СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Летняя краткосрочная программа "Фотогоризонты"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Летняя краткосрочная программа "Фотогоризонты" дает возможность учащимся получить знания и практические навыки в 

в области цифровых технологий и графической информации мира профессий. Содержание программы

направлено на социализацию досуга детей в период летних каникул и ранюю профориентацию.

Просмотр содержимого документа
«Летняя краткосрочная программа "Фотогоризонты"»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «КАЛЕЙДОСКОП»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН



Принята на заседании

педагогического совета

МБУДО ЦТ «Калейдоскоп»

от 27.02.2023 г.

Протокол № 3


Утверждаю

Директор МБУДО ЦТ «Калейдоскоп»

________________ Шульга А.Е.

Приказ № 34 от 27.02.2023 г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«ФОТОГОРИЗОНТЫ» (цифровая фотография)


Уровень программы: ознакомительный


Срок реализации программы: 26 часов


Возрастная категория: от 10 до 15 лет


Состав группы: до 15 человек


Форма обучения: очная


Вид программы: модифицированная


Программа реализуется на основе ПФДОД


ID-номер Программы в Навигаторе: 54734


Автор-составитель:

Сочнева Татьяна Петровна,

методист



станица Медведовская

Тимашевский район

2023 г.


Содержание


Нормативно-правовые основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

3

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».

4

Пояснительная записка

4

Цель и задачи программы

9

Планируемые результаты

9

Содержание программы

10

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».

13

Календарный учебный график

13

Условия реализации программы

14

Формы аттестации

15

Оценочные материалы

16

Методические материалы

18

Список литературы

23

Приложения

26























Нормативно-правовые основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фотогоризонты» (цифровая фотография).

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

5. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ.

6. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утв. приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели региональных систем дополнительного образования детей» от 03.09.2019 №467).

7. Краевые методические рекомендации по организации деятельности организаций дополнительного образования в летний период, 2020 г. И.А. Рыбалёва.

8. Краевые методические рекомендации по разработке
дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного
обучения от 15 июля 2015 г.

9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2020 г., И.А.Рыбалёва.














Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».


Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени

детей. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в различных сферах деятельности. А лето – это время не только для отдыха и общения, но и время для открытия новых возможностей и развития своих талантов, когда ребенка можно погрузить в удивительный мир новых впечатлений, в том числе подготовить почву для осознания своих интересов и формирования профессиональных предпочтений.

В современном мире цифровая фотография является неотъемлемой частью жизни, работы и быта человека. Повсюду нас окружают цифровые изображения, они есть в телефонах, на компьютерах, в планшетах, в ноутбуках, они окружают любого человека на работе, в школе и дома. Цифровые изображения – это наглядный и выразительный способ передачи информации для людей технического склада ума и выражения авторской позиции для людей творческих. Появление и широкое распространение в последние годы телефонов со встроенными в них функциональными фотокамерами способствовало значительному расширению аудитории тех, кто пользуется цифровым фото.

Программа дает возможность учащимся получить знания и практические навыки в области визуальных искусств, цифровых технологий и графической информации мира профессий, являющихся составным элементом общей информационной и художественной культуры современного человека, служат основой для дальнейшего роста и развития. Содержание программы направлено на развитие эстетического воспитания, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся, развитие лидерских качеств, наблюдательности, творческого мышления, организацию социализирующего досуга детей в период летних каникул и раннюю профориентацию.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фотогоризонты» (цифровая фотография) (далее – Программа) реализуется в технической направленности и направлена на формирование и развитие у учащихся интереса к фотосъемке, глубокому и подробному изучению фотооборудования и фототехники, а также к цифровой компьютерной обработке изображений. Программа - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о мире профессий, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильное обучение и профессиональное самоопределение личности техническими средствами цифровой фотографии.

Новизна программы состоит в комплексном подходе к формированию навыков получения качественных фотографических изображений о профессиях. Новизна заключается в изучении основ фотосъёмки с акцентом на понимание природы света и оперативной настройки параметров любой цифровой камеры под условия освещения, для получения качественных и грамотных снимков в сочетании с обработкой цветокоррекцией и художественным эффектом. Новизна данной программы является корпоративной, впервые в истории МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» реализуется программа по цифровой фотографии, направленной на раннюю профориентацию учащихся

Актуальность программы состоит в создании условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации через фотосъёмку. Программа помогает формировать и развивать творческие способности учащихся, техническую грамотность в фотосъёмке и в обработке полученных изображений. Актуальность данной программы базируется на анализе детского и родительского спроса, современных требований модернизации дополнительного образования. Сейчас практически в каждой семье есть цифровой фотоаппарат или смартфон с функциями фотокамеры. Программе позволит учащимся получить представление о роли фотографии в современном обществе, познакомиться с технологиями подготовки цифровой фотографии.

Педагогическая целесообразность. В процессе реализации программы предусмотрены теоретические и практические занятия по съёмке и обработке фотоматериала. Занятия проводятся в форме деловой игры, когда каждый учащийся на съёмочной площадке проигрывает определенную роль (менеджер проекта, художник по свету, модель, визажист), экскурсии, занятия с приглашенными профессиональными фотографами. Программа носит практико-ориентированный характер – основная часть учебного времени посвящена овладению учащимися навыками работы с фототехникой и специализированными компьютерными программами. Основной акцент в занятиях делается на художественные, творческие аспекты фотографии и на практическую отработку пройденного теоретического материала. Программа способствует формированию навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Учащиеся приобретут навыки работы с фотоаппаратом, компьютером, умение фотографировать, разбираться в стилях и жанрах фотографии, изучат основы рекламной фотографии, фотожурналистики, реализуют творческие фотопроекты «Мир профессий»

Отличительная особенность программы заключается в её комплексном характере, направленном на развитие индивидуальной базовой техники цифровой фотографии. Программа предназначена для обучения учащихся с нулевого уровня подготовки в области фотодела нескольким видам деятельности: цифровым технологиям получения и обработки изображения наряду с изучением традиционных процессов в фотографии. Отличия от уже существующих программ состоят в построении учебного плана, в содержании занятий, в использованной разработчиком литературе.

Адресат программы. В реализации программы участвуют учащиеся в возрасте от 10 до 15 лет.

Младшего школьника характеризует переход от прямого копирования к потребности сделать самому. Данный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В своих устремлениях дети доверяют ровесникам. Ребенок стремится стать интересным человеком для сверстников, повышается роль своей самооценки, которая проявляется в сравнении себя с другими людьми. Задача педагога – создать условия для доверительного обращения с взрослыми. Педагог должен создать на занятиях такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить свои способности и реализовать свою творческую активность.

