Личностно-ориентированный подход как средство формирования предметных и метапредметных результатов на уроках химии.
Селезнев А.И., учитель биологии и химии
МБОУ «ВОК» СП Школа №121
Основной целью образования является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться. Значит, урок должен соответствовать требованиям ФГОС, должен быть личностно-ориентированным.
Главная задача личностно-ориентированного урока- обеспечивать условия для проявления познавательной активности и раскрытия личности ученика.
Анализ наблюдений обучающихся моих классов показал недостаточный уровень усвоения учебного материала обучающимися, невысокую познавательную активность в самостоятельном приобретении знаний, что ведет к невысокому уровню обученности по химии. Причину вижу в отсутствии учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, что не позволяет в полной мере достигать планируемые предметные и метапредметные результаты.
Противоречие между требованиями, которые предъявляет ФГОС ООО и реальной ситуацией приводит к проблемным вопросам:
«Как в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении химии? Как же сделать урок личностно-ориентированным, где каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех?».
Важность этого вопроса обусловил выбор темы моего опыта «Личностно-ориентированный подход как средство формирования предметных и метапредметных результатов на уроках химии».
В своей практике использую следующие условия личностно-ориентированного урока:
-использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть опыт ученика;
-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
-стимулирование учащихся к высказываниям, использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
-использование дидактического материала на уроке химии, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него форму и вид учебного содержания;
-оценка деятельности ученика не только по конечному результату «правильно-неправильно», но и по процессу его достижения;
-создание на уроке педагогических ситуаций общения, позволяющих проявлять каждому инициативу, изобретательность в способах работы.
Готовясь к урокам химии в 8-9 классах, я не только продумываю, какой материал и в каком объёме буду сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у других учителей и собственного взгляда на жизнь).
В своей работе применяю приемы и методы таких технологий как:
- коллективные способы обучения;
- разноуровневое обучение.
Эти технологии ограниченно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В них реализуется индивидуальный и дифференцированный подходы. Они обеспечивают усвоение материала на уровне интеллектуального и индивидуального развития ребёнка. Нравственное развитие, их самостоятельность за выбранное решение и коммуникабельность.
Коллективный способ обучения – это обучение в малых группах. Учащиеся могут оказать существенную помощь конкретному ученику в классе, если он будет отвечать за успехи каждого, если научатся помогать друг другу. Главная идея в сотрудничестве «Учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе»!
Пример урока Практическая работа в 9 классе «Свойства электролитов»
Учащимся предлагается в группах обсудить цель и задачу практической работы. Самостоятельно описать ход работы, создать таблицу или кластер (на своё усмотрение), записать выводы. Оцениваю их работу по листу самооценки.
критерии | баллы |
Тема практической работы Не указана Указана | 0 1 |
Цель и задачи практической работы Отсутствуют Не чётко и непонятно сформулированы Сформулированы чётко и понятно | 0 1 2 |
Ход практической работы Описание отсутствует Ход описан не чётко и не грамотно Ход описан и понятен | 0 1 2 |
Заполнение отчёта (таблица, кластер) Отсутствует отчёт Присутствуют ошибки и недоработки (более 3) Присутствуют ошибки и недоработки (не более 3) Всё чётко, грамотно и понятно | 0 1 2 3 |
Вывод Отсутствует Имеется, но не охватывает цель и выполненные задачи Имеется. Понятно и грамотно. | 0 1 2 3 |
Итог | |
Тема 9 класс ТЭД. Основные свойства кислот, оснований, солей. Обобщение и систематизация. Создание кластера по одному из классов соединений. Работа в группе. После выполнения заданий всеми группами организуется общее обсуждение. На следующем уроке выдаются задания на проверку понимания и усвоения материала. Это разноуровневые задания. Над заданиями теста трудятся индивидуально или в форме обсуждения. Таким образом, соревнуется не сильный со слабым, а каждый, стараясь выполнить своё, соревнуясь с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. Это достаточно эффективная работа для усвоения материала каждым учеником.
Задание для учащихся 9-х классов (Групповая работа). «Щелочные металлы» (строение атома, физические, химические свойства, получение и применение). Каждый член группы изучает свой блок. Затем, учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но находящиеся в разных группах, встречаются и обмениваются полученной и изученной информацией. Встреча экспертов. В итоге каждый член группы проговаривает новый материал несколько раз, что оказывается в дальнейшем на итоговой отметке.
Не всегда удаётся выполнить поставленные задачи, но тот, кто работал немного хуже и ленился – он слышит и видит, как работают все остальные и начинает стремится к лучшей отметке.
Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, осуществляю на отдельных уроках при изучении и повторении тем дифференцированное обучение.
На своих уроках использую индивидуальные самостоятельные и контрольные работы. Уровень заданий выбирается самим ребёнком. Задания предусматривают знание одного и того же учебного материала, но отличаются тем, что требуют для выполнения различных умственных действий. Использую при закреплении и обобщении материала, поведения практических и лабораторных работ, решение задач. Использую материалы пособия для учителей химии «Разноуровневые задания по химии 8 класс», Белоярский 2017.
Растворы. Растворение. Химия 8 класс.
Вариант 1
Сколько поваренной соли содержит 20% раствор массой 500г?
Вариант 2
Сколько соли и воды потребуется для приготовления 300г 15% раствора?
Вариант 3
Какую массу поваренной соли следует растворить в 250г раствора этой соли с массовой долей 10% для получения раствора с массовой долей 18%?
Таким образом, создание условий личностно-ориентированного урока позволяет каждому ученику становится активным участником учебной деятельности, реализовать индивидуальные потребности и личностный потенциал. В течение последних трех лет наблюдается положительная динамика качества обученности, повышение мотивации к обучению химии, есть результаты участия моих учеников в олимпиаде по предмету.