СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный поход к образованию

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение личностно-ориентированного похода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный поход к образованию»

Учитель физики МБОУ Большеокуловская СОШ Образование: высшее (АГПИ им А.П.Гайдара 2000г) Специальность: учитель физики Педагогический стаж: 16 лет

Учитель физики МБОУ Большеокуловская СОШ

Образование: высшее (АГПИ им А.П.Гайдара 2000г)

Специальность: учитель физики

Педагогический стаж: 16 лет

Жить — вот ремесло, которому я хочу учить  его (воспитанника)…, и, как бы судьба не перемещала  его с места на место, он всегда будет на своём месте.   Ж. Ж. Руссо

Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника)…, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своём месте. Ж. Ж. Руссо

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно исследовательские условия: изучение публикаций по личностно-ориентированному воспитанию. Методические условия: создание банка презентаций для проведения уроков , набора тестов для проведения контрольных работ Организационно-педагогические условия: проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, выступления на педагогических советах и на методических объединениях.

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

  • Научно исследовательские условия: изучение публикаций по личностно-ориентированному воспитанию.
  • Методические условия: создание банка презентаций для проведения уроков , набора тестов для проведения контрольных работ
  • Организационно-педагогические условия: проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, выступления на педагогических советах и на методических объединениях.
Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.  Постепенный переход в нашей стране к личностно-ориентированному образованию, осуществляемый в соответствии с «Основными положениями Концепции модернизации российского образования», реализуется в условиях развития «навыков самостоятельной работы и творчества», предполагает осознанную ориентацию учителя на личность обучающегося, что является условием его развития. Назначение личностно-ориентированного похода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Постепенный переход в нашей стране к личностно-ориентированному образованию, осуществляемый в соответствии с «Основными положениями Концепции модернизации российского образования», реализуется в условиях развития «навыков самостоятельной работы и творчества», предполагает осознанную ориентацию учителя на личность обучающегося, что является условием его развития.

Назначение личностно-ориентированного похода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие интеллектуальных способностей обучающихся Вариативность педагогических технологий Развитие самостоятельности учащихся Формирование ключевых компетенций Формирование метапредметных компетенций Формирование круга познавательных интересов

АКТУАЛЬНОСТЬ

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся

Вариативность педагогических технологий

Развитие самостоятельности

учащихся

Формирование ключевых компетенций

Формирование метапредметных компетенций

Формирование круга познавательных интересов

 В современной психолого-педагогической науке наметился принципиально новый подход к пониманию субъективной активности школьников. «Суть его сводится к тому, что ученик не является только продуктом обучения. Каждый ученик – носитель индивидуального, личного (субъективного опыта). Он прежде всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации, и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия».

В современной психолого-педагогической науке наметился принципиально новый подход к пониманию субъективной активности школьников. «Суть его сводится к тому, что ученик не является только продуктом обучения. Каждый ученик – носитель индивидуального, личного (субъективного опыта). Он прежде всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации, и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия».

возросшими требованиями общества к общеобразовательной подготовке учащихся и фактическим ее уровнем; ростом объема содержания учебного материала и сокращением количества часов, отводимых на их изучение; между большим объемом программного материала и неумением учащихся самостоятельно осмыслить его, а также применять полученные знания в практических целях; между тенденцией снижения мотивации учения и возрастающими требованиями к выпускнику.
  • возросшими требованиями общества к общеобразовательной подготовке учащихся и фактическим ее уровнем;
  • ростом объема содержания учебного материала и сокращением количества часов, отводимых на их изучение;
  • между большим объемом программного материала и неумением учащихся самостоятельно осмыслить его, а также применять полученные знания в практических целях;
  • между тенденцией снижения мотивации учения и возрастающими требованиями к выпускнику.
 Главным мотивом деятельности человека является его персонализация, т.е. признание другими людьми как личности, значимой для них, и только персонализация человека порождает у индивида стремление к достижению успеха, славы, к первенству.

Главным мотивом деятельности человека является его персонализация, т.е. признание другими людьми как личности, значимой для них, и только персонализация человека порождает у индивида стремление к достижению успеха, славы, к первенству.

психофизические задатки школьников; черты характера (практичность, наблюдательность, жизненный опыт общения в окружающем мире, любознательность и т.д.); социально-экономическая обстановка в стране, населенном пункте, семье.  индивидуальный, дифференцированный подход, подбор интерактивных методов обучения и оптимальных развивающих заданий; создание в любой среде условий для самовыражения личности каждого ребенка, проявления творчества, инициативы.
  • психофизические задатки школьников;
  • черты характера (практичность, наблюдательность, жизненный опыт общения в окружающем мире, любознательность и т.д.);
  • социально-экономическая обстановка в стране, населенном пункте, семье.
  • индивидуальный, дифференцированный подход, подбор интерактивных методов обучения и оптимальных развивающих заданий;
  • создание в любой среде условий для самовыражения личности каждого ребенка, проявления творчества, инициативы.
Цель работы: Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. Задачи: Максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, способах их безопасного использования в практической жизни.

