Прикладной(профильный) труд.
Тема: Изготовление летних открыток.
Цель: Объединить детей посредством творчества для совместного труда. Познакомиться с видом оформительской деятельности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
Учить создавать изображения, используя технику бумагопластика.
Учить предварительно, выкладывать на листе картона готовые детали.
Развивающие:
• Развивать у детей творчество, художественную и конструктивную деятельность.
• Развивать воображение и творческие способности
• Создавать условия для возникновения положительных эмоций
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность и интерес к созданию открытки .
• Воспитывать заботливое отношение к маме, желание порадовать открыткой.
• Умение общаться друг с другом
• Воспитывать упорство, настойчивость и веру в себя
Материал для детей:
-клей карандашный;
-ножницы;
-простой карандаш;
-основа открытки – картон цветной двухсторонний;
-лист с заготовками на 7 квадратов 9х9
-цветные гелиевые ручки или цветные карандаши
Материал: презентация с поэтапным изготовлением открытки с 3D цветами.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодня на наше занятие пришли гости. Объявление темы и цели занятия.
II. Вводная беседа.
- Кто знает, что такое праздник? Праздник – день радости и торжества по поводу чего-то или в честь кого-то. Чаще всего слово «праздник» стоит рядом со словом «радость». Вы знаете, что существует множество праздников, например: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день – 8 марта, 1 мая - Праздник весны и труда, 9 мая - День Победы.
- Именно на все эти праздники у нас есть возможность приносить радость нашим знакомым, друзьям, родителям, бабушкам и дедушкам. Небольшой знак внимания – и у человека понимается настроение.
III. Для каждого из нас День рождения – самый любимый и долгожданный праздник. В этот день человек чувствует себя особенно счастливым. Его поздравляют, окружают вниманием, говорят ему комплименты и, наконец, ему дарят подарки. Дорог тот подарок, который сделан своими руками. И я сегодня предлагаю один из видов подарка. Открытка с 3D цветами.
- Ребята, сегодня на занятии мы будем делать открытки своими руками. А для того чтобы изготовить открытки, нам нужен художественный материла, который находится у вас на столах.
- Слушаем описания и отгадываем, о чем идет речь.
1. Этот материал возник в Китае около 2000 лет назад. На нем можно рисовать и писать. Ещё они бывают разных цветов. (Лист бумаги)
2. Этот предмет изобретен около 300 лет до н.э. в Италии. Тогда он выглядел следующим образом: два клинка соединены кривой гибкой пластинкой. Инструмент делался из железа. Этим инструментом можно разрезать. (Ножницы)
3. Более 300 лет назад этот предмет называли свинцовой палочкой. Ими можно рисовать. (Карандаш)
4. Этот материал представляет собой вязкую, липкую массу, которая используется для скрепления двух и более предметов без крепежных деталей. Они бывают разные. Этим материалом можно склеивать разные материалы. (Клей)
- Прежде чем приступить к работе, мы вспомним правила техники безопасности при работе с острым предметом.
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
IV. Практическая часть
- У вас на столах лежит лист, из которого нам нужно вырезать 7 квадратов, размером 9х9
- 1 этап – вырезаем квадраты.
- 2 этап – каждый квадрат складываем в треугольник, его еще раз складываем пополам и еще раз пополам
- 3 этап – простым карандашом делаем форму лепестка на 1 квадрате, вырезаем его и используем, как шаблон для всех остальных, чтобы наши цветы были одинаковыми.
- 4 этап – Разворачиваем наши лепестки и получаем цветочки, ставим 2 маленькие точки на 2 лепестках, их мы раскрашивать не будем. Приступаем к раскраске наших цветочков.
- 5 этап - Отрезам один лепесток по линия сгиба. На не разрисованный лепесток наносим клей и приклеиваем к соседнему лепестку для создания объема.
-6 этап - Складываем наши лепестки пополам. Наносим клей и приклеиваем вместе как на слайде.
- 7 этап - Приклеиваем наш букет к основе.
V. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы были старательны, активны, проявили в работах творчество. Давайте вместе полюбуемся вашими работами. Поднимите открытки и покажите их мне и друг другу.
