СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.Толстой "Акула"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой "Акула"»

Лев Николаевич Толстой   «Акула»   Ширяева В.С.

Лев Николаевич Толстой «Акула»

Ширяева В.С.

Урок 1

Урок 1

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ  (1828-1910) 

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

(1828-1910) 

Своё детство и большую часть жизни Лев Николаевич провел в имении Ясная Поляна, неподалеку от Москвы и Тулы. Ему было полтора года, когда умерла его мама, но теплота большой и дружной семьи – сначала отец, а потом бабушка, тётки, три брата и сестра – не давали возможности остро ощущать сиротство. Л.Н.Толстой считал детство не только самой счастливой но и наиболее важной порой, потому что именно тогда его душе было дано направление, куда расти, к чему стремиться. 

Своё детство и большую часть жизни Лев Николаевич провел в имении Ясная Поляна, неподалеку от Москвы и Тулы. Ему было полтора года, когда умерла его мама, но теплота большой и дружной семьи – сначала отец, а потом бабушка, тётки, три брата и сестра – не давали возможности остро ощущать сиротство. Л.Н.Толстой считал детство не только самой счастливой но и наиболее важной порой, потому что именно тогда его душе было дано направление, куда расти, к чему стремиться. 

Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много работал. Свои сочинения он по нескольку раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтоб сделать их хорошими. Толстой любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудиться. 

Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много работал. Свои сочинения он по нескольку раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтоб сделать их хорошими. Толстой любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудиться. 

Очень долго Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич утроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. По этим учебникам училось не одно поколение детей.

Очень долго Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич утроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. По этим учебникам училось не одно поколение детей.

Лев Николаевич Толстой писатель были рассказы басни сказки о детях, о людях о природе О Родине учат добру, уважению, честности

Лев Николаевич Толстой

писатель

были

рассказы

басни

сказки

о детях, о людях

о природе

О Родине

учат добру,

уважению, честности

В бинокль злюку разгляжу  И капитану доложу,  Знают все прекрасно,  С ней играть опасно!  Зубы острые ,как нож,  Лучше ты её не трожь!

В бинокль злюку разгляжу И капитану доложу, Знают все прекрасно, С ней играть опасно! Зубы острые ,как нож, Лучше ты её не трожь!

Сделайте предположение, о чём будет рассказ? Чтение рассказа.

Сделайте

предположение,

о чём будет рассказ?

Чтение рассказа.

Это слово с ненависть произносят моряки и рыбаки. Акулы – это хищники. Они рвут сети, уничтожают рыбу, нападают на людей, чаще всего тогда, когда вода в море теплая, свыше 18 градусов.

Это слово с ненависть произносят моряки и рыбаки. Акулы – это хищники. Они рвут сети, уничтожают рыбу, нападают на людей, чаще всего тогда, когда вода в море теплая, свыше 18 градусов.

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки.

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки.

Мальчики первыми попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Вздумать – сиюминутное желание, прихоть.

Мальчики первыми попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Вздумать – сиюминутное желание, прихоть.

 Оба, как ящерицы вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Оба, как ящерицы вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Понатужься! – собери силы. Артиллерист – это военнослужащий, который хорошо владеет стрельбой из пушек, минометов.  Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься !»

Понатужься! – собери силы.

Артиллерист – это военнослужащий,

который хорошо владеет стрельбой из пушек, минометов.

Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища.

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища.

Сорвался с места – побежал что было сил.  Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места  и побежал к пушкам.

Сорвался с места – побежал что было сил.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам.

Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов. Хобот - упирающая в землю задняя часть пушки  Он повернул хобот , прилёг к пушке, прицелился и  взял фитиль.

Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов.

Хобот - упирающая в землю задняя часть пушки

Он повернул хобот , прилёг к пушке, прицелился и

взял фитиль.

подле пушки- около пушки; Подле пушки – около пушки.  Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист  упал подле пушки и закрыл лицо руками.

подле пушки- около пушки;

Подле пушки – около пушки.

Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист

упал подле пушки и закрыл лицо руками.

Домашнее задание: Читать рассказ Л.Н. Толстого «Акула»

Домашнее задание:

  • Читать рассказ Л.Н. Толстого «Акула»
Урок 2

Урок 2

1 часть - Где происходят события в рассказе? - Что значит «корабль стоял на якоре?» - Какой был день? - Как изменилась погода к вечеру?  - Что значит «точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом» ? - Расскажите, почему матросы устроили купальню в парусе? - Почему они не стали купаться в открытом море?

1 часть

- Где происходят события в рассказе?

- Что значит «корабль стоял на якоре?»

- Какой был день?

- Как изменилась погода к вечеру? 

- Что значит «точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом» ?

- Расскажите, почему матросы устроили купальню в парусе?

- Почему они не стали купаться в открытом море?

