учебные принадлежности. |
I.Общее цветоводство |
1. | Вечер: Эколого-биологический эрудицион «Цветы — земной красы начало». | | |
2. | Практическая работа | Практическая деятельность | Расстановка цветов после летнего периода; полив, подкормка, обработка. |
3. | Строение цветочно-декоративных растений | Изучение Беседа | Научить видеть, чувствовать, понимать, знать что создано природой – этическое отношение к природе. |
4. | Экскурсия: Осенние явления в жизни растений. | | |
5. | Среда и управление ею. Тепловой и водный режим Световой режим, воздух.. | Информационное сообщение | Знать факторы от которых зависит рост и развитие растений. |
6. | Игра: «Зеленое лето» | Игра | Знать окружающий мир растений. |
7. | Размножение декоративных растений | Знать приемы размножения на практике | Уметь на практике применять различные способы размножения растения, понимая их биологические особенности. |
8. | Вечер: « По следам цветов» | | |
9. | Практическая работа «Размножение растений открытого и закрытого грунта» | | |
10. | Организация территории цветочного хозяйства. Оранжереи, парники и др. производные площади | Знакомство по рисункам с особенностями организации цветочного хозяйства | Уметь отличать оранжереи, парники, рассадники, знать их особенности. |
11. | Зеленые операции и другие приемы по уходу за растениями | Знакомство с различными способами обрезки по таблицам | Знать правила приема обрезки растений направленных на получение наибольшей декоративность растений. |
12. | Практическая работа: Зеленые операции | Проведение прищипки, стрижки, подвязка | Применение полученных знаний на практике. |
13. | Система защиты растений. Борьба с болезнями и вредителями. Экологические факторы воздействия на растения | Круглый стол: как вы понимаете систему защиты растений | Знать профилактические и истребительные меры защиты. |
14. | Практическая работа: «Защита растений». Экологический мониторинг | Практические действия | Проведение истребительных мер защиты. Экологический мониторинг: «Состояние воздушной среды». |
II.Частное цветоводство |
1. | Однолетние цветущие растения | Демонстрация фотографий, семян. Беседа с элементами лекций. | Знать наиболее распространенные однолетние растения, их характерные особенности, их применение, посев, сбор семян. |
2. | Вьющиеся цветочные растения, сухоцветы. Горшечные растения | Информационное сообщение учащимся. Демонстрация поделок. Реферат. | Очень ценные растения, используемые для вертикального озеленения. Знать лекарственные растения своего края. Используют для составления зимних букетов, картин. |
3. | Практическая работа: «Использование сухоцветов» | Заготовленный материал. | |
4. | Практическая работа: «Изучения названий комнатных растений» | Комнатные растения | Знать название комнатных растений по этикетам. |
5. | Практическая работа: «Игра в лето». | Игра в лото «Угадай растение». | Знать растение своей местности. |
6. | Экскурсия: Зимние явления в жизни растений. | | |
7. | Практическая работа: «выгонка растений» | Горшочки | Способы выгонки. |
8. | Вечер: «Конкурс-турнир знатоков природы» | | |
III. Использование декоративных растений в зеленом строительстве. |
1. | Устройство цветника. Формы цветочных насаждений, подбор растений. | Демонстрация схем, рисунков. | Знать различные формы цветочных насаждений. |
2. | У каждого растения свой черед. | Беседы | Знать первоцветы. |
3. | Тайны разные цветущих растений. | | |
4. | Составление, букетов, аранжировка корзин. Декорирование помещений. | Лекция с элементами диспута | Знать технику составления букетов, корзины, помещений. |
IV.Семеноводство цветочных растений. |
1. | Практическая работа: «Составление схем, рисунков цветников». | Демонстрации букетов, фото, картины. | Закрепить знание о видах цветников. |
2. | Практическая работа: конкурс: «Составление букета, корзин». | | Применение техники составления букетов. |
3. | Практическая работа: «Уход за цветами». | Практические действия. | Уметь правильно осуществить нужный уход за цветами. |
4. | Подготовка школьных цветов к летнему содержанию. | Объяснение, закрепление. | Знать необходимые меры для летнего содержания растений. |
5. | Практическая работа: «Установка цветов на летнее содержание». | Практические действия. | |
Литература:
В.Чуб, К.Лёзина «Комнатные растения» ЭКСМО-ПРЕСС,М .,1999.
В.В.Вакуленко и другие «Декаративное садоводство» М., просвещение 1982.