Муниципальное общеобразовательное учреждение
Захальская средняя общеобразовательная школа
имени П.С. Лухнева.
«Согласовано» Замдиректора по ВР _____________Лухнева С.М «01» 09. 2016 года | «Утверждаю» Директор школы ______________Рудова О.С. Приказ от « 02» 09. 2016 г. № 38/4 |
Программа по внеурочной деятельности обучающихся
по краеведению
«Клуб исследователей истории Сибири»
Составитель:
Учитель истории и
обществознания,
Проскурякова М.А.
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
- Программа курса «История Сибири конца XVI начала XX века» для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.А Скубневский ,Ю.М. Гончаров. 2016 г.
- Программа курса «Земля Иркутская» для высших учебных заведений. Авторы: З.И. Рабецкая, В. И.Сверчков. 2015 г.
- Программно-методические материалы для общеобразовательных учреждений «История Сибири» для 7-9 классов. Авторы: Ф.С. Кузнецова, В.А. Зверев.
Также программа составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ Захальская СОШ в соответствии с:
- Федеральным законом 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО) (для V-VIII- х классов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС основного общего образования в пилотном режиме).
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
- Основной образовательной программой основного общего образования МОУ Захальская СОШ.
- Положение о прядке разработки и утверждении рабочих программ МОУ Захальская СОШ
В авторскую программу были внесены значительные изменения и дополнения с целью введения в школьную программу ранее неиспользованных сведений из истории Сибири, особенностей развития и интересов обучающихся, а также реализации целей программы кружковой деятельности и круга интересов ее составителя.
Цель:
Развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать и интерпретировать источники для изучения истории Сибири.
Задачи:
Образовательные:
- рассмотреть различные аспекты (политические, экономические, социальные, культурные, экологические, этнографические) и характерные черты истории Сибири,
- выяснить особенности архитектуры Сибири с XVII века,
- проанализировать дипломатические связи Сибири со странами Востока,
- рассмотреть роль Сибири в развитии России, ее значение и перспективы,
- рассмотреть историю родного села, школы, семьи в контексте истории Сибири и Иркутска,
Воспитательные:
- воспитание чувства гражданственности, политической культуры и участия в гражданском обществе,
- развитие интереса к истории родного края, его значению и перспективам, понимание роли истории в жизни человека
- воспитание чувство долга перед Малой Родиной, понимание ее проблем и своих возможностей оказать благоприятное влияние на ее развитие,
Развивающие:
- формирование собственной исторической позиции, умению аргументировать и отстаивать свою точку зрения,
- обучение способам поиска, сбора, интерпретации и анализу информации, ее систематизации, проверки достоверности фактов, краеведческим навыкам работы
- работа над культурой оформления собственных учебных изысканий,
- развитие способности работать с дополнительной литературой и разного вида источниками.
- ориентировка в городском пространстве, понимать образно-знаковый язык карт, схематических планов города;
Также в процессе реализации программы мы основываемся на следующих принципах:
Свобода творчества и самореализации,
Автономность в своих учебных изысканиях,
Взаимопомощь, взаимоуважение и взаимоответственность,
Интересная и доступная информация, легкость усвоения и обучения,
Активная практическая деятельность по изучению своего края,
Патриотизма и любовь к малой Родине, к Сибири, к России
Создание зоны комфорта,
Толерантность, понимание
Продуктивная проектная деятельность направленная на улучшение жизни Малой Родины, полезность проекта
Новизна Программы заключается в изучении истории Сибири посредством анализа и интерпретации источников, а также концентрации внимания учащихся на таких малоизученных моментах истории Сибири, как ее архитектуре и дипломатических связях.
Методы, используемые в программе:
Эвристический, иллюстративный, поисково-исследовательский, проектный, кейс-метод, игровые методы.
Формы проведения занятий:
Экскурсии.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами; Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Структура курса:
В основу построения курса положен историко-хронологический принцип, предполагающий изучение истории Сибири с древности и до современности, а также проблемный принцип, предполагающий изучение конкретных аспектов истории Сибирского регион: его дипломатии со странами Востока и характерных черт сибирской архитектуры.
Программа рассчитана на год обучения по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Предполагается синхронное рассмотрение истории Иркутской области в контексте истории Сибири.
