Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чечек» с. Шеми Дзун-Хемчикского кожууна
ОДОБРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на пед. совете приказом
№__ от «15.09.2016г» заведующей
МБДОУ д/с
«Чечек»
С.М.Монгуш
№__от«15.09.2016г»
КРУЖОК
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Воспитатель: Монгуш Ч.Г.
2016 г
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Проводимая мною работа по организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю 25-30 минут в подготовительной группе. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Основные задачи кружка:
развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
развитие математических способностей и склонностей;
качественная подготовка ребенка к школе;
развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Организую занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, создала картотеку игр, разработала конспекты занятий, подобрала материал для экспериментирования и исследовательской деятельности. Программа распределена по разделам:
количество и счет;
ознакомление с геометрическими фигурами;
определение величины;
ориентировка во времени, пространстве;
решение логических задач;
В соответствие с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.
Пример такого планирования перед вами, составлен на сентябрь месяц, где я определяю задачи, содержание работы, сроки проведения.
содержание работы
задачи
сроки проведения
числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка.
закрепить знания о числах от 1 до 10;
умение отгадывать математическую загадку, записывать ее решение
сентябрь
1 неделя
2 неделя
счет по образцу и заданному числу, независимость числа от расположения предметов
закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов.
3 неделя
соотнесение количества предметов с цифрой
закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, его обозначающей
4 неделя
Количество и счет.
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры: «Назови следующее, предыдущее число»
«Назови соседей числа»
«Назови меньше на 1, больше на 1»
«Вверх вниз по числовой лестнице»
«Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Геометрические фигуры.
В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
«Назови предметы заданной формы»,
«Что общего и чем различаются фигуры»,
«Найди предмет такой же формы»,
«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Конструктор»,
«Почини одеяло»,
«Танграм»,
«Пифагор».
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
Определение величины.
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:
«В каком сосуде больше воды?»
«Что легче, что тяжелее?»
«Что тонет, что плавает?»
«Подбери шарфик для кукол»
«Короче-длиннее»
«Подбери мебель для трех медведей»
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.
Ориентировка во времени.
В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
В работе использую следующие дидактические игры:
«Вчера, сегодня, завтра»
«Дни недели»
«Мой режим дня по часам»
«Определи время по часам»
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
Особым блоком выделяю логические задачи.
Логические задачи
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Используем картотеку логических задач. Они развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
В конце учебного года проведем повторное диагностическое обследование тех детей, которые в течение года посещали кружок, сравним результаты на начало и на конец учебного года.
Ожидаемый результат:
дети знают числа второго десятка;
понимают независимость числа от величины, расположения предметов и направления счета;
умеют решать арифметические задачи и записывать решение;
устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
ориентируются на листе бумаги в клетку, пространстве;
раскладывают предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, толщине;
решают логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
понимают задание и могут выполнить его самостоятельно;
проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы;
самостоятельно формулируют учебные задачи;
Таким образом, данная работа развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.
Перспективное планирование (Приложение 1)
Сравнение диагностических данных на начало и конец учебного года (Приложение 2) Календарное планирование работы кружка
«Занимательная математика» (Приложение 3)
Картотека. Логические задачки (Приложение 4)
Литература:
Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,1998.
