СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок, разработанный исходя из личных интересов и актуальных события современности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка кружка по истории и краевению может подойти для учащихся 6-11 классов. В ней есть моменты, которые требуют большего внимания в современной школе и не рассматривались ранее: Архитектура Иркурска (особенно деревянная) и дипломатия Сибири со странами Востока.

Просмотр содержимого документа
«Кружок, разработанный исходя из личных интересов и актуальных события современности»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Захальская средняя общеобразовательная школа

имени П.С. Лухнева.



«Согласовано»

Замдиректора по ВР

_____________Лухнева С.М

«01» 09. 2016 года

«Утверждаю»

Директор школы

______________Рудова О.С.

Приказ от « 02» 09. 2016 г.

№ 38/4













Программа по внеурочной деятельности обучающихся

по краеведению

«Клуб исследователей истории Сибири»












Составитель:

Учитель истории и

обществознания,

Проскурякова М.А.








2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка


Данная программа составлена на основе:

- Программа курса «История Сибири конца XVI начала XX века» для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.А Скубневский ,Ю.М. Гончаров. 2016 г.

- Программа курса «Земля Иркутская» для высших учебных заведений. Авторы: З.И. Рабецкая, В. И.Сверчков. 2015 г.

- Программно-методические материалы для общеобразовательных учреждений «История Сибири» для 7-9 классов. Авторы: Ф.С. Кузнецова, В.А. Зверев.


Также программа составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ Захальская СОШ в соответствии с:

- Федеральным законом 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО) (для V-VIII- х классов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС основного общего образования в пилотном режиме).

- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

- Основной образовательной программой основного общего образования МОУ Захальская СОШ.

- Положение о прядке разработки и утверждении рабочих программ МОУ Захальская СОШ

В авторскую программу были внесены значительные изменения и дополнения с целью введения в школьную программу ранее неиспользованных сведений из истории Сибири, особенностей развития и интересов обучающихся, а также реализации целей программы кружковой деятельности и круга интересов ее составителя.


Цель:

Развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать и интерпретировать источники для изучения истории Сибири.

Задачи:

Образовательные:

- рассмотреть различные аспекты (политические, экономические, социальные, культурные, экологические, этнографические) и характерные черты истории Сибири,

- выяснить особенности архитектуры Сибири с XVII века,

- проанализировать дипломатические связи Сибири со странами Востока,

- рассмотреть роль Сибири в развитии России, ее значение и перспективы,

- рассмотреть историю родного села, школы, семьи в контексте истории Сибири и Иркутска,

Воспитательные:

- воспитание чувства гражданственности, политической культуры и участия в гражданском обществе,

- развитие интереса к истории родного края, его значению и перспективам, понимание роли истории в жизни человека

- воспитание чувство долга перед Малой Родиной, понимание ее проблем и своих возможностей оказать благоприятное влияние на ее развитие,

Развивающие:

- формирование собственной исторической позиции, умению аргументировать и отстаивать свою точку зрения,

- обучение способам поиска, сбора, интерпретации и анализу информации, ее систематизации, проверки достоверности фактов, краеведческим навыкам работы

- работа над культурой оформления собственных учебных изысканий,

- развитие способности работать с дополнительной литературой и разного вида источниками.

- ориентировка в городском пространстве, понимать образно-знаковый язык карт, схематических планов города;


Также в процессе реализации программы мы основываемся на следующих принципах:

  • Свобода творчества и самореализации,

  • Автономность в своих учебных изысканиях,

  • Взаимопомощь, взаимоуважение и взаимоответственность,

  • Интересная и доступная информация, легкость усвоения и обучения,

  • Активная практическая деятельность по изучению своего края,

  • Патриотизма и любовь к малой Родине, к Сибири, к России

  • Создание зоны комфорта,

  • Толерантность, понимание

  • Продуктивная проектная деятельность направленная на улучшение жизни Малой Родины, полезность проекта


Новизна Программы заключается в изучении истории Сибири посредством анализа и интерпретации источников, а также концентрации внимания учащихся на таких малоизученных моментах истории Сибири, как ее архитектуре и дипломатических связях.

Методы, используемые в программе:

Эвристический, иллюстративный, поисково-исследовательский, проектный, кейс-метод, игровые методы.

Формы проведения занятий:
Экскурсии.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами; Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.


Структура курса:

В основу построения курса положен историко-хронологический принцип, предполагающий изучение истории Сибири с древности и до современности, а также проблемный принцип, предполагающий изучение конкретных аспектов истории Сибирского регион: его дипломатии со странами Востока и характерных черт сибирской архитектуры.

