СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Литературно-географическая экспедиция по Санкт-Петербургу"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Тема: "Литературно-географическая экспедиция по Санкт-Петребургу" является актуальной, так как посвящается памятным датам истории: 6 июня 2019 года исполнилось 221 лет со Дня Рождения всенародно любимого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. А также Три с половиной века со дня рождения первого российского императора Петра1  исполняется 9 июня 2022 года. А чествовать своего величайшего реформатора Россия начала уже в этом году, согласно указу президента России В.В.Путина.

Петербург – это поразительный город, который оставил в русской истории большой след. Он невероятно сильно повлиял на нашу жизнь, на наше общество! И, конечно же, образ Петербурга вдохновлял многих русских писателей и поэтов. но завершенный и целостный образ города создал никто иной, как Александр Пушкин.

 Люблю, тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…     

Просмотр содержимого документа
«"Литературно-географическая экспедиция по Санкт-Петербургу"»

на тему:



Разработала учитель географии:

МКОУ «Новозубутлинская СОШ»

Кизилюртовского района республики Дагестан

Абдурахманова Напизат Магомедкамиловна







Литературно-географическая  экспедиция  

по Санкт-Петербургу 

 

Цели: Формирование единого представления о Санкт-Петербурге на основе литературных произведений и географического материала. 

Задачи:  

1. Обучающие: 

- учить работать с различными источниками информации (литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками). 

2. Развивающие: 

  • развивать связную устную монологическую речь и умение вести диалог.  

  • развивать умение отбора информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории; 

3. Воспитательные

- воспитывать патриотические чувства, потребность к изучению географии и литературы; 

- экологическое воспитание гражданина, умеющего сознательно относиться к природе; 

- эстетическое воспитание человека, умеющего замечать прекрасное в литературе, природе, красоте родного языка. 

  

Формируемые компетенции:  

1. Информационная (дети работают с различными источниками: литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками). 

2. Лингвистическая (дети учатся использовать средства русского языка при монологах и диалогах). 

3. Коммуникативная (дети общаются в группах). 

4. Кооперативная (дети учатся организовывать работу в группах). 

 














 

Ход урока

Звучит музыка Александр Дольский «Ленинградский вальс» (отрывок) 

Добрый день дорогие ребята, уважаемые учителя. Рада приветствовать вас на интегрированном уроке, посвященный ВЕЛИКОЛЕПНОМУ городу, сыгравшему значительную роль в географии, истории, литературе, культуре России. О нем восторженно писал А.С.Пушкин в поеме «Медный всадник» :

Люблю, тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

Как вы думаете о каком городе сегодня пойдет речь?

Петербург – это поразительный город, который оставил в русской истории большой след. Он невероятно сильно повлиял на нашу жизнь, на наше общество! И, конечно же, образ Петербурга вдохновлял многих русских писателей и поэтов. Они часто использовали тему Петербурга в своих произведениях, но завершенный и целостный образ города создал никто иной, как Александр Пушкин. 6 июня 2020 года весь мир отметит знаменательную дату-221лет со дня рождения великого русского поэта и писателя. Без Пушкина не было бы русской литературы такой какая она есть. Стихи Пушкина читаются легко, а строки проникают прямо в душу и делают ее лучше и богаче.

Мы отправимся с вами в литературно-географическую экспедицию по Санкт-Петербургу. Запишите тему нашего урока и эпиграф.

Литературно-географическая экспедиция по Санкт-Петербургу

А для более глубокого анализа предлагаю вам разделиться на четыре группы:
1 группа «Географы»
2 группа «Литераторы»
3 группа «Историки»

4 группа экскурсоводы

Для начала вспомним историю рождения этого города. Перед нами Санкт-Петербург петровского времени, и мы можем оценить красоту и прелесть юного города. Подумайте, кому мы должны быть благодарны, что и через 300 лет он столь же прекрасен? Чьи руки строили Петропавловскую крепость, Адмиралтейство, Зимний дворец?

- Петр1

Учитель. Три с половиной века со дня рождения первого российского императора исполняется 9 июня 2022 года. А чествовать своего величайшего реформатора Россия начала уже в этом году. "Учитывая большое значение реформ Петра I для истории России и в связи 350-летием со дня его рождения, президент России В.В.Путин подписал указ о предложение правительства Российской Федерации о праздновании в 2022 году 350-летия со дня рождения Петра I". В Петербурге этот праздник решили отметить как и подобает — с по-настоящему имперским размахом. Я считаю будущий юбилей Петра I хорошим поводом извлечь из архивов новые уроки. Как и 350 лет назад, России нужны люди энергичные, целеустремленные, те, кто принимает на себя ответственность за трудные, но необходимые преобразования. 

