1 класс
(33 часа, 1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/ Сквозные темы | Темы урока | Цели обучения | Кол-во часов | Сроки | Примечания |
І.четверть 8 часов |
1-2 | Мудрость веков | Истину в путь возьмем, с честности жизнь начнем! | Честность как важное качество человека. Говорить правду – легко, а обманывать – трудно. Нельзя говорить неправду, даже в шутку. Истина - объединяющее начало всех людей. | 2 | | |
3-4 | Дисциплина и долг | Смысл понятий «дисциплина» и «долг». Пять «Д»: дисциплина, долг, доброта, дружба, доверие. | 2 | | |
5-6 | Жить в ладу с собой! | Слушать голос совести. Духовные учителя человечества о совести. Уметь концентрировать внимание и сосредотачиваться на главном. | 2 | | |
7-8 | Любовь не требует наград | Любовь как важнейшая общечеловеческая ценность. Служение и бескорыстная любовь в сказках и притчах народов мира. | 2 | | |
II. четверть 8 часов |
9-10 | Дружная семья | Мой дом | Человек – член семьи. Взаимоотношения в семье, коллективе. Проявления доброжелательности. Сотрудничество, взаимовыручка, уважение. | 2 | | |
11-12 | Мои друзья | Понятие «дружба». Значение дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Объединяющее начало дружбы. | 2 | | |
13-14 | Помогаем друг другу | Взаимопомощь, поддержка, чуткость и отзывчивость в семье и школе. Проявление стремления прийти на помощь в поступках человека. | 2 | | |
15-16 | Благодарить – благо дарить! | Благодарность – важнейшее качество человека. Умение выражать благодарность в семье, в школе, в обществе. | 2 | | |
III. четверть 8 часов |
17-18 | Быть человеком | Идём дорогою добра | Доброта как качество человека. Добрый поступок. | 2 | | |
19-20 | Азбука общения | Общение как необходимое условие существования человека. Правила поведения в общественных местах. Культура поведения. Вежливость как важнейшее качество личности. Проявление вежливости в повседневной жизни. | 2 | | |
21-22 | Радуга настроения | Стремление к позитивному восприятию мира. Радость как источник жизненных сил. Хорошее настроение в учении, труде, творчестве. | 2 | | |
23-24 | Моя Родина | Казахстан – Родина всех казахстанцев. Малая Родина. Родной дом, родной город (аул). | 2 | | |
IV. четверть 9 часов |
25-26 | Как прекрасен этот мир! | Родная природа | Природа – наш дом. Красота природы. Бережное отношение к природе. | 2 | | |
27-28 | Шаги к здоровью | Физическое и духовное здоровье. Хорошие мысли укрепляют наше здоровье. Умение позитивно мыслить. Правила здорового образа жизни. | 2 | | |
29-30 | Помогай всегда, не вреди никогда | Умение сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Бережное отношение к общественной собственности. | 2 | | |
31-32 | Земля – наш общий дом | Наций много – человечество одно, звезд много – небо одно. Общее в культурах народов мира. | 2 | | |
33 | | Праздник детства | Обобщение изученного. | 1 | | |
Итого | 34 | | |
2 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/ Сквозные темы | Темы урока | Цели обучения | Кол-во часов | Сроки | Примечания |
I четверть 8 часов |
1-2 | Мудрость веков | Мудрость великого Абая | Общечеловеческие ценности как основа учения Абая. | 2 | | |
3-4 | Мудрые сказки Г.Х.Андерсена | Характер человека. Как добродетельные качества помогают человеку в жизни. | 2 | | |
5-6 | Знания осветят путь тебе | Ценность знания. Жизнь как источник познания. Ответственность в учении. Учитель как наставник и друг. | 2 | | |
7-8 | Школа – наш общий дом | О ценности школы и школьной дружбы. Бережное отношение к школьному имуществу. Соблюдение правил поведения. Уважение к учителю, воспитателю. | 2 | | |
II четверть 8 часов |
9-10 | Дружная семья | Добротой себя измерь | Добрые взаимоотношения в семье. Человечность, милосердие, понимание, взаимопомощь. | 2 | | |
11-12 | Красив тот, кто красиво поступает | Управление собственным поведением в семье. Нравственное самосовершенствование. Правила хорошего тона. Культура человека. | 2 | | |
13-14 | Быть честным и искренним | Честность как ценностное качество человека. Позитивное мышление. | 2 | | |
15-16 | Здоровая семья | Ценность здоровья. Активный и здоровый образ жизни в семье. | 2 | | |