В младшем школьном возрасте освоение каждого вида и жанра творческой деятельности (изобразительной, декоративной, дизайнерской) заключается в следующем: учащихся знакомят с разнообразными материалами и техниками, а затем через систему творческих заданий у учащихся формируется умение самостоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или технику для воплощения замысла. Учащиеся, создавая художественно-творческую работу, выбирает сюжет, решает композиционные и другие задачи, добивается образной выразительности фотоработы.

У детей младшего школьного возраста идет процесс развития мускулатуры рук, поэтому особенно важны упражнения и задания по освоению приемов работы с фотоаппаратом. В этом возрасте не развито цветовое восприятие, дети не различают цветовые оттенки, не умеют смешивать цвета, поэтому внимание необходимо уделять формированию чувства цвета на занятиях цифровой фотографией.

Преобладание первой сигнальной системы у детей 10 лет заставляет внимательно относиться к использованию наглядности в процессе обучения. В момент показа модели для фотографирования или приемов работы большое значение имеет словесный комментарий, воспитывающий у учащихся умение правильно рассуждать в процессе создания фотографии, анализировать и обобщать свои восприятия.

Подростка отличает стремление к самостоятельности, независимости, к самопознанию, формируются познавательные интересы. Задача педагога доверять подростку решение посильных для него вопросов, уважать его мнение. Общение предпочтительнее строить не в форме прямых распоряжений и назиданий, а в форме проблемных вопросов. У подростка появляется умение ставить перед собой и решать задачи, самостоятельно мыслить и трудиться.

Подросток проявляет инициативу, желание реализовать и утвердить себя. В этот период происходит окончательное формирование интеллекта, совершенствуется способность к абстрактному мышлению. Для старшего подростка становится потребностью быть взрослым. Проявляется стремление к самоутверждению себя в роли взрослого. Задача педагога побуждать учащегося к открытию себя как личности и индивидуальности в контексте художественного и технического творчества, к самопознанию, самоопределению и самореализации. Совместная деятельность для подростков этого возраста привлекательна как пространство для общения.

Группы комплектуются по возрастному принципу. Наполняемость учебной группы – 12-15 учащихся.

Принцип набора в группы – свободный.

В группу принимаются учащиеся не зависимо от половой принадлежности, степени предварительной подготовки, уровня образования.

Программа предусматривает обучение детей с особыми образовательными потребностями: детей с ограниченными образовательными потребностями; талантливых (одарённых, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При необходимости может быть предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной траектории.

Набор учащихся в объединение осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей). В объединение принимаются все желающие. Запись на программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/.

Уровень программы, объем и сроки.

Программа «Фотогоризонты» по основам цифровой фотографии реализуется на ознакомительном уровне, является краткосрочной и рассчитана на 26 учебных часа.

Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащихся.

Форма обучения и режим занятий.

Очная форма обучения.

При реализации программы возможно использование дистанционных и (или) комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе.

Занятия учебных групп проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Длительность каждого учебного занятия составляет 45 минут. Перерыв между занятиями – 10-15 минут.

В электронном обучении занятия проводятся по 30 минут, остальное время учащиеся выполняют практические задания педагога.

Особенности организации образовательного процесса. В ходе реализации программы сочетается групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом. Состав группы постоянный. Формы проведения занятий разнообразны: вводное, занятие ознакомление, занятие объяснение, итоговое занятие. Практические занятия состоят в организации тематических практических фотосессий, практикумов по организации фотосъемки в различных конкретных съемочных ситуациях, ведение постоянной работы по организации фотокроссов, способствующих отработке практических навыков, развитию технологического мастерства и творческой индивидуальности. Программа предполагает изучение теоретического материала и практическую деятельность учащихся при оформлении и представлении фотоработы. Программа предусматривает использование следующих форм работы: фронтальной; индивидуальной; парной.

Практическая часть выстроена таким образом, чтобы получать законченные результаты работы в конце каждого занятия. Последовательность изучения тем учитывает особенности психологии учащихся: на начальном этапе изучается жанр портрета, который привлекает детей и кажется им простым и понятным, далее следуют более сложные жанры. Представление итогов работы в виде зачетного проекта предполагает самостоятельную углубленную работу по выбранной теме и подготавливает к созданию итогового проекта.

Главной особенностью данной программы является то, что она имеет практическую направленность, обучает всему процессу получения изображения с использованием современных технологий. Особое внимание в программе уделяется изучению функции фотоаппарата, т.к. знание возможностей камеры способствует получению качественных снимков.

Фотография изучается, как сложный технологический процесс, который позволяет учащимся настраивать и менять программные составляющие. Учащиеся получают необходимые теоретические знания в области фотодела, формируют основные навыки и теоретические знания в области обработки и печати фотографий, устройстве и принципах работы различных фотографических систем, знакомятся с различными жанрами фотографии и их композиционными основами. Содержание программы составлено с учётом изменений и нововведений, произошедших за период массового внедрения цифровых технологий, и учитывает изменившуюся материальную базу фотографирования, что способствует профессиональному совершенствованию учащихся. Освоение и использование программы Photoshop расширяет спектр творческих возможностей детей и способствует формированию самостоятельности в выборе тех или иных техник.

В условиях дистанционного обучения применяется электронное обучение: кейс-технологии (рассылка педагогом текстовых, аудио-, видео- и мультимедийных учебно-методических материалов для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций).

Занятия проходят не только в очном, но и в заочном режиме. Посредством дистанционного общения, учащиеся получают задания от педагога через платформы: Telegram-канал; «ВКонтакте» (VK); ZOOM. Выполнение поставленных задач проходит в домашних условиях. При разработке индивидуальных проектов и подготовке к онлайн-конкурсам, учащиеся самостоятельно изучают и подбирают необходимый материал через Интернет-ресурсы.

В дистанционной форме программа реализуется с помощью приложения Telegram-канал; «ВКонтакте» (VK). В данном приложении создается группа творческого объединения, инструментарий приложения позволяет проводить полноценные стримы (прямые трансляции с возможностями живого чата и включений учащихся) занятий, с возможностью переключения трансляции на каждого из учащихся. В чат можно загружать готовые видео-работы, подключать голосовую связь для участия в опросе и обсуждения темы.

Целью программы является создание условий для расширения кругозора учащихся, направленного на раннюю профориентацию средствами цифровой фотографии.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.

Образовательные:

- формировать систему знаний о фотоискусстве;

- обучать основным правилам фотосъемки, основам фотопозирования;

- познакомить с базовыми средствами техники фотографирования;

- познакомить с основными жанрами, особенностями пейзажной, репортажной и портретной фотосъемки;

- познакомить с миром профессий, связанных с цифровой фотографией и другими профессиями.

Личностные:

- воспитывать настойчивость, целеустремленность, ответственность, приобщать к активной общественной жизни;

- воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе;

- воспитывать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками;

- воспитывать уважение к различным профессиям, к человеку труда.

