Педагогический совет «Культурная миссия школы»
Вопросы:
- Культура школы и ее составляющие. Проблемы и пути решения.
- Культура урока как фактор социализации учащихся с нарушенным слухом.
- Культурная миссия современного учителя.
- Культура педагогического общения как условие благоприятного психологического климата в школе.
- Организационная культура школьного пространства.
- Эстетическая культура школьного пространства и культура здорового образа жизни.
- Новые технологии воспитания и их роль в развитии личности школьника. Нравственно-правовая культура.
Цель педагогического совета:
- Выявить пути и способы формирования и развития культуры школы-интерната как важнейшего фактора социализации обучающихся.
Задачи педагогического совета:
- Познакомить педагогов с сущностью и структурой культуры школы и возможностями ее влияния на процесс развития личности ребенка.
- Определить резервы и возможности их использования в дальнейшем развитии культуры школы-интерната.
«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.» В.А. Сухомлинский «Понятие о культуре очень широко – от умывания лица до последних высот человеческой мысли.» М.И. Калинин
Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. Так что же такое культура?
«КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание».
« КУЛЬТУРУ ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении.
Оценка личностного роста
Целеустремленность
3,8
Дисциплина и организованность
3,7
Соблюдение правил личной гигиены и уровень развития навыков самообслуживания
3,8
Внешний вид и аккуратность
4,1
Интересы и увлечения
Уровень этической культуры
4
3,4
Работа над вредными привычками
3,7
Отношение к физкультуре и спорту
3,6
Общественная активность
3,5
Исполнение должностных обязанностей
3,4
СРЕДНИЙ БАЛЛ
3,5
Организационная культура школы
- Символы учебного заведения.
- Герои школьного сообщества.
- Язык организации.
- Разделяемые убеждения в среде детей и взрослых.
- Профессиональные и общечеловеческие ценности.
- Какую общественную миссию выполняет данная школа и в чем ее отличие от других? Каково ее положение (рейтинг) в ряду других школ?
- Какие ценности и нормы лежат в основе работы школы(справедливость, красота, истинность, сила)? Как они сохраняются и передаются.
- Какие в школе существуют традиции?
- Отличаются ли учащиеся школы своим внешним видом от учащихся других школ?
- Какова культура речи в учебном заведении?
- Как принимаются важные решения в жизни школы – сверху или снизу?
- Существует ли обратная связь между учителями и учащимися?
- Привлекателен ли интерьер школьного помещения? (его дизайн, комфортность, чистота)
- Что и как едят учителя и учащиеся?
- Как строятся взаимоотношения между учителями и учениками?
- Какими эстетическими переживаниями наполнена жизнь школы?
- Как оцениваются достижения в учебе и во внеклассных мероприятиях?
- Какова общая удовлетворенность детей своим пребыванием в школе?
Состояние отдельных сторон школьной жизни (мнение старшеклассников)
№
Отдельные стороны школьной жизни
1
2
Ср. балл
Подготовка к окружным мероприятиям
Воспитательные занятия, классные часы
3
6,6
6,2
Дисциплина, порядок в школе
4
Деятельность объединений ДО
7,4
5
6
5,6
Уют и чистота в школе
Отношения педагогов и учащихся
7,2
7
7,1
Детское самоуправление
8
Организация дежурства
7.0
9
7.2
Взаимодействие с родителями
8.0
Состояние отдельных сторон школьной жизни (мнение старшеклассников)
№
Отдельные стороны школьной жизни
10
Ср. балл
Внешний вид учащихся
11
Санитарное состояние учебных кабинетов
5.9
12
13
Уровень воспитанности школьников
7.8
Отношение учащихся к педагогам
5.3
14
7.3
Выполнение правил ЗОЖ
15
Культура урока
7.4
7.0
Состояние отдельных сторон школьной жизни (мнение учителей)
№
Отдельные стороны школьной жизни
1
2
Ср. балл
Подготовка к окружным мероприятиям
Воспитательные занятия, классные часы
3
8.2
8.2
Дисциплина, порядок в школе
4
Деятельность объединений ДО
7.0
5
6
7.1
Уют и чистота в школе
Отношения педагогов и учащихся
8.8
7
8.7
Детское самоуправление
8
Организация дежурства
7
9
8.4
Взаимодействие с родителями
7.4
Состояние отдельных сторон школьной жизни (мнение учителей)
№
Отдельные стороны школьной жизни
10
Ср. балл
Внешний вид учащихся
11
Санитарное состояние учебных кабинетов
6.0
12
8.0
Уровень воспитанности школьников
13
Отношение учащихся к педагогам
14
6.6
6.9
Выполнение правил ЗОЖ
15
Культура урока
6.7
8.2
Ниже других 10,12,14,13
Выше других 5,6,15,1,2,8
Модель выпускника школы
Культура познания .