Ребята, давайте вспомним вклад Петра 1 для всего исторического развития нашей страны
ученик Петр Первый, он же Петр Великий — одна из самих ярких личностей в истории России. Петр I - последний царь всея Руси (1682-1721) и первый российский император (1721-1725). При его правлении созданы регулярная армия и флот, основан Санкт-Петербург (1703), страна провозглашена империей (1721) и реформирована по западному образцу. Петр I возглавлял войска в Азовских походах (1695-1696), Северной войне (1700-1721), Прутском (1711) и Персидском (1722-1723) походах.

Группа географов , предлагаю вам оценить достоинства и недостатки географического положения города Санкт- Петербурга

Ученики

Учитель. В начале XVIII века в результате длительной и жестокой войны со Швецией русские войска вернули исконно русские ижорские земли на берегу Невы и вышли к Балтийскому морю. Для защиты этих земель необходим был город-крепость. Царь Петр I (слайд №2) сам обследовал топкие берега Невы. И вскоре в устье реки на болотистых землях началось строительство нового города-крепости.

Давайте с вами откроем физическую карту России и найдем Балтийское море, город Санкт-Петербург. Определите, пожалуйста с помощью условных знаков поверхность местности, на которой расположен город (болота, топи, низины).

Ученики. …

Учитель

Город с самой непредсказуемой погодой – так очень часто говорят о Питере. Так ли это на самом деле? Почему здесь образуются удивительное и захватывающее явление – белые ночи?

Учитель.

Какое влияние на климат территории оказывает Атлантический океан.? Почему осенью встречаются наибольшие подъемы уровня воды?

Учитель

Писатель А.С. Грибоедов, очевидец наводнения писал: «Все изломанное в щепки неслось, влеклось неудержимым, неотразимым стремлением… Невский проспект превращен был в бурный пролив».


Литераторы

О наводнении в Санкт – Петербурге в 1824 году А.С. Пушкин написал строки в поэме «Медный всадник»:

Но силой ветров от залива

  • Перегражденная Нева

  • Обратно шла, гневна, бурлива

  • И затопляла острова.

  • Погода пуще свирепела

  • Нева вздувалась и ревела,

  • Котлом клокоча, и клубясь,

  • И вдруг, как зверь остервенясь,

  • На город кинулась. Пред нею

  • Все побежало, все вокруг

  • Вдруг опустело – воды вдруг

  • Втекли в подземные подвалы,

  • К решеткам хлынули каналы,

  • И всплыл Петрополь, как тритон,

  • По пояс в воду погружен.



Учитель

Что же делают люди во избежание наводнений?

Географы.

Учитель

Велик царь Петр в величии города, созданного им, славного Санкт-Петербурга. Но еще величественней он стал в творениях ... «Без Петра не могло быть воплощения русского созерцания в Пушкине, без Пушкина Петр не мог быть понят, как высшее героическое явление русского духа»

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел


Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Ребята, как вы понимаете выражение «все флаги в гости будут к нам»? Каков был замысел Петра?

Литераторы


Учитель - Но вот совсем другой взгляд на Петербург у других поэтов:

Рим создан человеческой рукою,

Венеция богами создана,

Но каждый согласился бы со мною,
Что Петербург построил сатана.

- Городом сатаны называет Петербург польский поэт Адам Мицкевич.Почему такие неоднозначные оценки? Такое разное отношение к городу Петра? Обратимся к истории Петербурга

Историки, вам слово


Историки


Учитель. Но, не смотря на трудности, город стремительно поднимался. Недаром говорят: «Москва создана веками, Петербург — миллионами!» Небывалый размах строительства единодушно отмечали практически все иностранные дипломаты и путешественники, побывавшие в то время в Петербурге . Через 20 лет в нем уже насчитывалось 40 тысяч жителей и сегодня .Это один из процветающих городов в мире с населением более 5 млн человек. Это город-музей под открытым небом- город величественных зданий, мощных инженерных сооружений, величавых набережных

- А хорошо ли вы знаете достопримечательности Петербурга? Наши экскурсоводы ознакомят вас с ними

Просмотр видеоролика «Прогулка по Санкт-Петербургу» 

Ученик

Санкт-Петербург славится своими многочисленными достопримечательностями. Во всём мире известны Исаакиевский собор и Зимний дворец, Петропавловская крепость и Казанский собор, Аничков мост и памятник Петру Первому, которые  входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО]; Восхищают его дворцы, соборы, старинные здания, каналы и мосты. Это один из самых важных в стране центров туризма.

1Город Санкт - Петербург начинается с Петропавловской крепости, которая стоит на маленьком Заячьем островке, окружённая Невой.