Метапредметные:

- развивать художественную грамотность;

- развивать воображение и образное мышление в процессе творческого подхода к фотосъёмке;

- развивать творческие способности учащихся;

- способствовать развитию навыков самостоятельной работы с фотоаппаратом;

- создавать условия для воспитания интереса к профессии фотографа и другим профессиям.


Планируемые результаты:

Предметные результаты обучения:

Предполагается, что после обучения по программе учащиеся будут знать:

- базовые средства и технику фотографирования;

- технику исполнения фоторабот в разных фотографических жанрах и некоторых видах специальной фотосъёмки;

- основы смысловой, цветовой и тональной композиции;

Учащиеся будут уметь:

- грамотно обращаться с фототехникой;

- создавать простую фотокомпозицию;

- проводить съемки в различных жанрах фотографии (портрет, пейзаж, натюрморт);

- корректировать контрастность и резкость фотоснимка;

- использовать основные композиционные правила и приёмы.

Личностные результаты освоения программы:

У учащихся будет:

- воспитано умение работать в мини-группе, культура общения, ведение диалога;

- воспитаны: настойчивость, собранность, организованность, аккуратность;

- воспитана культура общения, ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

- воспитано уважение к людям труда различным профессий.

Метапредметные результаты освоения программы:

У учащихся будут развиты:

- наблюдательность, память;

- логическое и техническое мышление;

- зрительное восприятие, переключение внимания;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности;

- интерес к профессиям, связанных с цифровой фотографией и другим профессиям.


Содержание программы

Учебный план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в программу.

2

2

-

Входной контроль.

2

Путешествие в мир света и цвета.

4

2

2

Опрос.

3.

Фотограф – профессия или хобби.

2

-

2

Практическое задание.

4.

Фотомодель – особенности профессии.

4

1

3

Фотосессия.

5.

Фотопроект «Мир профессий»

12

2

10

Фотосессия, выставка.

6.


Итоговое занятие.

2

-

2

Фотовыставка.


Итого

26

7

19


Содержание учебного плана

1. Введение в программу.

Теория: Фотография вокруг нас. Правила техники безопасности. Строение фотоаппарата. Настройка фотоаппарата.

Практика: Знакомство с учащимися, игры на знакомство и сплочение детского коллектива. Входная диагностика знаний, умений и навыков учащихся по программе.

Форма аттестации/контроля: Входной контроль.

2. Путешествие в мир света и цвета.

Теория: Знакомство со свойствами света. Баланс белого. Свет главный инструмент в фотографии. Изучение радуги и её происхождения в природе. Путешествие в мир цвета.

Практика: Практическая работа «Цветовая палитра».

Форма аттестации/контроля: Тестирование.

3. Фотограф – профессия или хобби.

Теория: Фотография как стиль жизни. Рекламная предметная съёмка как профессия. Инструменты композиции. Портрет.

Практика: Игровая программа «Как стать фотографом».

Форма аттестации/контроля: Фотовыставка.

4. Фотомодель – особенности профессии.

Теория: Изучение положения рук и ног в фотопозировании. Эмоции и мимика в фотопозировании. Использование одежды и аксессуаров в фотосъёмке (статичный образ модели). Использование одежды и аксессуаров в фотосъёмке (фотомодель в движении).

Практика: Съемка модели с использованием разных точек съёмки в природных условиях.

Форма аттестации/контроля: Фотовыставка.

5. Фотопроект – мир профессий.

Теория: Знакомство с профессиями: продавец, флорист, библиотекарь и другими.

Практика: Конкурсно-игровая программа «Угадай профессию». Игровое упражнение «Профессия на букву». Фотосессия «День из жизни профессионала». Фото-кросс «Частичка родины моей». Творческий проект «Профессия моей мечты».

Форма аттестации/контроля: Фотовыставка «Мир профессий»

7. Итоговое занятие.

Практика: Творческая работа «Портфолио «Мир профессий».

Форма аттестации/контроля: Итоговая аттестация






































Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».

Календарный учебный график составляется ежегодно в соответствии с учебным планом для каждой учебной группы. Предусматривается также обучение с отдельными учащимися по индивидуальной образовательной траектории.

Количество учебных часов всего – 26 ч., из них: теоретических – 7 ч.; практических – 19 ч.

Календарный учебный график программы

п/п

Дата проведения занятий



Тема занятий


Кол-во часов



Форма занятия


Форма контроля

План

Факт



1.Введение в программу.

2

Беседа

Входной контроль.




2.Путешествие в мир света и цвета.

4





Свет главный инструмент в фотографии.

2

Практикум

Опрос.



Практическая работа «Цветовая палитра»

2

Практикум

Тестирование.

4.



3. Фотограф – профессия или хобби.

2

Практикум

Фотовыставка




4. Фотомодель – особенности профессии.

4



5.



Эмоции и мимика в фотопозировании.

2

Практикум

Наблюдение.

6.



Использование одежды и аксессуаров в фотосъёмке.

2

Практикум

Фотовыставка




5. Фотопроект «Мир профессий.

8



7.



Знакомство с профессиями.

2

Практикум

Опрос.

8.



Конскурсно-игровая программа «Угадай профессию».

2

Практикум


9.



Фотосессия «День из жизни профессионала»

2

Практикум

Творческое задание.

10



Фотосессия «День из жизни профессионала».

2

Практикум

Фотовыставка.

11.



Фото-кросс «Частичка родины моей».

2

Практикум


12.



Творческий проект «Профессия моей мечты».

2

Практикум

Творческий проект

13.



5. Итоговое занятие.

2

Практикум

Творческое задание.




ИТОГО

26



Условия реализации программы.

Материально-техническая база реализации программы.

Для реализации программы необходимо, чтобы рабочее место учащегося и педагога дополнительного образования включали в себя:

Перечень учебно-методических средств обучения:

  • учебный кабинет; окна оборудованы темными шторами;

  • шкафы или стеллажи для хранения методических пособий, инструментов и подручных средств;

  • классная доска, столы стулья для учащихся и педагога;

  • два цифровых фотоаппарата и аккумуляторы к ним; штатив, фотовспышки; студийное световое оборудование;

  • методическая литература;

  • наглядные и демонстрационные пособия;

  • папки скоросшиватели для хранения ксерокопий;

  • флеш – карты;

  • компьютер; 

  • проектор;  

  • принтер;  

  • модем;

  • устройства вывода звуковой информации; 

  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, графические редакторы Adobe Photoshop, GIMP, программа сканирования и распознавания Abby Fine Reader, программы для просмотра изображений.

  • Звуковой редактор.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.)

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Материалы: фотоальбомы; сумки, рюкзаки специальные для переноски оборудования (фотокамер, ноутбуков, светооборудования) и общего назначения; скотч разных видов; перчатки; отвертки, степлеры, гвозди, шурупы, скобы; стенды для оформления фотовыставок; реквизит для оформления студии; канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры, тетради, бумага разных видов и форматов, клей, ножницы, степлеры, файлы, папки.