Культура выбора
Культура ответственности .
Культура самореализации
Культура познания
- обладать разносторонним интеллектом;
- быть конструктивно и созидательно мыслящей личностью, допускающей множество истин, уважающей позицию другого;
- владеть новыми технологиями, понимать возможности их применения, их силу и слабость, критически относиться к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе;
- владеть способами устного и письменного общения на уровне функциональной грамотности;
- осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, владеть средствами и способами исследовательского труда.
Культура выбора
- руководствоваться в своей жизнедеятельности общечеловеческими нормами и ценностями;
- самостоятельно находить выход из проблемной ситуации;
- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессии;
- способность прогнозировать перспективы собственного развития в будущем; ставить цели и выбирать нравственные, правомерные средства их достижения.
Культура самореализации
- личность, стремящаяся к достижению высокого уровня образованности и культуры;
- участвующая в созидательной деятельности и создающая продукты авторской творческой деятельности;
- ищущая, познающая собственные потенциалы и стремящаяся к полноценной реализации собственных личностных ресурсов.
Культура ответственности
- социально активная личность, способная брать на себя ответственность за собственные поступки и деятельность;
- способная участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и построения в России правового демократического государства.
Проблема
- Несоответствие стандарта современного выпускника реальному продукту современной системы образования.
Культурный человек
- 1.Соблюдает этикет на 51%
- 2.Воспитан на 54%
- 3.Ответственнен на 58%
- 4.Порядочный на 53%
- 5.Скромный на 37%
- 6.Опрятен на 52%
- 7.Уступает место 54%
- 8. Здоровается 81%
- 9. Стремиться к знаниям 57%
- 10. Посещает выставки 46%
Современный человек
- 1.Соблюдает этикет на 35%
- 2.Воспитан на 45 %
- 3.Ответственнен на 37%
- 4.Порядочный на 38%
- 5.Скромный на 22%
- 6.Опрятен на 39%
- 7.Уступает место 31%
- 8. Здоровается 36%
- 9. Стремится к знаниям 29%
- 10. Посещает выставки 25%
Среди культурных людей я себя чувствую….
- … хорошо – 19%
- … .нормально – 13%
- … комфортно -40,4%
- … приятно – 20,5%
- … спокойно – 2%
Среди культурных людей я себя чувствую….
- … чуть-чуть неловко -
- … некомфортно -
- … неловко –
Система внутришкольной культуры
Миссия школы
Возможность удовлетворить образовательную потребность населения
Цель
Формирование и развитие свободной, организованной, культурной, нравственно и физически развитой личности, готовой к дальнейшему самосовершенствованию и самоопределению
Общая педагогическая политика школы.
Прогрессивность, активность, созидательность, аналитический научный подход к формированию личности, совершенствующие технологии обучения и воспитания .
Кодекс поведения педагогов.
Отношение к школе
Отношение к ребенку
Отношение к работе
Отношение друг к другу
Отношение к самому себе
Кодекс внутришкольного менеджмента
Создавать условия
Оценивать
Корректировать
Прогнозировать
Система принципов управления школой.
Уважение и доверие к человеку, принцип целостного взгляда на человека, принцип сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода.
Методы обучения.
Методы не только на развитие новых знаний, но и на развитие личности в целом.
Идеология воспитания.
Четыре подхода:
- отношенческий
- деятельностный
- личностный
- комплексный
Для развития культуры учебного заведения необходимо следующее:
1. Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о культуре школы, ее содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения культурного потенциала.
2. Отчетливое осознание того, что культура школы существует объективно, что она достаточно устойчива.
3. Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующей культуры образовательного учреждения. Важно выяснить:
А) преобладающие ценностные ориентации в детском и взрослом сообществах;
Б) кто является носителем ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентаций школьного коллектива;
В) как (положительно или отрицательно) влияют доминирующие ценностные ориентации на процесс развития личности ребенка и на нравственно-психологический климат в коллективе;
Г) какие ценности будут содействовать осуществлению инновационного замысла, а какие из них могут стать препятствием в данном процессе.
4. Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности. Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе.
5. Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде.
6. Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества.
7. Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения.
Рефл е ксия:
- Красный: разговор был интересным и полезным.
- Зеленый: обязательно следует продолжить разговор на эту тему.
- Желтый: разговор был непродуктивным и бесполезным.
Ядро культуры школы составляет единый воспитательный коллектив ( во взаимодействии все субъекты воспитательного процесса), в основе своей, имеющий единую систему ценностей: универсальных, социальных, коллективных и индивидуальных
:
Школа – маленькая модель реального
и планируемого облика общества…..
Какую школу мы строим,
таким и станет будущее общество.
Спешите творить добро