СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход, как средство формирования предметных и метапредметных результатов на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход, как средство формирования предметных и метапредметных результатов на уроках химии»

Личностно-ориентированный подход как средство формирования предметных и метапредметных результатов на уроках химии.

Селезнев А.И., учитель биологии и химии

МБОУ «ВОК» СП Школа №121



Основной целью образования является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться. Значит, урок должен соответствовать требованиям ФГОС, должен быть личностно-ориентированным.

Главная задача личностно-ориентированного урока- обеспечивать условия для проявления познавательной активности и раскрытия личности ученика.

Анализ наблюдений обучающихся моих классов показал недостаточный уровень усвоения учебного материала обучающимися, невысокую познавательную активность в самостоятельном приобретении знаний, что ведет к невысокому уровню обученности по химии. Причину вижу в отсутствии учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, что не позволяет в полной мере достигать планируемые предметные и метапредметные результаты.

Противоречие между требованиями, которые предъявляет ФГОС ООО и реальной ситуацией приводит к проблемным вопросам:

«Как в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении химии? Как же сделать урок личностно-ориентированным, где каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех?».

Важность этого вопроса обусловил выбор темы моего опыта «Личностно-ориентированный подход как средство формирования предметных и метапредметных результатов на уроках химии».

В своей практике использую следующие условия личностно-ориентированного урока:

-использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть опыт ученика;

-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

-стимулирование учащихся к высказываниям, использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

-использование дидактического материала на уроке химии, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него форму и вид учебного содержания;

-оценка деятельности ученика не только по конечному результату «правильно-неправильно», но и по процессу его достижения;

-создание на уроке педагогических ситуаций общения, позволяющих проявлять каждому инициативу, изобретательность в способах работы.

Готовясь к урокам химии в 8-9 классах, я не только продумываю, какой материал и в каком объёме буду сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у других учителей и собственного взгляда на жизнь).

В своей работе применяю приемы и методы таких технологий как:

- коллективные способы обучения;

- разноуровневое обучение.

Эти технологии ограниченно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В них реализуется индивидуальный и дифференцированный подходы. Они обеспечивают усвоение материала на уровне интеллектуального и индивидуального развития ребёнка. Нравственное развитие, их самостоятельность за выбранное решение и коммуникабельность.

Коллективный способ обучения – это обучение в малых группах. Учащиеся могут оказать существенную помощь конкретному ученику в классе, если он будет отвечать за успехи каждого, если научатся помогать друг другу. Главная идея в сотрудничестве «Учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе»!

Пример урока Практическая работа в 9 классе «Свойства электролитов»

Учащимся предлагается в группах обсудить цель и задачу практической работы. Самостоятельно описать ход работы, создать таблицу или кластер (на своё усмотрение), записать выводы. Оцениваю их работу по листу самооценки.

критерии

баллы

Тема практической работы

Не указана

Указана


0

1

Цель и задачи практической работы

Отсутствуют

Не чётко и непонятно сформулированы

Сформулированы чётко и понятно


0

1

2

Ход практической работы

Описание отсутствует

Ход описан не чётко и не грамотно

Ход описан и понятен


0

1

2

Заполнение отчёта (таблица, кластер)

Отсутствует отчёт

Присутствуют ошибки и недоработки (более 3)

Присутствуют ошибки и недоработки (не более 3)

Всё чётко, грамотно и понятно


0

1

2

3

Вывод

Отсутствует

Имеется, но не охватывает цель и выполненные задачи

Имеется. Понятно и грамотно.


0

1

2

3

Итог



Тема 9 класс ТЭД. Основные свойства кислот, оснований, солей. Обобщение и систематизация. Создание кластера по одному из классов соединений. Работа в группе. После выполнения заданий всеми группами организуется общее обсуждение. На следующем уроке выдаются задания на проверку понимания и усвоения материала. Это разноуровневые задания. Над заданиями теста трудятся индивидуально или в форме обсуждения. Таким образом, соревнуется не сильный со слабым, а каждый, стараясь выполнить своё, соревнуясь с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. Это достаточно эффективная работа для усвоения материала каждым учеником.

Задание для учащихся 9-х классов (Групповая работа). «Щелочные металлы» (строение атома, физические, химические свойства, получение и применение). Каждый член группы изучает свой блок. Затем, учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но находящиеся в разных группах, встречаются и обмениваются полученной и изученной информацией. Встреча экспертов. В итоге каждый член группы проговаривает новый материал несколько раз, что оказывается в дальнейшем на итоговой отметке.

Не всегда удаётся выполнить поставленные задачи, но тот, кто работал немного хуже и ленился – он слышит и видит, как работают все остальные и начинает стремится к лучшей отметке.

Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, осуществляю на отдельных уроках при изучении и повторении тем дифференцированное обучение.

На своих уроках использую индивидуальные самостоятельные и контрольные работы. Уровень заданий выбирается самим ребёнком. Задания предусматривают знание одного и того же учебного материала, но отличаются тем, что требуют для выполнения различных умственных действий. Использую при закреплении и обобщении материала, поведения практических и лабораторных работ, решение задач. Использую материалы пособия для учителей химии «Разноуровневые задания по химии 8 класс», Белоярский 2017.

Растворы. Растворение. Химия 8 класс.

Вариант 1

Сколько поваренной соли содержит 20% раствор массой 500г?

Вариант 2

Сколько соли и воды потребуется для приготовления 300г 15% раствора?

Вариант 3

Какую массу поваренной соли следует растворить в 250г раствора этой соли с массовой долей 10% для получения раствора с массовой долей 18%?

Таким образом, создание  условий личностно-ориентированного урока позволяет каждому ученику становится активным участником учебной деятельности, реализовать индивидуальные потребности и личностный потенциал. В течение последних трех лет наблюдается положительная динамика качества обученности, повышение мотивации к обучению химии, есть результаты участия моих учеников в олимпиаде по предмету.