Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вослебовская средняя общеобразовательная школа»
Скопинского муниципального района Рязанской области
Личностно- ориентированный урок как средство развития основных видов УУД.
Учитель начальных классов
Павлова Елена Александровна
- Проблема личностно-ориентированного обучения в современной школе представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется эффективностью усвоения знаний, умений и навыков. В существующей практике обучения мы зачастую сталкиваемся с неоднородностью состава учащихся одного класса по учебным возможностям, по индивидуальным психофизическим особенностям, по интересам, по национальному признаку, по уровню воспитанности.
- Дети разные, в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал.
- - Что можно сделать сегодня в обычной школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успехов в учебе ?
- - Помочь ученику в его становлении личности, в развитии его познавательных возможностей?
- Прежняя психологическая установка учителя «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель» уступило место новой психологической установке для учащегося «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного "
- Личностно-ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности.
- В отличие от традиционного личностно — ориентированный урок изменяет тип взаимодействия " учитель — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируется на анализ процессуальной деятельности ученика, а не только на анализ результатов.
- Видоизменяется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное ведь в том, что учитель должен организовать оптимальные условия для развития личности учащихся, а не только давать знания.
- Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности.
- Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков человеческого сознания .
- Целью урока является - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
- Средства достижения этой цели:
- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
- Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала.
4. Использование проблемных творческих заданий.
5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось).
8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
- Признаки лично-ориентированного обучения
- Использование субъективного опыта ребенка
- Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач
- Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества
- Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха
- Урок в личностно –ориентированном обучении отличается тем, что перед детьми возникает проблемная ситуация, противоречие.
- Ученики предлагают свои версии решения проблемы, чем больше версий ,тем лучше.
- Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.
- Итог урока - рефлексия. Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.
Существует много видов заданий для развития индивидуальности в рамках урока.
1.Задания на создание возможностей самопознания. По заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить работу, сделать вывод о том, что получилось, а что нет .Оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности (умею ли я ставить учебные цели, планировать работу ).
2. Задания на создание возможностей для самоопределения («Выбирай себя »). Задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной балл.
3.Задания на включение самореализации («Проверь » себя .)
Задания, предполагающие реализацию себя в определенных ролях. Задания требующие творчества в способе учебной работы (переделать в схему, провести опыт).
4. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно » ). Обычные творческие совместные задания, но без какого- либо распределения учителем ролей, работа в парах, игровые задания. Задания, предполагающие взаимопомощь,
5. Задания и группа приемов организации совместной работы направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствоваться и саморазвиваться .(«Меняй себя ради себя »). Каждому ребенку оценить свою работу, на основе заданных учителем критериев.
Очень хорошо если ребенок совместно с педагогом составит «Цепочку достижений», где прослеживаются все его успехи.
В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий, среди которых самыми распространенными и эффективными являются:
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- проектная деятельность;
- уровневая дифференциация;
- портфолио;
- технология развития критического мышления;
- проблемно-диалогическое обучение;
- информационные технологии.
- Учебные занятия в системе личностно - ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных .
- Технология проблемно-диалогического обучения является:
- результативной – обеспечивающей высокое качество освоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;
- здоровьесберегающей – за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся;
- носит общепедагогический характер – осуществляется на каждом предметном содержании и любой образовательной ступени.
- На личностно-ориентированном уроке учитель должен принять на себя роль координатора, организатора диалога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ребёнка.
- Организация обучения на уроках, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.