МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ
(ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы»)
Институт педагогики
Кафедра теорий и методик
Начального образования
Направление 44.03.01-
Педагогическое образование
Профиль Начальное
образование
Курс IIⅠ ОЗО ЗПНОС
Содержание и технология изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» по системе «Школа России»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Д
ата представления
Р
абота допущена к защите
Д
ата защиты
О
ценка
Уфа 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ….…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………….……..….....
1.1. Содержание основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир»…………………………………………………….…….......……………..…6
1.2. Технология изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир»…………………………………………………..........……11
Выводы по первой главе………………………………………..........………….13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПО СИСТЕМЕ «ШКОЛА РОССИИ»………………………………………………………..…….....…. ……
2.1 Разработка конспекта урока по изучению обществоведческих понятий у младших школьников………………………………………………………….15
2.2 Разработка конспект экскурсии по формированию естествоведческих понятий у младших школьников…………………………………………... .…26
Выводы по второй главе……………………………………....……...………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…32
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………35
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ……………...…38
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ ……………………………………….39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. К началу XXI в. человечество расширило способы познавательной, в том числе исследовательской, деятельности, накопило огромный запас научной информации во всех отраслях знаний. Школа не может игнорировать это явление. Вместе с тем процесс обучения в отличие от науки ограничен временем, возрастными особенностями учащихся, а потому наряду с другими причинами содержание обучения не может быть тождественным науке и не может включать бесконечное количество учебных предметов. Сложившееся противоречие решается путем расширения интеграции способов учебных действий и добытой научной информации в школьные учебные предметы. Одним из интегрированных учебных предметов и стал «Окружающий мир».
В учебный предмет «Окружающий мир», преподаваемый в начальной школе, интегрируются естествознание (биология и география) с экологией, обществознание (социология и история), информатика, ОБЖ и элементы экономики. Другой особенностью данного учебного предмета является его вариативность: учителю начальных классов предлагается на выбор несколько учебно-методических комплектов (далее УМК) разных авторов, что прописано в Законе РФ «Об образовании» и принято государственными образовательными стандартами.
Ведущая цель современного начального обучения и каждого учебного предмета — формирование способов деятельности детей, на основе которых идет процесс развития их личностных качеств и приобретения необходимых предметных знаний, что в принципе невозможно без деятельности. Неслучайно Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО), определяя требования к процессу обучения в начальной школе, на одно из первых мест выдвигает метапредметные требования, достижение которых идет через формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий (далее УУД) — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Названные выше компоненты учебного предмета «Окружающий мир» и методика их преподавания несут в себе огромный развивающий потенциал, что признано ведущими методистами с начала возникновения образования и является насущной потребностью нашего времени. Однако господствовавший на протяжении всего XX в. авторитаризм в школьном образовании в определенной мере сдерживал реализацию этого потенциала, что негативно сказалось и на уровне подготовки учителей, основной функцией которых признавалось быть «урокодателем».
В современных условиях меняется статус учителя: он перестает быть лишь передатчиком информации, его задача так организовывать деятельность учащихся, чтобы ученик сам открывал для себя знания и чтобы эта деятельность стала источником и основой его интеллектуального саморазвития.
Противоречия: между необходимостью формирования основных понятий у младших школьников, по предмету “Окружающий мир” которые развиваются в процессе учебной деятельности и недостаточным уровнем освещенности этого материала в педагогической литературе.
Проблема исследования: Каково содержание и технология изучения основных понятий учебной дисциплины “Окружающий мир” по системе “Школа России”?
Объект исследования: образовательный процесс в 3 классе по системе “ Школа России”.
Предмет исследования: процесс изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир».
Цель исследования: изучить содержание и технологию изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» по системе «Школа России».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир».
Раскрыть технологию изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир».
Сформулировать особенности понятий на уроках «Окружающий мир».
Разработать методические рекомендации по изучению основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» по системе «Школа России».
Гипотеза исследования: изучения основных понятий учебной
дисциплины «Окружающий мир» по системе «Школа России» будет эффективно, если провести слудующие методы обучения:
по изучению обществоведческих понятий у младших школьников;
по формированию естествоведческих понятий у младших школьников.
Методологической основой исследования: изучение содержания и технологии изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» (Плешаков А.А., Гусев В.А., Боженкова Л.И. и другие).
Теоретической основой исследования стали: труды педагогов и психологов: изучением проблемы занимались зарубежные педагоги и психологи. ( Дружинин В.Н., Давыдов В.В. и другие).