Кадровое обеспечение: Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое образование (или курсовую переподготовку), обладающий знаниями в предметной области, имеющий практические навыки, знающий специфику учреждения и владеющий ИКТ.

Формы аттестации:

Методы отслеживания результативности в объединении: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, выполнения учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях, выполнение творческих заданий; педагогический мониторинг.

Указанные способы отслеживания результативности могут использоваться как средство:

Начальной или входной диагностики. Проводится с целью определения уровня развития учащегося.

Текущий контроль – наблюдение и анализ практической работы.

- Итоговой диагностики – с целью определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей (на конец срока реализации программы).

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по изобразительному творчеству: педагогические наблюдения; итоговое занятие, творческое задание, фотовыставки.

Итоговая аттестация учащихся - неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить результат освоения учащимся программы, а также реальную результативность совместной творческой деятельности.

Критерии оценки итоговой аттестации.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учащихся. Качество созданной продукции оценивается следующими способами:

- по степени оригинальности работы;

- по относительной новизне фотографии для учащегося;

- по емкости и лаконичности созданной фотографии, её композиционности.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, портфолио фотографий «Мир профессий».

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

фотовыставка, портфолио фотографий.

Формы подведения итогов: портфолио фотографий «Мир профессий».

Результативность обучения дифференцируется по уровням: низкий, средний, высокий.

При высоком уровне освоения программы учащийся:

– Хорошо знает правила техники безопасности при работе в студии. Хорошо знает возможности фотоаппаратуры и оборудования студии.

– Хорошо знает историю фотографии, владеет терминологией в области фотографии. Хорошо знает устройства и основные характеристики типов цифрового фотооборудования, жанры фотографии. Владеет техникой определения экспозиции, хорошо знает принципы композиционного построения снимка, роль цвета и света в фотографии.

– Уверенно может фотографировать в любых условиях самостоятельно. Хорошо знает критерии оценки фотографии, умеет грамотно анализировать фотографии.

При среднем уровне освоения программы учащийся:

– Знает правила техники безопасности при работе в студии. Знает возможности фотоаппаратуры и оборудования студии.

– Владеет терминологией в области фотографии. Знает устройства и основные характеристики цифровых фотоаппаратов, жанры фотографии. Знает технику определения экспозиции, принципы композиционного построения снимка, роль цвета и света в фотографии.

– Может фотографировать в любых условиях. Знает критерии оценки фотографии, умеет анализировать фотографии.

При низком уровне освоения программы учащийся:

– Недостаточно хорошо знает правила техники безопасности.

- Плохо владеет фотографической терминологией. Недостаточно хорошо знает устройства и основные характеристики цифровых фотоаппаратов. Не может самостоятельно разобраться в жанрах фотографий и пользоваться специальной справочной литературой. Не может самостоятельно определить экспозицию при съемке, правильно скомпоновать кадр, не может сформулировать роль цвета и света в фотографии.

– Не может самостоятельно выбрать объект съёмки и обработать отснятый материал без помощи педагога. Не знает критерии оценки фотографий и не умеет их анализировать при работе в студии.

Оценочные материалы. Перечень диагностических материалов, используемых в работе: « Итоговая аттестация» (Приложение 1), «Входная диагностика: анкета «Что я знаю о цифровой фотографии», анкета «Анкета по изучению профессиональной направленности», «Анкета по выявлению профессиональных интересов», анкета «Ориентация» (Соломин И.А.)» (Приложение 2), «Тесты к разделам программы: тестирование «Качество цифровых снимков», кроссворд «Фотография», кроссворд «Виды фотографий» (Приложение 3).


Показатели

Высокий уровень


Средний уровень

Низкий уровень


История фотографии.

Хорошо знает историю фотографии, ориентируется в периодах развития.

Знает историю фотографии, допускает незначительные неточности.

Не знает историю фотографии.

Жанры фотографии.

Хорошо различает жанры фотографии.

При сортировке фотографий по жанрам допускает небольшие ошибки.

Не ориентируется в жанрах фотографии.

Устройство цифрового фотоаппарата.

Отлично знает устройство фотоаппарата, хорошо владеет всеми функциями и режимами съемки.

Знает устройство фотоаппарата, не все функции применяет свободно.

Плохо знает устройство фотоаппарата, фотографирует только в автоматическом режиме.

Варианты обработки фотографий.

Хорошо владеет всеми видами обработки фотографий.

Знает основные варианты обработки фотографий.

Может редактировать фотографии только в простейшем фоторедакторе.

Правильное обращение с цифровым фотоаппаратом.

Самостоятельно настраивает нужные режимы перед съемкой.

При подготовке к съемке нуждается в помощи.

Не может выбрать нужные настройки для фотосъемки.

Сьемка различных жанров с четким разделением.

Хорошо различает жанры фотографии, фотографирует в каждом из них .

При различии жанров допускает незначительные ошибки.

Не ориентируется в жанрах фотографии.

Перенос и редактирование изображений.

Самостоятельно переносит файлы со съемного носителя на ПК, редактирует изображения без посторонней помощи.

Переносит изображения со съемного носителя на ПК, редактирует с подсказками.

Требуется помощь при переносе и редактировании изображений.

Творческий подход к фотосъемке.

Имеет свое видение и креативный подход к организации и проведению фотосессии.

Имеет творческий подход к фотосъемке, не все свои идеи может воплотить без посторонней .помощи.

Фотографирует без креативного подхода.

Методические материалы

Для проведения занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием систем дистанционного обучения разрабатываются информационные и учебно-дидактические материалы.

При проведении занятий активно используются лекционные формы занятий. Теоретические занятия предполагают варианты: лекционная форма; занятия-беседы; демонстрационная форма; и другие. Объяснение педагога сопровождается демонстрацией определенных технологических действий, которые одновременно с педагогом или по его тематическому заданию повторяют учащиеся.

Практические занятия предполагают: самостоятельную работу учащихся (основа практических занятий); работа с материалом лекций, дополнительным источником информации по обсуждаемым проблемам; анализ собственных работ; индивидуальное консультирование; подготовка и защита индивидуальных творческих проектов. Практические занятия включают в себя фотосъёмку, последующую обработку отснятого материала, обработку изображений на компьютере с последующим сохранением в виде файла или распечатки фотографии.

Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе:

Первостепенное значение имеет использование информационных компьютерных технологий.

Технология проблемного обучения, целью которой является развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся.

Технология дифференцированного обучения механизмами реализации, которой являются методы индивидуального обучения и которая в первую очередь способствует удовлетворению запросов каждого отдельно взятого учащегося.

