КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ (2017/18 УЧ. ГОД )
№ урока в тем. планировании. | Тема урока. | Содержание. | Виды деятельности ученика. | Планируемые результаты обучения. | Домашнее задание. |
1. | РАЗДЕЛ I. Как устроен наш мир. Тема 1. Земля во Вселенной. Представление об устройстве мира. | Как менялось представление об устройстве мира. Как задолго до первого космического полёта учёные установили, что Земля вращается вокруг Солнца. Как устроен наш мир? | Работа с источниками информации:таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система". Просмотр презентаций (видео) | Предм.: объяснять значение понятий «геоцентрическая и гелиоцентрическая модель». Метапредм.: работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами. Познават.: сравнивать две модели устройства мира, Личностные: привести свои примеры, доказывающие вращение Земли вокруг Солнца. Поиск информации об ученых, упомянутых в параграфе. | §1.Вывод. |
2. | Звёзды и Галактики. | Что такое звезда? Как определили расстояние до звёзд? Какие бывают звёзды? сколько всего звёзд. | Работа с источниками информации: таблица, схемы, учебниками, моделью Просмотр презентаций (видео), просмотр электронного приложения | Предм: объяснять значение слов «звезда», «галактика». Метапредметн: работа с текстом, таблицами. Личностн.: формирование целостного мировоззрения, ответственное отношение к учёбе. | §2. |
3. | Солнечная система. | Две группы планет. Возникновение Солнечной системы. Почему Земля обитаемая планета. Исследования Солнечной системы. | Работа с источниками информации:таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система". Просмотр презентаций (видео) | Предм.: называть и показывать планеты Солнечной системы, приводить примеры планет земной группы и планет -гигантов, объяснять значение «астероид», «метеорит», «комета». Метапредметн: Работа с текстом, таблицами, фото. Регулятивн: Выдвижение версий на проблему «Почему Земля - обитаемая планета?» и «Как человек исследует Солнеч. систему?» Личностные: Развитие личностной рефлексии. | §3, таблица 2 «Сравнение планет». |
4. | Луна-спутник Земли. | Схожесть Луны и Земли,Влияние Луны на Землю | Нахождение дополнит.информации о Луне, информации:таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система". | Предметные: по результатам наблюдения за Луной находить и сформулировать зависимость фазы Луны от освещения Солнцем. Регулятивные: самостоятельно обнаружить и сформировать вопросы к тексту параграфа (учебн.проблема стр.30 в.3) Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. | §4. |
5. | Земля-планета Солнечной системы. | Виды движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и по орбите вокруг Солнца. Высота Солнца над горизонтом. Дни равноденствия и солнцестояния. Часовые пояса | Наблюдать теллурий или электрон. модель движений Земли. Работа с картами, схемами. | Предметные: выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли». Объяснять значение новых слов и выражений: северный полюс, южный полюс, экватор, север. и южное полушарие, ось вращения Земли, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Познават.УУД: выявление причин и следствий простых явлений, решение практич.и познават.задач. | §5. Стр.34 вывод и обобщение по теме. |
6. | Тема 2. Облик Земли. Облик земного шара. | Распределение по земному шару воды и суши. Материки и океаны; острова и полуострова. | Работа с картами ( нахождение океанов, материков, островов, полуостровов, архипелагов).Формулировка значений ключевых слов | Предметные: объяснять значение ключевых слов: «Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг». Показ географич. объектов на карте. Регулят: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью. | § 6. |
7. | Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли. | Изменение представлений о форме Земли. Измерение размеров Земли. Модель Земли - глобус. | Беседа с использо- ванием различных источников информа- ции: учебника, элек- тронного приложения, атласа. Знакомство с моделью Земли -глобусом. | Предметные: называть недостатки и достоинства глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом. Метапредметные: Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Личностные: формирование целост- ного мировоззрения, соответству- ющего современному уровню развития науки и общественной практики. | § 7. |
8. | Параллели и меридианы. Градусная сеть. | Значение на глобусе параллелей и меридианов. Градусная сеть.Нулевой меридиан.Экватор. | Определение расстояний и направлений по глобусу. Находить и называть сходства и различия элементов градусной сети на глобусе и карте. | Предметные: показывать на глобусе и карте экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы; объяснять значение ключевых слов и выражений из параграфа Метапредм.: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | § 8. |
9 | Урок-практикум. Глобус как источник географической информации | Что изображено на глобусе. Определение расстояний и направлений по глобусу. Масштаб. | Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определение рассто яний и направлений по глобусу. Выполнение практических задач. | Предметные: определение расстояний и направлений по глобусу. Метапредмет: Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Личностн: формирование ответствен.отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | §9, обобщающие задания. |
10 | Урок обобщения, контроля, коррекции знаний. | Проверка знаний, УУД у уч-ся по темам «Земля во Вселенной», «Облик Земли». | Промежуточный контроль по 2 темам. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений. | |