Методы исследования: теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, а также культурологической литературы.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что: уточнено понятие содержание и технология изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир», которое наиболее полно и точно отражает суть данного явления, применимо к нашему исследованию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан комплекс методов, направленный на изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» по системе «Школа России».
Структура исследования включает введение, две главы: теоретическая, практическая, заключение, литературы, глоссарий: по категориальному аппарату и по персоналиям.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Содержание основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир»
Изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» предполагает повышение теоретической и практической готовности учителей начального общего образования к выполнению требований ФГОС, и повышению результатов освоения Основной образовательной программы по предметам естественнонаучного цикла.
Данная программа направлена на обеспечение теоретической и практической готовности учителей начальной школы к реализации ФГОС НОО в естественнонаучном образовании.
Дисциплина «Окружающий мир» по системе «Школа России» в школьном образовании представляет собой систему наук о природе, совокупность естественных наук, взятых как целое, таких как физика, химия, биология, география [8,с.10]. Изучение различных природных объектов, их свойств, состава, строения, функций, законов развивают мыслительные способности учащихся, формируют у школьников способность осуществлять мыслительные действия (анализ, моделирование, сравнение, обобщение, выделение главного, индукцию, дедукцию, умение выдвигать гипотезу и отстаивать свою точку зрения). Естественнонаучное образование призвано дать возможность человеку как части природы, осознать не только мир природы, но и свое место в этом мире и направлено на формирование мировоззренческих, культурологических и практико-ориентированных характеристик личности. Обучение дисциплины «Окружающий мир» должно служить целям развития полноценной личности.
Изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир»
воздействуя на зоны как актуального, так и ближайшего развития, дидактически содержательны и в основном системны в процессе формирования психических функций, интеллекта, конкретных умений и навыков ребенка.
Учитывают потенциал гуманитарных знаний, последовательное усвоение способствует расширению кругозора и приобщению, в той или иной степени, к мировой и отечественной культуре, что уже само по себе ценно для становления личности, так может и должно являться проводником для системного развития ребенка.
Содержание курса «Окружающий мир» можно распределить по следующем основным тематическим блокам: 1) небесные тела; 2) погода; 3) неживая природа; 4) география; 5) растения; 6) животные; 7) сезонные изменения в неживой природе; 8) сезонные изменения в живой природе.
Рассмотрим каждый из этих блоков, их содержание в современных программах и учебниках.[32,c.74]
1. Небесные тела:
Солнце - источник тепла, света и жизни на Земле. Дети должны уметь определять место и время восхода и захода солнца, продолжительность дня, изменение относительной высоты солнца над горизонтом с помощью гномона;
Луна - спутник Земли;
движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Смена дня и ночи, смена времён года.
2. Погода.
Понятие «погода» вводится путём суммирования сведений о её составляющих: температуре воздуха в градусах, наличии и силы ветра, облачности, наличии и вида осадков, других погодных явлений (туман, гроза, гололёд, изморозь). В учебниках некоторых авторов объясняется причина появления ветра, вводится понятие «роза ветров», дети узнают о видах облаков. Даются сведения причинно-следственного характера: почему идёт дождь, почему появляется радуга, почему бывает эхо.
3. Неживая природа. Содержание этого блока раскрывается в темах «Вода», «Воздух», «Почва», «Горные породы и минералы». Дети изучают свойства воды, воздуха, почв, полезных ископаемых, их значение и охрану.
4. География. В ходе изучения географических тем учащиеся знакомятся:
- с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», учатся пользоваться компасом;
- с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы, овраги);
- с разнообразием водоёмов: река, озеро, море и др. Вводятся понятия «исток», «устье», «русло», «приток»;
- с глобусом, картами мира, России и своей местности, с условными обозначениями на карте. Вводится понятие «масштаб».
5. Растения. В этот блок входят следующие темы и основные сведения:
а) органы растений:
- корень: находится в почве, растёт вниз, всасывает воду и питательные вещества, удерживает растение;
- стебель: растёт вверх, на нём находятся листья, цветки, плоды с семенами; вводится понятие «побег» как стебель вместе с листьями и почками;
- лист: находится на стебле, дышит с помощью устьиц. Изучается разнообразие формы листьев;
- цветок: образуется на стебле, из него развиваются плоды и семена;
- плод: образуется из цветка, в нём находятся семена, которыми размножается большинство растений. Даются природоохранные сведения - нельзя срывать цветы диких растений, особенно редких;
б) условия жизни растений: тепло, вода, свет, воздух, минеральные вещества;
в) развитие растения из семени: стадии набухания, появления проростка, листьев, цветков, плодов и семян;
г) жизненные формы растений: дерево - растение с одним одревесневшим стволом; кустарник - растение с несколькими одревесневшими стволами; травянистые растения имеют гибкие зелёные стебли, которые у однолетних погибают, у многолетних восстанавливаются после зимовки;
д) хвойные растения (листья - хвоинки) и лиственные (плоские, широкие, опадающие осенью листья);
е) экология растений: вводятся понятия «теплолюбивые и хладостойкие», «светолюбивые и теневыносливые», «влаголюбивые и засухоустойчивые» растения;
ж) выделяют такие группы растений, как дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые, вводится понятие «сорт».