Технология развивающего обучения. Механизмом реализации данной технологии является вовлечение учащегося в различные виды деятельности. Развивающий характер деятельности способствует развитию образного мышления, формированию потребности в самоопределении и самоанализе личности учащегося.

Технология игровой деятельности. Основной целью данной технологии является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний,

умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологии являются игровые методы вовлечения учащихся в творческую деятельность (работа с карточками, загадки, тематические игры, конкурсы).

Здоровьесберегающие технологии, предусматривающие создание оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического, психического и нравственного здоровья учащихся. В основе данных технологий лежит организация образовательного процесса (длительность занятий и перерывов), методы и формы работы, стимулирующие познавательную активность, психологический фон занятий (доброжелательность и тактичность педагога), санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота), двигательный режим учащихся (с учётом их возрастной динамики).

Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

На данном этапе обучения выбирается такой объект или тема работы для учащихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для детей соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.

Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.

Отбор методов обучения, форм работы определяется целями и задачами занятия, с учетом возрастных особенностей детей, их способностей, навыков и умений, их активности и самостоятельности.

Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, работа в парах.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

3. Частично-поисковые методы обучения (участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, контрольным.

Содержание программы построено на следующих дидактических принципах:

- отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе цифровой фотографии, в соответствии с психофизическими возможностями, возрастными особенностями учащихся;

- формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

- индивидуально-личностный подход к обучению учащихся в работе с цифровым фотоаппаратом;

- овладение поисковыми, проблемными, репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на занятии, дополнительная мотивация через игру;

- соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

Методическое обеспечение.

  • Методические разработки по темам программы.

  • Видео и фотоматериалы.

  • Подборка мультимедийных образцов.

  • Коллекция графических и анимационных материалов.

  • Сценарии досуговых мероприятий.

Программа «Объектив» построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности учащихся.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, экскурсии, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

В основу обучения положены индивидуальный и дифференцированный подходы.

В программе важное внимание обращается на придание процессу обучения проблемного характера, направления деятельности детей и подростков на самостоятельность, выявления и формулирования проблемы; выработку аналитико-синтетических умений, способностей к теоретическим обобщениям. Важное место в программе отводится развитию навыков самостоятельной познавательной работы, формированию умения работать с учебными материалами, проявлению творческого подхода при выполнении самостоятельных заданий. Особое внимание уделяется стимулированию познавательной деятельности учащихся, развитию познавательных мотивов и интересов. Программа позволяет варьировать сложность материала с учетом, как возрастных особенностей развития учащихся, так и их индивидуальных проявлений.

Предлагаемый в данной программе материал подобран и систематизирован в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В целях предотвращения перегрузки учебным материалом целесообразно использовать своевременную смену видов деятельности детей, проводить физкультминутки, способствующие разрядке и снимающие усталость у детей. Большое значение в этом отношении имеет игровая деятельность учащихся на занятиях, подача нового материала в занимательной форме, в форме игры, путешествия, сказки для учащихся младшего школьного возраста.

Программа направлена на развитие интеллектуальной и творческой личности, ее познавательного интереса в компьютерных технологиях, необходимых в жизненном самоопределении. Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Используются интерактивные формы обучения. В процессе теоретического обучения учащиеся изучают устройство цифрового фотоаппарата. В ходе практических занятий формируются умения и навыки необходимые для эффективного использования цифровой техники.

Программой предусмотрены следующие методы обучения:

1) Словесный метод (устное изложение, беседа);

2) Наглядный метод (просмотр иллюстраций, демонстрация слайдов);

3) Практический метод (упражнения, самостоятельная работа, загадки).

Организация и проведение учебного занятия включает следующие структурные элементы:

- Организационный момент (подготовка к работе на занятии).

- Подготовка к основному этапу занятия (обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений).

- Усвоение новых знаний и способов действий (объяснения нового материала, демонстрация действий педагога, просмотр видеороликов и медиапрезентаций).

- Инструктаж: вводный – проводится перед началом практической работы; текущий – проводится во время практической работы.

  • Физкультминутки и динамические паузы.

  • Практическая работа (первичная проверка понимания, применение и закрепление полученных знаний, умений, навыков).

  • Подведение итогов (обобщение и систематизация полученных знаний, умений, навыков; анализ и оценка работы).

  • Рефлексия.

Занятия в основном состоят из практической работы, творческих заданий. Выполнение практических работ способствует развитию интуиции, закладывает основы для формирования творческого мышления учащихся. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце занятия учащийся видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для учащихся. На занятиях отдельные учащиеся могут получать индивидуальные темы, более простые или более сложные по сравнению с остальными. Индивидуальный подход дает возможность раскрыться каждому учащемуся. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

- фронтальной - подача материала всему коллективу учащихся;

- индивидуальной - самостоятельная работа учащихся с оказанием педагогом дополнительного образования и помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учащихся и содействуя выработке навыков самостоятельной работы;

- групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

Очень важно, чтобы с самых первых съёмок учащиеся могли правильно кадрировать снимок согласно композиционным правилам. Штатив с закреплённым на нём фотоаппаратом позволяет педагогу увидеть и, при необходимости, исправить поставленный учащимся кадр.

Решаемые задачи – учебные: развитие технического мастерства учащихся, получение знаний, умений и навыков в работе со светом; освоение способов применения эффектных насадок и фильтров.

Решаемые задачи – художественные: развитие изобразительного мастерства учащихся, изучение новых композиционных правил и закрепление пройденных, получение основ знаний о сочетаемости предметов. Педагог на практике показывает роль света в придании предметам объема, подчеркивании фактуры материала, отделении предметов от фона и между собой. Напоминает характеристики фронтального, переднеедиагонального, бокового, заднедиагонального, контрового направлений света.

Рассматриваются типичные схемы освещения натюрморта. Создание контура предметов при освещении только фона. Подчеркивание контуров предметов заднедиагональным светом. Создание на стеклянных и металлических предметах бликов узким направленным лучом света. Просвечивание полупрозрачных предметов. Создание тени от предмета на фоне при помощи направленного света. Подсвечивание прозрачных и полупрозрачных предметов снизу через стеклянное основание. Бестеневое освещение бликующих предметов. Проекция узоров и фактур на предметы и фон. Применение цветного света при цветной фотографии и т.п.

В процессе практической работы педагог показывает, каких эффектов можно добиться, применяя насадки: звездную, туманную, мягкий фокус, мультипризму, а также цветные и поляризационные фильтры и объективы – от «рыбьего глаза» до телеобъектива.

Учащимся напоминают, что, кроме обычной точки съемки со среднего уровня, существуют верхний и нижний ракурсы. Также педагог знакомит ребят с распространенными схемами построения предметов: кругом, овалом, треугольником, по диагонали, ритмическим чередованием, подчеркиванием смыслового центра линиями.