11 | РАЗДЕЛ II. Тема 3. Изображение Земли. Способы изображения земной поверхности. | Виды изображения земной поверхности. Понятие «план местности», «аэрофотоснимок». | Знакомство с различными источниками информации - планами местности, аэрофоснимками, космическими снимками. Выявление различия и сходства в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте. | Предметные: использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации , необходимой для решения задач. Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества. | §10. |
12 | История географической карты. | Древняя география и географы. Искусство создания карт. | Искусcтво создания карт. | §11. |
13 | Тема 4. История открытия и освоения Земли. Географические открытия древности. | Первое описание Востока европейцами. | Исследовать по картам маршруты путешественников, находить в интернете , энциклопедиях информацию о путешественниках. Изучать по картам маршруты путешествий разного времени и периодов; работать с записками, отчётами, дневни ками. Работа с текстом учебника: для выявления новых понятий, терминов и выражений, умения объяснять значение их своими словами: "путь из варяг в греки", Великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы; - ознакомления с основными способами изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающимися результатами географических открытий и путешествий;-изучения по картам маршрутов путешествий разного времени и периодов. Изучать по картам маршруты путешествий разного времени и периодов; работать с записками, отчётами, дневниками. | Предметные: создавать письменные тексты и устные сообщения, презентации на основе нескольких источниках географ. информации. Называть: основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географ.открытий. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов. Личностные: формирование осознанного , уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям. Метапредметные: Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления • выявлять причины и следствия простых явлений • составлять тезисы, различные виды планов • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России. | §12. |
14 | Географические открытия Средневековья. | Эпоха Великих географических открытий. Путешествия и открытия Х.Колумба, Ф.Магеллана, Ф.Дрейка. Русские землепроходцы. Результаты и значение Эпохи Великих географических открытий. | §13. |
15 | Великие географические открытия. | Географические открытия XVII – XX веков. В поисках Южной Земли. Абель Тасман и Джеймс Кук. | §14. |
16 | В поисках Южной Земли. | Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Исследования Арктики. Ф. Нансен, И.Д. Папанин, Р. Пири. | §15. |
17 | Исследование океана и внутренних частей материков. | Исследования Мирового океана и внутренних частей материков. Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. Беринг и Великая Северная экспедиция. в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов Тян-Шанский. | §16. |
18 | Урок-практикум | Записки путешествен ников, литературные произведения, как ис точники географичес кой информации. | Работа с текстом учебника: для выявления новых понятий, терминов и выражений, умения объяснять значение их своими словами: "путь из варяг в греки", Великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы; - ознакомления с основными способами изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающимися результатами географических открытий и путешествий, работать с записками, отчётами, дневниками. | §17. |
19 | Урок обобщения, контроля, коррекции знаний. | Проверка знаний, УУД у уч-ся по темам «Изображение Земли», «История открытия и освоения Земли». | Промежуточный контроль по 2 темам. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений. | |
20. | РАЗДЕЛ III. Как устроена наша планета. Тема 5. Литосфера. Внутреннее строение Земли. | Оболочечное строение Земли. Земная кора, литосфера. Главные методы изучения глубин. | Формирование уме ний использовать и применять теоретичес кие знания на практике. | Предметн: объяснение ключ.слов: «земная кора», «литосфера», «мантия», «ядро». Описание модели строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать между собой. Личностные: формирование целост- ного мировоззрения, соответству- ющего современному уровню развития науки и общественной практики. Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). | § 18. Ключев.слова |
21. | Горные породы и их значение для человека. | Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для человека. | Работа с новыми понятиями и терминами (уметь объяснять своими словами) Характеристика методов изучения земных недр и Мирового океана;. | Предметные: объяснение ключ.слов "литосфера, горные породы, полезные ископаемые" Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления • выявлять причины и следствия простых явлений • составлять тезисы, различные виды планов • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. | § 19, ключевые слова. |
22. | Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. | Работа с коллекцией горных пород и минералов. | Изучение горных пород в ходе выполнения практической работы. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образова ния на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. Метапредм.:познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); | § 20, таблица. |
23. | Рельеф и его значение для человека. | Рельеф и его значение для человека | Работа с новыми понятиями и термина ми (уметь объяснять своими словами. Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана | Предметные: Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практич. задачи по определению на картах средней и абсолютной высот. Метапредметные: Регулятивные: работа по плану, сверять свои действия, и при необходимости исправлять ошибки. Познават: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. | § 21, ключевые слова, знать крупные формы рельефа. |
24. | Основные формы рельефа. | Основные формы рельефа суши Земли и дна океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли. | Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана | § 22. |
25. | Тема 6. Гидросфера. Мировой круговорот воды. | Мировой круговорот воды в природе. Пресная вода на Земле. | Работа со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью находить отличительные особенности частей Мирового океана. | Предметные: знать и объяснять значение новых слов «гидросфера», «Мировой океан», «Мировой круговорот воды», «море», «залив», «пролив», «лиман». Показ на карте частей Мирового океана. Метапредметные:познават: осуществлять сравнение и классификацию морей, проливов. | § 23. Ключевые слова, схема круговорота воды. |
26. | Мировой океан и его части. | Мировой океан и его части. | § 24, примеры морей. |
27. | Гидросфера -кровеносная система Земли. | Вода – «кровеносная система» Земли. Реки, озёра, подземные воды, болота и ледники. Их значение в жизни чело века. | Разнообразие поверхностных и подземных вод. Их роль в жизни человека. | Предметные УУД: знать и объяснять значение ключ.слов: «река, русло, исток, устье, приток, речная система, озёрные котловины,болота, ледники, подземные воды, водороницаемые и водоупорные породы». Личностн:формирование основ экологич.культуры, на примере значения и охраны пресных вод. | § 25 Выводы к теме. |
28. | Атмосфера Земли и её значение. | Атмосфера Земли и её значение Атмосферный воздух и его состав. Вертикальное строение атмосферы. Горизонтальная неоднородность атмосферы. | Формирование практических навыкови умений: - измерять (определять) темпера туру воздуха, атмос ферное давление, направление ветра, облачность, амплиту ду температур, сред нюю температуру воздуха за сутки, месяц с использова нием различных источников инфор мации;описывать погоду своей местности. | Предметные: значение ключ.слов: «атмосфера, тропосфера». Формирование практических навыков работы с простейшими метеорологичес кими приборами. Метапредметные: коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: формирование основ экологич.культуры, на примере выяснения причин загрязнения атмосфере в допол.лит-ре .Уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды. | § 26, термины. |
29. | Погода. | Воздушные массы. Что такое погода? Как ведутся метеонаблюдения? Как составляются прогнозы погоды? С помощью каких приборов измеряют значения элементов погоды? | Предметные: значение ключ.слов: « атмосфера, тропосфера, воздушные массы, погода, метеорология, синоптическая карта, термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер, анемометр». Формирование практических навыков работы с простейшими метеорологичес кими приборами. Метапредметные: коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: формирование основ экологич. культуры, на примере выяснения причин загрязнения атмосфере в допол. лит-ре. Уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды. | § 27, ключевые слова. |
30. | Урок - практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. | Как ведутся метеонаблюдения? Как составляются прогнозы погоды? С помощью каких приборов измеряют значения элементов погоды? Синоптические карты. Природа - среда жизни человека, источник средств его существования. Изменения масштабов взаимодействия человека и природы. Охрана природы. Как должны строиться взаимоотношения человека и природы? | §28, вопросы и задания для обобщения знаний. |
31. | Тема 8. Биосфера. Биосфера -живая оболочка Земли. | Изменения масштабов взаимодействия человека и природы. Охрана природы. Как должны строиться взаимоотношения человека и природы? | Формирование умений работать с новыми терминами, приводить примеры взаимосвязи всех живых организмов на Земле, умение работать на экскурсии. | Предметные: значение новых слов : «биосфера, биологический круговорот, пищевая цепь, хищники, травоядные, реликт». Личностные: формирование основ экологич. культуры, на примере доказательств на утверждение "Человек-часть биосферы». Метапредметные: познавательные: выявлять причины и следствия простых явлений. | § 29. Задание 4. |
32. | Урок - практикум. Экскурсия в природу. | Что такое экскурсия. Правила поведения на экскурсии. | Ознакомление со способами работы на местности. Сбор материалов для исследовательской работы. | Предметные: Выполнение заданий по предложенным типовым планам работы на местности. Личностные: формирование основ экологич.культуры, на примере доказательств на утверждение "Человек-часть биосферы". Метапредметные:познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений. | §30. Результаты экскурсии. |
33. | Тема 9. Природа и человек. Воздействие человека на природу. | Усиление воздействия чело века на биосферу. Масштабы воздействия. | Ознакомить с Красной Книгой России, Новосибирской области. | Личностные: формирование основ экологич. Культуры. | § 31, рисунки. |
34. | Обобщающий урок по курсу "Землеведение". | Обобщение, проверка знаний, УУД у уч-ся по изученным темам в курсе «Землеведение». | Контроль по изученным темам. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений. | |
35. | Итоговый урок. | Обобщение, проверка знаний, УУД у уч-ся по изученным темам в курсе «Землеведение». | Контроль по изученным темам. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений. | |