В настоящее время расширен список изучаемых групп растений за счёт лишайников, водорослей, мхов и папоротников. Стали уточнять, что грибы - самостоятельная группа живых организмов. Вводится термин «царство».
6. Животные. Обязательными для изучения являются животные четырёх групп: насекомые, рыбы, птицы и звери:
а) насекомые:
- строение: три пары ног, три части тела - голова, грудь и брюшко, крылья и ноги прикреплены к груди;
- размножение: два пути развития насекомых - с полным и с неполным превращением;
- польза и вред насекомых для человека;
б) рыбы:
признаки: водные животные, тело которых покрыто чешуёй, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами кислородом, растворённым в воде.
в) птицы:
- признаки: тело покрыто перьями, имеют две ноги, два крыла, развиваются из яиц;
- деление птиц на перелётных и зимующих, а зимующих - на осёдлых и кочующих;
г) звери (млекопитающие):
- признаки: тело покрыто шерстью, сразу рождаются живые детёныши (исключение - ехидна и утконос), детёнышей выкармливают молоком;
- деление на растительноядных, хищных, насекомоядных и всеядных;
- вводится понятие о диких и домашних животных;
- условия, необходимые для жизни животных, - пища, вода, воздух, тепло, свет.
В большинстве программ дополнительно изучаются черви, моллюски, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся.
7. Сезонные изменения в неживой природе. В рамках этого блока учащиеся получают следующие сведения:
а) лето: солнце стоит высоко над горизонтом, продолжительность дня большая, тепло и жарко, осадки в виде дождей (часто ливни с грозами), почва и вода прогретые;
б) осень: солнце ниже над горизонтом, чем летом, дни укорачиваются, холодает, часто идут дожди, переходящие в снег, почва и вода охлаждаются;
в) зима: солнце низко над горизонтом, дни короткие, осадки в виде снега, бывают метели, температура воздуха низкая (морозы), почва и водоёмы замерзают. Вводятся понятия «снежинка», «сугроб», «снегопад», «гололёд», «наст», «ледостав»;
г) весна: солнце по сравнению с зимой выше над горизонтом, дни удлиняются, температура повышается, тает снег, осадки в виде мокрого снега и дождя, тает лёд на водоёмах, оттаивает почва. Вводятся понятия «оттепель», «ледоход», «половодье».
8. Сезонные изменения в живой природе. Рассматриваются изменения в жизни растений и животных:
а) растения:
- лето - вегетация, цветение и плодоношение;
- осень - созревание плодов и семян, отмирание наземных частей трав, изменение окраски листьев, листопад;
- зима - лиственные растения стоят голые, без листьев, зелёными остаются хвойные и некоторые травянистые растения под снегом (озимые посевы, земляника);
- весна - сокодвижение, набухание почек, цветение некоторых растений, распускание листьев;
б) животные:
- лето - размножение, выкармливание потомства;
- осень - исчезновение насекомых, отлёт перелётных птиц, у зимующих птиц образуется пух, у зверей - линька, накопление подкожного жира;
- зима - нет насекомых, встречаются зимующие птицы (снегири, синицы, свиристели), сон или спячка у зверей (детям разъясняют, в чём различия сна и спячки);
- весна - появление насекомых, пробуждение зверей от сна и спячки, весенняя линька, прилёт птиц, гнездование, насиживание яиц, появление птенцов, их вскармливание.
1.2 Технология изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» по системе «Школа России»
Определение технологии изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» детерминирует необходимость сначала последовательно уточнить более общие, родовые, по отношению к ней понятия.
Прежде всего, следует раскрыть сущность собственно технологии вообще. Так, в широком смысле под последней подразумевается «применение научного знания для решения практических задач», в более узком - «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [15,с.101]. Из второго определения вытекает понятие уже педагогической технологии, среди многочисленных толкований которого обозначим следующие:
сформулированное Г.К. Селевко: «система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве, и приводящая к намеченным результатам» [31.с.32];
обозначенное М.В. Клариным: «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических;
Содержание педагогической технологии в целом можно свести к совокупности педагогических методов, форм, средств и психологопедагогических условий, обеспечивающих систему программирования и планирования учебно-воспитательной работы в соответствии с четко установленным образцом, постоянного мониторинга ее результатов и их коррекции.
