Программа курса внеурочной деятельности для 5 - 6 классов «Дом, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Цель курса: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории и природных богатств родного края.
Новизна программы заключается в том, что содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения проблемных вопросов, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Дом, в котом я живу», являются:
- 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных6 ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу», являются:
- 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
4)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
5) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
6) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел I. Мой район (2 часа). Верх - Исетский район. История создания района.
Раздел II Природа родного края (30 часов). Заповедные места Урала. Растения родного края. Мир насекомых. Виды, места обитания. Обитатели вод. Общие признаки рыб. Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки. Животный мир. Общие понятия. Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством городов Урала, предприятиями, их история.
Раздел II. Итоговое занятие (3 часа). Оформление альбома-презентации. Оформление и защита творческих работ. Отчёт о работе
Формы занятий
Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Основные виды деятельности учащихся
-решение занимательных задач;
-оформление газет;
-участие в мероприятиях школы, города, района;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с природой и историей родного края;
-проектная деятельность;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах, творческие работы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
Раздел I. МОЙ РАЙОН. (2 ч.) |
-
| Верх - Исетский район | 1 |
-
| История создания района | 1 |
Раздел II. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ (30 ч.) |
-
| Заповедные места Урала | 1 |
-
| Растения родного края. Экскурсия в природу | 1 |
-
| Растения родного края. | 1 |
-
| Растения родного края, занесённые в Красную книгу. | 1 |
-
| Зелёный мир вокруг нас. | 1 |
-
| Мир насекомых. Виды, места обитания | 1 |
-
| «Кто важней?» (игра-викторина) | 1 |
-
| Обитатели вод. Общие признаки рыб. | 1 |
-
| Рыбы, обитающие в реке Исеть | 1 |
-
| Охрана рыбных богатств | 1 |
-
| Викторина «Золотая рыбка | 1 |
-
| Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки | 1 |
-
| Птицы нашего края | 1 |
-
| Наблюдение за птицами. | 1 |
-
| Наблюдение за птицами. | 1 |
-
| Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. | 1 |
-
| Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек | 1 |
-
| Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек | 1 |
-
| Игра «Птичий час». | 1 |
-
| Животный мир. Общие понятия. | 1 |
-
| Звери, обитающие на территории нашего района. | 1 |
-
| Охраняемые виды животных родного края | 1 |
-
| «В мире животных». Викторина. | 1 |
-
| Конкурс рисунков «Природа родного края». | 1 |
-
| Посещение городского парка | 1 |
-
| Прогулка по набережной р.Исеть. | 1 |
-
| Посещение музея «Природы Урала» | 1 |
-
| «А у нас во дворе» | 1 |
-
| Спят ли наши деревья? | 1 |
-
| «Как у нас в садочке» | 1 |
Раздел III. Итоговое занятие. (3 ч.) |
-
| Оформление альбома-презентации | 1 |
-
| Оформление и защита творческих работ | 1 |
-
| Итоговое занятие | 1 |
ИТОГО: | | 35 |
5