Так хочется своим подарком доставить радость человеку. Ведь трудно сказать, кто при этом больше получит удовольствия – тот, кому преподнесён подарок, или тот, кто сделал его. Ведь очень дорогим подарком считается тот, который выполнен своими руками.
VI. Рефлексия
«На доске прикреплены кружки – чёрный и жёлтый. Это – серединки двух цветков: грустного, уставшего, недовольного и весёлого, жизнерадостного. У вас лепестки таких же расцветок. Прикрепите лепесток, к одной из серединок и мы поймём, какое же настроение вызвало у вас наше занятие».
«Спасибо за работу. Вы все молодцы!»
Живой мир.
Тема: Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедники. Лесничество.
Цели: формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных.
Задачи: расширять и углублять знания о животном мире, встречающемся в нашем крае.
Предметные УУД: систематизировать знания об охране животных
Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; адекватно оценивать свои достижения
Познавательные УУД: познакомить учащихся с представителями животных Красной книги России и Тульской области, уметь формировать познавательные цели, проводить сбор и анализ информации, обобщать в виде проекта.
Коммуникативные УУД: вести диалог на заданную тему, формулировать высказывания, вступать в учебный диалог с учителем.
Личностные УУД: развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; мотивация к творческому труду, к работе на результат, воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.
Оборудование: Красная книга; конверты с заданиями для групповой работы; презентация, листы и карандаши для выполнения задания.
Ход урока:
Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока зашифрована, мы сможем узнать ее, отгадав загадки.
А) «Зверь смешной в огромной клетке с ветки прыгает на ветку.
Ест бананы, сладости к общей детской радости»
(слайд 2) обезьяна
Б) «Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой!»
(слайд 3) хомяк
В) «В воде она живет. Нет клюва, а она клюет»
(слайд 4) рыба
Г) «Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту».
(слайд 5) аист
Д) «Есть немало рогачей в зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове, у одного лишь на носу»
(слайд 6) носорог
Е) «Он верен морю, как матрос, предвестник бури … (альбатрос)
(слайд 7)
Наборы букв раздать Групповая работа
- Теперь расшифруйте слово: возьмите из названия животных первую букву и соберите слово. Какое слово получилось?
Охрана
- Кого? Назови одним словом всех, кто изображен?
Животных
- Итак, тема нашего урока: Охрана животных.
- А что значит слово «охрана»?
- Зачем нужно охранять животных?
- Задачу мы поставили. Именно этим мы будем заниматься сегодня на уроке.
Причины исчезновения видов животных. - Первое, что мы должны выяснить: - Почему исчезают некоторые виды животных? (ответы детей)
Групповая работа
- Проверить себя и возможно дополнить ответы вам поможет первое задание. У каждой группы есть конверт № 1с заданием. Капитан возьмет конверт. Внимательно прочитайте задание и выполните его. Когда группа будет готова, капитан поднимет руку. Ребята других групп проверяют. Когда вы отвечаете, остальные группы слушают и могут задать по 1 вопросу.
- Прочтите задание. Назовите, какие причины обозначены условными знаками?
(1гр. – вырубка лесов –К чему это ведет?
- Охота – Как это влияет на жизнь животных ?
2 гр. - ловля животных ради развлечения
- браконьерство - К чему это ведет?
3 гр. – загрязнение воды и воздуха
– Что происходит с животными по этой причине?
- А как эта причина влияет на жизнь животных?
- Кто не согласен? (обращение к детям других групп)
- Итак, вот основные причины исчезновения животных в природе:
- Читает 1 ученик
Знакомство с Красной книгой.
- Животные играют огромную роль в природе. Лишь очень-очень маленькая часть животных погибает по естественным причинам – в связи с изменением климата на планете. Большая же часть погибает по вине человека. Люди жестоко истребляют животных ради меха или мяса, а иногда и ради развлечения.
На диких животных влияет хозяйственная деятельность человека. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкими .
Показ книги - Они внесены в Красную книгу.
- Почему книга именно Красного цвета? (красный цвет – сигнал опасности)
На доску - Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морше. В нее записаны животные и нашей страны.
На доску В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее включены 1116 видов животных.
Чтение стихов. 1 ученик
Охраняется Красной книгой столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.
Знакомство с представителями Красной книги.