Технологию изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир», таким образом, можно определить как совокупность методологических подходов, педагогических принципов, методов, средств и педагогических условий, обеспечивающих систему планирования и реализации процесса учебной дисциплины в соответствии с установленными этапами, на которых реализуются цель и соответствующие задачи, ориентированные на достижение результата.
В отечественной практике, как уже отмечалось выше, получила широкое распространение, прежде всего, комплексная технология изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» Б.П. Никитина, объединенных важными принципами: «от простого к сложному», предполагающему постепенное усложнение уровня обозначаемых перед ребенком задач, и максимального раскрытия его способностей, потенциала.
Технология изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» построена на ряде методологических подходов. Включая системный, деятельностный, культурологический, аксиологический, личностно-ориентированный и полисубъектный.
Цель данной технологии - интеллектуальное воспитание школьников.
В соответствии с этим в качестве задач технологии выделяются развитие произвольности познавательных процессов ребенка, расширение кругозора и усвоение ценностей окружающего мира [16,c.25].
Представляется, что достижение поставленной в технологии цели и соответствующих ей задач должно происходить с опорой на ряд педагогических принципов:
активности, предполагающий активное участие детей в учебном процессе по изучению основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир»;
занимательности и новизны, подразумевающие познавательную активность детей в учебном процессе по изучению основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир»;
самостоятельности, подразумевающий самостоятельность детям в принятии решений и действий по ходу урока;
состязательности, понимающий под собой мотивацию детей на достижение успехов на уроке.
Таким образом, выполняется круг психолого-педагогических функций педагогом:
понимающая под собой проверку основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир;;
ориентационно-прогностическая;
конструктивно-проектировочная, связанная с постановкой им целей и задач урока по программе;
организаторская, понимающая стимулирование им активности детей [19,с. 46].
Выводы по первой главе:
Изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» предполагает повышение теоретической и практической готовности учителей начального общего образования к выполнению требований ФГОС, и повышению результатов освоения Основной образовательной программы по предметам естественнонаучного цикла.
Изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» воздействуя на зоны как актуального, так и ближайшего развития, дидактически содержательны и в основном системны в процессе формирования психических функций, интеллекта, конкретных умений и навыков ребенка.
Содержание курса «Окружающий мир» можно распределить по следующем основным тематическим блокам: 1) небесные тела; 2) погода; 3) неживая природа; 4) география; 5) растения; 6) животные; 7) сезонные изменения в неживой природе; 8) сезонные изменения в живой природе.
Таким образом, выполняется круг психолого-педагогических функций педагогом:
понимающая под собой проверку основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир;;
ориентационно-прогностическая;
конструктивно-проектировочная, связанная с постановкой им целей и задач урока по программе;
организаторская, понимающая стимулирование им активности детей.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПО СИСТЕМЕ «ШКОЛА РОССИИ».
2.1. Разработка конспекта урока по изучению обществоведческих понятий у младших школьников
Работу мы проводили в 3 классе, на базе МБОУ "Лицей № 5".
Длительность экспериментальной работы 4 недели.
Цель: познакомить учащихся с понятием «общество».
Задачи:
- на основе фактов истории и окружающего мира сформировать представление об обществе как коллективе людей;
- довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей;
- научить объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества;
- уметь объяснять, что такое конфликт людей, истоки и способы выхода из конфликтных ситуаций;
- учить представлять полученную информацию в виде схемы.
Развивающие:
Развивать умение аргументировать свою точку зрения, делать выводы, слушать и понимать других, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные:
- учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Планируемые результаты
Личностные:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий;
- перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого.
Предметные
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
давать определение общества, конфликта, компромисса.
