СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура в годы Великой Отечественной Войны

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В годы Великой Отечественной войны русская культура понесла огромные потери. Было уничтожено свыше 82 тысяч школ, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, разграблено 430 музеев. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину.

В результате боевых действий пострадали древние русские города - Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Невосполнимы были и людские потери. Гитлеровцы проводили целенаправленную политику по уничтожению населения. Все это сказалось на развитии культуры.

Просмотр содержимого документа
«Культура в годы Великой Отечественной Войны»

В годы Великой Отечественной войны русская культура понесла огромные потери. Было уничтожено свыше 82 тысяч школ, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, разграблено 430 музеев. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину.

В результате боевых действий пострадали древние русские города - Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Невосполнимы были и людские потери. Гитлеровцы проводили целенаправленную политику по уничтожению населения. Все это сказалось на развитии культуры.

(2) С первых дней войны на защиту Родины были поставлены все достижения науки и техники. В 1943 году фронт получил новейшие самолеты (3) ИЛ-2, ЯК-9, ТУ-2,(4) созданные выдающимися конструкторами С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и др. Совместно с конструкторами Ж.Я. Котиным(5), С.Н. Махониным, А.А. Морозовым и другими были созданы новые модели танков, превосходившие аналогичную технику противника. Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие совершенствовали и создали новые образцы стрелкового автоматического оружия. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров (6) разработали новый метод зашиты кораблей от мин.

В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, Н.С. Тихонов, А.А. Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны были опубликованы быстро ставшие популярными повести М.А. Шолохова "Наука ненависти" и главы его романа "Они сражались за Родину", поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин", стихи Н.С. Тихонова, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц. В это тяжелое для страны время советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л.М. Леонова "Нашествие", К.М. Симонова "Русские люди", Е.Е. Корнейчука "Фронт". Для культурного обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, даже специальные фронтовые театры.

В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документальных фильмов. Кинодокументалисты наиболее оперативно откликались на события. Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых (7) "Секретарь райкома" И.А. Пырьева, (8)"Два бойца" Л.Д. Лукова, (9)"Она защищает Родину" Ф.М. Эрмлера.

В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений 20 века - седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. (10) Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде. Победоносный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве. "Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию" - таков был эпиграф к этому произведению.

Одним из ведущих жанров в музыке во время войны стала лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. Подлинным гимном народной войны стала песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова "Священная война".

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Прослеживаются два этапа в его развитии. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. (11) Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе "Родина-мать зовет" и В.Г. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!". На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. (12) На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката; он проникнут оптимизмом, народным юмором. Л.А. Голованов в плакате "Дойдем до Берлина!" создает образ героя, близкий Василию Теркину. С первых дней войны по примеру "Окон РОСТа" начинают выходить "Окна ТАСС". Из мастеров старшего поколения в "Окнах ТАСС" сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Весь мир обошла их знаменитая карикатура "Потеряла я колечко...", посвященнаяна разгрому немцев под Сталинградом. В живописи военных лет в первую очередь развивается жанр портрета. (13) Создавались как предельно скромные, так и парадные, даже патетические портреты, как, например, портрет маршала Г.К. Жукова работы П.Д. Корина. Особой значительностью, монументальностью образа отличаются написанные в годы войны М.С. Сарьяном портреты интеллигенции композитора А.И. Хачатуряна, (14) академика И.А. Орбели, писательницы М.С. Шагинян.


В 1941 - 1945 гг. развиваются бытовой и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А.А. Пластову. (15) Оба жанра как бы объединены в картине "Фашист пролетел". Пронзительная по остроте чувств драма разыгралась в идиллическом русском пейзаже. Здесь оставил свой смертоносный след пролетевший фашистский самолет, расстрелявший мальчика-пастушка и коров, которых он пас. Боль, гневный протест вызывала эта картина у зрителей. (16) В последний год войны Пластов написал прекрасную картину "Жатва", где он изобразил ничем непримечательный эпизод крестьянской жизни: серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Это те, кто остался в тылу и кормил бойцов. (17) Победу Пластов отпраздновал холстом "Сенокос", где он передал праздничность цветущего луга.

В годы войны создаются и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром. (18) Пример тому - картина К.Ф. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». Она запечатлела тот памятный день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение - и погибали. Батальный жанр разрабатывает А.А. Дейнека. (19) Он создает большую панорамную композицию "Оборона Севастополя". Ясным, четким, напряженно-экспрессивным художественным языком Дейнека создает образ жестокой битвы. Этому художнику принадлежит главная роль в утверждении военного пейзажа, отмеченного острым ощущением времени. (20) В его картине "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г." изображены пустынные московские улицы со старыми домиками и противотанковыми заграждениями. Художник передает незабываемую атмосферу тех грозных дней, когда враг рвался к Москве и был у ее порога.

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создал Кукрыниксы, (21) обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли в картине "Бегство фашистов из Новгорода". В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом. (22) П.Д. Корин создает триптих "Александр Невский", в котором он соединяет исторические воинские мотивы с темами народных сказаний, с образами русской природы. Центральную часть триптиха занимает фигура А.Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением "Нерукотворного Спаса". В историческом жанре много работает старейший художник Е.Е. Лансере, создавший серию "Полтавская битва". (23)

В скульптуре военных лет так же, как и в живописи, приоритетным является портретный жанр. Скульпторы стремятся, прежде всего, запечатлеть образ героя войны, сделать его правдивым. (24) В.И. Мухина выполнила бюсты летчика-полковника И.Л. Хижняка, полковника В.Н. Юсупова. Большую роль сыграли опыты Мухиной с различными современными материалами, такими, как алюминий, цветная медь, стекло. Значительные образы создает С.Д. Лебедева бюст А.Т. Твардовского.

Из всего вышесказанного, следует сделать вывод, что Великая Отечественная война в корне изменила жизнь страны. Определяющим становится  лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!». Писатели, поэты, учёные, художники трудились, создавали художественные произведения и тем самым внесли огромный вклад в победу над фашизмом.