Литературный салон 19 века
(Программа вечера начинается с исполнения учащимися полонеза).
(За небольшими столиками сидят гости. Они смеются, ведут светскую непринужденную беседу, пьют кофе. Между столиками ходит лакей в ливрее с подносом и кофейником. Основная часть игры. Ребята разыгрывают представление.)
Хозяйка салона. Господа, позвольте вам представить племянницу, княжну А.П. Княжна совсем недавно закончила Смольный институт благородных девиц в Петербурге и назначена фрейлиной Его императорского величества. Приехала к нам погостить в Первопрестольную. Ну, как, княжна, вы находите наше общество?
Княжна. Княжна Ростовцева была права, сказав, что у вас в московском салоне можно встретить все, что только есть именитого на Русском Парнасе.
Гостья. А как вам, княжна, новые апартаменты З. А.? Не правда ли, очень мило? Мы все под таким впечатлением.
Княжна. Они просто восхитительны, все так красиво, в хорошем вкусе (Рассматривают декорации). Я обязательно опишу матушке в письме все это великолепие. Все просто чудо, как хорошо. У вас восхитительный вкус, тетушка, а ваш дом можно назвать музеем. Оригиналы и копии произведений живописи и ваяния - ваше собрание?
Хозяйка салона. Нет, это коллекция моего покойного батюшки, я ее лишь пополнила в последние годы.
Гость 1. Княгиня, а почему вы устроили салон в Москве, а не в Петербурге?
Хозяйка салона. Москва сохраняет в моих глазах устойчивость национальных традиций, она лишена официоза.
Гость 2. К тому же Москва нисколько не уступает северной столице в уровне художественной культуры, ибо притягивает к себе таланты с не меньшей силой, чем Петербург. Культурное творчество Москвы стимулируется главным образом культурной средой древней столицы, ее особым духом и атмосферой.
Гость 1. Как повлияли дух и атмосфера на ваше творчество, господин ИО?
Гость 2(улыбается). Перевожу историческую драму Шиллера "Валлентштенов лагерь".
Гости: О, это очень интересно, когда закончите, мы надеемся, вы прочтете?
Гость 2. Непременно.
Лакей: Их сиятельство князь П.А. Вяземский.
Хозяйка идет навстречу: Рада вас видеть князь. Отчего так долго у нас не были?
Вяземский: Виноват, княгиня, служба.
Княжна. Каролина, вы не видели нашего нового императора Николая1? Не правда ли, он очень красив?
Каролина. Вы правы, княжна, он красив. Многие дамы это находят. Но красота его обдает холодом. Мне кажется, что нет лица, которое бы так обличало характер человека, как его лицо. Лоб, бегущий назад, нижняя челюсть выражают непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное, глаза.
Гость 1. Каролина, вам должно писать портреты, а не стихи. (Все смеются). Княгиня, позвольте хотя бы составить партию виста?
Хозяйка. Не позволю. Я не желаю, чтобы в моем доме играли в карты.
Дама: Не поведует ли нам месье де Кюстин, что нынче в моде в Европе?
Астольф де Кюстин: С превеликим удовольствием. Туники окончательно вышли из моды.
Гость1: И слава богу. Прошлой зимой от переохлаждения погибла красавица Тюфякина.
Астольф де Кюстин: В моде по-прежнему шали, шарфы, пелерины. Прически носят без челки, с прямым или боковым пробором и завитыми локонами на макушке. На голове носят чепцы, тюрбаны, береты, богато украшенные камнями, перьями, цветами, драгоценностями. Силуэт дамского платья изменился. Идеалом, как и столетием раньше, являются покатые плечи, тонкая талия. Юбка платья должна напоминать форму колокола.
Гость 2. Не юбка должна напоминать колокол, а дама - перевернутый бокал. А помнишь, друг Ильин, как после 1812 года наши жены разрядились в кокошники и душегреи в порыве патриотизма?
Гость 1. Как не помнить, если даже при дворе фрейлины носили сарафаны со шлейфом.
Вяземский. Забыли о французском языке, читали "Историю" Карамзина и занимались российской словесностью, как наша "Северная Карина". Кстати, чем вы сейчас увлечены, княгиня?
Хозяйка салона. Усердно занимаюсь русским языком и литературой, изучаю русские древности, записываю народные песни, обычаи, суеверия, легенды, словом, готовлюсь написать романтическую повесть о княгине Ольге.
Вяземский. Весьма похвально.
(немая сцена – все участники литературного салона замирают, в это время ведущий дает справку)
Ведущий. Сегодня мы приглашаем вас посетить популярный в пушкинские времена салон – литературно-музыкальный кружок. В первой половине XIX века литературный салон был символом российской культуры. Это была самая распространённая форма общественной жизни. В стенах аристократических гостиных элита наслаждалась живописью, музыкой, литературой, игрой в домашних спектаклях. Здесь наряду с государственными обсуждались и личные проблемы, а развлечения сочетались с серьёзными беседами. В объявленный день без специального приглашения сходилась определённая группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Ни карт, ни застолья такие собрания не предусматривали.
«Хозяйка» салона: Милостивые государыни и милостивые государи! Мы собрались, чтобы интересно провести время: почитать стихи, помузицировать, поиграть в занимательные литературные игры. Мой салон отличается своим подбором посетителей, своим «характером», своей тематикой. И сегодня героем нашей встречи будет один замечательный поэт. Его имя означает «мужественный защитник». Он родился в Москве в самом конце XVIII века в семье майора, офицера гвардии. Сам он служил в Коллегии иностранных дел, но отнюдь не по этой причине его имя известно туркам и англичанам, арабам и китайцам, немцам и французам.
(Из зала выходит ученик в сюртуке, с гусиным пером в руке, поклонившись «хозяйке», декламирует стихи Пушкина)
Чтец. Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьётся и пылает гений.
Певца, пленённого тобой,
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани
Цыганке внемлет кочевой.(Кн.З.А.Волконской. При посылке ей поэмы «Цыганы»)
«Хозяйка» салона: Почитаем Пушкина, господа!
(Чтец передаёт перо следующему участнику. Звучат стихотворения А.С.Пушкина)
(Немая сцена – все замирают, ведущий дает справку)
Ведущий. Традиционно салон формировался вокруг женщины – она вносила дух интеллектуального кокетства и изящества, которые создавали непередаваемую атмосферу салона. Например, у госпожи Лаваль по средам принимали членов дипломатического корпуса и лиц из высшего общества. Бывал у неё и Пушкин. Здесь он читал ещё не напечатанную драму «Борис Годунов».
Княгиня Зинаида Волконская, будучи писательницей, композитором, певицей, собирала в своём доме в определённый день недели вместе с представителями высшего света и сановниками писателей, поэтов, художников, журналистов. Княгиня Волконская владела трудным искусством хозяйки салона – умела организовать вечер так, чтобы всем казалось, будто это сплошная импровизация.
Каждый дом, в котором собирались интересные люди, отличался порядком проведения вечера. Так, к Е.А.Карамзиной гости съезжались к 10 часам вечера, а разъезжались в 2-3 часа ночи. Здесь говорили по-русски, а не по-французски. Мы узнаем салон и его милую хозяйку в черновых строфах «Евгения Онегина».
В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал её ушей
Живою странностью своей…
Лакей. Господин ФИО. (вбегает взволнованный гость)
Гость 3. Господа! Вы только послушайте! Это восхитительно, великолепно! какой слог! Какой язык! Какое прекрасное знание российской действительности! (начинает читать отрывок из повести «Капитанская дочка»).
(разыгрывается сцена 1 и 2 из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Вяземский. Ах, мой юный друг! Вы только что познакомились с романом, который переполошил весь аристократический свет?
Гость 3. Скажите, кто автор этого замечательного произведения? Кто этот никому не известный П. А. Гринев?
Хозяйка салона. Дорогой ИО! Как всегда об этом знают все, кроме вас! Это Александр Сергеевич Пушкин! Это одно из последних его произведений: оно датировано 19 октября 1836 года.
Вяземский. Русской истории Пушкин всегда придавал особое значение. Ещё в юности зачитывался «Историей государства Российского» Н.Карамзина. “Этой историей можно гордиться” — это Пушкин определил для себя точно. Страницы истории оживают в его произведениях «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила». В начале 30-х годов Пушкин изучает материалы и документы, связанные с историей крестьянского восстания под предводительством Е.Пугачёва. Итогом работы стали «История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка».
Гость 1. В литературных салонах были популярны игры, в том числе и подвижные. Одна из них - бадминтон!
Хозяйка салона: (удивлённо) вы хотите предложить моим гостям размяться и посоревноваться в отбивании пластмассовых мячиков???
Гость. Именно посоревноваться, уважаемая ИО! потому что наш бадминтон будет литературный, и состоять он будет из 4 раундов. В каждом раунде будут разные задания, поэтому ваши гости делятся на две команды.