Е.В.Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М.,2007
Е.В.Колесникова Математика для детей 6-7лет
Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993
Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
Е.В. Колесникова «Математические ступеньки». Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова
http://www.maam.ru/
Приложение 1
Перспективное планирование
Раздел | Задачи: |
Количество и счет | Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. |
Геометрические фигуры | Закрепить представление о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений из геометрических фигур. |
Определение величины | Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине. развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. |
Ориентировка во времени | Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели. |
Решение логических задач | Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) |
Приложение 2
Сравнение диагностических данных на начало и конец учебного года
Уровни усвоения программы | Начало года | Конец года |
Высокий уровень | | |
Средний уровень | | |
Низкий уровень | | |
Приложение 3
Календарное планирование работы кружка «Занимательная математика»
Дата | Содержание Работы (тема) | Задачи | Дидактические игры |
сентябрь | Количество И счет | Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом. | «Незнайка в гостях» Цель: учить видеть равное количество Разных предметов, закрепить умение вести счет предметов. «В какой сетке больше мячей» Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество. |
Величина | Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера | «Кто быстрее подберет коробки» Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте. |
Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве | Закреплять временные представления | «12 месяцев» Цель: закрепить понятие о месяцах. «Когда это бывает?» Математическая сказка «Художники» №2 Цель: развитие ориентировки в пространстве |
Геометрические фигуры | Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник | «Сломанная машина» Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете. «Приключения Маши и Вани» Математическая сказка |
октябрь | Количество И счет: | Числа и цифры от 1 до 4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки + и -. | «Угадай, какое число пропущено» Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. |
Величина. | Большой, маленький, поменьше. | ««Достань мяч» Карточка Цель: закрепить понятие величины. |
Ориентировка во времени. | Знакомство с названием осенних месяцев. | «Назови пропущенное слово» Цель: закрепить знания о днях недели. |
Ориентировка в пространстве | Ориентировка на листе бумаги. | «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. |
Геометрические фигуры | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку. | «Подбери фигуру» Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. «Как Круг и Квадрат отправились в поход»- Математическая сказка |
ноябрь | Количество и счет | Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки , независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. | «Матрешки» Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. |
Величина | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | «Что шире, что уже» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине. |
Ориентировка в пространстве. | Понятия: лево -право, впереди, сзади | «Как расположены фигуры» Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости. «Лабиринт», «Помоги мышке добраться к сыру», «Что где находится?» |
Ориентировка во времени. | Повторение названий осенних месяцев. Части суток. | «Когда это бывает» Цель: закрепить знания о частях суток. «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?», «Какой сегодня день?» |
Геометрические фигуры | Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. | ««Сложи из палочек» Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры. Какие фигуры видишь?» «Заполни пустые квартиры», «Кто лишний и почему?», |
декабрь | Количество и счет | Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и - Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки . | «Поездка» Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше. «Яблоко» -Математическая сказка |
Величина | Часть и целое. | «Кто какого роста?» Цель: установление отношений между величинами. «Снеговики» |
Ориентировка во времени и в пространстве | Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели. | «Клумба» Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними. «Путешествие» Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Назови пропущенное слово», «Найди игрушку», «Найди похожую», |
Геометрические фигуры | Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. | «Сложи фигуру» Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу. |
январь | Количество и счет | Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших .Решение примеров на сложение и вычитание .Знаки. | «Встань на свое место» Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию. |
Ориентировка во времени и в пространстве | Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток. | «Найди парную картинку» Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках. |
Величина. | Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. | «Чем отличаются полоски?»55 Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине. |
Геометрические фигуры. | Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | «Где какие фигуры лежат» Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам. «Сколько треугольников?», «Кто где живет?» |
февраль | Количество и счет | Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших | «Живые числа» Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. |
Геометрические фигуры | Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур Повторение названий геометрических фигур. | «Кто быстрее найдет предмет?» Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом. |
Ориентировка во времени | Дни недели. Месяцы зимы. Части суток. | |
Ориентировка в пространстве | | «Куда бросим мяч?» Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве. |
Величина | Длинный - короткий. Часть и целое. | «Разложи по порядку» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. «Где, чей дом?» |
март | Количество и счет. | Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки. Составление чисел из двух меньших. | «Аэродром» Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки», |
Величина | Сравнение предметов по всем показаниям величины. | ««Сосчитай, не ошибись» Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров |
Геометрические фигуры | Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур | «Кто больше увидит» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. «Гном строит дом» |
Ориентировка во времени и в пространстве | Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года. | «Угадай, где стоит» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя стройся!», «День и ночь- сутки прочь», |
апрель | Количество и счет | Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. | «Сосчитай правильно» Цель: упражнять в счете предметов по осязанию. «Теремок»-Математическая сказка «Игры с разноцветными прищепками» |
Геометрические фигуры | Четырехугольники.Повторение круг, овал, треугольник. | «Найди свою фигуру» Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу. «Укрась коврик», «Что на что похоже?», |
Ориентировка во времени в пространстве | Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | «Найди нужную картинку». Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Времена года», «Назови скорей» Цель: формирование знаний о днях недели. |
Величина | | |
май | Количество и счет. | Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. | «Каких кружков больше» Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10 «Сколько разных игрушек» Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. «Напиши цифру», |
Геометричес-кие фигуры | Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. | «Кто быстрее найдет» Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур. |
Величина | | |
Ориентировка в пространстве и во времени. | Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. | «Подумай и закрась» Цель: развивать умение выделять признаки предметов. «Назови скорее», «Нарисуй правильно» |
Приложение 4
Картотека.
Логические задачки.
