Литературно-музыкальная композиция, посвященная Сталинградской битве
«Памяти павших будьте достойны»
Цели: Способствовать развитию интереса школьников к истории Великой Победы, воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.
Ход мероприятия:
Ведущий: Поклонимся великим тем годам,
Всем нашим командирам и бойцам.
Всем маршалам страны и рядовым,
Поклонимся всем мёртвым и живым.
Всем тем, кого нам забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзьям!
С 17 июля 1942 года-2 февраля 1943 года длилась Сталинградская битва. Победа Красной армии под Сталинградом положило начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Всем павшим в боях Сталинградской битвы мы посвящаем наше мероприятие.
В игре участвуют две команды.
I этап - Вопросы по Сталинградской битве
Вопросы и ответы по I этапу («Сталинградская битва»)
Когда образовался Сталинградский фронт? (12 июня 1942 г.)
Назовите, сколько людей, орудий, танков и самолетов участвовало в Сталинградской битве. (Более 2 млн человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и штурмовых орудий, 2 тыс. самолетов.)
Когда ставка приняла решение разделить Сталинградский фронт на два фронта: Сталинградский и Юго-Восточный? (5 августа 1942 г.)
Назовите протяженность Сталинградского фронта. (800 км.)
Назовите период самого кровопролитного, самого упорного сражения, которое вошло в историю как «Оборона Сталинграда». (С 13 сентября 1942 г. по 19 ноября 1942 г.)
Сколько времени длилось Сталинградское сражение? (63 месяцев: с июля 1942 г. по февраль 1943 г.)
Какая армия врага была взята в плен русскими и кто ею командовал? (6-я армия, командовал ею фельдмаршал Фридрих Паулюс.)
Назовите командующего Сталинградским фронтом. (Генерал Андрей Иванович Еременко.)
Скажите, каков был план взятия Сталинграда фашистами? (Командующий 6-й армией Паулюс разработал план захвата Сталинграда. Намечалось взять железнодорожный вокзал и Мамаев курган — самую высокую точку города. Овладев вокзалом, фашисты рассчитывали проникнуть в центр города и пройти к Волге. А с высоты кургана предполагалось держать под огнем весь город.)
Назовите два основных периода, на которые делится ход Сталинградской битвы. (Оборонительный — с 17 июля по19 ноября 1942 г.; наступательный — с 19 ноября 1942 г. по
2 февраля 1943 г.)
Назовите основные армии фашистского блока, которые были разгромлены под Сталинградом. (6-я немецкая армия, 4-я танковая немецкая армия; 8-я итальянская, 3-я и 4-я ру-
мынские, 2-я венгерская армии.)
Почему враг так стремился прорвать оборону Сталинграда? (Враг хотел захватить Кавказ и выйти к Волге в центр России, то есть он получил бы необходимое ему топливо
и продовольствие.)
Какие оборонительные рубежи были выстроены для того, чтобы не пропустить врага в город? (Внешний — протяженностью 500 км; средний —150 км; городской — свыше 45 км.)
Каково было соотношение сил на Сталинградском фронте к концу июля 1942 г.? (Советские войска — 187 тыс. человек, 360 танков, 337 самолетов, 7900 орудий и минометов;
неприятельские войска — 250 тыс. человек, 740 танков, 1200 самолетов, 7500 орудий и минометов.)
Чем закончилась Сталинградская битва и каково ее историческое значение? (Сталинградская битва закончилась победой советских войск. Теперь инициатива военных действий была вырвана из рук фашистов. Наши войска перешли в наступление по всем фронтам. Весь мир понял, что
победа над фашизмом не за горами.)
Под каким девизом сражались советские воины и почему был выбран именно этот девиз? («За Волгой для нас Земли нет!». Взяв Сталинград, немцы прорвались бы в центр России и получили бы топливо и необходимое продовольствие, что было важно иметь для любой армии.)
Как советское правительство оценило выдающийся подвиг солдат и офицеров в Сталинградской битве? (127 воинам присвоено звание Героя Советского Союза, десятки тысяч солдат награждены правительственными наградами, более тысячи солдат награждены медалью «За оборону Ста-
линграда».)
Как называлась операция по разгрому немецко-фашистских войск на Среднем Дону? (Операция «Сатурн».)
Какие потери понес немецко-фашистский блок в ходе Сталинградского сражения? (Враг потерял около 1,5 млн убитыми, ранеными, плененными и пропавшими без вести, то есть четвертую часть сил, которыми располагал тогда немецко-фашистский блок на советско-германском фронте.)
Как называлась операция по деблокированию войск под Сталинградом, которую спланировали немцы, и кто был ее командующим? (Операция «Зимняя гроза», командующий
группой армий «Дон» Манштейн.)
II этап - Тайный ящик бойца
Вы должны угадать, что находится в тайном ящике.
1. Этот жестяной предмет использовали бойцы во время войны (Фляжка)
2.Эта вещь была очень необходима бойцу в суровые годы войны в зимнее время (Носки)
Без какого предмета не могли обойтись солдаты во время войны. Подсказка: про это существует песня военных лет (Сигареты)
В ящике лежат очень маленькие предметы, без которых не мог обойтись солдат в дни войны для содержания формы в порядке (Иголка с ниткой)
Предмет, который приносил радость солдатам от их родственников в дни войны (Письмо с фронта)
Продукт, о котором мечтали солдаты в годы войны (Сахар)
Посуда, без которой не мог обойтись солдат во время еды (Котелок)
8.Особой формы небольшой мешок из ткани для ношения чего - нибудь (Вещмешок)
III этап — Пословицы
Каждой команде необходимо расшифровать пословицы о войне (смотри карточки)
1. Русский боец - всем образец.
Сам погибай, а товарища выручай.
Русскую заповедь знай в, бою не зевай.
Друг за друга стой - выиграешь бой.
Воевать не числом, а уменьем.
2. По уставу жить - легче служить.
Кто Родине верен, тот в бою примерен.
Бой красен мужеством, а товарищ - дружеством.
Смелость города берёт.
Храброму смерть не страшна.
IV этап - Музыкальный конкурс
Каждой команде необходимо исполнить военные песни (по одному куплету). Подсказкой будут служить предметы, которые вы найдёте в тайном ящике.
Танк («Три танкиста»)
Синий платочек («Синий платочек»)
Сигареты («Давай закурим»)
Виноград («Смуглянка»)
Рисунок зенитная установка («Катюша»)
Полено («В землянке»)
Плакат («День победы»)
Мак («Маки»)
V этап - Презентация «Памяти павших будьте достойны»
Итоги мероприятия.
Список литературы:
1. Осипова, Г. Ф. «Поклон земле, суровой и прекрасной!» : 65 лет со дня начала Сталинградской битвы (17 июля 1942 – 2 февраля 1943) / Г. Ф. Осипова // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. Вып. 5 / отв. ред. С. Петрова. – М. , 2007. – С. 37-44.
2. Перевалова, С. В. Сталинград – «пылающий адрес войны» : [русская литература о Сталинградской битве] / С. В. Перевалова // Литература в школе. – 2009.– № 4. – С. 8-13.
3. Шкурат, Л. С. Воспитательное значение литературы о Великой Отечественной войне : [на материале романа Ю. В. Бондарева «Горячий снег»] / Л. С. Шкурат // Литература в школе. – 2010. – № 5. – С. 20-24.
4. Чернова, М. И. Уроки по теме «Сталинградская битва: изумительная победа» / М. И. Чернова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 5. – С. 41-48.