III четверть 8 часов |
17-18 | Быть человеком | Учимся уважать себя и других | Коммуникативная культура человека. Позитивное общение как проявление понимания и уважения к людям. Достоинство человека. Внимательное отношение к людям. | 2 | | |
19-20 | Учимся прощать | Сущность прощения. Терпение. Развитие позитивного мышления | 2 | | |
21-22 | Учимся дружить | Позитивное общение в дружбе. Качества, необходимые в дружбе. Дружба в классе | 2 | | |
23-24 | Учимся любить | Бескорыстная любовь. Примеры бескорыстной любви в жизни. | 2 | | |
IV четверть 8 часов |
25-26 | Как прекрасен этот мир! | Край, где мы с тобой растём | Преданность Родине. Интерес и бережное отношение к истории нашей страны. Моральная ответственность за сегодняшний день нашей страны. Красота родного края. | 2 | | |
27-28 | Учимся беречь природу родного края | Природа и человек. Истоки понимания живой природы. Природа как источник вдохновения, творческого воображения, яркой фантазии. | 2 | | |
29-30 | Страна, где мы с тобой живём | Отчизна. Единство народа. Дружба людей разных национальностей как основа нерушимости и прочности страны. Будни и праздники казахского народа, представителей других национальностей, населяющих Казахстан. | 2 | | |
31-32 | В мире красоты. | Общечеловеческие ценности как жизненные ориентиры. Урок творчества. | 2 | | |
33-34 | Праздник детства | Обобщение изученного. | 2 | | |
Итого | 34 | | |
3 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/ Сквозные темы | Темы урока | Цели обучения | Кол-во часов | Сроки | Примечания |
I четверть 8 часов |
1-2 | Мудрость веков | Изучаем общечеловеческие ценности | Самопознание в истории человечества. Общечеловеческие ценности как основа духовно-нравственной культуры человечества. | 2 | | |
3-4 | Культурное наследие народа | Культурное наследие как отражение мудрости народа, источник духовности. Связь поколений. Прошлое, настоящее и будущее человечества. Культурное наследие – источник самопознания. | 2 | | |
5-6 | Книга – источник знаний | Книга как источник знаний и мудрости человечества. Любимые книги. Школьный учебник. Роль книги в жизни человека. | 2 | | |
7-8 | Учение – мой труд | Учение как главный труд школьника. Путь к знаниям. Умение ставить цели и достигать их. Трудолюбие – основа успеха в учении. | 2 | | |
II человек 8 часов |
9-10 | Дружная семья | Культура общения в семье | Обязанности в семье. Позитивное общение и поддержка друг друга в семье. | 2 | | |
11-12 | Начало начал… | Родной дом. Семья человека. Основа взаимоотношений в семье. Ответственность членов семьи. | 2 | | |
13-14 | Понимать себя и других | Ценность взаимопонимания. Согласие. Чуткое и внимательное отношение к людям. | 2 | | |
15-16 | Всё начинается с любви… | Любовь – духовная ценность. Любовь как основа взаимоотношений между людьми. Проявление любви в повседневной жизни. | 2 | | |
III четверть 8 часов |
17-18 | Быть человеком | Жизнерадостность и оптимизм | Жизнерадостность и оптимизм как важ-ные качества человеческого характера. Жизнерадостный человек. | 2 | | |
19-20 | О доброжелательности | Доброжелательный человек. Доброжела-тельность как необходимое условие добрых отношений между людьми. | 2 | | |
21-22 | Щедрость и великодушие | Щедрость как состояние души.. Великодушие – одна из граней истинной человечности. | 2 | | |
23-24 | Быть патриотом своей страны | Патриот. Патриотизм. Поступки и дела патриота. Любовь к Родине как условие единства и дружбы народа. | 2 | | |
IV четверть 10 часов |
25-26 | Как прекрасен этот мир! | Путь любви и добра | Самопознание как путь любви и добра. Доброе имя человека. Добрые чувства. Отражение человека в поступке. | 2 | | |
27-28 | В гармонии с природой | Гармония. Красота. Связь человека и природы. Любовь человека к природе. Бережное и заботливое отношение человека к природе. | 2 | | |
29-30 | Секреты здоровья | Ценность здоровья. Правила здорового образа жизни. Позитивное восприятие действительности как условие ЗОЖ. Нравственная основа человека и здоровье. Режим труда и отдыха. | 2 | | |
