Пояснительная записка
к практикуму по литературному чтению «В мире книг» в 3-м классе
Рабочая программа составлена на основе:
· Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
· «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
· Федерального базисного учебного плана (приказ Минобразования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
· «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
· Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов. – 4-е изд., перераб. – М., Просвещение, 2013)
При разработке рабочей программы практикума по литературному чтению учитывалось содержание:
программы по литературному чтению под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».-3-е изд., дораб. и доп.- М.:Вентана-Граф, 2010;
Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./(авт.-сост. Л.А.Ефросинина). – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
На практикум по литературному чтению в 3 классе отведено по 1 часу в неделю, за счёт часов школьного компонента из учебного плана МАОУ «Первомайская СОШ» на 2014-2015 учебный год. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год.
Цель программы - организация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения
Цели и задачи курса:
совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);
углубленное знакомство учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы;
развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Задачи курса:
Совершенствование навыков чтения у учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся
писать отзыв о прочитанной книге.
Содержание курса:
Загадки. Скороговорки. Пословицы. Потешки. Былины. Сказки и рассказы о животных. Волшебные сказки. Народные сказки. Сказки А.С.Пушкина и других авторов. Басни. Произведения о природе. Художественные и научно-познавательные рассказы К.Г.Паустовского, Л.Пантелеевой, В.А.Осеевой, Д.Н.Мамина-Сибиряка, М.М.Пришвина, С.В.Михалкова, В.Ю.Драгунского, Бр.Гримм, Х.К.Андерсена, Ц.Топелуиса.
Требования ФГОС по формированию универсальных учебных действий по работе с книгой
Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС. В примерной основной образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного уровней, в которые включены умения работать с книгой: «п.2.3.2. Круг детского чтения».
Ученик научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы.