Лев Николаевич Толстой «Акула»
Ширяева В.С.
Урок 1
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828-1910)
Своё детство и большую часть жизни Лев Николаевич провел в имении Ясная Поляна, неподалеку от Москвы и Тулы. Ему было полтора года, когда умерла его мама, но теплота большой и дружной семьи – сначала отец, а потом бабушка, тётки, три брата и сестра – не давали возможности остро ощущать сиротство. Л.Н.Толстой считал детство не только самой счастливой но и наиболее важной порой, потому что именно тогда его душе было дано направление, куда расти, к чему стремиться.
Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много работал. Свои сочинения он по нескольку раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтоб сделать их хорошими. Толстой любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудиться.
Очень долго Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич утроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. По этим учебникам училось не одно поколение детей.
Лев Николаевич Толстой
писатель
были
рассказы
басни
сказки
о детях, о людях
о природе
О Родине
учат добру,
уважению, честности
В бинокль злюку разгляжу И капитану доложу, Знают все прекрасно, С ней играть опасно! Зубы острые ,как нож, Лучше ты её не трожь!
Сделайте
предположение,
о чём будет рассказ?
Чтение рассказа.
Это слово с ненависть произносят моряки и рыбаки. Акулы – это хищники. Они рвут сети, уничтожают рыбу, нападают на людей, чаще всего тогда, когда вода в море теплая, свыше 18 градусов.
Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки.
Мальчики первыми попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Вздумать – сиюминутное желание, прихоть.
Оба, как ящерицы вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
Понатужься! – собери силы.
Артиллерист – это военнослужащий,
который хорошо владеет стрельбой из пушек, минометов.
Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься !»
Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища.
Сорвался с места – побежал что было сил.
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам.
Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов.
Хобот - упирающая в землю задняя часть пушки
Он повернул хобот , прилёг к пушке, прицелился и
взял фитиль.
подле пушки- около пушки;
Подле пушки – около пушки.
Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист
упал подле пушки и закрыл лицо руками.
Домашнее задание:
- Читать рассказ Л.Н. Толстого «Акула»
Урок 2
1 часть
- Где происходят события в рассказе?
- Что значит «корабль стоял на якоре?»
- Какой был день?
- Как изменилась погода к вечеру?
- Что значит «точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом» ?
- Расскажите, почему матросы устроили купальню в парусе?
- Почему они не стали купаться в открытом море?
2 часть
- Почему мальчики вздумали плавать в открытом море? Что они задумали?
- Как соревновались они друг с другом?
- С кем сравнил их автор?
- Какие слова употребил?
- О каких чертах характера мальчиков можно сказать из этого отрывка?
- А почему?
- Как отец одного из мальчиков, старый артиллерист, реагировал на происходящее?
- Предвещали ли что-нибудь беду?
3 часть
- Кто первый заметил акулу?
- Как по-другому называют ее моряки?
- Подумайте и скажите, какое состояние в этот момент было у отца?
- Что может сделать артиллерист?
- Почему он стал «бледным как полотно»?
- Кто бросился на помощь мальчикам? Успели бы они?
- Прочитайте, как повели себя мальчики, когда увидели, что рядом с ними акула?
Стоп-кадр
- Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами находится далеко от мальчиков. Что вы предложите сделать в этой ситуации?
4 часть
- Что сделал старый артиллерист, чтобы спасти мальчиков?
- Почему он упал и закрыл лицо руками?
- Когда он успокоился?
- Какие черты характера старого артиллериста проявились в этой ситуации? т.е. какими чертами характера он обладал?
- Какое место в рассказе вы считаете самым напряженным, волнующим, неспокойным?
- Почему вы так считаете?
1. Купальня. 2. Акула. 3. Выстрел. 4. Дети спасены.
Охарактеризуйте героев
Мальчики:
Артиллерист:
Активные
Героизм
Беззаботные
Мужественный
Беззащитные
Весёлые
Находчивый
Радостный
Испуганные
Решительный
Ловкие
Смелый
Озорные
Подвижные
Радостные
Подберите отрывки к иллюстрациям.
1. Написать имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных.
3.Три глагола.
4. Предложение.
5. Слово - смысл темы.
Акула
Огромная, кровожадная.
Плавает, нападает, поедает.
У неё острые зубы.
Хищник.
– Кто является настоящим главным героем рассказа?
– Почему тогда рассказ назван “Акула”?
- Как по-другому можно назвать этот рассказ?
– Чему нас научила история, описанная в рассказе?
Выводы по рассказу:
– Любить и ценить своих близких и друзей!
– Не делать необдуманных поступков;
– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.
Домашнее задание:
- Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Акула» по плану в рабочей тетради.
Источники
- Горбачева Ольга Геннадьевна: Презентация "Л. Н. Толстой "Акула « https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-l-n-tolstoi-akula.html (Дата обращения 27.11.21)
- Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой "Акула" (УМК "Школа России", 3 класс) https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-po-teme-lntolstoy-akula-umk-shkola-rossii-klass-1415851.html