Курс внеурочной деятельности «Обществознание для пятиклассника»
В 5 классе содержание курса носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Пятиклассник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Содержание курса внеурочной деятельности «Обществознание для пятиклассника»
Человек
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Семья
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста.
Понятие семьи. Отношения в семье и со сверстниками. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Школа
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Образование. Роль образования в современном обществе.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Труд
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Родина
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Государственные символы. Герб. Флаг. Гимн.
Конституция РФ.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Обществознание для пятиклассника».
5 класс (34 часа)
№ | Раздел, тема, основное содержание по темам | Кол-во часов | Характеристика основных видов общеобразовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | Вводный урок | 1 час | Познакомится с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиям к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания |
Тема 1. Человек (5 часов) |
2 | Загадка человека | 1 час | Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животного. |
3 | Загадка человека | 1 час |
4 | Отрочество - особая пора жизни | 1 час | Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. |
5 | Отрочество - особая пора жизни | 1 час |
6 | Практикум по теме: «Человек» | 1 час | Обобщить и закрепить знания о связи социального в человеке с общением, обменом информацией и другими результатами психической деятельности. Способствовать развитию коммуникативных умений, создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения. Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков. |
Тема 2. Семья (5 часов) |
7 | Семья и семейные отношения | 1 час | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи |
8 | Семейное хозяйство | 1 час | Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении домашнего хозяйства. |
9 | Свободное время | 1 час | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. |
10 | Практикум по главе: «Семья» | 1 час | Систематизировать и обобщить знания по теме «Семья». Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом. Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Содействовать развитию умения выполнять различные проектные работы. Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей, рефлексии собственного вклада в семейный уют, здоровый образ жизни семьи. Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе. |
11 | Практикум по теме: «Семья» | 1 час |
Тема 3. Школа (6 часов) |
12 | Образование в жизни человека | 1 час | Исследовать несложные ситуации из жизни человека и обществ, которые раскрывают значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. |
13 | Образование в жизни человека | 1 час |
14 | Образование и самообразование | 1 час | Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. |
15 | Образование и самообразование | 1 час |
16 | Одноклассники, сверстники, друзья. | 1 час | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. |
17 | Практикум по теме: «Школа» | 1 час | Систематизировать полученную информацию в процессе изучения темы содержательную информацию о роли образования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях школьного образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Совершенствовать предусмотренные ФГОС умения: а) характеризовать учебу как основной труд школьника; б) опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования, выявлять позитивные результаты учения; в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; д) иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека. Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками. |
Тема 4. Труд (6 часов) |
18 | Труд – основа жизни | 1 час | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. |
19 | Труд – основа жизни | 1 час |
20 | Труд и творчество. | 1 час | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. |
21 | Труд и творчество. | 1 час |
22 | Практикум по теме: «Труд» | 1 час | Систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества. Способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров. Развивать умение работы с различными адаптированными источниками информации, решать с помощью информационных источников творческие задания. Совершенствовать такие универсальные учебные действия, выраженные в умении работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
23 | Практикум по теме: «Труд» | 1 час |
Тема 5. Родина (11 часов) |
24 | Наша Родина-Россия. | 1 час | Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма. |
25 | Наша Родина-Россия. | 1 час |
26 | Государственные символы России. | 1 час | Описывать основные символы государства РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. |
27 | Государственные символы России. | 1 час |
