Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ордена Дружбы народов гимназия №3 им. А.М. Горького» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Лепбук как способ развития творческих способностей учащихся в рамках проектной деятельности
на уроках немецкого языка.
Составила: учитель немецкого языка
Хисматуллина Ф.Б.
г. Уфа 2018 г.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование на уроках немецкого языка методики создания лэпбука в рамках проектной деятельности.
Перед рассмотрением понятие «лэпбук», стоит дать описание проектной деятельности.
Проектная деятельность это творческая деятельность, направленная на поиск и использование информации с помощью поисковых и проблемных методов. Она помогает обучающимся конструировать знания и ставить цель.
«Лэпбук» (lapbook) – это новое метод обучения, корни которого, идут из американского образования. В дословном переводе с английского «лэпбук» значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Эта книга представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. Вместо страниц в папке оформлены различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями. Лэпбук – это отличный способ обобщения информации по определенной теме со школьниками, повторение пройденного материала. При создании такой книги, обучающийся учится кооперировать информацию и использовать её так, чтобы использование было полезно и понятно.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС:
- обладает методическими свойствами;
- имеет разные формы;
- обеспечивает исследовательскую и проектную деятельность;
- развивает память;
- развивает коммуникативные навыки;
- развивает творческие способности и вооброжение учащихся.
Лэпбуки имеют разные формы: папка с разворотами, книжка гармошка, книга с вкладышами или фигурная книга.
Лэпбук это не поделка, а настоящее методическое пособие для обучающегося, которое помогает ему вспомнить материал, которое раз Он может быть продуктом проектной деятельности, а может стать пособием для создания проекта.
Работая с УМК «Горизонты» для 6-го класса, учащиеся осваивают материал по темам «Мой дом», «Свободное время» и др. В рамках данных тем учащиеся применяют методику лэпбука, поскольку здесь уместно использовать яркие, красочные тематические картинки, образы и т.д. Для того, чтобы работа получилась аккуратной, чистой, красивой, информативной, они должны проявить свои лучшие качества: креативность, трудолюбие, терпение.
Для начала учащиеся создали основу лепбука , далее продумали, где разместить материал, будет ли это в кармашках, мини-книгах, рисунках или же в микро-схемах. Все детали соединили воедино с помощью клея.







После окончания создания основы лэпбука, обучающиеся перешли к наполнению лексическим и грамматическим материалами. Этот процесс происходил постепенно, по мере изучения материала в рамках данной тематики.
Основной этап проектной деятельности — самый продолжительный.
На последнем этапе работы над лэпбуком учащиеся проходят процедуру защиты своего проекта, представляют свой проект одноклассникам, раскрывают его содержание, отвечает на вопросы, при этом использует в речи немецкий язык. Ведь конечная цель создания лэпбука — это отработка коммуникативных навыков.
Итак, можно смело говорить о том, что лэпбук является примером проектной деятельности на уроках немецкого языка. В процессе работы над проектом отмечается высокий уровень активности и вовлеченности учащихся.



Весь раздаточный материал хранится в лэпбуке, карточки имеют небольшой формат, учащиеся могут подержать их в руках, внимательно рассматривать, передавать друг другу Удобство лэпбука заключается еще и в том, что задания в нём можно дополнять или заменять, в зависимости от уровня и возможностей детей.
Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии и творчества, который может дать непредсказуемые результаты. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Список использованной литературы.
1. Блохина, Е.Т. Лэпбук – «наколенная книга» М.: Обруч. 2015. С. 29–30.
2. Габидуллина, Е.В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста. М.: 2015.
3. Лукашова И.Г. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir /
4. Мартынова Н.Т. “Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей”.-https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-512880.html
5.Рыкова А. Лэпбук, как передовой и эффективный метод домашнего обучения. http://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/lepbuk-kak-peredovoj-i-effektivnyj-metod-domashnego-obucheniya.
6. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
7. Антонова Н. Н. Лэпбук как вид проектной деятельности на уроках английского языка: из опыта работы по программе умк «английский в фокусе». http://www.school-russia.prosv.ru/attach/inyaz/inyaz_volgograd011217.pdf