Знания истории Малой Родины, ее развития и эволюции являются самым необходимым элементом патриотического воспитания, поскольку каждый человек соотносит понятия «Родина» именно с родным краем. Количество часов по предмету «История России» не позволяет в полной мере реализовать региональный компонент изучения истории родной страны ни в количественном, ни в качеством соотношении. Поэтому вопрос краеведческих знаний, умений и навыков лежит очень остро. В истории Сибири, Иркутской области и каждого отдельного поселка очень много интересного, непознанного, что позволяет не только развить познавательные умения и навыки учащихся, но и реализовать потребность каждого ребенка в творчестве, поиске самого себя через историю своих предков. Этим и обусловлена актуальность, важность и значимость данной программы.
Основное содержание программы кружка курса внеурочной деятельности.
Основное содержание программы делится на модули и темы, каждый модуль является отдельной темой, связанной с предыдущей, но носящей самостоятельный характер.
Модуль 1. От куда пошла земля Сибирская. Сибирь Древняя (6 часов)
Введение. Что есть история? Краеведение – наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Историческое исследование.
Сибирь в древности и средневековье. Изучение материальных памятников, изучение фото и видео источников. Анализ роли татаро-монгол в истории Сибири. Топонимика родной земли. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. Народы Сибири, занятия, быт, нравы, религия.
Сибирь в XVI-XVII вв., покорение Сибири Ермаком. Управление Сибирью. Первые поселения: остроги, церкви, древнейшие населенные пункты. Поиск документов, сведений и своем населенном пункте. История Иркутска в контексте изучения истории Сибири. Загадочный Иркутск – музей под открытым небом, который мало кто замечает.
Модуль 2. Второе открытие Сибири. Сибирь ссыльная (6 часов)
Начало изучение Сибири. Сибирь и экспедиции в 18 веке. Всероссийское географическое общество. Русско-американская компания. Христианизация Сибири. Первые ссыльные. Культура Сибири от аборигенов до ссыльных. Социально-экономическое развитие Сибири в 18-19 вв. реформы М.М. Сперанского. Внешняя торговля с Востоком. Взаимоотношения с Европейской Россией. Декабристы и Сибирь. Общественная жизнь Сибири в 19 веке. Генерал-губернаторы Сибири. Иркутские губернаторы.
Неизвестные страницы истории родного населенного пункта, работа с архивными документами. Появление в поселке первых учебных заведений.
Модуль 3. Сибирь революционная и Сибирь Советская ( 7 часов)
Революция и Гражданская война в Сибири. Белые, красные, партизаны, повстанцы. Иркутская область в Гражданской войне. Повстанческие отряды-банды Донского, Чернова, Кочкина.
Между гражданской и Великой Отечественной войнами. Моя семья на фронте и в тылу. Репрессии. Предвоенные и послевоенные годы. Послевоенная жизнь. Сибирь до 1991 г. Современная Россия и Сибирь. Современное политическое, экономическое, социальное положение Сибири. Культурные достижение Сибири.
Модуль 4. Сибирская архитектура: неизученные чудеса зодчества (7 часов)
Введение в историю Архитектуры. Стили архитектуры, основные приемы, характеристики, части зданий и сооружений. Древнерусская архитектура. Первые архитектурные памятники Сибири. Иркутск деревянный. Сибирское барокко в деревянной гражданской архитектуре. Основные элементы строений. Церкви Сибири и Иркутска. Уникальные памятники деревянного зодчества. Пожар в Иркутске 1879 г. Иркутск каменный. Ранжирование стилей архитектуры в памятниках Иркутска. Здания иркутского купечества. Иркутские меценаты. Посещение музея декабристов. Экскурсия по архитектуре Иркутска
Модуль 5. Сибирь и дипломатия с Востоком (8 часов)
Первые связи Сибири и стран Востока. Сибирь – основное звено в дипломатии с Востоком. Первые военные столкновения. Начало дипломатических миссий на Восток. Граф Н.Н. Муравьев-Амурский и его вклад в историю Сибири и России. Самые известные дипломаты России на Востоке. Забытые легенды. Дипломатия России на Востоке в XIX веке. Курильские вопрос. Современные связи России и Востока. Значение восточного направления во внешней политике
Календарно - тематическое планирование
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма проведения | Дата план | Дата коррект |
Модуль 1. От куда пошла земля Сибирская. Сибирь Древняя (6 часов) | |
1 | Что есть история? Основы краеведения. | 1 | Провести мини-исследование члена своей семьи на основе имеющихся документов. | | |