31-32 | Земля – наш общий дом | Единство человечества как основной фактор будущего развития мира. | 2 | | |
33-34 | | Праздник детства | Обобщение изученного. | 2 | | |
Итог | 34 | | |
4 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/ Сквозные темы | Темы урока | Цели обучения | Кол-во часов | Сроки | Примечания |
I четверть 8 часов |
1-2 | Мудрость веков | Мир духовно-нравственной культуры человечества | Мудрецы древней Греции. Притчи и истории о великих греческих мудрецах. | 2 | | |
3-4 | Цель жизни в учениях А. Кунанбаева и Ш. Кудайбердиева | Предназначение человека. Пути достижения цели человеческой жизни. | 2 | | |
5-6 | Будь человеком! | Что значит быть человеком? Характер человека. | 2 | | |
7-8 | Внутренняя красота человека | Внутренний мир человека. Радость самопознания. Самопознание - путь любви и добра. | 2 | | |
II четверть 8 часов |
9-10 | Дружная семья | Учимся взаимопониманию в семье | Взаимопонимание – основа добрых отношений в семье. Умение слушать, слышать и понимать друг друга. | 2 | | |
11-12 | Традиции семьи | Семейные традиции. Уважение в семье. Взаимопонимание как условие счастья в семье. Семейные праздники. Семейный труд. Счастье семьи. | 2 | | |
13-14 | Мой коллектив | Школьный коллектив, классный коллектив, совместная творческая деятельность. Дружба в классе. Нравственные ценности в коллективе. | 2 | | |
15-16 | Доброе имя | Добрые дела как основа доброго имени человека. Уважительное отношение к себе и другим. Нравственное достоинство человека. | 2 | | |
III четверть 8 часов |
17-18 | Быть человеком | Самостоятельность и ответствен-ность | Самостоятельность и ответственность как ценностные качества личности. Самостоятельный человек. Ответственный человек. | 2 | | |
19-20 | Смелость и решительность | Смелость и решительность – качества характера человека. Смелый человек. Решительный человек. Воспитание характера. | 2 | | |
21-22 | Наука совести | Совесть как нравственный ориентир человека. Честность, справедливость, открытость как возможность жить по совести. Нравственное сознание человека. | 2 | | |
23-24 | Я гражданин! | Гражданин. Гражданский долг. Гражданские чувства. Служение Родине. | 2 | | |
IV четверть 8 часов |
25-26 | Как прекрасен этот мир! | Живительные силы природы | Природа – источник всего живого. Природа – мудрый учитель. Природные лечебники. Взаимопонимание человека и природы как условие крепкого здоровья и долголетия. | 2 | | |
27-28 | Живая вода | Вода – богатство природы. Запасы воды в современном мире. Качество воды. Значение воды для человека. | 2 | | |
29-30 | Красота родной земли | Природа родного края. Красота родной земли – источник любви и вдохновения. | 2 | | |
31-32 | Земля – наш общий дом | Ответственность за будущее нашей планеты. | 2 | | |
33-34 | | Праздник детства | Обобщение изученного. | 2 | | |
Итого | 34 | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся по окончании 1 класса:
-имеет элементарные представления о человеческих ценностях: знание, учение, любовь, добро, дружба, мир, семья, Родина, природа, творчество, труд, здоровье, честность, отзывчивость;
-имеет представления о единстве человека и природы и позитивном влиянии природы на развитие человека; бережно и осознанно относится к окружающему миру;
-понимает значимость сохранения здоровья; знает и умеет применять элементарные правила здорового образа жизни;
-умеет выражать свои мысли, чувства, впечатления через творческую деятельность;
- имеет представления о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье, основанных на любви, взаимопомощи, уважении и заботе;
-осознает радость общения и искренней дружбы; умеет оценивать проявления дружбы и уважения среди сверстников и взрослых;
-умеет поддерживать дружеские отношения с представителями противоположного пола;
-осознает ответственность за свои поступки; умеет применять правила достойного поведения в школе, дома, в общественных местах;
-знает и понимает права и обязанности школьника, умеет пользоваться ими.
Оценивание знаний учащихся
Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 1 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.
