ИСТОРИЯ
6
класс
Тема урока:
«КУЛЬТУРА
ДРЕВНЕГО
ЕГИПТА»
ПЛАН
ПИСЬМЕННОСТЬ ЕГИПТЯН
ТАЙНА ИЕРОГЛИФОВ РАСКРЫТА
ЗАРОЖДЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
ПИСЬМЕННОСТЬ
Стены египетских храмов и гробниц, а также саркофаги покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть , как изображали – колодец , войну, солнце и т.д . Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова , например имена, просто нельзя изобразить рисунком.
Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.
ПИСЬМЕННОСТЬ
Иероглифы – «священные письмена» – древние фигурные знаки египетского письма (и некоторых других), обозначающие целое слово или несколько звуков .
Рассказ учителя об египетских иероглифах в рамках материала учебника Вигасина А.А., пункт 1 § 12 (с. 60-61). Используются и следующие слайды.
1
ПИСЬМЕННОСТЬ
Разгадав ребус, узнайте название тростника, из которого делали материал для письма в Древнем Египте
ПАПИРУС
Тростник папирус
Изготовление папируса
ПАПИРУС
Стебель очищали от твердой оболочки
Папирус – разновидность тростника
Сердцевину разрезали на полоски
Полоски укладывали на стол, смоченный водой
Уложенные слои покрывали тканью и расплющивали деревянным молотком
ПАПИРУС
Письменные принадлежности египтян
Древнеегипетский чиновник
свиток
1
ПИСЬМЕННОСТЬ
В “Поучении писцов ученикам” говорилось: “Будь писцом – он освобожден от всяких повинностей, от работы киркой и мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут сечь тебя прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой”.
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ
"Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя". «Уши ученика находятся на спине, ибо когда его бьют, он лучше слышит»
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ
Сначала ученики писали на черепках битой посуды. И только старшим ученикам, кто уже хорошо владел искусством письма доверяли папирус.
Девизом египетской школы были слова, записанные в одном из древних папирусов:
«Уши мальчика находятся на его спине»
1
ПИСЬМЕННОСТЬ
!
В египетском письме более 700 иероглифов
– слово «рот» и звук «р»
– слово «хлеб» и звук «т»
слово «мотыга» и
сочетание звуков «м» и «р»
–
! Гласные звуки иероглифами НЕ передавались.
Также можно обратиться к иллюстрациям в учебнике: «Египетские иероглифы» , с. 60, и «Обозначение чисел», с. 61.
Значение
некоторых иероглифов
?
Так почему же было так сложно учиться в египетской школе?
12
ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОСТИ
Не было иероглифов, обозначающих гласные звуки
Одним иероглифом передавались два, три звука
Среди иероглифов были знаки-определители, они
служили подсказкой при чтении текста
Давайте подумаем, как прочитать иероглифы
«СЛ» -
«ДМ» -
какие слова они могут обозначать?
Село, сало, сила, осел, если, сел, соло …
Дом, дым, дама….
ПИСЬМЕННОСТЬ
Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность?
Розетта
(Рашид)
15 июля 1799 группе французских солдат, под командованием капитана Пьера-Франсуа Бушара, при сооружении форта Сен - Жюльен, близ города Розетты, была обнаружена каменная плита с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами (два текста на древнеегипетском языке и один на древнегреческом языке.
ПИСЬМЕННОСТЬ
По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.
ПИСЬМЕННОСТЬ
Казалось, что это не так уж трудно. Ведь рядом был греческий перевод.
На деле загадка оказалась значительно сложнее. Многие ученые из разных стран пытались ее разрешить, но неудачно.
Сам Шампольон далеко не сразу нашел правильный путь.
ПИСЬМЕННОСТЬ
14 сентября 1822 г. Шампольон впервые убедился, что может читать и переводить любой древнеегипетский иероглифический текст.
