МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ (1 час) |
| Научные методы познания веществ и химических явлений | Научные методы познания веществ и химических явлений. Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. | Демонстрации. Анализ и синтез химических веществ. | Знать: научные методы познания веществ и химических явлений; предмет органической химии; понятия природные, искусственные и синтетические органические соединения. Уметь: сравнивать органические соединения с неорганическими, приводить примеры природных, искусственных и синтетических органические соединения. | 10А/10Б 02.09 03.09 | |
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (28 часов) Теория строения органических соединений (3 часа). |
| Теория строения органических соединений | Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Структурная изомерия. | | Знать: теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия валентность, степень окисления, углеродный скелет, радикалы, структурная изомерия. Уметь: составлять формулы изомеров и определять изомеры. | 10А/10Б 09.09 10.09 | |
| Классификация и номенклатура органических соединений | Классификация и номенклатура органических соединений. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. | | Знать: функциональная группа, гомологический ряд, гомологи; классификацию и номенклатуру органических соединений. Уметь: определять гомологи, гомологический ряд, функциональные группы, определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений, называть вещества по международной номенклатуре, | 10А/10Б 16.09 17.09 | |
| Химические свойства основных классов органических соединений | Химические свойства основных классов органических соединений. | | Знать: химические свойства основных классов органических соединений. Уметь: записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства основных классов органических соединений. | 10/10Б 23.09 24.09 | |
Углеводороды и их природные источники (7 часов) |
| Алканы | Углеводороды: алканы. | Демонстрации Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт). | Знать: общую формулу алканов, гомологический ряд с 1 по 10 гомолог, номенклатуру, строение и химические свойства алканов. Уметь: называть изученные вещества по международной номенклатуре, характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений, записывать уравнения соответствующих химических реакций. | 10А/10Б 30.09 01.10 | |
| Алкены и диены | Углеводороды: алкены и диены. Знакомство с профессией лаборанта. | Демонстрации Получение этилена. Качественные реакции на кратные связи. Лабораторные опыты 1. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле. | Знать: общую формулу алкенов и диенов, гомологический ряд, номенклатуру, строение и химические свойства алкенов и диенов. Уметь: называть алкены и диены по международной номенклатуре, характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений, записывать уравнения соответствующих химических реакций. | 10А/10Б 07.10 08.10 | |
| Алкины | Углеводороды: алкины. | Демонстрации Получение ацетилена. Качественные реакции на кратные связи. | Знать: общую формулу алкинов, гомологический ряд, номенклатуру, строение и химические свойства алкинов. Уметь: называть вещества по международной номенклатуре, характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений, записывать уравнения соответствующих химических реакций. | 10А/10Б 14.10 15.10 | |
| Арены | Углеводороды: арены. | | Знать: общую формулу аренов, бензола, строение и химические свойства на примере бензола. Уметь: характеризовать строение и свойства бензола, записывать уравнения соответствующих химических реакций. | 10А/10Б 21.10 22.10 | |
| Природные источники углеводородов | Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. | Лабораторные опыты 2. Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями). 3. Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей. | .Знать: природные источники углеводородов: нефть и природный газ, способы и продукты их переработки, применение продуктов переработки. Уметь: называть природные источники углеводородов, продукты их переработки и применение, называть способы переработки нефти и природного газа. | 10А/10Б 28.10 29.10 | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме | Обобщение и систематизация знаний по теме. | | Знать: общие формулы классов углеводородов, гомологические ряды, номенклатуру, строение и химические свойства. Уметь: характеризовать строение и свойства углеводородов, давать международные названия углеводородам, определять изомеры и гомологи, записывать уравнения соответствующих химических реакций. | 10А/10Б 11.11 12.11 | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники» | Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники». | | Знать: общие формулы классов углеводородов, гомологические ряды, номенклатуру, строение и химические свойства. Уметь: характеризовать строение и свойства углеводородов, давать международные названия углеводородам, определять изомеры и гомологи, записывать уравнения соответствующих химических реакций. | 10А/10Б 18.11 19.11 | |
Кислородсодержащие органические соединения (9 часов). |
| Одно- и многоатомные спирты | Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, эфиры, жиры, углеводы. Обобщение и систематизация знаний по теме. эфиры, жиры, углеводы. Обобщение и систематизация знаний по теме. эфиры, жиры, углеводы. Обобщение и систематизация знаний по теме. | Лабораторные опыты 4. Изготовление моделей молекул органических соединений. 5. Качественные реакции на многоатомные спирты. | Знать: понятие «функциональная группа». Уметь: называть изученные вещества по тривиальной международной номенклатуре. | 10А/10Б 25.11 26.11 | |
| Фенол | Кислородсодержащие соединения: фенол. | | Знать: молекулярную и структурную формулы молекулы фенола, взаимное влияние атомов в молекуле фенола, физические и химические свойства фенола, получение и применение фенола. Уметь: характеризовать строение и свойства фенола, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, записывать формулы и уравнения соответствующих химических реакций. | 10А/10Б 02.12 03.12 | |
| Альдегиды | Кислородсодержащие соединения: альдегиды. Знакомство с профессией лаборанта. | Лабораторные опыты 5. Качественные реакции на альдегиды. | Знать: особенности строения карбонильной группы. Физические и химические свойства формальдегида и его гомологов. Уметь: называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре, характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, записывать формулы и уравнения соответствующих химических реакций. | 10А/10Б 09.12 10.12 | |
| Одноосновные карбоновые кислоты | Кислородсодержащие соединения: одноосновные карбоновые кислоты. | | Знать: строение молекул одноосновных карбоновых кислот и карбоксильной группы, их классификацию и номенклатуру, физические и химические свойства. Уметь: называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре, характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, записывать формулы и уравнения соответствующих химических реакций. | 10А/10Б 16.12 17.12 | |
| Сложные эфиры | Кислородсодержащие соединения: сложные эфиры. | | Знать: строение сложных эфиров, их получение, нахождение в природе, физические и химические свойства. Уметь: называть изученные вещества по международной номенклатуре, характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, записывать формулы и уравнения соответствующих химических реакций. | 10А/10Б 23.12 24.12 | |
| Жиры | Кислородсодержащие соединения: жиры. | | Знать: строение жиров, их получение, нахождение в природе, физические и химические свойства, биологическую функцию. Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, записывать формулы и уравнения соответствующих химических реакций. | | |
| Углеводы | Кислородсодержащие соединения: углеводы. | Лабораторные опыты 6. Качественные реакции на крахмал. | Знать: классификацию углеводов, строение, физические и химические свойства, применение глюкозы, фруктозы, сахарозы, крахмала. Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, записывать формулы и уравнения соответствующих химических реакций, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических соединений. | | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме | Обобщение и систематизация знаний по теме. | | Знать: строение, названия, свойства основных классов кислородсодержащих органических соединений. Уметь: записывать уравнения генетической связи кислородсодержащих органических веществ. | | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения» | Контрольная работа № 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения». | | Знать: строение, названия, свойства основных классов кислородсодержащих органических соединений. Уметь: записывать уравнения генетической связи кислородсодержащих органических веществ. | | |
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (5 часов) |
| Амины | Азотсодержащие соединения: амины. | | Знать: строение, получение, физические и химические свойства аминов. Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, записывать формулы и уравнения соответствующих химических реакций. | | |
| Аминокислоты | Азотсодержащие соединения: аминокислоты. | | Знать: строение, получение, физические и химические свойства, применение аминокислот. Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; объяснять зависимость свойств от их состава и строения, применение – от свойств, записывать формулы и уравнения соответствующих химических реакций. | | |
| Белки | Азотсодержащие соединения: белки. | Лабораторные опыты 7. Качественные реакции на белки. | Знать: получение белков реакцией поликонденсации аминокислот; понятия: первичная, вторичная и третичная структуры белков; химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции; биохимические функции белков. Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, записывать формулы и уравнения соответствующих химических реакций, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ. | | |
| Практическая работа № 1 «Идентификация органических соединений» | | | Знать: основные правила т/б, качественные реакции на кратные связи, многоатомные спирты, альдегиды, крахмал, белки. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ. | | |
| Контрольная работа № 3 по теме «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» | Контрольная работа № 3 по теме «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе». | | Знать: строение, получение, физические и химические свойства аминов, аминокислот, белков. Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре, записывать формулы и уравнения соответствующих химических реакций. | | |
Полимеры (4 часа) |
| Пластмассы | Полимеры: пластмассы. | Лабораторные опыты 8. Знакомство с образцами пластмасс (работа с коллекциями). | Знать: строение, получение, физические и химические свойства, применение пластмасс. Уметь: объяснять зависимость свойств пластмасс от их состава и строения, применение – от свойств. | | |
| Каучуки | Полимеры: каучуки. | Лабораторные опыты 8. Знакомство с образцами каучуков (работа с коллекциями). | Знать: строение, получение, физические и химические свойства, применение каучуков. Уметь: объяснять зависимость свойств каучуков от их состава и строения, применение – от свойств. | | |
| Волокна | Полимеры: волокна. | Лабораторные опыты 8. Знакомство с образцами волокон (работа с коллекциями). | Знать: строение, получение, физические и химические свойства применение волокон. Уметь: объяснять зависимость свойств волокон от их состава и строения, применение – от свойств. | | |
| Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон» | Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». | | Знать: физические и химические свойства пластмасс и волокон, основные правила т/б, Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений, выполнять химический эксперимент по распознаванию пластмасс и волокон. | | |
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (5 часов) |
| Химия и здоровье | Химия и здоровье. Лекарства, Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Знакомство с профессией фармацевта. | Демонстрации Образцы лекарственных препаратов. Лабораторные опыты 9. Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки. 10. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению. | Знать: классификацию лекарственных веществ, наркотические вещества. наркомания, борьба с ней и профилактика. Уметь: использовать приобретенные знания на практике. | | |
| Химия и здоровье | Химия и здоровье. Ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. | Демонстрации Образцы лекарственных витаминов. Образцы средств гигиены и косметики. | Знать: ферменты как биологические катализаторы белковой природы, особенности функционирования ферментов, роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве; классификацию витаминов, их валеологическое значение для организма человека, нарушения, связанные с витаминами; основные гормоны: инсулин и адреналин, их валеологическое значение для организма человека, профилактика сахарного диабета; понятие «мине6ральные воды», классификация, применение. Уметь: объяснять роль ферментов, гормонов, витаминов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве; использовать приобретенные знания на практике. | | |
| Химия в повседневной жизни | Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность. | Лабораторные опыты 10. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению. | Знать: понятия «моющие» и «чистящие» средства, правила безопасной работы со средствами бытовой химии Уметь: использовать приобретенные знания на практике. | | |
| Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты | Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты. | | Знать: стадии промышленного производства серной кислоты. Уметь: записывать уравнения реакций промышленного получения серной кислоты. | | |
| Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | | Знать: основные источники химического загрязнения окружающей среды и его последствия. Уметь: объяснять причины химического загрязнения окружающей среды и его последствия. | | |
Резерв 1 час может быть использован на обобщение и коррекцию знаний в течение учебного года |
| Резерв | | | | | |