Тема 5.: Условия и факторы функционирования АТП на рынке транспортных услуг.
Вопросы для самостоятельной работы:
Основные характеристики и принципы функционирования.
Условия функционирования АТП на рынке транспортных услуг.
Литература
Основная рекомендуемая литература:
Экономика отрасли автомобильный транспорт: Учебник / И.С. Туревский. М.: Инфра-М, 2012. 309 с.
Экономика автотранспортного предприятия: Учебник / В.П. Бычков. М.:Инфра-М, 2013. 384с.
Дополнительная рекомендуемая литература:
3. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: Учеб. для вузов / М.П. Улицкий, К.А. Савченко-Бельский, Н.Ф. Билибина и др.; под ред. М.П. Улицкого. М.: Транспорт, 2005.
Методические рекомендации.
Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя.
Среду любой организации можно определить как совокупность двух сфер внутренней среды и внешней.
Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.
Внешнюю среду фирмы составляют два других пространства: рабочая среда и общая среда. Рабочая среда - это среда непосредственных контактов с фирмой, она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые оказывают прямое воздействие на фирму. Это, во-первых, поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производительный капитал), отдельно выделяют поставщиков труда - наемных работников, затем клиенты - потребители продукции фирмы, посредники - финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры (например, налоговая инспекция), во-вторых, к элементам рабочей среды относят конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории - средства массовой информации, общества потребителей и т.п., которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика фирмы. Иначе рабочую среду организации называют микросредой фирмы.
Общая среда состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения общую среду бизнеса иногда называют "экологией фирмы". Общая среда - это среда косвенных контактов фирмы. Выделяют четыре основных фактора общей среды - экономические, технологические, политические, социальные. Каждый из них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами и воздействует на них.
Если говорить о значении рабочей среды в практике планирования российских экономических организаций, то в период перехода к рынку оно существенно возрастает. В централизованно управляемой экономике любые связи в рабочей среде предприятия осуществлялись при активном участии государства, которое самостоятельно, без учета интересов предприятий устанавливало им поставщиков и клиентов. Фактор конкуренции в экономике советского типа практически отсутствовал. Влияние контактных аудиторий было очень мало.
Взаимодействие субъектов рынка автотранспортных услуг
В условиях рыночных отношений любое предприятие, в том числе и автотранспортное, находится в постоянном взаимодействии с другими рыночными субъектами. Все элементы рынка связаны между собой и оказывают, в той или иной степени, влияние друг на друга, испытывая одновременно и воздействие внешней среды. Формирование рынка интенсифицирует процессы обращения ценностей и перемещения людей, способствует существенному возрастанию роли транспортных и экспедиционных предприятий, организующих и осуществляющих эти процессы. Особенно велико в условиях рынка значение автотранспортных предприятий, обеспечивающих прямую, надежную доставку грузов и пассажиров - фактор эффективного функционирования экономики.
Автомобильный транспорт как сфера бизнеса относится к мобильному рыночному сектору экономики. Предприятия грузового автотранспорта в условиях падения спроса на перевозки расширяют транспортно-экспедиторские и непрофильные виды услуг, открывают свои терминальные пункты со складской базой.
В условиях конкуренции потребители все в большей мере предъявляют повышенные требования к качественным показателям выполнения грузоперевозок: срочности доставок, сохранности грузов, расширению комплекса услуг, надежности транспортного партнера. Наметился повышенный спрос на доставку грузов в международном сообщении.
В специальной литературе, анализируя источники влияния на предприятие в условиях рынка, выделяют сферу прямого (рисунок 1) и сферу косвенного воздействия на АТП (рисунок 2).
АТП непосредственно взаимодействует с различными поставщиками: поставщики подвижного состава (автомобильные заводы или их дилеры); поставщики топливных и смазочных материалов; поставщики инженерного, управленческого и рабочего персонала (вузы, техникумы, ПТУ, школы подготовки водителей); поставщики капитала (банки); поставщики информации (средства массовой информации, специализированные фирмы).
Потребителями автотранспортных услуг выступают промышленные предприятия, предприятия торговли, сферы услуг и бытового обслуживания, предприятия сельского хозяйства, государственные организации и учреждения, индивидуальные потребители.
Конкурентами АТП являются другие АТП и автотранспортные предприниматели, предприятия других видов транспорта, грузовладельцы, использующие собственный автомобильный транспорт.

В качестве посредников могут выступать транспортно-экспедиционные предприятия и фирмы, торгующие информацией о нахождении грузов и автотранспортных средств.
Рисунок 1 – Сфера прямого воздействия на АТП
Также с АТП могут непосредственно взаимодействовать органы государственного управления: местные органы исполнительной власти, отделение Российской транспортной инспекции, органы Государственной налоговой инспекции, другие органы.
Косвенное воздействие на деятельность АТП оказывают такие факторы, как научно-технический прогресс, общеэкономическая и политическая ситуация, международная обстановка, деятельность профсоюзов и другие.
Разрабатываемые в ходе научно-технического развития идеи и конструкторские решения влияют на деятельность АТП, заставляя руководство предприятия внедрять достижения НТП прежде своих конкурентов. Стабильная политическая ситуация позволяет свободно заключать сделки и обеспечивать их выполнение. Напротив, возникающие региональные конфликты затрудняют осуществление перевозок, а в ряде случаев приводят даже к транспортной изоляции целых территорий.
Стабильное, поступательное развитие экономики страны позволяет предприятиям вкладывать деньги в расширение и модернизацию производства, накапливать средства на счетах в банках и т. д. При нестабильной экономике, характеризующейся инфляцией и кризисами, любым предприятиям, в том числе и АТП, становится невыгодным вкладывать средства в расширение и модернизацию производства. В этой ситуации начинается свертывание производства, средства вкладываются в развитие «побочного» бизнеса, обеспечивающего более быстрый оборот средств.
Благоприятная международная обстановка положительно сказывается прежде всего на развитии международных торговых связей, на базе которых и осуществляются международные перевозки.

Рисунок 2 – Сфера косвенного воздействия на АТП
Конфликты, возникающие в различных регионах мира, приводят к снижению деловой активности в этих районах, а, следовательно, и к спаду объема перевозок.
Концепция рыночного поведения предприятия
Для понимания закономерностей рынка целесообразно рассмотреть возможные концепции рыночного поведения предприятий, т. е. те основополагающие принципы, которыми может руководствоваться предприятие в своей деятельности на рынке предоставляемых услуг.
Известны, пять основных концепций рыночного поведения:
- совершенствование производства;
- совершенствование товара (услуги);
- интенсификация коммерческих усилий или сбыта;
- маркетинг;
- социально-этический маркетинг.
Концепция совершенствования производства. Основой применения концепции является утверждение, что потребители будут благосклонны к товарам (услугам), которые широко распространены и доступны по цене.
Предпосылки реализации предприятием концепции совершенствования производства:
а) предприятие направляет свои основные усилия на совершенствование производственного процесса и повышение эффективности системы распределения;
б) спрос превышает предложение, в этом случае необходимо направить усилия на увеличение объема производства, товаров (услуг);
в) себестоимость товара (услуг) высока и требуется ее снижение, для чего необходимо повышение производительности труда.
Например, основа производственной концепции Г. Форда состояла в снижении себестоимости до такого уровня, при котором автомобиль стал бы доступным широкому кругу потребителей. Однако этот период характеризовался однообразием выпускаемых автомобилей.
Структура рынка: потребительский рынок, рынок производителей
Одной из главных задач коммерческих служб предприятий автомобильного транспорта является изучение потребителей услуг АТП и особенностей их рыночного поведения.
Диапазон потребителей услуг автомобильного транспорта чрезвычайно широк. Автотранспортные услуги потребляются и индивидуальными пользователями (отдельными лицами, семьями), и предприятиями всех без исключения отраслей хозяйства, и другими транспортными предприятиями, и государственными учреждениями. Поведение потребителей каждой из этих групп при выборе автотранспортного предприятия и принятии решения о заключении договора перевозки, а также их требования к предоставляемым услугам, условиям обслуживания и т. д. имеют свои особенности.
Число покупателей услуг предприятий грузового автотранспорта на этом рынке относительно мало, невелик и объем услуг, приобретаемых ими. Номенклатура услуг ограничена. Этот рынок не является доминирующим в деятельности грузовых автотранспортных предприятий. Вместе с тем игнорировать его существование нецелесообразно. Поэтому рассмотрим этапы процесса покупки автотранспортных услуг и побудительные факторы маркетинга, оказывающие влияние на выбор, который делает потребитель.
Возникновение потребностей в приобретении автотранспортных услуг (первый этап процесса покупки услуги) имеет у индивидуальных потребителей ярко выраженный временный и сезонный характер.
Временные потребности возникают от случая к случаю, например, для перевозки мебели, бытовой техники, при строительстве дач и т. п. В этих случаях потребители обращаются к услугам автотранспортных предприятий (предпринимателей) или транспортных агентств.
Сезонные потребности имеют место, например, при массовом выезде горожан на дачи или при завершении дачного сезона.
На втором этапе - этапе поиска информации - покупатель автотранспортных услуг начинает искать информацию как об автотранспортных предприятиях, выполняющих необходимые ему услуги, так и о самих услугах, доступных на рынке. Индивидуальный потребитель обычно пользуется следующими источниками информации:
• реклама в средствах массовой информации и в специальных рекламных газетах;
• знакомые, друзья, родственники. Информация, полученная от этих источников, воспринимается, как наиболее достоверная;
• собственный опыт. Если когда-либо потребитель уже прибегал к услугам данного предприятия, то он может обратиться в то же самое АТП.
На стадии поиска информации потребителя обычно интересуют следующие вопросы:
• ассортимент услуг. Поскольку потребности индивидуального потребителя не очень разнообразны, то и требования к ассортименту услуг невелики. В основном эти требования сводятся к необходимости выполнения силами перевозчика погрузочно-разгрузочных и такелажных работ;
• стоимость необходимых ему услуг;
• время выполнения услуг (в течение какого периода времени будет выполнена перевозка и оказаны другие услуги с момента подачи заявки).
После сбора необходимой информации потребитель производит ее оценку. Решающее значение на этом этапе приобретает обычно источник получения сведений. Более высокую оценку получает перевозчик, услугами которого пользовались родственники, знакомые, друзья или сами потребители. Как правило, и оценка информации, и принятие решения происходят на «бытовом» уровне, без использования специальных методов анализа.

В результате пользования услугами АТП у потребителя может сложиться как хорошее, так и безразличное или отрицательное впечатление. Для того чтобы потребитель остался доволен качеством обслуживания, перевозчик должен в точности выполнить все оговоренные виды работ (услуг): соблюсти сроки выполнения перевозки, предоставить весь набор необходимых услуг, определить приемлемую стоимость обслуживания.
Рисунок 3 – Возможные варианты выбора перевозчика
Необходимо отметить, что для конкретного индивидуального потребителя в процессе покупки автотранспортных услуг могут отсутствовать этапы поиска и оценки информации. При возникновении потребности в перевозке потребитель может сразу обратиться в ближайшее или известное ему автотранспортное предприятие или транспортное агентство. Он может также воспользоваться автомобильным транспортом магазина или того продавца, у которого он приобретает товар. Кроме того, потребитель может найти перевозчика «на улице», т. е. договориться прямо на дороге с владельцем грузового автомобиля о перевозке. На рисунке 3 представлены возможные варианты выбора перевозчика.
Деятельность автотранспортных предприятий в рыночных секторах рынка
Рассмотрим теперь модель поведения потребителей при покупке автотранспортных услуг на рынке предприятий на примере предприятий, производящих продукцию промышленного назначения (ППН).
Определим этот рынок как совокупность лиц и организаций, закупающих автотранспортные услуги для использования их при производстве других товаров или услуг, предназначенных прочим потребителям.
Рынок ППН обладает целым рядом характеристик, отличающих его от рынка товаров широкого назначения.
Вот эти характеристики в сравнении с рынком индивидуальных потребителей:
• большое количество покупателей автотранспортных услуг;
• промышленные предприятия пользуются услугами грузового автомобильного транспорта намного чаще и в больших объемах, чем индивидуальные потребители;
• эти покупатели крупнее и обычно сконцентрированы территориально. В каждом городе или регионе существуют так называемые промышленные зоны, в которых сосредоточено большинство промышленных предприятий;
• спрос на перевозки продукции промышленного назначения определяется спросом на продукцию соответствующих предприятий. Любое предприятие покупает автотранспортные услуги для доставки на свое производство сырья, комплектующих, запасных частей и т. д. с целью их последующей обработки и выпуска готовой продукции;
• спрос на автотранспортные услуги со стороны промышленных предприятий, как правило, менее эластичен по цене, чем у индивидуальных потребителей. Не существует очевидной прямой зависимости между тарифом автотранспортного предприятия и объемом автотранспортных услуг, закупаемых промышленным предприятием. Например, если продукция предприятия пользуется в данный момент времени высоким спросом, то оно вне зависимости от цены на автотранспортные услуги будет их закупать в необходимом объеме;
• спрос на перевозки для промышленных предприятий может резко и неожиданно изменяться. Так, например, незначительный прирост спроса на потребительские товары может привести к неизмеримо большему приросту спроса на машины и оборудование, необходимые для выпуска дополнительного количества товаров широкого потребления, а следовательно, возрастет и объем закупки автотранспортных услуг;
• покупатели продукции промышленного назначения - это профессионалы.
Автотранспортные услуги для нужд промышленных предприятий закупают профессионально подготовленные специалисты, которые учатся, как совершать закупки наиболее выгодным образом. Индивидуальный потребитель гораздо менее искушен в искусстве рациональной покупки автотранспортных услуг. Поэтому он обращается к брокеру - (тот «сводит» грузовладельца с перевозчиком), который не принимает на себя ответственности за выполнение транспортных услуг. В этом есть коренное отличие брокеров от классических экспедиторов.
Брокерские услуги наиболее типичны для организации помашинных перевозок.
Процесс покупки автотранспортных услуг на рынке продукции промышленного назначения состоит из восьми этапов.
Рассмотрим эти этапы последовательно.
Осознание проблемы необходимости приобретения услуг АТП. Здесь могут сыграть роль различные события, например, предприятие решает начать выпуск новой продукции, для чего требуется доставка нового оборудования. Имеющееся на предприятии оборудование устаревает, либо выходит из строя. Требуется замена на новое оборудование или необходима доставка запасных частей.
Поиск надежного перевозчика. Потребитель остался недоволен качеством обслуживания и приходит к необходимости поиска другого перевозчика, оказывающего аналогичные услуги по более низким тарифам и лучшего качества.
Воздействие внешних факторов. На потребителя могут оказать влияние и внешние факторы, такие, как реклама, личный контакт с представителем перевозчика и т. д.
Обобщенное описание нужды. Осознав необходимость обращения к перевозчику, потребитель должен определить наиболее важные для себя стороны в работе перевозчика и обобщенно описать ему свои нужды.
На этом этапе перевозчик может оказать потребителю большое содействие. Во многих случаях представитель потребителя может не полностью разбираться в тонкостях работы АТП и быть неосведомленным о некоторых видах обслуживания и услуг, выполняемых перевозчиком.
Оценка характеристик автотранспортных услуг. На данном этапе потребитель уточняет перечень необходимых ему характеристик АТП и отдельных автотранспортных услуг.
Поиск перевозчиков. На этом этапе потребитель пытается выявить наиболее подходящих перевозчиков. Он может заняться изучением рекламы, справочников, запросить рекомендации от других фирм. Часть перевозчиков будет исключена сразу, поскольку они не соответствуют сформулированным на предыдущем этапе требованиям, или их провозные возможности могут быть ниже объема перевозок, необходимого заказчику, либо они имеют плохую репутацию в смысле обеспечения надежности перевозок. Итогом данной работы станет ограниченный список квалифицированных АТП.
Запрашивание предложений. Потребитель начинает запрашивать коммерческие предложения от выделенных им перевозчиков. Некоторые из них пришлют свои прайс-листы, с другими потребитель проведет переговоры. Таким образом, заказчик получит информацию для ее дальнейшей оценки.
Выбор перевозчика. На этом этапе потребитель на основе изучения поступивших предложений переходит к окончательному выбору перевозчика.
На рисунке 4 представлены варианты такого выбора.

Рисунок 4 – Возможные варианты выбора перевозчика потребителями
Вопросы для самоконтроля
Почему предприятие называют основным звеном экономики?
Как влияет внешняя и внутренняя среда предприятия на его развитие?
Каковы основные элементы внутренней среды предприятия?
Назовите основные компоненты внешней среды предприятия.