Взволнованный, он вбежал в кабинет своего брата - профессора Жака Шампольона - и бросил ему на стол несколько исписанных листков с криком: "В твоих руках открытие!" - после чего он потерял сознание от переутомления.
НАУКА
Все культурные открытия египтяне сделали первыми в мире. Им не у кого было учиться. У них рано появилось представление обо всех основных отраслях знаний. Об этом говорит создание первой в мире энциклопедии около 3 тысяч лет назад. Она имела разделы: небо, вода, растения, животные, города, иностранные народы. До нашего времени сохранились труды по медицине, астрономии, математике.
МЕДИЦИНА
Египетские врачи славились во всем древнем мире. У египтян были врачи по различным болезням. Это заметил уже грек Геродот, когда был в Египте: «Каждый врач лечит только одну болезнь. Поэтому везде у них много врачей. Одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые - внутренние болезни». Египетские врачи правильно поняли важную роль сердца. Они имели знания о ходе «сердца, из которого идут сосуды для любой части тела».
МЕДИЦИНА
Египтяне изготавливали медицинские инструменты из бронзы.
Медицинские инструменты из бронзы
Хирургический папирус
МЕДИЦИНА
Медицинские специальности
Хирурги (использовали скальпель, бинты, накладывали швы, лубки при переломах)
Ветеринары
Зубные врачи
Глазники
Египтяне бальзамировали (мумифицировали) умерших.
На своём опыте в медицине египтяне создали медицинские справочники, книги.
МАТЕМАТИКА
Математика зародилась из практических нужд. С возникновением государства по деревням ходили чиновники с помощниками. Они пересчитывали животных, измеряли засеянные поля, чтобы вычислить величину налога с каждого крестьянина. Так возникла потребность в арифметике.
МАТЕМАТИКА
Алгебра
Геометрия
Математика египтян развивалась по мере надобности вместе с цивилизацией.
Математика помогала египтянам в архитектуре, торговле и даже в астрономии .
Геометрия - “гео” – земля и “метрос”.
АСТРОНОМИЯ
Астрономией стали заниматься для улучшения календаря с развитием земледелия. Также необходимо было точно определять начало разлива Нила, который наступает ровно через год. Египтяне составили карту звездного неба. По звездам находили путь в море и пустыне.
АСТРОНОМИЯ
Наблюдая за движением Солнца египтяне создали солнечный календарь.
Год насчитывал 365 дней, он был разделен на 12 месяцев. Год в делился на три сезона по 4 месяца каждый:
Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября.
Время восходов (перет) — с середины ноября до середины марта.
Время засухи — с середины марта до середины июля. Каждый месяц имел 30 дней. Остальные 5 дней не входили в календарь и добавлялись в конце последнего месяца.
Ночь состояла из 12 часов. День также делился на 12 часов.
АСТРОНОМИЯ
Египтяне знали, чем
Многолетние
планеты отличаются от
наблюдения помогли
звёзд, умели находить
египтянам
на небе Меркурий,
ориентироваться
по сторонам света.
Юпитер, Сатурн.
Египетские астрономы
высчитывали сколько
дней проходит между
разливами Нила. Свои
знания египтяне
использовали для
составления нескольких
календарей.
ВЫВОДЫ
Химия: Изготавливали составы для бальзамирования, использовали различные минеральные и органические добавки для окрашивания сырья, научились варить стекло.
Математика: Создали свою простую систему чисел, умели умножать и делить, вычислять площади фигур .
Астрономия: Создали карту звездного неба, видимого в Египте, составляли календарь, умели определять, когда начнется разлив Нила. Для измерения времени использовали водяные часы.
Медицина: Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. Знали несколько сот лекарственных растений. При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой.
ЗАДАНИЯ
1
3
2
Перечислите главные достижения египтян в науке.
Прочитайте учебник
§ 10
Стр. 40 – 42.
Ответьте на вопрос.
Почему иероглифы назывались
«словами богов»?