Календарные учебные графики могут корректироваться педагогом в процессе учебного года в связи с погодными условиями и эпидокружением в Краснодарском крае.

Методика проведения очных занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую работу, а в заочных занятиях дистанционную через интернет общение с педагогом.

В процессе реализации программы используются следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный;

- креативный через интернет ресурсы: Telegram-канал, «ВКонтакте» (VK), ZOOM (https://zoom.us/), с обсуждением на коллективных видео-конференциях;

- видео мастер-класс, форумы, дискуссии;

- видео-консультирование, в том числе, очный или дистанционный прием итогового теста;

-дистанционные конкурсы, фестивали, выставки, мастер-классы;

-электронные экскурсии, телеконференции.


Список литературы, рекомендуемой для педагога

Основная литература

  1. Артюшин Л.Ф. Цветная фотография. – М.: Искусство, 2017.

  2. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения/ Пер. А. Кавтаскина. – М.: АСТ, 2016. – 159 с.

  3. Бояров П. Начала цифровой фотографии. – СПБ.: Издательство: Питер, 2018.

  4. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - СПб, 2018.

  5. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2017. 152 с.

6.Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СПб: Речь, 2016. – 236 с.

7. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб, 2019.

8. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: метод. пос. – М.: Просвещение, 2017. – 95 с.

9. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пос. -М.: Академический проект Фонд «Мир», 2018

  1. Гавришина О.В. Империя света: фотография как визуальная практика эпохи «современности». – М.: Новое литературное обозрение. 2019. - 192 с.

  2. Гавришина О.В. Миф как «социальное и фантастическое» в сюрреалистической фотографии//Поэтика мифа: Современные аспекты/ Отв. ред. С.Н. Зенкин. – М.: РГГУ, 2018. С. 72-93

  3. Дабл, Рик Экспериментальная цифровая фотография / Рик Дабл. – М.: Астрель, 2018. - 288 c.

  4. Дэн Маргулис. Современная технология цветокоррекции в Photoshop. PPW и другие идеи для быстрого улучшения изображений. – М.: Издательство: ИП Погорелый В., 2015. - 496 с.


Дополнительная литература

  1. Антонов Б.Б. Самоучитель. 37 профессиональных приёмов Adobe Photoshop CS4 – М.: Изд-во Триумф. 2019. -192 с.

  2. Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник, 2016 – 159 с.

  3. Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2016 – 415 с.

  4. Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2019 – 256 с.

Интернет-ресурсы:

1.Время выбирать профессию http://proftime.edu.ru/ 2.Калейдоскоп профессий. https://paramult.ru/ 3.Уроки по профориентации https://moeobrazovanie.ru/

4.Федеральный образовательный проект. Навигатум: Калейдоскоп. Профессий. https://калейдоскоппрофессий.рф/phone/index.php#podrscen



Список литературы, рекомендуемой для учащихся

Основная литература

  1. Кампс Х. Правила фотографии и как их нарушать. - М.: Эксмо-Пресс, 2017. – 192 с.

  2. Клиновский В. Цифровая фотография. Фотоэнциклопедия. - М.: АСТ, 2018. – 304 с.

  3. Лэнгфорд М., Фокс А., Смит Р. Искусство фотографии. - М.: Эксмо, 2065. – 464 с.

  4. Мэриен У. Заглянувшие в будущее. - М.: КоЛибри, 2015. – 312 с.

  5. Розов Г. Как снимать. Искусство фотографии. - М.: АСТ, 2018. – 415 с.

  6. Фриман М. Школа фотографии Майкла Фримана. Комплект из 4-х книг. - М.: Добрая книга, 2019. – 640 с.

  7. Фриман М. Композиция в цифровой фотографии. Творческие приемы создания удачных фотоснимков. - М.: Добрая книга, 2016. – 192 с.

  8. Фриман М. Взгляд фотографа. Как научиться разбираться в фотоискусстве, понимать и ценить хорошие фотографии. - М.: Добрая книга, 2017. – 192 с.

  9. Фэррел Я. Цифровая фотография. Полное руководство по технике фотосъемки и обработке фотографий. - М.: Арт-родник, 2019. – 416 с.

  10. Хантер Ф., Бивер С., Фукуа П. Освещение в фотографии. Библия света. - СПб.: Питер, 2018. – 336 с.

  11. Хейлмен К.Цифровая пейзажная фотография: секреты мастерства. - М.: Добрая книга, 2019. – 176 с.

  12. Цукерман Д. Все секреты цифровой фотографии. Как сделать суперкадр. - М.: Астрель, 2016. – 176 с.

  13. Энг Т. Все секреты цифровой фотографии. Новейшее исчерпывающее руководство. - М.: АСТ, 2017. – 408 с.

  14. Энг Т. Большая книга о фотографии. Полный курс приемов и секретов для получения великолепных снимков. - М.: АСТ, 2019. – 408 с.

Интернет-ресурсы:

1.Время выбирать профессию http://proftime.edu.ru/ 2.Калейдоскоп профессий. https://paramult.ru/ 3.Уроки по профориентации https://moeobrazovanie.ru/

4.Федеральный образовательный проект. Навигатум: Калейдоскоп. Профессий. https://калейдоскоппрофессий.рф/phone/index.php#podrscen





Приложение 1

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация учащихся объединения «Цифровая фотография» по программе «Фотогоризонты» - неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет оценить результат освоения данной программы.

Цель:  определение качества знаний, умений и навыков учащихся по программе «Фотогоризонты».

Задачи аттестации:

- определение уровня теоретической и практической подготовки учащихся по программе «Фотогоризонты»;

- выявление степени сформированности практических умений и навыков учащегося;

- соотнесение прогнозируемых и реальных результатов качества подготовки учащихся по программе.

Подготовка и проведение исследования

Итоговая аттестация предполагает выявление уровня теоретической и практической подготовки учащихся объединения.

Уровень теоретической подготовки выявляется с помощью тестирования либо открытых ответов на вопросы на знание терминологии по программе «Фотогоризонты». Учащимся предлагаются задания, включающие 5 вопросов теоретического характера.

Уровень практической подготовки выявляется в ходе выполнения практического задания в создании фотографии определённого жанра, и в компьютерной обработке в графическом редакторе.

Обработка данных

Уровень теоретической подготовки. Каждый правильный ответ на вопрос оценивается 1-5 баллов.


Показатели

(оцениваемые параметры)

Степень выраженности оцениваемого качества

Оценка в баллах

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы.

Владение специальной терминологией.

-Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

-Полностью не усвоил материал.

1


-Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.

-Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

-Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

-При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи педагога.

2

-Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

-Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

-Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

-При ответе (на один вопрос) допускает одну-две ошибки, которые не может исправить.