Ты да я, я мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город? (4)
В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось. Как это получилось? (одна девочка взяла яблоко с вазой)
Тройка лошадей пробежало 5 км. По сколько километров пробежало каждая лошадь? (по 5 км.)
Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет, весит курица, если будет стоят на двух ногах (2кг.)
У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
Надо разделит пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (одна должна взят яблоко с корзиной)
Может ли дождь идти два дня подряд? (не может ночь, разделяет дни)
Росло четыре березы. На каждой березе по 4 большой ветке. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (ни одного, на березе яблоки не растут)
На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4)
Одного человека спросили. сколько у него детей? Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, и у каждого есть сестра» (7)
У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у круга)
Как можно сорвать ветку не спугнув с нее птичку? (нельзя, улетит)
На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3)
В комнате зажгли три свечи. Потом одну из них погасили. Сколько свечей осталось? (одна, две другие сгорели)
Три человека ждали поезда три часа. Сколько времени ждал каждый (3часа)
Вова уехал к бабушке в понедельник, а вернулся в понедельник на следующей недели. Через сколько дней он вернулся? (7)
У мальчика и девочки было одинаковое количество орехов. Мальчик отдал девочке 3 ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у мальчика? (на 3)
В первой коробке 10 карандашей, во второй – столько, сколько в первой, а в третьей столько же, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке? (10)
Света уехала в лагерь в субботу. Мамам обещала приехать к ней через 5 дней. В какой день недели приедет мама к Свете? (пятница)
В графине была вода. Когда вылили из него 5 стаканов, остался один стакан воды. Сколько же воды было в графине? (6 стаканов)
У Леши было 4 красных флажка, ему дали еще один синий флажок. Сколько флажков стало теперь у Леши? (5)
На дереве сидело 6 птичек. Пришел охотник и убил одну птичку. Сколько птиц осталось на дереве? (ни одной все улетели, испугались)
В вазе лежала одна конфета. К вечеру ее не стало. Кто ее взял, если в комнате были: кошка, рыбы в аквариуме, дедушка и моль? (дедушка)
Если съесть одну сливу, что останется? (косточка)
В Москву одновременно прибыли два поезда – скорый и пассажирский. Пассажирский ехал медленней. Какой поезд выехал раньше? (пассажирский)
По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц? (2)
С елки белка кинула в мишку шишкой и попала ему по лбу. Сколько шишек стало? (2)
Аня, Маша и Даша живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая девочка если известно, что Аня живет не на втором, Маша не на втором и не на третьем? (Маша на первом, Даша на втором, Аня на третьем)
Три мальчика шли по дороге и нашли три рубля. Сколько нашел бы каждый из них, если бы шел один? (3)
Три, три, три, три, три - что будет? (дырка)
Два друга играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый? (4)
На озере плавало 5 уток, охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (ни одной все улетели)
Сколько ушей у трех мышей? (6)
На машину можно погрузить только четыре бревна. Сколько раз надо съездить в лес, чтобы вывезти девять бревен? (3)
У пяточка было девять шариков. Пришел Кенга и отнял четыре шарика, потом пришел, Крошка и отнял пять шариков. Что осталось у пяточка? (0)
В комнате стояла 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10 девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться? (уступили)
К Маше пришли две подружки, а у нее было два яблока. «Возьмите, - говорит Маша, по целому яблоку, а мне дайте по половинке». Честно ли разделила Маша?
Вдоль дорожке друг за другом растут 10 деревьев, между которых стоят скамейки. Сколько всего скамеек? (9)
Сколь раз должен пилит медвежонок бревно, чтоб у него получилось 4 полена? (3)
Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика. У каждого старика по мешку, а каждом мешке по коту. Сколько живых существ, шло в Москву? (одна бабка)
Ты пилот самолета, летящего их Парижа в Москву с посадкой в Киеве. Время полета два часа. Сколько лет пилоту? (сколько тебе лет, если ты пилот)
Когда козе исполнится 6 лет, что будет? ( пойдет 7 – ой год)
На полянке у реки
Жили майские жуки
Дочка, сын, отец и мать
Кто успел их сосчитать? (4)
45. Скворчиха несла каждый день по одному яичку. Сколько она снесла за 7 дней? (7)
46. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).
47. У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (возможно ни одной).
48. Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей сложить 2 новых квадрата?
49. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы).
50. Горело 7 свечей, две свечи погасло. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).