28 | Гражданин России | 1 час | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности. Уметь работать со СМИ |
29 | Гражданин России | 1 час |
30 | Мы – многонациональный народ. | 1 час | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей |
31 | Мы – многонациональный народ. | 1 час |
32 | Практикум по теме: «Родина» | 1 час | Систематизировать знания учащихся по теме «Родина», расширить представления о федеративном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан. Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к людям различных национальностей, существующих в обществе правил толерантного поведения. Воспитывать уважение к государственным символам России, ее государственному языку. Создавать условия для развития универсальных учебных действий: умения взаимодействовать в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете, умения презентовать свои работы по определенной теме. |
33 | Практикум по теме: «Родина» | 1 час |
34 | Заключительное занятие. | 1 час | Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году. |
Электронные ресурсы курса внеурочной деятельности «Обществознание для пятиклассника»
Тема | Видеоурок | Аудиоучебник |
Глава 1 Человек | | |
1. Загадка человека. | https://www.youtube.com/watch?v=slu38X2SfaI&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=1 | https://www.youtube.com/watch?v=X-kQ-Y_R1LM&list=PLMDDEQIJvxGRceCOrnv0iO_3Yw_S7Ugl1 |
2. Отрочество – особая пора. | https://www.youtube.com/watch?v=u2oHPR1seRo&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=2 | https://www.youtube.com/watch?v=aKVjPodXqCU&list=PLMDDEQIJvxGRceCOrnv0iO_3Yw_S7Ugl1&index=2 |
| https://www.youtube.com/watch?v=2CGRIxtzq58&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=3 | |
Глава 2 Семья | | |
3. Семья. | https://www.youtube.com/watch?v=ymvKFXD11Co&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=4 | https://www.youtube.com/watch?v=OYepGancddU&list=PLMDDEQIJvxGRceCOrnv0iO_3Yw_S7Ugl1&index=3 |
| https://www.youtube.com/watch?v=SXv-BXUVQEE&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=5 (Какие бывают семьи) | |
4. Семейное хозяйство. | https://www.youtube.com/watch?v=cHFu_s60B9E | https://www.youtube.com/watch?v=CKyK2c8u7Do |
| https://www.youtube.com/watch?v=5xb3mga492I&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=7 (Экономика семьи) | |
5. Свободное время. | https://www.youtube.com/watch?v=7OoYTEvsJSY&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=8 | https://www.youtube.com/watch?v=3JFXSc_-F24 |
Глава 3. Школа. | | |
6. Образование в жизни человека. | https://www.youtube.com/watch?v=zmD71M4dPR0&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=10 | https://www.youtube.com/watch?v=ZCwCcxPoTJg&list=PLMDDEQIJvxGRceCOrnv0iO_3Yw_S7Ugl1&index=6 |
7. Образование и самообразование. | | https://www.youtube.com/watch?v=YRAMwCm0x7k&list=PLMDDEQIJvxGRceCOrnv0iO_3Yw_S7Ugl1&index=7 |
8. Одноклассники, сверстники, друзья. | https://www.youtube.com/watch?v=dmLFuNGHFfg&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=9 | https://www.youtube.com/watch?v=u8xqWWKCCbk&list=PLMDDEQIJvxGRceCOrnv0iO_3Yw_S7Ugl1&index=8 |
Глава 4. Труд. | | |
9. Труд - основа жизни. | https://www.youtube.com/watch?v=grziqTgovFM&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=11 | https://www.youtube.com/watch?v=23tBkl05Fo0&list=PLMDDEQIJvxGRceCOrnv0iO_3Yw_S7Ugl1&index=9 |
10. Труд и творчество. | https://www.youtube.com/watch?v=ci12K8QwQDk&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=13 | https://www.youtube.com/watch?v=NjoxQhIfSPQ&list=PLMDDEQIJvxGRceCOrnv0iO_3Yw_S7Ugl1&index=10 |
Глава 5. Родина. | | |
11. Наша Родина – Россия. | https://www.youtube.com/watch?v=YRot7Clym3s&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=14 | https://www.youtube.com/watch?v=9z5iGX4LOR4&list=PLMDDEQIJvxGRceCOrnv0iO_3Yw_S7Ugl1&index=11 |
12. Государственные символы. | https://www.youtube.com/watch?v=wwaQC6vQgcs&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=15 | https://www.youtube.com/watch?v=brLMm83Qpio&list=PLMDDEQIJvxGRceCOrnv0iO_3Yw_S7Ugl1&index=12 |
| https://www.youtube.com/watch?v=AR8IOWFmGJw&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=16 (Патриотизм) | |
13. Гражданин России. | https://www.youtube.com/watch?v=e9R9hElksHI&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=17 | https://www.youtube.com/watch?v=OwFvujbuYP0&list=PLMDDEQIJvxGRceCOrnv0iO_3Yw_S7Ugl1&index=13 |
14. Мы – многонациональный народ. | https://www.youtube.com/watch?v=dnqy_578rx0&list=PLp1o4TiOetLzVeEzyai_zUsAFj4JB9res&index=18 | https://www.youtube.com/watch?v=Ld2hSgDLqkY&list=PLMDDEQIJvxGRceCOrnv0iO_3Yw_S7Ugl1&index=14 |
Темы проектов курса внеурочной деятельности «Обществознание для пятиклассника» (возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.):
1. Социальный портрет моего сверстника.
2. Здоровый образ жизни.
3. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
4. Мой город - город для всех.
5. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?) Доп. Образование.
7. Человек долга - кто он, каков он?
8. Свободное время школьника.