3

-Показывает знания изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;

-Допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, при определении понятий дает неполные ответы, допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

-При ответе (на один вопрос) допускает одну негрубую ошибку;

-В основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы педагога.

4

-Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма изученного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

-Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;

-Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию педагога.

5

Подсчитывается общее количество баллов и выводится среднее арифметическое значение, которое оценивается следующим образом:

- высокий уровень теоретической подготовки – 4 -5 баллов;

- средний уровень – 3-4 балла;

- низкий уровень – 1-2 балла.

Уровень практической подготовки определяется после выполнения учащимся практического задания в создании фотографии определённого жанра, и в компьютерной обработке в графическом редакторе.

Оценивается:

1) Самостоятельность, правильность и объём выполненного задания;

2) Практические умения: фоторабота должна иметь хорошее художественное или техническое качество (аккуратность, способ действия, сложность, композиция).

3) Творческие навыки: использование интересного света, правильной композиции, цвета, разумное использование ретуши, подчеркивающей авторский замысел.

Фотоработы учащихся оцениваются по следующим критериям: аккуратность; контрастность; резкость; оригинальность замысла, композиции; светопередача; умелое использование сменной оптики, насадок и светофильтров; правильное и адекватное использование инструментов и функций графических редакторов; креативное лаконичное название.

Максимальное количество баллов – 5. Каждый пункт оценивается 1-5 баллов.

Показатели

(оцениваемые параметры)

Степень выраженности оцениваемого качества

Оценка в баллах

1.Самостоятельность, правильность, объём выполненной работы


-Работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний навыков практической работы на ПК по проверяемой теме.

1

-Допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы с цифровой фотокамерой и на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

2

-Работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы с цифровой камерой и на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.

3

-Работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с цифровой камерой, с ПК, принтером в рамках поставленной задачи;

-Правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

-Работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

4

-Учащийся самостоятельно выполнил все этапы работы с цифровой фотокамерой, на ПК;

-Работа выполнена полностью и получена технически правильно сделанная фоторабота;

5

2.Практические навыки.

2.1.Навыки при обработке фотографий в графическом редакторе.

-Учащийся отказывается от выполнения задания.

1


-Учащийся потратил все предоставленное время на попытку обработать фотографию в графическом редакторе, а затем очищал полученное изображение;

-Не умеет копировать фрагменты рисунка;

-Не умеет сохранять полученное изображение.

2

  • -Работа выполнена на 60-70%;

-Учащийся умеет сохранять свой файл на диске в нужную папку;

  • -Умеет открывать свой файл.

3





  • -Работа выполнена на 90 %;

  • -Во время работы часто использовался «ластик»;

  • -Не использовалась кнопка «масштаб» для «стыковки» линий и редактирования деталей.

4

  • -Умеет правильно строить алгоритм получения изображения;

  • -Налицо навыки редактирования (отмена, очистка фрагмента);

  • -Владение копированием части рисунка (протяжкой с CTRL, с помощью меню «Правка»).

5

2.2. Навыки при обработке в графическом редакторе фотографии.

-Отказывается от выполнения задания.

1

-Не умеет работать с графическим редактором.

2

-Испытывает существенные затруднения при ретушировании в графическом редакторе;

-Применяет не рациональный алгоритм работы в графическом редакторе;

-Допускает ошибки при сохранении файла.

3



-Испытывает небольшие затруднения в настройке и работе с графическим редактором.

4

-Умеет грамотно работать в графическом редакторе, качественно ретушировать фотографию (в том числе).

-Проверять и настраивать работу графического редактора.

-Осуществлять смену цвета.

-Применять рациональный алгоритм ретуширования фотографии.

-Подготовить фотографию к печати;

-Сохранить файл в нужном формате.

5

2.3Навыки применения режимов съёмки.

-Отказывается от выполнения задания

1

-Учащийся потратил все предоставленное время на попытку правильного применения режимов съёмки, фотография не соответствует заданному жанру, не завершена на 50%.

2



-Наличие в выборе режима съёмки.

-Наличие ошибок в цветовом, световом, композиционном оформлении фотоработы.

-Ошибки в дизайне, размере и оформлении шрифта, подборе цвета (фона, шрифта) (для рекламной фотографии).

-Работа выполнена на 60-70%.

3

-Работа выполнена на 90 %;

-Несущественные ошибки при проведении режимов съёмки, в цветовом, световом, композиционном оформлении фотоработы.

4

-Имеет логическую последовательность.

-Качественное цветовое, световое, композиционное оформление фотоработы.

-Отсутствие ошибок.

5

3.Творческие навыки.

(Креативность в выполнении практических заданий).

-Учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

1

-Начальный (элементарный) уровень развития креативности - ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

2


-Репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца.

3


Творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога.

4

Творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

5


Подсчитывается общее количество баллов и выводится среднеарифметическое значение (сумма всех набранных баллов делится на количество вопросов), которое оценивается следующим образом:

- высокий уровень – 4,5-5 баллов;

- средний уровень – 3-4,4 балла;

- низкий уровень – 1-2,9 балла.

Результаты итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе итоговой аттестации учащихся», который является документом отчетности.

Итоговый тест

1. На каком изображении кадр недоэкспонирован?

1. 1;

2. 2;

3. 3.

2. Объектив с постоянным (фиксированным) фокусным расстоянием

1. широкоугольный объектив;

2. длиннофокусный объектив;

3. объектив «фикс».

3. Пропускная способность объектива.

1. ГРИП;

2. динамический диапазон;

3. светосила.

4. Какой использован принцип построения композиции на данном рисунке.

1. правило третей;

2. правило диагоналей;

3. золотая спираль.

5. Свет, отделяющий объект съемки от фона и создающий тональную перспективу.

1. фоновый свет;

2. контровой свет;

3. рисующий свет.

6. Какой жанр использован в данной фотографии?

1. предметная фотография;

2. натюрморт;

3. репродукция.

7. Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

1. пейзаж;

2. портрет;

3. натюрморт.

8. Какой вид печатной продукции, с использованием рекламной фотографии, представлен на фото?

1. каталог;

2. листовка;

3. буклет.

















Приложение 2

Входная диагностика

Анкета «Что я знаю о цифровой фотографии»



Фамилия, Имя ______________________________________________ Год рождения _______________ Школа _____________ Класс ______

1.У меня дома есть компьютер:

 Да;

 Нет;

2. Я умею пользоваться программами:

 Lightroom ;

 Adobe Photoshop;

 _______________________________________________________

3.Мне нравится:

 Фотографировать;

 Обрабатывать фотографии;

 _______________________________________________________.

  1. Я знаю разницу между цифровой и пленочной фотокамерой:

 Да;

 Нет.

  1. Я умею пользоваться цифровой фотокамерой:

 Да;

 Нет.