В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.
«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 1 класса.
При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся по окончании 2 класса:
-имеет представления об изучаемых общечеловеческих ценностях: учение, знание, учебный труд, любовь, добро, дружба, мир, искренность, семья, любовь к Родине.
-имеет понятие о положительных качествах человека, таких, как честность и искренность, доброжелательность, уважительное отношение к людям, а также о проявлении негативных качеств и эмоций человека;
-имеет элементарные представления о природе как источнике вдохновения и культурной ценности своего края; умеет бережно относиться к зеленым насаждениям, птицам, животным;
-понимает значимость ведения здорового образа жизни; знает факторы, укрепляющие здоровье, основные правила здоровья;
-умеет выражать эмоции и чувства в различных видах деятельности, в речи; использовать средства выразительности для выражения собственного представлении о мире;
-имеет представления о ценности мира и согласии между людьми разных национальностей, о ценности дружбы народов, проживающих в Казахстане;
-осознает важность умения жить в мире с другими людьми, поддерживать добрые взаимоотношения с одноклассниками и друзьями; умеет оценивать проявления доброжелательности, уважения к себе и другим;
-умеет поддерживать дружеские отношения с представителями противоположного пола;
-умеет справедливо оценивать события, свои действия; взвешенно принимать решения, контролировать поведение в школе, дома, в общественных местах;
-знает и понимает правила хорошего тона, осознанно использует свои знания в разных ситуациях.
Оценивание знаний учащихся
Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 2 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.
В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.
«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 2 класса.
При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся по окончании 3 класса:
- осознает значимость и содержание понятий: труд, взаимопонимание, жизнерадостность, оптимизм, доброжелательность, щедрость, великодушие, патриотизм, творчество;
- умеет разбираться в проявлениях человеческих чувств и эмоций, проявлять жизнерадостность, оптимизм, щедрость и великодушие;
- знает и применяет на практике правила этикета; проявляет чуткое и внимательное отношение к людям;
- умеет разбираться в проявлениях добрых и недобрых человеческих чувств и поступков, может анализировать их причины и следствия; умеет проявлять ответственность в своих делах и поступках;
- знает правила здорового образа жизни, понимает необходимость ведения здорового образа жизни, соблюдает личную гигиену и режим труда и отдыха;
- умеет выражать свои мысли и впечатления через творческую деятельность;
- умеет проявлять внимание и уважение к людям, уважение к самому себе, проявлять заботу к близким, родным.
- проявляет интерес и уважение к труду и профессии своих родных и близких;
- понимает важность бережного отношение к природе родного края;
- проявляет интерес к природе родного края, ведет наблюдения за эстетическими проявлениями окружающей природы;
- проявляет интерес к истории страны, историческим корням своего народа, культурному наследию народа.
Оценивание знаний учащихся
Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 3 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.
В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.
«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 3 класса.
При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся по окончании 4 класса:
- осознает значимость и содержание понятий: коллектив, гражданин, традиции, ответственность, смелость, решительность, совесть, справедливость;
- умеет разбираться в проявлениях человеческих чувств и эмоций, различать свое эмоциональное состояние, выражать свои чувства и устремления;
- умеет сдерживать негативные эмоции и действия;
- знает этикетные нормы поведения, применяет на практике хорошие манеры и соблюдает культуру внешнего вида;
- умеет поддерживать доброжелательные отношения с окружающими людьми; умеет разбираться в честных и справедливых поступках, проявлять внимание, сочувствие к окружающим, неравнодушен к проблемам в семье, в стране, в мире;
- понимает необходимость физического развития, умеет применять на практике оздоровительные методики и меры безопасности, обеспечивающие сохранение здоровья;
- умеет делать осознанный выбор книг для чтения, оценивать собственное поведение через поступки литературных героев;
- знает правила общения, умеет поддерживать позитивные, дружеские взаимоотношения в группе, классе, дома, с незнакомыми людьми; проявляет интерес и уважение к труду и профессии своих родных и близких;
- понимает значимость природы как источника жизни;
- умеет проявлять заботу об окружающей среде, сохранять чистоту природных источников;
- осознает себя гражданином Республики Казахстан; понимает свою причастность к жизни страны, города, села, школы; понимает значимость служения обществу.
Оценивание знаний учащихся
Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 4 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.
В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.
«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 4 класса.
При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.