СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура России XVIII в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок культуры показывает как изменился быт и культура России в XVIIIв.

Просмотр содержимого документа
«Культура России XVIII в.»

Тема урока: «Культура России в ХVIII веке».

  1. Учитель: Джандарова Аида Исаевна

  2. Курс: История России с древнейших времен до конца XVIII века

  3. Тема урока: Культура Руси XVIII века.

  4. Тип урока: объяснение нового материала

  5. Цель урока: Показать особенности древнерусской культуры

  6. Задачи:

  1. Образовательная:

- Познакомить учеников с лучшими произведениями русской культуры и бытом народа в XVIIIвека

- Обеспечить усвоение понятий (культура, материальная культура, духовная культура, летопись, былины, мозаика, фреска, икона)

  1. Развивающая:

- Развитие яркой эмоциональной монологической речи;

- Обогащение активного словаря терминами данной эпохи.

  1. Воспитательная:

 - Воспитывать уважение к истории, культуре, показать её значение для современного искусства.

- Воспитывать чувство прекрасного.

  1. Методы:

- словесный,

- наглядный,

- практический.
Вид урока:  изучения новой темы

Форма урока - виртуальная экскурсия. Сопровождается мультимедийной презентацией.

Оборудование: Слайдовая презентация «Культура и повседневная жизнь народов России XVIII в.». Карта России.

Ход урока:
1. Вступительное слово учителя .
В 18 веке в России окончательно оформляется абсолютная монархия, и ужесточается крепостное право.

История российской науки начинается с 1724 года, когда Петр 1 подписал указ о создании Петербургской академии наук, а при ней Академического университета и Академической гимназии. Академия начала функционировать в декабре 1725 года при Екатерине 1. Первым президентом Академии наук был медик Лаврентий Блюментрост, который подобрал штат из четырнадцати приглашенных иностранцев. Наиболее известный из них Леонард Эйлер швейцарский математик и астроном. 
Академия наук в период с 1728г. по 1783г. помещалась в здании Кунсткамеры.
Научная деятельность Академии развивалась по трем направлениям: математическому, физическому и гуманитарному. При Академии наук был образован анатомический театр, обсерватория, библиотека, в ее ведении находились Ботанический сад и Кунсткамера.
Академия организовывала экспедиции на Белое и Каспийское море, занималась исследованием Северного морского пути, Камчатки и Аляски. В 1745 году вышел первый «Атлас российский».

В 1748 году Михаилом Ломоносовым была открыта первая в России химическая лаборатория.
В 1746 году президентом Академии наук стал Кирилл Григорьевич Разумовский, и началась постепенная русификация Академии.( Первые русские ученые: географ Степан Крашенинников, астрономы Петр Иноходцев и Никита Попов, астроном и математик Степан Румовский, ботаники и зоологи Иван Лепехин и Василий Зуев.)

Но наиболее известным ученым 18 века был Михаил Васильевич Ломоносов. Человек, проявивший себя в разных областях знаний: в химии, физике, астрономии, поэзии, изобразительном искусстве. Самые яркие достижения М. Ломоносова:
- теория о законе сохранения массы (опыты, которые через 26 лет будут опубликованы французским химиком А.Л. Лавуазье);
- корпускулярно-кинетическая теория тепла;
- гипотеза о наличии атмосферы Венеры;
- получение ртути в твердом состоянии;
- усовершенствование оптических приборов и конструирование зеркального телескопа (принцип, который будет через 27 лет опубликован английским ученым У. Гершелем;
- работы в области теории электричества;
- работы в области минералогии;
- наука о стекле и разработка технологии цветных стекол.
Мозаичное панно из цветной смальты «Полтавская баталия.» М. Ломоносов.
В 1755 году в Москве по инициативе Михаила Ломоносова и Ивана Ивановича Шувалова при Елизавете Петровне был открыт Московский университет, который имел три факультета: медицинский, философский и факультет права.

В 1757г. была учреждена Российская Академия художеств, и училище при ней в 1764 г.

В 1764г. для дочерей дворян был основан Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре в Спб (в обиходе его называли Смольным)
В 1783 году в Петербурге параллельно с Петербургской Академией наук начала свою деятельность Российская Академия наук. Новое научное учреждение занималось, в основном, русским языком, словесностью, театром. Председателем Российской академии была назначена Екатерина Романовна Дашкова (директор Академии наук с 1783 года).
Новое учреждение предложило новую букву русского алфавита – букву «е”»
В конце 18 века Российская академия выпустила первый толковый словарь русского языка, содержащий 43356 слов. Над словарем работали Екатерина Дашкова, Денис Фонвизин, Гавриил Державин, Иван Шувалов… В издании словаря участвовали 35 академиков. В 19 веке Российская академия сольется с Академией наук. 
Кроме ученых 18 века известны имена русских механиков и изобретателей:
Андрей Константинович Нартов (1693—1756) – член Академии наук, изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка;
Иван Иванович Ползунов (1728-1766) - изобретатель первого в мире двухцилиндрового парового двигателя и первой в России паровой машины (1763 г.);
Иван Петрович Кулибин (1735-1818) - изобретатель различных механических устройств, игрушек, приборов и станков (часов, водохода, фонаря-прожектора, механической повозки, оптического телеграфа, микроскопа…)..