- Давайте познакомимся с некоторыми животными, занесенными в Красную книгу. Каждая группа получила задание подготовить небольшое сообщение о животном.
- Слушайте внимательно и в конце сообщения дайте ответ на вопрос:
- Почему это животное оказалось на страницах Красной книги?
1 группа сообщение о белом медведе (АЛИНА Щ.)
Я хочу рассказать о белом медведе. Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Живет он долго, почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись «калачиком», ждет рождения медвежат. У медведицы бывает 2-3 медвежонка. В берлоге медведица проводит полгода.
Люди издавна охотятся на белых медведей ради мяса, жира и шкуры, поэтому количество белых медведей сократилось.
- Почему же это животное оказалось на страницах Красной книги? (фото)
2 группа сообщение о тигре (ВИКА К.)
Я хочу рассказать о тигре. В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 м, весит около 400кг. Тигры очень чистоплотны. В течении дня много времени вылизывают шерсть на теле. Живут тигры 30 лет.
В 1947 году в нашей стране запрещена охота на полосатого красавца. В конце 19 века тигров было около 100 тысяч. Затем количество тигров резко сократилось. Некоторые убивали тигров из-за суеверий. Китайские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили людям, что они готовят из частей тела лекарства от трусости, когти служили талисманами.
-Почему это животное люди истребляли? (фото)
3 группа сообщение о соколе-сапсане (ЛЕША Д.)
А я хочу рассказать о соколе-сапсане. Это крупный сокол величиной с ворону. Сапсан, или русский сокол, служил символом смелости, удали и отваги. Гнездился в лесах на высоких деревьях. Откладывает 2-4 рыжеватых яйца, но выживает только 1-2 птенца. Вырубка лесов, браконьерство привели к тому, что сапсан стал редкой птицей, занесенной в Красную книгу.
- Почему эта птица занесена в Красную книгу?
- Кто запомнил какие животные занесены в Красную книгу России?
- Продолжим знакомство с представителями Красной книги.
Групповая работа. - Капитан возьмет конверт № 2. Внимательно прочитайте задание и выполните. Когда будете готовы, капитан поднимет руку.(Прочти описание, Назови это животное)
- Проверка. – Слушайте задание и ответ. Ребята других групп проверяют.
– Кто не согласен?
1группа – морж
2 группа – фламинго
3 группа – беркут
Если не отгадали:
- Мы вам поможем, Еще раз прочитайте описание животного, а ребята из других групп попробуют отгадать.
- фото этих животных на слайдах
-кого из животных запомнили?
- Обратите внимание на страницы из Красной книги. Они разного цвета.
- Как вы думаете, почему?
- Животные и растения включены в Красную книгу не навечно, а с надеждой на то, что в результате принятых охранных мер, они перестанут нуждаться в защите.
- Красная книга – это документ временного действия, если люди узнают что-то новое, то вносят в Красную книгу. Некоторые животные уже не нуждаются в защите, и они попадают на зеленые страницы.
Давайте с вами посмотрим видеоролик о животных, занесенных в красную книгу.
5. Меры спасения животных.
- Но Красная книга – это книга сигналов тревоги и надежды. Ее еще называют книгой печали, так как там содержатся сведения о редких и совершенно исчезнувших с Земли животных и растении. Начиная с 17го века, вымерло 190 видов животных. Сейчас угроза нависла более чем над 500 видами.
- В чем же выход? Что делает человек, чтобы сберечь животных? (создает заповедники, заказники, питомники)
- Вспомним, что такое заповедник? (заповедник – территория, где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс;
заказник – земельный или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые виды животных, растений;
зоопарк –учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в том числе и научного)
- Что запрещено делать на территории заповедника? (запрещена охота и промышленное производство)
- А зачем вообще люди стали делать заказники, заповедники, зоопарки?
- От кого они собирались охранять животных?
- В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена или ограничена. - Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Тульской области. Показать кранную книгу
Давайте посмотрим какие животные внесены в Красную Книгу Тульской области. Ребята нам подготовили сообщения.
Выхухоль обыкновенная( ЛЕРА п., гигантская вечерница,(Огабек Э.) бурый медведь, (КСЮША М.)сурок обыкновенный,(АЛИНА С.).
Знакомство с экологическими правилами.
Раздаются экологические знаки (приложение).