2 | Сибирь в древности. | 1 | Задание: узнать как перевод и значение различных местных топонимов. | | |
3 | Культуры и стоянки. | 1 | | | |
4 | Народы Сибири. | 1 | Приготовить по презентации народа, задание в парах. | | |
5 | Покорение Сибири. Как Русь Сибирью прирастала. | 1 | Найти сведения об истории своего поселка. Продукт работы | | |
6 | Посещение музея Истории города Иркутска | | Составление отчета посещения музея | | |
Модуль 2. Второе открытие Сибири. Сибирь ссыльная (6 часов) | |
7 | Начало изучение Сибири. | 1 | Обработка сведений, информации | | |
8 | Культура Сибири в Новое время | 1 | | | |
9 | М.М. Сперанский и Сибирь | 1 | История Родной школы, работа в школьной библиотеке | | |
10 | Декабристы и Сибирь. | 1 | | | |
11 | Интерактивная экскурсия в музей декабристов города Иркутска им. Волконского. | | | | |
12 | Моя деревня. Неизвестные страницы. | | Подготовить сообщение о своей деревне, школе. | | |
Модуль 3. Сибирь революционная и Сибирь Советская ( 7 часов) | |
13 | Революция и Гражданская война в Сибири. | 1 | | | |
14 | Между гражданской и Великой Отечественной войнами. Моя семья на фронте и в тылу | 2 | Сообщение о предках, живших во время ВОВ. Работа в личном архиве | | |
15 | Послевоенная жизнь. Сибирь до 1991 г. | 2 | | | |
16 | Современная Россия и Сибирь | 1 | Сбор периодических источников | | |
17 | Культура Сибири в XX веке | 1 | Разработка интервью | | |
18 | Посещение ветеранов. | 1 | Обработка интервью как исторического источника | | |
19 | Первая внутриклубная конференция. | 1 | Защита первичных проектов. | | |
Модуль 4. Сибирская архитектура: неизученные чудеса зодчества (7 часов) | |
20 | Введение в историю Архитектуры | 1 | | | |
21 | Древнерусская архитектура. Первые архитектурные памятники Сибири | 1 | Поиск информации в интернете | | |
22 | Иркутск деревянный. | 1 | | | |
23 | Иркутские церкви. Сибирское барокко | 1 | Поиск информации в интернете | | |
24 | Пожар в Иркутске 1879 г. Иркутск каменный | 1 | | | |
25 | Здания иркутского купечества. Иркутские меценаты | 1 | Поход в библиотеку, поиск информации в библитеке | | |
26 | Посещение музея декабристов. Экскурсия по архитектуре Иркутска | 1 | | | |
Модуль 5. Сибирь и дипломатия с Востоком (8 часов) | |
27 | Первые связи Сибири и стран Востока | 1 | | | |
28 | Сибирь – основное звено в дипломатии с Востоком. Первые военные столкновения | 1 | Работа с периодическими источниками, с учебной и научной литературой | | |
29 | Начало дипломатических миссий на Восток | 1 | | | |
30 | Граф Н.Н. Муравьев-Амурский. | 1 | Поиск информации в интернете | | |
31 | Самые известные дипломаты России на Востоке. Забытые легенды | 1 | | | |
32 | Дипломатия России на Востоке в XIX веке | 1 | Поиск информации в интернете | | |
33 | Курильские вопрос. Современная дипломатия | 1 | | | |
34 | Итоговая конференция. Выпуск статей в школьный сборник. Публикация в российских школьных журналах лучших статей | 1 | | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа родного края как важной части Российского государства,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о единстве российского народа, солидарности и национальной идентичности
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным, культурным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками интерпретации адаптированных исторических источников, анализа, обработки представленной в них информации,
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг перед Родиной, культурные традиции, ценности архитектуры,
знакомство с основами истории Сибири, Иркутской области и Иркутска, своего населенного пункта, школы и своей семьи как неразрывного целого, преемственного, важной части истории государства Российского,
формирование первоначальных представлений об архитектурных памятниках Малой Родины, их ценности и необходимости сохранения,
осознание ценности дипломатических связей в международных отношениях, важной роли Сибири в дипломатии России и Востока
Оценка результатов изучения курса
Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путем устного опроса, обсуждения темы, анализа источников, работы над проектами, которая осуществляется непрерывно. Контроль над стадией развития проекта. Предполагается контроль виде проведения учащимися экскурсий, участия в конференциях, публикациях в сборниках, журналах, на сайтах.