По проекту Бецкого в Москве и Спб были открыты воспитательные дома для детей без родителей в 1764, 1770гг.

В 1782-1786 была проведена школьная реформа по созданию «народных училищ»: главные в губернских города и малые – в уездах.

В 1779 г. по почину Новикова при Московском университете была открыта учительская семинария – первое в России педагогическое учебное заведение.

Первую фундаментальную работу по истории России с древнейщих времен до16 века представил Академии наук В. Н. Татищев.

Русская архитектура 18 века…
Русская архитектура 18 века представлена тремя основными стилями: 
- петровское барокко;
- елизаветинское барокко;
- классицизм.
Барокко - в переводе с португальского - жемчужина неправильной формы. Этот стиль возник в Италии в конце 16 века и распространился в Европе. В нашей стране это нарышкинское барокко, вошедшее в моду в конце 17 века. 
В начале 18 века первые здания Петербурга включали в себя оттенки итальянского, французского и немецкого барокко. Сложившийся архитектурный стиль будет называться петровское барокко. Наиболее известный архитектор Доменико Трезини.
Характерные черты петровского барокко: контрастность окраски; пилястры (прямоугольные полуколонны) и волюты (лепные завитки); белые наличники и мелкие стекла окон; рустовка стен, шпили, флюгера, однокупольные церкви.
Работы Доменико Трезини.
Здание Двенадцати коллегий

Петропавловский собор,

Летний дворец Петра , трезини

Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры,

Дворец Меньшикова

В стиле петровского барокко построена Кунсткамера,арх Маттарнови(1719-1724)

Адмирательство, арх. Коробов

Сухарева и Меньшикова башни, арх.Зарудный

При Петре 1 в Петербурге начинается типовое проектирование жилых домов. 

Расцвет барокко в нашей стране пришелся на эпоху Елизаветы Петровны. Наиболее известный архитектор барокко Франческо Бартоломео Растрелли.
Характерные черты елизаветинского барокко: обилие золота, лепных украшений, зеркал. В стиле барокко построен Зимний дворец, Екатерининский дворец в Пушкине, собор Смольного монастыря, Строгаовский дворец.

Собор Николы Морского, арх. Чевакинский

Колокольня Троице – Сергеевской лавры, триумфальные Красные ворота в Москве, арх. Ухтомский
Здание в стиле истинного барокко похоже на торт со взбитыми сливками и испытывает на себе влияние нового стиля рококо (ракушка – в переводе с французского)..

Интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.
Единственное здание, построенное в этом стиле в нашей стране это Китайский дворец в Ораниенбауме.
Китайский дворец, арх. А. Ринальди. 1762 – 1768гг.
Во второй половине 18 века мода изменилась, обилие украшений и позолоты стало казаться аляповатым и навязчивым, ассиметричные здания сложными и дорогими.


Классицизм возник во Франции еще в 17 веке, но интерес к нему возрос во второй половине 18 века, возможно, в связи с раскопками Помпеи. 
При Екатерине Второй в Петербург вошел строгий классический стиль. Основные черты классицизма: пропорциональность, функциональность и простота; колоннады, арки и портики; желто- белая цветовая гамма стен, отсутствие декоративных украшений.
Павловский дворец, арх. Камерон
Гостиный двор, Малый Эрмитаж в Спб., Ж.Б.М. Валлен -Деламот. 1761 – 1785 гг.
В классическом стиле в Петербурге построен Гостиный двор; Смольный институт, Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском селе, архитектор Д. А. Кваренги.
Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской Лавры, архитектор И.Старов; 1783-1789 гг.

Петровский дворец, Голицынская больница, здание Сената в Москве, здание Московского университета, арх. Казаков М. Ф.

Мраморный дворец, Гатчинский дворец, арх. А. Ринальди,

Здание старого Арсенала, проект Михайловского замка в Спб., дом Пашкова в Москве, арх. Баженов.