-Ребята, с радостью бы пригласила вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы, но для начала нам нужно вспомнить правила друзей природы. У вас на столах лежат листы и карандаши. Изобразите с помощью рисунков правила поведения человека в природе. (ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ ДОКУМЕНТКАМЕРЫ)
V. Закрепление изученного материала
Вспомните, о каких животных мы говорили ?
Где могут найти защиту животные?
А что мы с вами можем сделать для охраны животных?
Берегите и охраняйте природу!
Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Ребята, проанализируйте свою работу на уроке.
Выберите начало предложения и закончите его.
Я узнал(а)…
Было интересно…
Я испытал(а) чувство…
Я хочу, чтобы…
А как вы думаете, нас можно считать экологами, ведь мы на уроке и животных узнали, которые находятся под оранной, и с правилам друзей природы познакомились, и меры, принимаемые для защиты животных узнали?
7. домашнее задание
.Придумать и нарисовать свои экологические знаки.
Лепка.
Тема: Лебедь на озере.
Программное содержание: Расширять знания о водоплавающих птицах. Учить детей рисовать лебедей методом тычка, передавая величину и пропорции частей тела птицы и различные движения. Совершенствовать технику рисования методом тычка для создания выразительности образа. Развивать чувство формы и композиции.
Материал: Листы бумаги голубого, синего, сиреневого цвета, гуашь, кисти щетинные, кисти с мягким ворсом. Иллюстрации с изображением утки, гуся, лебедя.
Предварительная работа: Беседы о водоплавающих птицах, чтение стихов о них, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас загадки о птицах. Слушайте внимательно и отгадывайте:
1.Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (УТКА)
2.Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких –
Красные ботики. (УТЕНОК)
3.Он имеет грозный вид,
Тянет шею и шипит.
Я боюсь его невольно –
Он щипает так больно!
Я лучше мимо пробегусь,
И не догонит меня…(ГУСЬ)
4.Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (ГУСЬ)
5.Эта птица такова,
Что не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (ЛЕБЕДЬ)
6.В отраженье свое глядя,
Вот скользят по водной глади,
Восхищая всех людей,
Двое белых….(ЛЕБЕДЕЙ).
- Ребята, вы отгадали все загадки, а теперь скажите, как называются все эти птицы одним словом? (Водоплавающие). Чем они похожи друг на друга? (У всех перепонки на лапах и все умеют плавать). А чем эти птицы отличаются? (Длиной шеи: у утки – самая короткая, у лебедя – самая длинная).
- Мы с вами нарисуем птицу, похожую на цифру два. Кто это? Это очень красивая и величавая птица с длинной шеей – лебедь. Посмотрите на кисточки на ваших столах. Одна из них щетинная жесткая, другая – мягкая. Кто догадался, каким способом мы будем рисовать? (Будем рисовать способом тычка). Как вы думаете, ребята, почему сегодня будем использовать такой способ? (Потому что с его помощью можно передать пушистость лебедя). Подумайте, для чего нужна мягкая кисть? (Для рисования мелких деталей).
- Молодцы, правильно. На доске перед вами – картинки с изображением лебедей с белым и черным оперением. Все лебеди плывут по озеру, но по–разному двигаются. При этом меняется только положении шеи: вот она вытянута вперед – лебедь шипит. Вот шея изогнута – птица любуется своим отражением, а тут шея повернута назад – кто там спрятался за камышом? Сейчас подумайте, что будут делать лебеди на ваших рисунках. Потом ваши синие озера-листы бумаги - положите так, чтобы на них красиво расположились лебеди: один или два, или несколько. Начнем рисовать сразу тычками: большой овал – туловище, маленький овал – голова, длинная шея, треугольный хвост. Мягкой кистью нарисуем глаз, клюв, и по желанию небольшие волны на озере, или камыш, или кувшинки.
Перед началом работы сделаем зарядку для глаз:
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг .
Глазком видеть все дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
А теперь приступаем к работе.
Итог занятия: Выставка детских работ. Беседа с детьми о том, что лебеди разные, но все по-своему красивы и у каждого свой характер. Игровое итоговое задание: «найди лебедя по характеру». Например, какой лебедь из всех самый любопытный? Почему? Какой лебедь самый веселый?