Программа рассчитана на год обучения по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Предполагается синхронное рассмотрение истории Иркутской области в контексте истории Сибири.


Знания истории Малой Родины, ее развития и эволюции являются самым необходимым элементом патриотического воспитания, поскольку каждый человек соотносит понятия «Родина» именно с родным краем. Количество часов по предмету «История России» не позволяет в полной мере реализовать региональный компонент изучения истории родной страны ни в количественном, ни в качеством соотношении. Поэтому вопрос краеведческих знаний, умений и навыков лежит очень остро. В истории Сибири, Иркутской области и каждого отдельного поселка очень много интересного, непознанного, что позволяет не только развить познавательные умения и навыки учащихся, но и реализовать потребность каждого ребенка в творчестве, поиске самого себя через историю своих предков. Этим и обусловлена актуальность, важность и значимость данной программы.





Основное содержание программы кружка курса внеурочной деятельности.



Основное содержание программы делится на модули и темы, каждый модуль является отдельной темой, связанной с предыдущей, но носящей самостоятельный характер.

Модуль 1. От куда пошла земля Сибирская. Сибирь Древняя (6 часов)

Введение. Что есть история? Краеведение – наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Историческое исследование.

Сибирь в древности и средневековье. Изучение материальных памятников, изучение фото и видео источников. Анализ роли татаро-монгол в истории Сибири. Топонимика родной земли. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. Народы Сибири, занятия, быт, нравы, религия.

Сибирь в XVI-XVII вв., покорение Сибири Ермаком. Управление Сибирью. Первые поселения: остроги, церкви, древнейшие населенные пункты. Поиск документов, сведений и своем населенном пункте. История Иркутска в контексте изучения истории Сибири. Загадочный Иркутск – музей под открытым небом, который мало кто замечает.

Модуль 2. Второе открытие Сибири. Сибирь ссыльная (6 часов)

Начало изучение Сибири. Сибирь и экспедиции в 18 веке. Всероссийское географическое общество. Русско-американская компания. Христианизация Сибири. Первые ссыльные. Культура Сибири от аборигенов до ссыльных. Социально-экономическое развитие Сибири в 18-19 вв. реформы М.М. Сперанского. Внешняя торговля с Востоком. Взаимоотношения с Европейской Россией. Декабристы и Сибирь. Общественная жизнь Сибири в 19 веке. Генерал-губернаторы Сибири. Иркутские губернаторы.

Неизвестные страницы истории родного населенного пункта, работа с архивными документами. Появление в поселке первых учебных заведений.

Модуль 3. Сибирь революционная и Сибирь Советская ( 7 часов)

Революция и Гражданская война в Сибири. Белые, красные, партизаны, повстанцы. Иркутская область в Гражданской войне. Повстанческие отряды-банды Донского, Чернова, Кочкина.

Между гражданской и Великой Отечественной войнами. Моя семья на фронте и в тылу. Репрессии. Предвоенные и послевоенные годы. Послевоенная жизнь. Сибирь до 1991 г. Современная Россия и Сибирь. Современное политическое, экономическое, социальное положение Сибири. Культурные достижение Сибири.

Модуль 4. Сибирская архитектура: неизученные чудеса зодчества (7 часов)

Введение в историю Архитектуры. Стили архитектуры, основные приемы, характеристики, части зданий и сооружений. Древнерусская архитектура. Первые архитектурные памятники Сибири. Иркутск деревянный. Сибирское барокко в деревянной гражданской архитектуре. Основные элементы строений. Церкви Сибири и Иркутска. Уникальные памятники деревянного зодчества. Пожар в Иркутске 1879 г. Иркутск каменный. Ранжирование стилей архитектуры в памятниках Иркутска. Здания иркутского купечества. Иркутские меценаты. Посещение музея декабристов. Экскурсия по архитектуре Иркутска

Модуль 5. Сибирь и дипломатия с Востоком (8 часов)

Первые связи Сибири и стран Востока. Сибирь – основное звено в дипломатии с Востоком. Первые военные столкновения. Начало дипломатических миссий на Восток. Граф Н.Н. Муравьев-Амурский и его вклад в историю Сибири и России. Самые известные дипломаты России на Востоке. Забытые легенды. Дипломатия России на Востоке в XIX веке. Курильские вопрос. Современные связи России и Востока. Значение восточного направления во внешней политике

Календарно - тематическое планирование

Темы занятий

Кол-во

часов

Форма проведения

Дата план

Дата коррект

Модуль 1. От куда пошла земля Сибирская. Сибирь Древняя (6 часов)


1

Что есть история? Основы краеведения.