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:
-объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
-замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), -правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудования: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Организационное начало урока. | Приветствие: Я очень рада войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз. Я знаю каждый в классе гений, Но без труда и ум не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок. - Ребята, покажите, с каким настроением вы начинаете урок. - Я желаю вам, чтобы к концу урока настроение у всех стало | Руками изображают крышу дома, показывая свое настроение ( хорошее) (не очень) ( плохое) | |
II. Мотивация и планирование деятельности. | -Эпиграфом урока я предлагаю взять слова древнегреческого философа Сократа. Прочитайте эти слова. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». -Как их понимаете? -Чтобы открыть новые знания, составим план наших действий, план урока. | Чтение и обсуждение эпиграфа (знания открывать будем сами). Составление плана урока: -вопрос урока -вспоминаем то, что знаем -открываем новые знания -применяем знания, закрепляем | Регулятивные: -прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
III. Тема урока и постановка учебной проблемы. | На слайде изображения Робинзона Крузо и Маугли. -Узнали героев? -Что их объединяет? -Чего у них не было? Как они жили? -Кто догадался, какая тема урока? -Тема урока «Общество». -Прочитаем разговор папы и Илюши на с. 28 учебника. -Чего не понял Илюша? -Какой вопрос возникает? | Обсуждение проблемы героев. Выход на тему урока «Общество». Постановка вопроса урока: «Что такое общество?» Постановка цели урока. | Регулятивные: -развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. |
IV. Актуализа ция знаний. | -Все ли люди одинаковые? -А может их что-то объединять? Что? -Что такое общество в вашем понимании, запишем на дереве предположений. | Высказывание предположений по теме. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельнопредполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; |
V.Совместное открытие знаний. | 1. Что такое общество? На слайде иллюстрации: спортивное общество, общество моржей. -Что объединяет людей на каждом рисунке? -Как их можно назвать? –Можно ли назвать описанную группу людей обществом? Обоснуйте свое мнение. Текст 1. В зале шумно только что закончился доклад молодого ученого о его экспедиции в далекую страну и о положении там редких животных. Каждый их присутствующих высказывает своё мнение и предлагает разные меры для помощи в их охране. Текст 2. В большом зале стоит тишина - не слышно ни единого слова, только шорох страниц и скрип пишущих ручек. Каждый занят делом. У кого-то на столе толстый том энциклопедии, кто-то читает и конспектирует дополнительный учебник, а перед кем-то самая новая книга, которую пока еще трудно купить. Для всех в читальном зале нашлось место. Вывод -Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения людей «обществом»? -Какой вывод можно сделать, что такое общество? -Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с.31. Работа со словарями. -Это слово имеет несколько значений, найдем их в словаре. (Вид словаря дети выбирают самостоятельно: толковый словарь С.И.Ожегова или поиск в интернет-словаре). 2.Задания на применение знаний. Работа в парах -Перед вами таблица, запишите, какие общие интересы могут быть у вас с этими группами людей: Одноклассники | | Семья | | Россияне | | Все люди Земли | | -Посмотрите на слайд, как называются эти общества, какие общие интересы у людей? -Можем мы помочь инвалиду, если не состоим в этом обществе? Как? -А ветерану войны? 3.Конфликты. -Что надо сделать, чтобы конфликт не произошел? -Если конфликт начался, как можно выйти из ситуации? -Объясните данные пословицы: Сядем рядком да поговорим ладком. Худой мир лучше доброй ссоры. | Спортивное общество «Динамо»: участие в различных спортивных соревнованиях. Общество моржей:закаливание, купание в холодной воде. Чтение и обсуждение описанных ситуаций. Формулирование вывода, сравнение собственного вывода с выводом в учебнике. Выбор словаря и нахождение значения слова. Заполнение таблицы в парах, обсуждение мнений. Обсуждение, высказывание мнений. Просмотр видеофильма, обсуждение ситуации. Формулирование понятий конфликт и компромисс. Сделать выводы: -конфликт лучше предупредить; -чтобы прекратить конфликт, необходимо пойти на компромисс. | Регулятивные: -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: -развиваем умение слушать и понимать других; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной форме; -умение работать в паре и в группах. Личностные: -развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; -оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные -развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; -выявлять сущность, особенности объектов; -на основе анализа объектов делать выводы; -обобщать и классифицировать по признакам; -находить ответы на вопросы в иллюстрации; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий |
VI.Закрепление знаний. Итог урока. | Работа в группах. -Я предлагаю вам вспомнить, закрепить, все, о чем мы говорили сегодня на уроке. Поработав в группах, используя основные (ключевые) понятия урока, составьте схему, которая вам поможет на следующем уроке вспомнить эту тему. | Составление схем-кластеров с основными понятиями урока. Представление результатов. | Познавательные: -представлять информацию в виде схемы. |
VII.Рефлексия. | На слайде записаны фразеологизмы. -Оцените свою работу на уроке, выбрав один из фразеологизмов, объясните свой выбор. Шевелить мозгами. Грызть гранит науки. В одно ухо влетает, в другое вылетает. | Оценка своей деятельности на уроке. | Регулятивные -осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VIII.Домашнее задание. | Обязательное для всех: -выполнить задания в рабочей тетради к теме 6. По желанию творческое задание: -придумать и нарисовать эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного). Предложить друзьям догадаться, какому обществу ты «выполнял заказ». | | |
2.2. Разработка конспекта экскурсии по формированию естествоведческих понятий у младших школьников
Цель: развивать наблюдательность, обогатить учащихся предметными знаниями о признаках весны с учетом местного природного окружения.