  1. Мне нужен этот курс для того, чтобы:

 Научиться пользоваться фотокамерой;

 Научиться работать с графическими редакторами для обработки уже имеющихся снимков;

 _______________________________________________________

  1. Я бы хотел (а), чтобы меня научили: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Анкета по изучению профессиональной направленности


1. Какая профессия тебя больше всего привлекает, почему?

2. Чем эта профессия лучше других?

3. Знаком ли ты с людьми, которые овладели этой профессией, с кем именно? 4. Какие обязанности у людей этой профессии?

5. Видел ли ты продукцию труда избранной профессии?

6. Как ты думаешь, какие трудности встретишь при получении этой профессии?

7. Что ты предпримешь для того, чтобы освоить эту профессию?

8. Какую профессию тебе советуют избрать родители?



Анкета по выявлению профессиональных интересов

1. Назови профессии:

а. отца

б. матери

в. других родственников

2. Довольны ли они своей профессией, чем именно.

3. Если не довольны, то почему.

4. А тебе нравятся профессии твоих близких.

5. Что ты знаешь об их профессиях.

6. Какие поощрения они имели за свой труд, за что именно.

7. Хотел бы ты приобрести профессию кого-либо из них.

8. Как ты считаешь, какие профессии нужны в наше время обществу, стране.





















Анкета «Ориентация» (И.Л. Соломин)

Инструкция: Около каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:

0 - вовсе нет;

1 - пожалуй, так;

2 - верно;

3 - совершенно верно.

Я хочу (меня привлекает, мне нравится, я предпочитаю, склонности)

Обслуживать людей

Заниматься лечением

Обучать, воспитывать

Управлять людьми

0

0

0

0

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

Ремонтировать оборудование

Собирать и налаживать технику

Обрабатывать материалы, изготавливать предметы и вещи

Заниматься строительством

0

0

0

0

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

Заниматься художественным оформлением

Рисовать, фотографировать

Шить, вышивать, вязать

Выступать на сцене

0

0

0

0

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

Ухаживать за животными

Заготавливать продукты

Работать на открытом воздухе

Выращивать овощи и фрукты

0

0

0

0

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

Вопрос «я могу» определяет профессиональную пригодность ребёнка (способности).

Знакомиться с новыми людьми

Быть чуткими и доброжелательными

Выслушивать людей

Разбираться в людях

0

0

0

0

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

Искать и устранять неисправности

Разбираться в технических устройствах

Ловко общаться с инструментами

Хорошо ориентироваться в пространстве

0

0

0

0

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

Создавать красивые, со вкусом созданные вещи

Петь и играть на инструментах

Рисовать

0

0

0

1

1

1

2

2

2

3

3

3

Разбираться в животных или растениях

Разводить растения и животных

Бороться с болезнями и вредителями

Работать на земле

0

0

0

0

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

  1. человек-человек,

  2. человек – техника,

  3. человек – художественный образ,

  4. человек – природа

































Приложение 3

Тесты к разделам программы

Тестирование «Качество цифровых фотоснимков»

    1. Вопрос: Как сделать вывески позади девушки читаемыми?

Уменьшить глубину резкости;

Открыть диафрагму;

Увеличить чувствительность;

Закрыть диафрагму.



    1. Вопрос: Как сделать лицо модели более пропорциональным?

Воспользоваться широкоугольным объективом;

Поднять точку съемки повыше;

Отойти подальше и увеличить фокусное расстояние объектива;

Попросить модель сесть на диету.



    1. Вопрос: Как сделали этот снимок?

С помощью зум-объектива;

Нарисовали фонариками в темноте при открытом затворе;

Это не фотография, а картина маслом;

С помощью цветных лазеров.


    1. Вопрос: Как сфотографировать храм, чтобы он не выглядел треугольным?

Издалека длиннофокусным объективом;

Все варианты сработают;

Из окна пятого этажа здания напротив;

Взяв в кадр не только храм, но площадь перед ним.




  1. Вопрос: Как сделать велосипед в кадре резким?

Поставить камеру на штатив;

Уменьшить чувствительность;

Точно вести камеру вслед за велосипедом;

Закрыть диафрагму.

Основные критерии оценок фотографий.

Фотография, представленная в цифровом виде

Фотография, представленная в виде фотоотпечатка

Уровень

-Полностью отвечает заданию;

- Высокая техника исполнения.

- полностью отвечает заданию;

- высокая техника исполнения.


Высокий

- Полностью отвечает заданию;

- Незначительные недостатки по технике исполнения (незначительные отклонения по яркости, контрасту, цветовому балансу, не хватает проработки деталей в тенях и светах)

- Полностью отвечает заданию;

- Незначительные недостатки по технике исполнения (не хватает немного контраста при хорошей проработке деталей в тенях и светах, или не хватает немного проработки в тенях или светах) при этом имеет аккуратный вид;

- высокая техника исполнения, но при этом имеет незначительные недоработки во внешнем виде)

Средний

- Полностью отвечает заданию;

- Имеет один из следующих значительных недостатков по технике исполнения; плохая проработка деталей в тенях или светах, недостаточная резкость, сильное нарушение цветового баланса


- Полностью отвечает заданию;

- Имеет незначительные недостатки по технике исполнения и одновременно незначительные недостатки во внешнем виде (плохая проработка деталей в цветах и тенях, очень вялый оттенок, недостаточная резкость, необоснованная сюжетом)

Низкий

Проведение фотовыставки работ учащихся:

Критерии оценки фоторабот:

- соответствие работ теме,

- целям и задачам фотовыставки;

- оригинальность композиции;

- общее художественное восприятие;

- цветовое решение, интересный ракурс;

- качество фотографий.

Фотографии могут быть обработаны в фоторедакторе с целью улучшения цветов, контраста, четкости, кадрирования.



















































Кроссворд «Фотография»



По горизонтали:

3. Устройство для получения фотографий.

4. Фамилия английского ученого, создавшего первый цветной снимок.

6. Фамилия изобретателя, сделавшего первый в мире фотоснимок.


По вертикали:

1. Как называется отверстие в фотокамере, через которое свет проникает внутрь?

2. Создание и сохранение статичного изображения при помощи камеры.

5. Фамилия братьев, благодаря которым цветная фотография стала массовой. Они же провели первый в мире киносеанс.

7. Как с греческого языка переводится слово «фото»?















Ответы на кроссворд:































Кроссворд «Виды фотографий»




По горизонтали:

4. Цветная ксилография.

6. Мастер останавливать мгновенья.

8. Очертание, теневой контур


По вертикали:

1. Размытый фон на фотографии

2. Резко выраженная противоположность

3. Строение, соотношение и взаимное расположение частей

5. Общая гамма цветовых тонов картины

7. Вещество, придающее тот или иной цвет предметам, которые оно покрывает















Ответы на кроссворд: