СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лес и его обитатели (интегрированный урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный  урок по окружающему миру и технологии ( УМК «Школа России», автор: Плешаков А.А,  3 класс)

Тема: « Лес и его обитатели». Коллективное  панно «Удивительный  мир природы».

Тип урока: урок-путешествие

Просмотр содержимого документа
«Лес и его обитатели (интегрированный урок)»

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии.

( УМК «Школа России», автор: Плешаков А.А, 3 класс)

Тема: « Лес и его обитатели». Коллективное панно «Удивительный мир природы».


Тип урока: урок-путешествие


Цели: учить познавать, расширять свои знания об экосистеме леса и его обитателях,

развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности детей;

расширять кругозор; воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к

природе.


Оборудование: карточки-тесты, сигнальные карточки, жетоны-листочки, дерево

«Успеха» (у каждого ученика), плакат «Дерево», запрещающие знаки, магнитная

доска, ноутбук, проекционный экран, цветная бумага, клей, ножницы, заготовки-

шаблоны (у каждого ученика).


Ход урока.


Орг. момент.

Звонко прозвенел звонок.

Начинается урок!


А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку-«5»


Сообщение темы и целей урока.

-Я проведу у вас необычный урок, соединю два урока в один: урок « Мир вокруг нас» и урок технологии.

-У вас на столах дерево «Успеха», жетоны-листочки для оценивания собственной работы на уроке, сигнальная карточка ( вы её поднимаете, если захотите ответить на вопрос) и папка- конверт с необходимым материалом к уроку.

В конце урока мы подведём итоги и узнаем имена лучших знатоков природы.


Человеку на Земле дорого всё: её синева, воздух, леса, реки, звуки, запахи.

На Земле все нужны, и всё надо беречь. А чтобы беречь эту жизнь, её надо хорошо знать: наблюдать природу, делать маленькие открытия, разгадывать тайны. Мы постараемся на сегодняшнем уроке отгадать тайны и сделать маленькие открытия. А тайны чего, вам подскажет загадка:

Весной веселеет,

Летом холодеет,

Осенью питает.

Зимой согревает. ( Лес)

-Объясните, что такое лес?



Лес- это дом. Огромный дом.

Места всем хватает в нём.

И бельчонку, и зайчонку

И зубастому волчонку.

-Я предлагаю совершить увлекательное путешествие в удивительный мир леса и посмотреть на жизнь

его обитателей.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-А вы знаете дорогу в этот лес?

- Нет?

-Тогда поспешим на экологическую разминку.

-Сейчас вам предстоит ответить на вопросы теста.

-Достаньте из конверта карточку №1.

Внимание на экран! Внимательно прочитайте вопрос . Выберите из 3 вариантов

ответов только 1 правильный и обведите нужную букву в кружок.

1. Самый чистый воздух в лесу:

а) дубовом б) липовом в) сосновом

2.Какое дерево называют «музыкальным»?

а) ель б) сосну в) липу

3. Лесной доктор и любитель берёзового сока:

а) иволга б) дятел в) сойка

4 задание теста под *. Это задание повышенной трудности. Его можно выполнять по желанию.

4*. Самое «витаминное» дерево:

а) липа б) рябина в) кедр


-А теперь проверьте себя и оцените свою работу: если вы ответили на вопрос теста правильно, то приклейте листочек на своё дерево.

-Воздух в сосновом бору действительно чистый, потому что запах сосны выделяет фитонциды и убивает всех микробов. Он исцеляет больных и ослабленных людей, поэтому в сосновых борах строят санатории и дома отдыха.

-Ель зовут «музыкальным» деревом. Её белая, слегка блестящая древесина незаменима при изготовлении музыкальных инструментов: ( скрипка, пианино).

А кто же не знает «лесного доктора и любителя березового сока» - дятла.

Плоды рябины очень полезны: витамина С в них в таком же количестве, как в лимоне и в чёрной смородине.

-А теперь можно отправляться дальше в путешествие по царству леса, где на привалах вы можете показать свои знания и узнать что-то новое и полезное об окружающей вас природе.

Находясь в лесу, важно знать «Правила друзей природы».

Расшифруйте правила, которые соответствуют данным знакам:

« Не будем ломать ветки деревьев и кустарников»

« Не будем срывать цветы»

« Не будем разорять птичьи гнёзда»

« Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых»

« Не будем брать из леса диких животных и их детёнышей»

-А сейчас представьте себя в роли ученых – экологов. Вам надо разработать экологическую программу «Будь природе другом».




Какие правила по охране природы вы могли бы предложить для этой программы?

- Ваши предложения? ( Только формулировку)

«Не сбивай грибы ногами»

«Не оставляй мусор в лесу»

« Не разжигай в лесу костры»

Часто человек, наблюдая гибель растений, не предпринимает никаких усилий для его спасения. Такое равнодушие может привести к печальным последствиям.



Учитель: Ведь дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни!


- А вы не знаете продолжение этой клятвы?

-Давайте произнесём её все вместе :

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

-Продолжим наше путешествие. И вот - лес!

Здравствуй, лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес,

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же знаешь, мы – свои.

-Все вы знаете растения, видели их в лесу, поэтому давайте сейчас постараемся узнать название дерева по описанию.

-Прочитайте текст-описание:

-Это удивительное дерево. Любит свет и простор, растёт на сухих местах. Всё в нём полезно. Хвою клюют лесные птицы. Лоси едят молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. ( Сосна)

-Это дерево считают «русским деревом». Ствол белый. Цветет оно в конце апреля. Цветки у него - сережки. Листочки клейкие и ароматные. А сколько грибов растет под этими деревьями. (Береза)

-Объясните, чем хвойные деревья отличаются от цветковых?

-А вы знаете, в старину считали, что если ночью в лесу найдёшь цветок папоротника, то станешь счастливым.

- Удалось ли, кому-нибудь найти цветок папоротника?

- Почему?

Мы отправляемся дальше « В лес по загадки».

-Лес таит в себе тайны и загадки, не зря народ называл его таинственным и загадочным. Загадки в лесу под каждым кустиком, за каждым поворотом. Нужно быть наблюдательным, чтобы их разгадать.

-Вы знаете, что животные связаны с растениями.

-Приведите примеры взаимосвязей « Животные-Растения» (животные питаются растениями; животные строят гнёзда на деревьях, в траве; животные дышат кислородом, который выделяют растения; животные выделяют углекислый газ, который используют растения при питании; насекомые опыляют растения; животные распространяют семена растений)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка? (Белка)





Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса,

А зовут её …( Лиса )






- Как она приспособилась к жизни в лесу?

( Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы)

У неё глаза большие,

Хитрый клюв- всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.( Сова)

- Как приспособились хищники к добыванию пищи?

( Мягкое оперение делает полёт бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв) (Острые клыки, сильные челюсти, мощные клювы- вот ярко выраженные приспособления для умерщвления своей жертвы)


-Что произошло бы, если бы на Земле не осталось сов, змей , лягушек, стрекоз?

( Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные)


- Давайте проведём аукцион « Животные леса».

Приведите примеры лесных животных нашего края, которые обитают и на деревьях и на земле.

Победит тот, кто назовёт последним.

Составление цепей питания.

-Используя картинки, попробуйте составить несколько цепей питания, которые складываются в

лесу в нашем крае.

дуб- мышь-лиса

дуб -мышь-сова

Вы наблюдательные дети!


Викторина « Лесные загадки»

С животными леса вы знакомы довольно хорошо. Поэтому предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

1. Кто из зверей рождается зрячим? (Зайчата)

2. Какие звери сажают кедры? (Белка и лесная мышь)

3.Чем питаются медведи? ( ягодами, грибами, мёдом, рыбой, яйцами птиц)

4. Что ест зимой барсук? (Ничего, он зимой спит)

5. А есть ли хищники среди насекомых? ( муравьи)

6. Яркая птичка, которую трудно увидеть в листве деревьев? ( иволга)


Физкультминутка.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели

Заниматься тихо сели.

-Чтобы узнать еще больше информации о жизни леса , я рекомендую вам прочитать познавательную литературу из серии «Зелёный дом» .


- Вы помните рассказ Ю. Дмитриева « Один художник решил нарисовать лес»?

- Давайте вспомним, какой рисунок был завершающий на его картине? ( грибы)

-Как грибы связаны с деревьями?

Не все грибы – наши друзья.

Есть и злейшие враги – ядовитые грибы.



- Какое правило грибника важно помнить, собирая грибы в лесу? ( Собирай только те грибы,

которые хорошо знаешь!)


Урок технологии.

-Подготовьте своё рабочее место.

- С каким материалом мы сегодня будем работать? (С бумагой и картоном)

- Какие инструменты у вас будут в работе? (Ножницы )

- Вспомним правила по безопасной работе с ножницами?

-Чтобы оживить картину, вам надо на неё поместить животных.

-Ваша задача - приготовить этих животных.

Для этого посмотрим на план работы.

1. Переведите с шаблона на картон контур деталей.

2. Вырежьте все детали.

3. Наклейте на основание.

Практическая работа.

Вы знаете, что животные в лесу расселяются « поэтажно», поэтому учитывайте это при

расположении фрагмента на картину.

Мастерская открывается, работа начинается.

( Звучит музыка)

-Найдите место для своего фрагмента

Итог урока:

-Эта коллективная работа показала, насколько важно работать дружно и сплочённо.

-Что запомнилось вам во время путешествия ?

-Настало время назвать самых активных ребят и узнать имена лучших знатоков леса.

-Посчитайте, сколько баллов вы набрали за урок?

Оценки за урок.

-Берегите лес, ведь это самое удивительное на нашей планете!

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Урок окончен. Спасибо за урок!