1

Провести мини-исследование члена своей семьи на основе имеющихся документов.



2

Сибирь в древности.




1

Задание: узнать как перевод и значение различных местных топонимов.



3

Культуры и стоянки.

1




4

Народы Сибири.

1

Приготовить по презентации народа, задание в парах.



5

Покорение Сибири. Как Русь Сибирью прирастала.

1

Найти сведения об истории своего поселка. Продукт работы



6

Посещение музея Истории города Иркутска


Составление отчета посещения музея



Модуль 2. Второе открытие Сибири. Сибирь ссыльная (6 часов)


7

Начало изучение Сибири.

1

Обработка сведений, информации



8

Культура Сибири в Новое время

1




9

М.М. Сперанский и Сибирь

1

История Родной школы, работа в школьной библиотеке



10

Декабристы и Сибирь.

1




11

Интерактивная экскурсия в музей декабристов города Иркутска им. Волконского.





12

Моя деревня. Неизвестные страницы.


Подготовить сообщение о своей деревне, школе.



Модуль 3. Сибирь революционная и Сибирь Советская ( 7 часов)


13

Революция и Гражданская война в Сибири.

1




14

Между гражданской и Великой Отечественной войнами. Моя семья на фронте и в тылу

2

Сообщение о предках, живших во время ВОВ. Работа в личном архиве



15

Послевоенная жизнь. Сибирь до 1991 г.

2




16

Современная Россия и Сибирь

1

Сбор периодических источников



17

Культура Сибири в XX веке

1

Разработка интервью



18

Посещение ветеранов.

1

Обработка интервью как исторического источника



19

Первая внутриклубная конференция.

1

Защита первичных проектов.



Модуль 4. Сибирская архитектура: неизученные чудеса зодчества (7 часов)


20

Введение в историю Архитектуры

1




21

Древнерусская архитектура. Первые архитектурные памятники Сибири

1

Поиск информации в интернете



22

Иркутск деревянный.

1




23

Иркутские церкви. Сибирское барокко

1

Поиск информации в интернете



24

Пожар в Иркутске 1879 г. Иркутск каменный

1




25

Здания иркутского купечества. Иркутские меценаты

1

Поход в библиотеку, поиск информации в библитеке



26

Посещение музея декабристов. Экскурсия по архитектуре Иркутска

1




Модуль 5. Сибирь и дипломатия с Востоком (8 часов)


27

Первые связи Сибири и стран Востока

1




28

Сибирь – основное звено в дипломатии с Востоком. Первые военные столкновения

1

Работа с периодическими источниками, с учебной и научной литературой



29

Начало дипломатических миссий на Восток

1




30

Граф Н.Н. Муравьев-Амурский.

1

Поиск информации в интернете



31

Самые известные дипломаты России на Востоке. Забытые легенды

1




32

Дипломатия России на Востоке в XIX веке

1

Поиск информации в интернете



33

Курильские вопрос. Современная дипломатия

1




34

Итоговая конференция. Выпуск статей в школьный сборник. Публикация в российских школьных журналах лучших статей

1












































































Требования к уровню подготовки обучающихся



Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа родного края как важной части Российского государства,

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о единстве российского народа, солидарности и национальной идентичности

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным, культурным и духовным ценностям.


Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками интерпретации адаптированных исторических источников, анализа, обработки представленной в них информации,

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;


Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг перед Родиной, культурные традиции, ценности архитектуры,

  • знакомство с основами истории Сибири, Иркутской области и Иркутска, своего населенного пункта, школы и своей семьи как неразрывного целого, преемственного, важной части истории государства Российского,

  • формирование первоначальных представлений об архитектурных памятниках Малой Родины, их ценности и необходимости сохранения,

  • осознание ценности дипломатических связей в международных отношениях, важной роли Сибири в дипломатии России и Востока



Оценка результатов изучения курса

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путем устного опроса, обсуждения темы, анализа источников, работы над проектами, которая осуществляется непрерывно. Контроль над стадией развития проекта. Предполагается контроль виде проведения учащимися экскурсий, участия в конференциях, публикациях в сборниках, журналах, на сайтах.


Предполагаемые результаты реализации программы

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты

  • сформированные основы российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • сформированный образа родного края как важной части Российского государства,

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о единстве российского народа, солидарности и национальной идентичности

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным, культурным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Предметные результаты

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг перед Родиной, культурные традиции, ценности архитектуры,

  • знакомство с основами истории Сибири, Иркутской области и Иркутска, своего населенного пункта, школы и своей семьи как неразрывного целого, преемственного, важной части истории государства Российского,

  • формирование первоначальных представлений об архитектурных памятниках Малой Родины, их ценности и необходимости сохранения,

  • осознание ценности дипломатических связей в международных отношениях, важной роли Сибири в дипломатии России и Востока

Система оценки достижений учащихся.