Предполагаемые результаты реализации программы
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты
сформированные основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
сформированный образа родного края как важной части Российского государства,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о единстве российского народа, солидарности и национальной идентичности
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным, культурным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметные результаты
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг перед Родиной, культурные традиции, ценности архитектуры,
знакомство с основами истории Сибири, Иркутской области и Иркутска, своего населенного пункта, школы и своей семьи как неразрывного целого, преемственного, важной части истории государства Российского,
формирование первоначальных представлений об архитектурных памятниках Малой Родины, их ценности и необходимости сохранения,
осознание ценности дипломатических связей в международных отношениях, важной роли Сибири в дипломатии России и Востока
Система оценки достижений учащихся.
В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала.
Тематику проектов выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Примерные темы творческих работ:
Я горжусь своими предками
Белые пятна истории Сибири
Летопись моего села
История моей школы
Моя семья на фронте и в тылу
Декабрист – герой или простой ссыльный?
Загадки строений Иркутска
Древнейшие церкви Иркутска
Меценаты. А. Ф. Второв
Самые известные купцы Иркутска и Сибири
Сибири и дипломатия с Китаем
Самые известные дипломатические миссии на Восток
Учебно – методический комплект.
Археологическое наследие Байкальской Сибири: Сб. статей. Вып. 1-2. – Иркутск, 1996-2002.
Асеев И.В. Прибайкалье в средние века (по археологическим данным). – Новосибирск: Наука, 1980. -151с.
Байкальская Сибирь в древности: сб. науч. тр. – Иркутск: ИГУ. 1995.
Богдановский Г.Л. Иркутская прописка СЭВ. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1979. - 127 с.
Братющенко Ю.В. Ангарск как дитя лагерной зоны. – СПб.: ООО «Агенство «РДК-принт», 2004.
Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области. – Иркутск, 2010.
Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области. – Иркутск, 1998-2000. В 4-х томах.
Власов Г.П. Регион БАМа: стратегия и опыт освоения. Исторический аспект. - Братск, 1999.
Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль. Путь в 100 лет (1898-1998) /Под ред. В. Третьякова. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1998.
Гаврилова Н.Ю. Они были первыми. Рожденный победой // Гаврилова Н.Ю. Города Сибири - города Надежды. - Зима: Изд-во "Политон", 1998.
Герасимов В. Летопись Братска. – Братск, 2000. – В 2-х частях.
Гольдфарб С. Весь Иркутск. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992.
Гурулев С.А. Первые иркутяне. – Иркутск: ИОГАУК АЭМ «Тальцы», 2011. – 412 с.
Древние культуры Приангарья: Сб. науч. тр./Отв. ред. Р.С. Васильевский – Новосибирск: Наука, 1978.
Дулов А.В. и др. История железных дорог в Восточной Сибири. – Иркутск, 1998. – Т.1.
Дулов А.В. Памятники истории и культуры Иркутска.–Иркутск, 1993.– 448 с.
Жертвы политических репрессий Иркутской области: Память и предупреждение будущему.–Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1998. В 2-х томах.
Залужная Д.В. Транссибирская магистраль. Её прошлое и настоящее: Исторический очерк. – М.: Наука, 1980.
Индустриальное освоение Сибири: Опыт послевоенных пятилеток (1946- 1960 гг.). – Новосибирск: Наука, 1989.
Иркутск: Три века. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1986.
Иркутск: энциклопедический словарь. – Иркутск: Агентство «Комсомольская правда – Байкал», 2006. – 368 с.
Иркутская летопись 1661-1940 гг. / сост., автор предисловия и прим. Ю. П. Колмаков. – Иркутск: «Оттиск», 2003. - 848 с. : ил.
Иркутская летопись. 1941-1991 гг. /Составитель Ю.П. Колмаков – Посвящается 350 –летию Иркутска. – Иркутск, 2011.
Иркутская область. 70 лет. Юбилейное издание: стат. сб. / Иркутскстат, - Иркутск, 2007.- 272 с.