Петергоф — резиденция Петра Великого

2. Адмиралтейская верфь-

3 Крейсер «Аврора»

3.остановка. Зимний дворец

4 мосты Аничков мост 

5 остановка Памятник Петру Первому («Медный всадник»)Мусаева

Учитель О значимости города как морского порта для государства российского говорит нам и герб Санкт-Петербурга. Два разных якоря означает, что город не только речной, но и морской порт. А скипетр в центре герба указывает, что город является столицей государства российского. За свою историю Петербург не раз менял свое название .Историки вам слово.

Выступление историков

Наиболее развернутое описание города и его истории мы сможем увидеть в поэме "Медный всадник", где Петербург представлен в двух состояниях: "до" и "после" основания города.

- Сравните и подумайте, что же хотел сказать поэт, рисуя эти две картины?

В начале XVIII века, территория будущего Петербурга - это малозаселенные, болотистые берега: "

...По мшистым, топким берегам 

Чернели избы здесь и там, 

Приют убогого чухонца..." 

"...Где прежде финский рыболов... 

Бросал в неведомые воды 

Свой ветхий невод..."

Проходит сто лет. Петербург начала XIX века - это крупнейший город Европы, торговый и культурный центр России. Теперь берега петербургских рек застроены красивыми каменными зданиями, а в порт Петербурга принимает корабли "со всех концов земли":

"...ныне там 

По оживленным берегам

  Громады стройные теснятся 

Дворцов и башен; корабли 

Толпой со всех концов земли

  К богатым пристаням стремятся..."

Учитель

Пушкин показывает Петербург в свете контрастов. Сначала он описывает, каким являлось место до прихода Петра. Описание Пушкина того, как создавался город дает читателю понять, насколько велико творение рук человека, ведь раньше здесь гулял ветер, была пустыня, а сейчас город величественно возвышается и является великим созданием человека. Всё преобразилось за сто лет. Человек решительный, сильный всё может преодолеть.

1.Пётр стоит один



2.река неслась широко, привольно



3.Избы чернеют здесь и там

4.Лес кругом шумел нетронутый рукой человека

1.Город уже не сметёшь (все флаги в гости будут к нам)

2.Берега реки скованы гранитом (в гранит оделася Нева)

3.Здесь дворцы и башни теснятся

4.Теперь тёмно-зелёные сады

Закрепление:

Учитель

В течении 200 летий , он оставался и остаётся теперь второй столицей нашей страны, которая выполняет различные функции, давайте некоторые назовём:

Ученики

1. центр промышленности; 

2. транспортно-транзитный центр. 

3. образовательный, научный и инновационный центр, где более 100 Вузов, около 600 научных учреждений

4. деловой и туристический центр; 

5. историко-культурный центр мирового уровня, где около 300 разных достопримечательностей.



С-Петербург, путешествие в будущее

Домашнее задание.  С-Петербург, путешествие в будущее 

  - Санкт – Петербург – это открытый европейский город, открытый для всех, кто в нём желает жить и работать. 

- Почему говорят, что Санкт-Петербург комфортный город?  

- А как вы думаете, что можно сделать, чтобы город стал ещё лучше? Какие проблемы нужно решить сегодня, чтобы город рос и расцветал? Кто может помочь городу обрести будущее? 

- Предлагаю разделиться на группы и выполнить дома мини – проект- «Город будущего». В каждой группе выберете, кто будет рисовать, кто составлять план нового строительства, кто будет придумывать новые законы, обязанности граждан, составление синквейна.

7. Рефлексия. 


будущего» В каждой группе выберете, кто будет рисовать, кто составлять

план нового строительства, кто будет придумывать новые законы,

обязанности граждан, составление синквейна (слайд24)

5. Защита проектов

6. Просмотр видеоролика «Прогулка по Санкт-Петербургу»

В каждой группе выберете, кто будет рисовать, кто составлять

план нового строительства, кто будет придумывать новые законы,

обязанности граждан, составление синквейна

В каждой группе выберете, кто будет рисовать, кто составлять

план нового строительства, кто будет придумывать новые законы,

обязанности граждан, составление синквейна  С-Петербург, путешествие в будущРефлексия :

Городом Петра можно восхищаться бесконечно, но к сожалению, время не безгранично. -Поднимите руку, кому захотелось побывать в Санкт-Петербурге?

-Подумайте, было ли вам интересно на уроке, как вы себя чувствовали, как оцените свою работу. Если вы чувствовали себя хорошо, и вам всё понравилось, покажите зелёный круг. Если вам что-то мешало, вы чувствовали себя неуютно – покажите красный круг.

Я вижу наше воображаемое путешествие увлекло вас, приблизило к прекраснейшему городу мира- с его уникальным архитектурным обликом, с смелым замыслом с размахом, двинувшим Россию вперёд

И мне хочется закончить наше путешествие словами А.С. Пушкина

Красуйся, град Петров и стой

непоколебимо, как Россия!