СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лес-наше богатство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проведение исследования экосистемы лес, путём использования различных видов деятельности.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы (формирующие)

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов (познавательные)

3. Развивать познавательный интерес (развивающие)

4. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения (воспитывающие)

Цель: проведение исследования экосистемы лес, путём использования различных видов деятельности.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы (формирующие)

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов (познавательные)

3. Развивать познавательный интерес (развивающие)

4. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения (воспитывающие)

Цель: проведение исследования экосистемы лес, путём использования различных видов деятельности.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы (формирующие)

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов (познавательные)

3. Развивать познавательный интерес (развивающие)

4. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения (воспитывающие)

Цель: проведение исследования экосистемы лес, путём использования различных видов деятельности.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы (формирующие)

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов (познавательные)

3. Развивать познавательный интерес (развивающие)

4. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения (воспитывающие)

Просмотр содержимого документа
«Лес-наше богатство»

МБОУ «Чарлинская средняя школа»


















Классный час «Лес – наше богатство







Провела и подготовила: классный руководитель Хабибуллина О.А.



Цель: проведение исследования экосистемы лес, путём использования различных видов деятельности.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы (формирующие)

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов (познавательные)

3. Развивать познавательный интерес (развивающие)

4. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения (воспитывающие)

Форма проведения:

Продолжительность мероприятия: 45 минут.


Ход занятия

  1. Организационный момент. ( Звучит аудиозапись звуков леса.)

-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали звуками леса?

2. Сообщение темы и целей .

В: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час посвящен. Впрочем, вы сейчас сами определите его тему. Посмотрите на оформление нашего класса и отгадайте загадки.

1. На горе шумит,
а под горой молчит. ( Лес)

2. Весной веселит,
летом холодит,
осенью умирает,
весной оживает. (Лес)

3. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (Лес)

Сегодня мы говорим о роли леса в природе и жизни людей, о значении леса для человека

- Сначала мы вспомним, что вы знаете о растениях и животных лесной зоны.

3. Блицтурнир «Я знаю лес».

- Какая птица является санитаром леса? (Дятел)

- Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушата)

- Из какого дерева делают лыжи? (Из сосны)

- У каких деревьев листья красные? (Клён, рябина)

-Какой лес мы называем тайгой? ( Хвойный )

-Назовите дерево: « Высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые» (Сосна)

- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

- Какое дерево является символом России? (Берёза.)

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

- Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодами дуба.)

- У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук.)

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат? (Липа.)

- Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь.)

-Какой бывает лес?

- Какое дерево называют железным? (Самшит)

5.Основная часть.

5.1. Значение леса для человека. (слайд 2)

- Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (читают ученики):

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.


А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.


Нагнусь к нему напиться-

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.


Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.


Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.


Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.


.

- Так чем же является лес для человека?

- Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…»


- А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)

- А как лес может обогреть человека? ( Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу.)


-Значит, лес для человека - это источник топлива. Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Значит, лес - это источник древесины.


- В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы. Значит, лес - это источник пищи.


-« А будет жажда мучить…» Лес - это источник чистой воды

- А что ждёт человека в лесу?

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? ( Они там растут.)

- Чем для них является лес? ( Это их дом.)

- Для кого ещё лес является домом? ( Для животных.)

- Значит, лес - это ещё и дом для растений, животных, грибов.

- Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё! Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.

- Чем является лес для воздуха? ( Защитником.)

- Чему ещё лес является защитником? ( Водоёмам и почвам.)

- Как лес защищает водоёмы? ( Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.)

- Как лес защищает почвы? ( Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)

5.2. Обозначение экологических проблем.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Ситуация № 1:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон убежал.

Н. Некрасов


- О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?

Ситуация №2:

«Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

В.Сухомлинский

- Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе?

Ситуация №3:

« Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер

- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?

Ситуация № 4 и № 5:

- О какой экологической проблеме еще сегодня не упоминалось?

( О незаконной охоте - браконьерстве.)

-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной.

- Что можете сделать вы, чтобы уберечь лес от этих опасностей?

6. Итог занятия.

Рефлексия:

-Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса? Если они вас волнуют, поднимите красную фигурку, если нет- жёлтую.

(Провести опрос: почему волнуют или почему не волнуют.)

- Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема - это значит, что вы будете искать пути её решения.

Берегите лес, он источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели сосны, вязы, клёны, ели

Берегите лес!