 2 часть - Почему мальчики вздумали плавать в открытом море? Что они задумали? - Как соревновались они друг с другом?  - С кем сравнил их автор? - Какие слова употребил?  - О каких чертах характера мальчиков можно сказать из этого отрывка?  - А почему? Как отец одного из мальчиков, старый артиллерист, реагировал на происходящее? - Предвещали ли что-нибудь беду?

2 часть

- Почему мальчики вздумали плавать в открытом море? Что они задумали?

- Как соревновались они друг с другом? 

- С кем сравнил их автор?

- Какие слова употребил? 

- О каких чертах характера мальчиков можно сказать из этого отрывка? 

- А почему?

  • Как отец одного из мальчиков, старый артиллерист, реагировал на происходящее?

- Предвещали ли что-нибудь беду?

3 часть - Кто первый заметил акулу? - Как по-другому называют ее моряки? Подумайте и скажите, какое состояние в этот момент было у отца? - Что может сделать артиллерист? - Почему он стал «бледным как полотно»? - Кто бросился на помощь мальчикам? Успели бы они? Прочитайте, как повели себя мальчики, когда увидели, что рядом с ними акула?  Стоп-кадр - Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами находится далеко от мальчиков. Что вы предложите сделать в этой ситуации?

3 часть

- Кто первый заметил акулу?

- Как по-другому называют ее моряки?

  • Подумайте и скажите, какое состояние в этот момент было у отца?

- Что может сделать артиллерист?

- Почему он стал «бледным как полотно»?

- Кто бросился на помощь мальчикам? Успели бы они?

  • Прочитайте, как повели себя мальчики, когда увидели, что рядом с ними акула?

Стоп-кадр

- Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами находится далеко от мальчиков. Что вы предложите сделать в этой ситуации?

4 часть - Что сделал старый артиллерист, чтобы спасти мальчиков? - Почему он упал и закрыл лицо руками? - Когда он успокоился? - Какие черты характера старого артиллериста проявились в этой ситуации? т.е. какими чертами характера он обладал?  - Какое место в рассказе вы считаете самым напряженным, волнующим, неспокойным? - Почему вы так считаете?

4 часть

- Что сделал старый артиллерист, чтобы спасти мальчиков?

- Почему он упал и закрыл лицо руками?

- Когда он успокоился?

- Какие черты характера старого артиллериста проявились в этой ситуации? т.е. какими чертами характера он обладал? 

- Какое место в рассказе вы считаете самым напряженным, волнующим, неспокойным?

- Почему вы так считаете?

1. Купальня.  2. Акула.  3. Выстрел.  4. Дети спасены.

1. Купальня. 2. Акула. 3. Выстрел. 4. Дети спасены.

Охарактеризуйте героев Мальчики: Артиллерист: Активные Героизм Беззаботные Мужественный Беззащитные Весёлые Находчивый Радостный Испуганные Решительный Ловкие Смелый Озорные Подвижные Радостные

Охарактеризуйте героев

Мальчики:

Артиллерист:

Активные

Героизм

Беззаботные

Мужественный

Беззащитные

Весёлые

Находчивый

Радостный

Испуганные

Решительный

Ловкие

Смелый

Озорные

Подвижные

Радостные

Подберите отрывки к иллюстрациям.

Подберите отрывки к иллюстрациям.

1. Написать имя существительное по теме. 2. Два имени прилагательных. 3.Три глагола. 4. Предложение. 5. Слово - смысл темы.

1. Написать имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных.

3.Три глагола.

4. Предложение.

5. Слово - смысл темы.

Акула Огромная, кровожадная. Плавает, нападает, поедает. У  неё острые зубы. Хищник.

Акула

Огромная, кровожадная.

Плавает, нападает, поедает.

У  неё острые зубы.

Хищник.

– Кто является настоящим главным героем рассказа? – Почему тогда рассказ назван “Акула”?   - Как по-другому можно назвать этот рассказ? – Чему нас научила история, описанная в рассказе?

– Кто является настоящим главным героем рассказа?

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

  - Как по-другому можно назвать этот рассказ?

– Чему нас научила история, описанная в рассказе?

Выводы по рассказу: – Любить и ценить своих близких и друзей! – Не делать необдуманных поступков; – Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.

Выводы по рассказу:

– Любить и ценить своих близких и друзей!

– Не делать необдуманных поступков;

– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.

Домашнее задание: Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Акула» по плану в рабочей тетради.

Домашнее задание:

  • Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Акула» по плану в рабочей тетради.
Источники Горбачева Ольга Геннадьевна: Презентация

Источники

  • Горбачева Ольга Геннадьевна: Презентация "Л. Н. Толстой "Акула « https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-l-n-tolstoi-akula.html (Дата обращения 27.11.21)
  • Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой "Акула" (УМК "Школа России", 3 класс) https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-po-teme-lntolstoy-akula-umk-shkola-rossii-klass-1415851.html