Цель работы: Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

Задачи: Максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный (субъективный) опыт ребенка.

  • Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
  • Овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, способах их безопасного использования в практической жизни.
Изучение нормативной, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме. Открытие школьной экспериментальной площадки: «Создание условий для мотивации учебной деятельности через личностно-ориентированные технологии». Разработка программ элективных курсов « Методы решения физических задач», «Законы физики вокруг нас», «Физика человека», «Мои открытия», «Физика и медицина». Создание банка презентаций для проведения уроков, классных часов, родительских собраний, набора тестов по всем темам, изучаемых в курсе физики, предназначенных для использования контроля знаний, умений и навыков по различным темам разного уровня сложности, а также при подготовке к государственной аттестации за курс основной и средней школы. Проведение недели физики. Организация учебных экскурсий.
  • Изучение нормативной, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме.
  • Открытие школьной экспериментальной площадки: «Создание условий для мотивации учебной деятельности через личностно-ориентированные технологии».
  • Разработка программ элективных курсов « Методы решения физических задач», «Законы физики вокруг нас», «Физика человека», «Мои открытия», «Физика и медицина».
  • Создание банка презентаций для проведения уроков, классных часов, родительских собраний, набора тестов по всем темам, изучаемых в курсе физики, предназначенных для использования контроля знаний, умений и навыков по различным темам разного уровня сложности, а также при подготовке к государственной аттестации за курс основной и средней школы.
  • Проведение недели физики.
  • Организация учебных экскурсий.
повысить мотивированность учащихся к обучению; повысить их познавательную активность; построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности; создать условия для самостоятельного управления ходом обучения; дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс; создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися; вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса.
  • повысить мотивированность учащихся к обучению;
  • повысить их познавательную активность;
  • построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
  • создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
  • дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
  • создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
  • вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса.
Оптимистический подход к ребенку и его будущему. Отношение к ребенку как к субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность. Опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
  • Оптимистический подход к ребенку и его будущему.
  • Отношение к ребенку как к субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность.
  • Опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Повышение мотивации к обучению и качества знаний. Повышение уровня активности и воспитанности. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Участие в дополнительных развивающих мероприятиях, повышающих имидж и авторитет учебного заведения.
  • Повышение мотивации к обучению и качества знаний.
  • Повышение уровня активности и воспитанности.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Участие в дополнительных развивающих мероприятиях, повышающих имидж и авторитет учебного заведения.
Примеры реализации темы Разноуровневые задачи на тему «Электризация тел». На металлический изолированный шар «упало»1000 электронов.  Задание-вопрос первого уровня ( на узнавание): Зарядится ли при этом шар?  Задание-вопрос второго уровня( расчетная задача): Что произойдет с шаром и по какой причине? Какой заряд получит шар (его знак и значение)  Задание- вопрос третьего уровня( на понимание изменения ситуации, требующих знания дополнительных данных об е): Изменится ли: а) заряд шара, б) его масса? Если изменится, то как? Если не изменится, то почему?

Примеры реализации темы

Разноуровневые задачи на тему «Электризация тел».

На металлический изолированный шар «упало»1000 электронов.

Задание-вопрос первого уровня ( на узнавание):

Зарядится ли при этом шар?

Задание-вопрос второго уровня( расчетная задача):

Что произойдет с шаром и по какой причине?

Какой заряд получит шар (его знак и значение)

Задание- вопрос третьего уровня( на понимание изменения ситуации, требующих знания дополнительных данных об е):

Изменится ли: а) заряд шара, б) его масса?

Если изменится, то как?

Если не изменится, то почему?

Личностно- ориентированное обучение Педагогика сотрудничества Проблемное обучение Метод проектов Используемые  методы и педагогические технологии Технологии уровневой дифференциации ИКТ Исследовательская  деятельность Технологии развивающего обучения Игровые технологии

Личностно-

ориентированное

обучение

Педагогика

сотрудничества

Проблемное

обучение

Метод

проектов

Используемые

методы

и педагогические

технологии

Технологии

уровневой

дифференциации

ИКТ

Исследовательская

деятельность

Технологии

развивающего

обучения

Игровые

технологии

Использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта

Вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни

Использовать биофизический материал

Обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия : «вижу» - «слышу» - «чувствую»;

Создавать смысловые ситуации , в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления )

Использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной

Расширять спектр личностного выбора ученика

Построение

личностно-ориентированной

технологии обучения физике

Постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление

Способствовать развитию позитивной

«Я - концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.

Необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин , КВН, конференций ), посвященных широкой интеграции знаний

Создавать индивидуальную перспективу («траекторию

развития» личности ) ожиданий различных результатов обучения

- муниципальных Районный конкурс юных техников «Время, вперед!» в номинации исследовательская работа «Путешествие на другие планеты. Время открытий» (20011г, 1 место ). Районный конкурс «Исследовательские работы» в номинации «Энергосберегающие технологии: значение и применение» (2012 г, 1 место ). Районный конкурс «Время, вперед!» (2013г, 1место ). Районная конференция старшеклассников «Природа и человек: проблемы взаимодействия»(2011г).

- муниципальных

  • Районный конкурс юных техников «Время, вперед!» в номинации исследовательская работа «Путешествие на другие планеты. Время открытий» (20011г, 1 место ).
  • Районный конкурс «Исследовательские работы» в номинации «Энергосберегающие технологии: значение и применение» (2012 г, 1 место ).
  • Районный конкурс «Время, вперед!» (2013г, 1место ).
  • Районная конференция старшеклассников «Природа и человек: проблемы взаимодействия»(2011г).
 - региональных Областной конкурс исследовательских работ «Путешествие на другие планеты. Время открытий» (2011г, 3 место ).  Областной конкурс юных техников «Время, вперед!»(2012г, 2место ).   Областной конкурс юных техников «Время, вперед!»(2013г ) .

- региональных

  • Областной конкурс исследовательских работ «Путешествие на другие планеты. Время открытий» (2011г, 3 место ).

  • Областной конкурс юных техников «Время, вперед!»(2012г, 2место ).

  • Областной конкурс юных техников «Время, вперед!»(2013г ) .

Год Мероприятия 2010/2011 Кол-во обучаю-щихся муниципальные региональные 2011/2012 3 2 муниципальные региональные 2012/2013 2 1 муниципальные региональные всероссийские 2 1 4 Самоопределение учащихся (количество выпускников,  поступивших в учебные заведения  с профилирующим предметом – физика, математика)

Год

Мероприятия

2010/2011

Кол-во

обучаю-щихся

муниципальные

региональные

2011/2012

3

2

муниципальные

региональные

2012/2013

2

1

муниципальные

региональные

всероссийские

2

1

4

Самоопределение учащихся

(количество выпускников,

поступивших в учебные заведения

с профилирующим предметом – физика, математика)

1.Разработка системы работы учителя физики по подготовке учащихся к ЕГЭ 2. Создан мини сайт по адресу: nsportal.ru 3.Конспект урока «Механическое движение» в 7 классе. 4.Конспект урока «Свободное падение тел» в 9 классе. 5. Конспект урока «Расчет электрической энергии» в 8 классе. 6. Конспект урока «Плавание судов» в 7 классе. 7.Методическая разработка внеклассного мероприятия « Что? Где? Когда? Тепловые двигатели» 8.Разработка школьного этапа Всероссийской олимпиады по физике. 9. Создание банка презентаций и набора тестов по разным темам всего курса физики.

1.Разработка системы работы учителя физики по подготовке учащихся к ЕГЭ

2. Создан мини сайт по адресу: nsportal.ru

3.Конспект урока «Механическое движение» в 7 классе.

4.Конспект урока «Свободное падение тел» в 9 классе.

5. Конспект урока «Расчет электрической энергии» в 8 классе.

6. Конспект урока «Плавание судов» в 7 классе.

7.Методическая разработка внеклассного мероприятия « Что? Где?

Когда?

Тепловые двигатели»

8.Разработка школьного этапа Всероссийской олимпиады по физике.

9. Создание банка презентаций и набора тестов по разным темам всего курса

физики.

  Ведущее место в современной методике преподавания физики занимает личностно- ориентированный подход.   Х.Х. Салахетдинов неоднократно выступал по данной тематике на районном методическом объединении по физике. Его опыт был обобщен на заседании.   Опыт работы Салахетдинова Хамита Халитовича показывает один из вариантов методики применения данной технологии в обучении физике.   Был создан мини-сайт, где можно найти материалы для ознакомления.   Результативность работы педагога доказывает высокую эффективность данной методики.

Ведущее место в современной методике преподавания физики занимает личностно- ориентированный подход.

Х.Х. Салахетдинов неоднократно выступал по данной тематике на районном методическом объединении по физике. Его опыт был обобщен на заседании.

Опыт работы Салахетдинова Хамита Халитовича показывает один из вариантов методики применения данной технологии в обучении физике.

Был создан мини-сайт, где можно найти материалы для ознакомления.

Результативность работы педагога доказывает высокую эффективность данной методики.

  • Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания// Педагогика. 1995. №4
  • Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания// Педагогика.2001.№1
  • Капустин Н.П. Технологии адаптивной школы. М: Издательский центр «Академия»,2001.-216 с.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002 №31.
  • Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7, с. 151-157.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат М , 1999. с 223.
  • Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование//Педагогика.1994г.№5
  • Степанов Е.Н.,Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. –М.: ТЦ Сфера,2002.-160с.
  • Физика в школе // №4 2003г. с.59-70
  • Якиманская И.С. Технологии личностно-ориентированного образования. М, 2000.
  • Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе,М.-1996г.
  • Якиманская И. С. Личностно – ориентированный урок. / Директор школы, 1998. -  № 2.
  •   Якиманская И., Якунина О. Личностно – ориентированный урок: планирование и технология проведения. / Директор школы, 1998. -  № 3.