Из истории русского театра….
Первый публичный профессиональный театр был открыт в Ярославле в 1750 году в помещении каменного амбара, благодаря стараниям купеческого сына Федора Волкова, человека прекрасно образованного и талантливого. Федор Григорьевич писал стихи и пьесы, хорошо рисовал и занимался резьбой по дереву, играл на музыкальных инструментах. В 1752 году императрица пригласила труппу Федора Волкова в столицу, и на месте современного Александринского театра 
30 августа 1756 года был открыт «Русский для представления трагедий и комедий театр» для посещения публики, который положил начало структуре Императорских театров России. Директором театра стал драматург и поэт Александр Петрович Сумароков, первым актером Федор Григорьевич Волков. С этого момента женские роли в постановках стали исполнять женщины.
Профессиональные театры стали появляться и в других городах России: в Москве при Московском университете, в Твери, Воронеже, Тамбове, Нижнем Новгороде…
Известная актриса второй половины 18 века Прасковья Ивановна Ковалева – Жемчугова входила в труппу крепостного театра графа Шереметьева.
С началом следующего 19 века театр делится на драматическую и музыкальную труппы, а музыкальная на оперную и балетную. Русский театр будет испытывать влияние французской оперы и драматургии, французской балетной школы. Среди балерин начала 19 века наиболее яркой была Авдотья Истомина.

Первая в России опера появилась в 1736 в Спб.

Русская живопись 18 века
В начале 18 века русская живопись представлена настенными и потолочными росписями, миниатюрами, иконописью и жанром портрета. Меняются краски: вместо темперы преобладают масляные краски, появляется обнаженная натура с правильными анатомическими пропорциями человеческого тела; вместо «обратной перспективы» - прямая перспектива; парсуны вытесняются портретами. Используется светотень и отображается фактура материала.
Наиболее известные художники: и их работы:

Антропов-Коронационный портрет Петра 3, портрет императрицы Елизаветы Петровны.
Иван Аргунов. Портрет Екатерины II, портреты семьи Шереметьевых

Рокотов, портреты Петра 3, Левицкого и Струйской, он создатель интимного психол портрета.

Левицкий, мастер показывает многогранность натуры, серия полотен воспитаниц Института благородных девиц, Екатепина2

Владимир Боровиковский., изображал модели на фоне природы,император Павел 1, портреты семейных кланов Лопухиных, Толстых, Гагариных.
На портретах начала века чувствуется некоторая скованность фигур, напряженность, возможно, отсутствие индивидуальности портретируемых. 
Идея открыть в Петербурге художественное училище принадлежала Петру Первому, и была воплощена после его смерти. Художественное отделение стало частью Академии наук. В 177 году в эпоху Елизаветы, благодаря инициативе Ивана Ивановича Шувалова в столице открылась Императорская Академия Художеств, где преподавали итальянские и французские мастера. Академия обучала искусству гравюры, портрета, скульптуре и архитектуре, а также общеобразовательным предметам. В 1764 году при Екатерине Великой на Васильевском острове было начато строительство здания для Академии художеств в классическом стиле архитектором Ж.Б. Валлен-Деламотом.

В 18 в. преобладающий жанр в живописи был портрет, но также получили развитие жанры:

Исторический- Лосенко А.П.

Пейзажный – Алексеев Ф. Я.и Щедрин С. Ф.
Русская литература 18 века
В начале века литературные произведения, в основном переводы, были разных стилей и жанров. Затем под влиянием идей европейского Просвещения литература приобрела черты классицизма (акцент на разум), а к концу века – сентиментализма (акцент на чувства).
Наиболее известные писатели направления классицизма 18 века:

Василий Тредиаковский – совершил реформу стихосложения,открыл первую страницу в истории художественной лит-ры светскую тематику, перевел франц роман «Езда в остров любви»

Михаил Ломоносов, написал более 20 од.
Александр Сумароков, его творчество было посвящено разработке комедий и трагедий, т.е драматургии, был директором театра.

Гавриил Державин, атор «Фелица», «Памятник», «Снегирь»

Денис Фонвизин («Недоросль», «Бригаадир»),

А. Д. Кантемир, являлся автором сатир

Александр Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), его Екатерина 2 назвала «бунтовщик хуже Пугачева»

Представителем сентиминтализма был - Николай Карамзин, автор «Бедная Лиза», где раскрывается жизнь простых людей.для.

Для 18 века характерно развитие всех видов скульптур:

Фалькони – «Медный всадник» в Спб

К.Б.Растрелли – бюсты Петра1 и Меньшикова, Анны Иоановны с арапченком.

Шубин – мраморные бюсты Потемкина и Репнина, Павла1, Ломоносова

Козловский - Екатерина 2 в образе Минавры,памятник Суворову в Спб, Самсон разрыает пасть льву в Петергофе.

5.Домашнее задание.

Прочитать параграф 10, выполнить задания в рабочей тетради, написать мини-сочинение «Экскурсия в музей».

6. Итог урока.