Задачи:
1. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении темы.
2. Предоставление учащимся возможности получения практической информации; знакомство с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.
3. Обеспечение практической, политехнической направленности учебного процесса.
Развивающие:
Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся. Формирование умения объяснять явления, применять знания в новой ситуации.
Воспитательные:
Знакомство с лучшими представителями выбранной профессии, с новаторами; воспитание уважения к людям труда.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
1. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.
2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.
3. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Коммуникативные УУД:
1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.
2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.
3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия
Регулятивные УУД:
1. Учатся контролировать и оценивать свои действия.
2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.
3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
4. Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме
Личностные УУД:
1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.
2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнения.
Оборудования: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Подготовительный | 1. Выбирает объект экскурсии, на котором можно наиболее наглядно осуществить показ изученных явлений и законов. 2. Знакомится со специальной литературой. 3. Составляет подробный план экскурсии. 4. Проводит организационную и консультационную работу с представителями предприятия. 5. Лично проверяет объект на предмет соблюдения техники безопасности и личной безопасности учащихся | На предшествующем экскурсии уроке получают вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии | |
II. Организационный | 1. Сообщает учащимся о цели мероприятия. 2. Настраивает на плодотворную работу. 3. Предупреждает о правилах поведения на объекте, соблюдении техники безопасности (фиксирует в журнале по технике безопасности) | Готовятся участвовать в мероприятии | Регулятивные: Коллективнаябеседа |
III. Центральный а) начало маршрута б) Вслед за экскурсоводом/ведущим | Освещает особенности предприятия: выпускаемая продукция и ее применение в быту, производстве и т.п., явления или законы, лежащие в основе технологических процессов Контролирует ход экскурсии | Включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии 1. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные. 2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя, полученные перед экскурсией | |
IV. Итоговый | 1. Благодарит представителей предприятия за помощь в организации экскурсии. 2. Напоминает учащимся о необходимости в срок, назначенный учителем, подготовить отчет об экскурсии с приложением подготовленного экскурсионного материала. 3. Намечает методы применения экскурсионного материала в последующем учебном процессе и во внеклассной работе – в качестве раздаточного материала для лабораторных работ и упражнений, для изготовления стендов, схем, плакатов, составления задач, для выпуска специальных номеров стенных газет, для проведения вечеров | 1. Делятся впечатлениями. 2. Уточняют вопросы по теме экскурсии, по технологии изготовления экскурсионного материала: а) коллекционный материал, б) схемы и/или плакаты, в) паспортные данные технических установок | Познавательные: |
Выводы по второй главе:
Развивать умение аргументировать свою точку зрения, делать выводы, слушать и понимать других, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся. Формирование умения объяснять явления, применять знания в новой ситуации. Знакомство с лучшими представителями выбранной профессии, с новаторами; воспитание уважения к людям труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Таким образом, изучив весь объем представленной научной литературы, складывается следующая универсальная система активно взаимодополняющих, взаимовлияющих и взаиморазвивающих черт, характеризующих уровень интеллектуальной воспитанности детей в младшем школьном возрасте:
Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, позволяющего получить информацию более полно и многогранно, применяя к последней основные мыслительные операции, закладывающие основу для формирования затем словесно-логического (или понятийного), - позволяющего посредством овладения логическими операциями и понятийным аппаратом получать информацию опосредованно;
осознанное, прежде всего, зрительное восприятие, позволяющее принимать информацию;
концентрированное внимание, координирующее направление, избирательность поступления этой информации;
развитие произвольности психических функций и волевых качеств, способствующих удержанию внимания;
становление речи как необходимого проводника этой информации для реализации функций последнего вида мышления;
развитие произвольной памяти, ее объема, обеспечивающей сохранение полученной информации;
развитие творческого трансформирующегося в фантазирование воображения, формирующего способность преобразовывать эту информацию;
формирование, в основном, высших чувств, подразделяющихся на моральные, проявляющиеся в переживаниях человеком восприятия явлений окружающей его действительности и сравнение их с общественными нормами, включая чувства доброжелательности, любви, дружбы, патриотизма, сочувствия и другого, эстетические, то есть «чувства прекрасного», интеллектуальные, подразумевающие эмоциональный отклик человека на его отношение к познавательной деятельности, и праксические, понимающие под собой переживания человеком своего отношения к деятельности, предоставляющих возможность адекватной рефлексии на информацию;
и как следствие всего этого становление самосознания (достаточно самокритичной самооценки деятельности, в частности), позволяющего выделять себя как субъекта, усваивающего эту информацию.