Исторический атлас. Иркутская область. /Авт.-сост. З.И. Рабецкая. – М.: ДИК, 2000. – 48 с.
История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. – Иркутск: Символ, 2002. – 368с.
История народов, живущих вокруг Байкала. – Иркутск: Оттиск, 2003.
История Сибири. /Отв. ред. А.П. Окладников: В 5-ти томах. – Л.: Наука, 1968.
История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. – М.: Наука, 1995.
Колчаковщина: Революция и Гражданская война в описаниях белогвардейцев. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991.
Кузнецов И.И. Иркутская область в годы Великой Отечественной войны. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1995.
Кузнецов И.И. Юные патриоты Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985.
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. / сост. и научный ред. Н. В. Куликаускене. - Иркутск: Вост.-Сиб. книж. изд-во, 1996. – 320 с. :ил.
Памятники истории и культуры Приангарья. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990.
Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. Очерки по истории Иркутской области. – Иркутск, 1970.
Рабецкая З.И. Иркутская область на пути экономических реформ: Учебное пособие. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 2000.
Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. / издание подготовлено Н. В. Куликаускене. – Иркутск: Вост.- Сиб. книж. изд-во. – 544 с.
Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. / сост., предисловие и прим. Н. В. Куликаускене. – Иркутск: Вост.-Сиб. книж. изд-во, 1994. – 560 с.:ил.
Ситников Л.А. Григорий Шелихов. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990.
Сквозь годы боевые : воспоминания иркутян – участников Великой Отечественной / сост. А. А. Казаковцев, С. В. Калинина, В. А. Карпов. – Иркутск: Вост.-Сиб. книж. изд – во, 2000. – 480 с. : ил.
Тимошенко А.И. Проекты социально-экономического развития Сибири в ХХ в.: концепции и решения. Исторические очерки. Новосибирск: Параллель, 2007.
Фильшин Г.И. Экономика Приангарья: проблемы и перспективы. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988.
Шахеров, В. П. Иркутск купеческий: История города в лицах и судьбах / В. П. Шахеров. – Хабаровск: Приамурские ведомости, 2006. – 176 с. :ил.
Агалаков В.Т. Киренский уезд Иркутской губернии в 1917-1920 гг. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994
Бердникова Н.Е. и др. Указатель археологических памятников Иркутской области: Материалы к своду памятников истории и культуры. Усольский район. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991.
Борьба за власть Советов в Приленском крае (1918-1920 гг.): Сб. док./Под ред. В.Т. Агалакова, С.Ф. Коваля. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.
Воробьев В.В. Население Восточной Сибири (современная динамика и вопросы прогнозирования)/ отв. Ред. В.Б. Сочава. - Новосибирск: Наука, 1977
Древнее искусство народов Сибири. Ч. 1. Шишкинская писаница. – Иркутск: Оттиск, 2003.
Дулов А. В. Исторические памятники древнейшей части Иркутска / А. В. Дулов. – Иркутск : Вост.-Сиб. книж. изд-во, 1983. – 32 с. : ил.
Дулов А. В. Улицам Иркутска – исторические названия. – Иркутск: Оттиск, 2009. – 60 с. : ил.
История индустриального развития Иркутской области (1926-1975) : сб. док. / под общ. ред. З.Т. Тагарова. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983.
История коллективизации сельского хозяйства в Восточной Сибири (1927-1937 гг.): Документы и материалы./Под ред. А.П. Косых. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979.
История крестьянства Сибири: в 5 томах. Том 5. Крестьянство и сельское хозяйство Сибири. 1960-1980 гг. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.
Мезолит Верхнего Приангарья. Памятники Иркутского района: сб. науч. тр. – Иркутск: ИГУ, 1980. 31.
Мельников Г.И. Социальные проблемы новых городов Восточной Сибири. Иркутск, 1994.-220 с.
Ножиков, Ю. А. Я это видел, или Жизнь российского губернатора, рассказанная им самим / Ю. А. Ножиков, послесловие Л. М. Дамешека. – Иркутск: Иркутская областная типография № 1 им. В. М. Посохина, 2007.–264с
Хронология и периодизация археологических памятников Приольхонья. //Конопацкий А.К. Древние культуры Байкала (о. Ольхон). – Новосибирск: Наука, 1982. с.64-81.