В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала.

Тематику проектов выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Примерные темы творческих работ:

  1. Я горжусь своими предками

  2. Белые пятна истории Сибири

  3. Летопись моего села

  4. История моей школы

  5. Моя семья на фронте и в тылу

  6. Декабрист – герой или простой ссыльный?

  7. Загадки строений Иркутска

  8. Древнейшие церкви Иркутска

  9. Меценаты. А. Ф. Второв

  10. Самые известные купцы Иркутска и Сибири

  11. Сибири и дипломатия с Китаем

  12. Самые известные дипломатические миссии на Восток



















Учебно – методический комплект.

    1. Археологическое наследие Байкальской Сибири: Сб. статей. Вып. 1-2.  – Иркутск, 1996-2002.                                                                                                                    

    2. Асеев И.В. Прибайкалье в средние века (по археологическим данным). – Новосибирск: Наука, 1980. -151с.                                                                                                

    3. Байкальская Сибирь в древности: сб. науч. тр. – Иркутск: ИГУ. 1995.                                      

    4. Богдановский Г.Л. Иркутская прописка СЭВ. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1979. - 127 с.                                                                                                                                    

    5. Братющенко Ю.В. Ангарск как дитя лагерной зоны. – СПб.: ООО «Агенство «РДК-принт»,  2004.                                                                                                                  

    6. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области. – Иркутск, 2010.                                      

    7. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области. – Иркутск, 1998-2000.  В 4-х томах.                                                                                                              

    8. Власов Г.П. Регион БАМа: стратегия и опыт освоения. Исторический аспект. - Братск, 1999.                                                                                                                            

    9. Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль. Путь в 100 лет (1898-1998) /Под ред. В. Третьякова. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1998.                                                                                                                                          

    10. Гаврилова Н.Ю. Они были первыми. Рожденный победой // Гаврилова Н.Ю. Города  Сибири - города Надежды. - Зима: Изд-во "Политон", 1998.                            

    11. Герасимов В. Летопись Братска. – Братск, 2000. – В 2-х частях.                              

    12. Гольдфарб С. Весь Иркутск. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992.                                                                                                                            

    13. Гурулев С.А. Первые иркутяне. – Иркутск: ИОГАУК АЭМ «Тальцы», 2011. – 412 с.                                                                                                                                      

    14. Древние культуры Приангарья: Сб. науч. тр./Отв. ред. Р.С. Васильевский – Новосибирск: Наука, 1978.                                                                                                

    15. Дулов А.В. и др.  История железных дорог в Восточной Сибири. – Иркутск, 1998. – Т.1.                                                                                                                

    16. Дулов А.В. Памятники истории и культуры Иркутска.–Иркутск, 1993.– 448 с.    

    17. Жертвы политических репрессий Иркутской области: Память и предупреждение будущему.–Иркутск: Восточно-Сибирское книжное  издательство, 1998. В 2-х томах.                                                                                                                                                  

    18. Залужная Д.В. Транссибирская магистраль. Её прошлое и настоящее: Исторический очерк. – М.: Наука, 1980.                                                                                                

    19. Индустриальное освоение Сибири: Опыт послевоенных пятилеток (1946-                1960 гг.). – Новосибирск: Наука, 1989.                                                                                

    20. Иркутск: Три века. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1986.                                                                                                                                                

    21. Иркутск: энциклопедический словарь. – Иркутск: Агентство «Комсомольская правда – Байкал», 2006. – 368 с.                                                                                            

    22. Иркутская летопись 1661-1940 гг. / сост., автор предисловия и прим. Ю. П. Колмаков. – Иркутск: «Оттиск», 2003. - 848 с. : ил.                                                                    

    23. Иркутская летопись. 1941-1991 гг. /Составитель Ю.П. Колмаков – Посвящается 350 –летию Иркутска. – Иркутск, 2011.                                                                                

    24. Иркутская область. 70 лет. Юбилейное издание: стат. сб. / Иркутскстат, - Иркутск, 2007.- 272 с.                                                                                                                  

    25. Исторический атлас. Иркутская область. /Авт.-сост. З.И. Рабецкая. – М.: ДИК, 2000. – 48 с.                                                                                                                                      

    26. История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. – Иркутск: Символ, 2002. – 368с.          

    27. История народов, живущих вокруг Байкала. – Иркутск: Оттиск, 2003.                                  