Причем на темпы и характер развития этой системы оказывают серьезное влияние как внутренние факторы - детей в младшем школьном возрасте (в отношении развития и словесно-логического мышления с его логическими операциями соответственно, через устную и письменную речь - внимания, памяти и кругозора), индивидуальные качества каждого отдельно взятого ребенка (особенно актуально при условии одаренности), - так и внешние - его взаимодействие со взрослыми (совместная с ними работа в «зоне ближайшего развития», или, напротив, деструктивное принуждение к деятельности) и ровесниками.
Дисциплина «Окружающий мир» — это комплекс, система наук о природе, ее составляющих, происходящих в ней процессах. Дисциплина «Окружающий мир» науки в значительной мере определяют социокультурные, экологические и экономические потребности человечества, что выдвигает их на одно из ведущих мест среди других наук. В самом деле, только естественные науки дают обоснованные способы удовлетворения материальных потребностей человека в питании, одежде, жилище, а значит, влияют на развитие экономики. Они исследуют пути создания благоприятных экологических условий жизни и труда, от которых зависят здоровье и долголетие людей. Следовательно, высокий уровень развития естественных наук серьезно влияет на социум, гуманизацию человеческих отношений, способствует развитию высокого уровня «бытия», которое, как известно, определяет сознание человека, а значит, активно влияет на его интеллект, культуру.
«Окружающий мир» исследует и определяет цель — ознакомление детей с природой и историей в соответствии с социальным заказом общества школе, с учетом ФГОС НОО и возрастных психофизиологических особенностей учащихся. Выдвинутая цель конкретизируется в задачах естественно-научного и исторического образования на начальном этапе обучения, которые также определяет методика преподавания курса «Окружающий мир».
Таким образом, технологию изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» можно определить как совокупность методологических подходов, педагогических принципов, методов, средств и педагогических условий, обеспечивающих систему планирования и реализации процесса урока в соответствии с установленными этапами, на которых реализуются цель и соответствующие задачи, ориентированные на достижение результата - повышение уровня интеллектуальной воспитанности школьника.
ЛИТЕРАТУРА
Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности: учеб. пособ. [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 2013. - 245с.
Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)[Текст]/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2015. - 448с.
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии /[Текст] И.Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / [Текст] Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2015. - 144с.
Антонов, Н.С. Интегративная функция обучения // [Текст] Современные проблемы методики преподавания: сб. статей, учеб. пособ. для студентов./ Н.С. Антонов, В.А. Гусев. - М., Просвещение, 2015. - С.25-38.
Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / [Текст] А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: 2015 - 224с.
Богуславская, 3.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста: кн. для учителя /[Текст] З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. - 207с.
Боженкова, Л.И. Технология изучения основных понятий учебной дисциплины «Окружающий мир» [Текст]/ Л.И. Боженкова // Сборник научных трудов преподавателей, научных сотрудников, аспирантов. - Нижневартовск: НГГУ, 2016. - С. 10 -22.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / [Текст] Л.И. Божович. - СПб: Питер, 2014. - 400с.
Большая иллюстрированная энциклопедия: в 32 т. - М.: АСТ: Астрель, 2016. - Т. 10. - 501с.
Большой толковый словарь русского языка /[Текст] [под ред. С.А. Кузнецова] - СПб.: Норинт, 2015. - 1536с.
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / [Текст] Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 352с.
Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации /[Текст] Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977 - 413с.
Веракс, Н.Е. Познавательное развитие: учеб. пособие. [Текст] / Н.Е. Веракс, Н.Н. Веракс. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 336с.
Ворожцова, И.Б. Педагогические технологии сегодня [Текст] / И.Б. Ворожцова // Парадигмы образования: материалы науч. сес. в рамках межд. науч.-практ. конф. - Ижевск: УдГУ, 2016. - Т. 1. - С . 99-101с.
Гальперин, П.Я. Исследование интеллектуального развития ребенка
[Текст] / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 2015. - № 1.
Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта [Текст] / Г. Гарднер. - М.: Вильямс, 2016. - 512с.
18. Голубева, Г.Н. Взаимосвязь уровня двигательной активности, типа подвижности и адаптации детей [Текст] / Г.Н. Голубева // Теория и практика физической культуры. - М.: ТиПФК, 2016. - № 2. - С. 51-52с.
Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения дисциплины «Окружающий мир»: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.А. Гусев - М.: Вербум-М, 2014. - 428с.
Давыдов, В.В. Как ребенок становится личностью [Текст] / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2015. – 368с.