Хозяйка салона. А раз сегодня героем нашей встречи является А. С. Пушкина, давайте посмотрим, как внимательно вы прочитали его последнее произведение, а именно роман «Капитанская дочка».
Ведущий. В отличие от великосветских, домашние балы и литературно-музыкальные вечера допускали некоторые вольности. Молодёжь играла, веселилась. Очень популярны были фанты. Попробуем и мы возродить эту традицию.
Хозяйка салона. Ваши фанты, господа! Но на этот раз каждому фанту вопрос по роману «Капитанская дочка»!
Вопросы для 1 команды:
1. Чем наградил Петруша Гринёв вожатого? (Заячьим тулупом.)
2. За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость? (За убийство на дуэли.)
3. Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей? (В Царском Селе.)
4. Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина? (В трактире в Симбирске.)
5. Какая песня была любимой у Пугачёва? («Не шуми, мати зелёная дубровушка...»)
6. Кто напугал Машу Миронову при первой встрече с императрицей? (Белая собачка английской породы.)
2-я команда:
1. Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным? (Савельич.)
2. Как, узнав о проделках француза Бопре, обошёлся с ним Андрей Петрович Гринёв? (Прогнал со двора.)
3. Сколько глав в произведении? (14.)
4. От кого узнали родители Гринёва о его дуэли со Швабриным? (От самого Швабрина.)
5. Как звали Савельича? (Архип.)
6. В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения? (Семёновский).
Ведущий: В начале XIX в. большое распространение получили альбомы. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из посетителей её салона с просьбой написать ей стихи.
(«Хозяйка» салона показывает стилизованный альбом) Обязательными элементами оформления альбомов были виньетки и рисунки-аллегории. «Два сердца, факел, цветки", как писал Пушкин. Помещали же в них мадригалы, посвящённые хозяйке дома, эпиграммы на кого-нибудь из гостей, забавные рисунки.
Хозяйка салона. В моем альбоме необычные записи. Это строки из романа. Участникам салона предлагаю определить, какому персонажу принадлежит та или иная реплика, записанная в мой альбом. (Распечатки задания в виде альбомов на каждом игровом столе.)
1. “Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое”. (Иван Кузьмич Миронов.)
2. “Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке”. (Василиса Егоровна.)
3. “Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь”. (Пугачёв.)
4. “Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству”. (Пётр Гринёв.)
5. “Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика”. (Савельич.)
6. “За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся». (Андрей Петрович Гринёв.)
7. “Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят”. (Маша Миронова.)
8. “Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу”. (Екатерина II.)
«Хозяйка» салона: А сейчас перед вами предстанут персонажи Пушкина. Интересно, узнаете ли вы их.
Согласно описанию вы должны узнать героя повести.
1 команде.
Вопросы задаются по одному по очереди, начиная с отстающей команды.
- Человек «наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч». Лицо его «имело выражение довольно приятное, но плутовское». Вы узнали его? (Вожатый, Емельян Пугачев)
-Женщина немолодая, но «прехрабрая дама». О таких говорят «неробкого десятка». Вы узнали её? (Василиса Егоровна)
2 команде.
-«молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Узнали его?(Алексей Иванович Швабрин)
-девушка около восемнадцати лет, на выданье, круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто это? (Мария Ивановна Миронова)
«Хозяйка» салона: Одно из любимых занятий в моём салоне – разыгрывание «живых картин».
(инсценирование отрывков из романа)
Гости. Браво! Великолепно!
Юный гость. Как удивительно господин Пушкин сумел написать!
Вяземский. Милый друг! Вы еще слишком молоды, чтобы понять: так, как пишет Пушкин, никто не сможет написать!
(программа заканчивается полонезом, вместе с танцующими уходят и гости салона, остаются ведущие)
Вяземский. Дорогая ИО! Вечер удался на славу! Но я все-таки хотел бы услышать вашу романтическую историю про княгиню Ольгу.
Хозяйка салона. Конечно же, я буду читать в следующий четверг у Веневитиновых.
Вяземский. Обязательно приду к ним. (уходят).
Ведущий. Литературные салоны. Это были культурные феномены ХIХ века, они собирали читателей, писателей и критиков в один “круг для взаимообогащающего разговора”.
Юноша Из тьмы веков светлеющие лики…
Как много их, несущих явь и свет,
Как много их, прекрасных и великих,
Оставивших в душе глубокий след.
Девушка Их имена переживут столетья,
Их жизнь для нас – таинственный урок.
Поэтам суждено уйти в бессмертье.
Ну а героям вместе с нами жить.