    28. История Сибири. /Отв. ред. А.П. Окладников: В 5-ти томах. – Л.: Наука, 1968.

    29. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. – М.: Наука, 1995.

    30. Колчаковщина: Революция и Гражданская война в описаниях белогвардейцев. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991.                                        

    31. Кузнецов И.И. Иркутская область в годы Великой Отечественной войны. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1995.                                      

    32. Кузнецов И.И. Юные патриоты Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985.                                                                                                                                    

    33. Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. / сост. и научный ред. Н. В. Куликаускене. - Иркутск: Вост.-Сиб. книж. изд-во, 1996. – 320 с. :ил.                            

    34. Памятники истории и культуры Приангарья. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990.                                                                                            

    35. Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. Очерки по истории Иркутской области. – Иркутск, 1970.                                                                                                                                        

    36. Рабецкая З.И. Иркутская область на пути экономических реформ: Учебное пособие. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 2000.                      

    37. Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. / издание подготовлено Н. В. Куликаускене. – Иркутск: Вост.- Сиб. книж. изд-во. – 544 с.      

    38. Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. / сост., предисловие и прим. Н. В. Куликаускене. – Иркутск: Вост.-Сиб. книж. изд-во, 1994. – 560 с.:ил.

    39.   Ситников Л.А. Григорий Шелихов. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990.                                                                                                            

    40. Сквозь годы боевые : воспоминания иркутян – участников Великой Отечественной / сост. А. А. Казаковцев, С. В. Калинина, В. А. Карпов. – Иркутск: Вост.-Сиб. книж. изд – во, 2000. – 480 с. : ил.                                                                    

    41. Тимошенко А.И. Проекты социально-экономического развития Сибири в ХХ в.: концепции и решения. Исторические очерки. Новосибирск: Параллель, 2007.        

    42. Фильшин Г.И. Экономика Приангарья: проблемы и перспективы. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988.                                                          

    43. Шахеров, В. П. Иркутск купеческий: История города в лицах и судьбах / В. П. Шахеров. – Хабаровск: Приамурские ведомости, 2006. – 176 с. :ил.                            

    44. Агалаков В.Т. Киренский уезд Иркутской губернии в 1917-1920 гг. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994

    45. Бердникова Н.Е. и др. Указатель археологических памятников Иркутской области: Материалы к своду памятников истории и культуры. Усольский район. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991.                                                                                  

    46. Борьба за власть Советов в Приленском крае (1918-1920 гг.): Сб. док./Под ред. В.Т. Агалакова, С.Ф. Коваля. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.                                                                                                                  

    47. Воробьев В.В. Население  Восточной Сибири (современная динамика и вопросы прогнозирования)/ отв. Ред. В.Б. Сочава. - Новосибирск:    Наука, 1977

    48. Древнее искусство народов Сибири. Ч. 1. Шишкинская писаница. – Иркутск: Оттиск, 2003.                                                                                                                    

    49. Дулов  А. В. Исторические памятники древнейшей части Иркутска / А. В. Дулов. – Иркутск : Вост.-Сиб. книж. изд-во, 1983. – 32 с. : ил.                                                          

    50. Дулов  А. В. Улицам Иркутска – исторические названия. – Иркутск: Оттиск, 2009. – 60 с. : ил.                                                                                                                                                      

    51. История индустриального развития Иркутской области (1926-1975) : сб. док. / под общ. ред. З.Т. Тагарова. Иркутск : Вост.-Сиб. кн.  изд-во, 1983.                            

    52. История коллективизации сельского хозяйства в Восточной Сибири (1927-1937 гг.): Документы и материалы./Под ред. А.П. Косых. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979.                                                                              

    53. История крестьянства Сибири: в 5 томах. Том 5. Крестьянство и сельское хозяйство Сибири. 1960-1980 гг. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.                                                                                                                                          

    54. Мезолит Верхнего Приангарья. Памятники Иркутского района: сб. науч. тр. – Иркутск:  ИГУ, 1980.                                                                                                           31.

    55. Мельников Г.И. Социальные проблемы новых городов Восточной Сибири. Иркутск, 1994.-220 с.                                                                                                          

    56. Ножиков, Ю. А. Я это видел, или Жизнь российского губернатора, рассказанная им самим / Ю. А. Ножиков, послесловие Л. М. Дамешека. – Иркутск: Иркутская областная типография № 1 им. В. М. Посохина, 2007.–264с

    57. Хронология и периодизация археологических памятников Приольхонья. //Конопацкий А.К. Древние культуры Байкала (о. Ольхон). – Новосибирск: Наука, 1982.  с.64-81.