Даньшов, П.Н. Умственное воспитание школьника на уроке мышления в педагогическом наследии В. Сухомлинского: дисс. ... канд. пед. наук[Текст] / П.Н. Даньшов. - Оренбург, 2008. - 154с.
Дворкина, Н.И. Интегративное развитие физических и интеллектуальных способностей [Текст] / Н.И. Дворкина, О.С.Трофимов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М.: ТиПФК, 2015. - № 6. - С.28-31с.
Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2011. - 275с.
Зыкова, Н.Ю. Методы математической обработки данных психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для вузов [Текст] / Н.Ю. Зыкова, О.С. Лапкова, Ю.Г. Хлоповских. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2008. - 80с.
Интеллектуальное развитие школьников [Текст] / Р.Х. Кошкимбаева, Б.Д. Сыдыхов, М.А. Керимбеков, Ж.А. Жунисбекова // Международный журнал экспериментального образования. - Пенза: Академия Естествознания, 2015. - № 12-2. - С. 195-199с.
Кларин, М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения [Текст] / М.В.Кларин // Педагогика, 2015.-№4.- С117-122с.
Комарова, Н.В. Средство развития личности [Текст] / Н.В. Комарова, Л.А. Рыбакина, С.Ф. Фаткулина // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, февр. 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 190-192с.
Коменский, Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями [Текст] / Я.А. Коменский. - М.: Карапуз, 2008. - 288 с.
29. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактичес. кого и методического усовершенствования [Текст] / УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
32. Плешаков, А.А. Окружающий мир, [Текст] / М., Провещение, 2011 – 74с.
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ
Окружающий мир - один из самых интересных и увлекательных уроков в начальной школе. Это мир вокруг нас, это животные и растения, это космос, вся вселенная у нас на ладони. Это необходимая база знаний. Чтобы накопить хорошую базу, нужно много читать, а родителям - заниматься со своим ребенком.
Дисциплина - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.
Понятие - отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений, мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признака.
Технология - искусство, мастерство, умение, совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология является сравнительно новым, многогранным термином, точное определение которого ускользает из-за постоянного развития смысла этого понятия, как самого по себе, так и взятого в отношениях с другими, такими же широкими понятиями: культура, общество, политика, религия, природа.
Природа - это внешний мир, подчиняющийся определенным законам, которые формировались на протяжении миллионов лет. Понятие слова «природа» ученые трактуют по-разному, однако его суть первична. Природа не может быть создана человеком, ее надо воспринимать как данность. Более узкий смысл подразумевает под собой окружающий мир или сущность чего-либо: природа чувств, природа отношений и т.
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ
Плешаков Андрей Анатольевич - Кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования, один из постоянных авторов журнала «Начальная школа», член редколлегии и редакционного совета журнала.
Известный автор учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по курсу «Окружающий мир». В 90-х годах младшие школьники учились по его «Природоведению», позже — по учебникам «Мир вокруг нас», а сегодня около половины всех учеников начальных классов нашей страны учатся по учебникам завершенной предметной линии «Окружающий мир». Эта линия учебников входит в состав самого известного и востребованного учебно-методического комплекса для начального общего образования - «Школа России», научным руководителем которого многие годы является А.А. Плешаков.
Гусев Владимир Александрович - Директор Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург); родился 25 апреля 1945 г. в г. Калинине; окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в 1974 г., кандидат искусствоведения; 1975—1978 — ученый секретарь, ответственный секретарь правления Ленинградской организации Союза художников; с 1978 г. — в Русском музее, занимал должности научного сотрудника, заведующего отделом современного искусства, заместителя директора по научной работе; в 1988 г. был избран коллективом музея на должность директора; член Союза художников РФ; действительный член Российской Академии художеств (2001); член Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области литературы и искусства; член Совета попечителей Английского клуба Санкт-Петербурга; удостоен официальной благодарности Президента РФ (1998); женат, имеет двух дочерей.
Влади́мир Никола́евич Дружи́нин - (12 августа 1955, пос. Дунилово Большесельского района Ярославской области — 22 июня 2001, Сочи) — российский психолог и организатор науки.
Окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного университета (1978), кандидат психологических наук («Изменение мотивации в процессе профессиональной подготовки», 1982), доктор психологических наук(«Теоретические основы психологической диагностики познавательных способностей», 1991). Профессор филиала кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ при Институте психологии РАН (1993).
С 1992 по 2000 год работал заместителем директора Института психологии РАН, с 1995 года — директором Института психологии Государственного института гуманитарных наук (при РАН), с 1999 года — ректором Института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург).