Класс:2 Урок№:53 Дата: 29.03.2022
Конспект урока по литературному чтению (2класс)
Тема: С. Васильев «Белая берёза». Главная мысль стихотворения.
Тип урока:комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: основные факты из биографии С. Васильева;
уметь: выразительно читать стихотворение С. Васильева «Белая берёза», формулировать простые выводы, объяснять значение слова с опорой на контекст.
Личностные:
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
проводить самооценку своих действий, поступков;
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, карточки для работы в паре, выставка книг о войне, аудио приложение со стихотворением «Белая берёза» С.Васильева, аудиозапись с песней.
Ход урока.
I. Орг. момент Слайд 1.
II. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
1. Фронтальный опрос
- Какое Д/З вы готовили? Назовите автора. Что главное вы поняли для себя, когда дома читали стихотворение? (Необходимо уважительно относиться к близким людям, жалеть маму)
Выразительное чтение стихотворения Э. Мошковской «Я маму обидел».
2. Работа в парах. Игра «Собери пословицы». карточки - Соберите пословицы. Подумайте, о чём они? Слайд 2.
Нет лучшего дружка, … как родная матушка.
Одна у человека родная мать, … одна у него и Родина.
Родина - мать … умей за неё постоять.
Проверка. Одна пара зачитывает, другие проверяют и т.д.
- Помашите ручкой (поднимите руку, хлопните в ладоши), у кого так же составлена пословица?
- О чём эти пословицы? (о Родине, о матери)
- Обратимся к словарю Ожегова: Родина – 1. Отечество, родная страна;
2. Это место рождения, происхождения кого или чего-нибудь.
Словарь Ожегова
Ассоциативный приём.
- Когда я говорю «Родина», что вы представляете? (Родной дом, мама, папа, родственники, школа, село или город, сад, цветы и т.д.)
- Дороже всех на свете для каждого из нас является мама, папа и вся семья. А самое главное в жизни человека – это мир.
- Что такое мир? (Безоблачное небо, нет войны, веселятся дети и т.д.)
Физминутка
- Хорошо оказаться на полянке, отдохнуть, слушая звуки родной природы. Повторяйте движения бабочки.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, подтянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
III. Подготовительная работа
1) Подготовка к чтению.
- Присядьте. Закройте глаза. Хорошо, когда мир на земле!
- Подумайте, а всегда ли было так? Какой праздник будет скоро отмечать весь народ? (75 лет победы в Великой Отечественной войне).
- Что вы знаете об этой войне? Когда началась? Когда закончилась? (Говорят дети)
Зачитать статистику. карточки
9 мая исполняется 77 лет с того дня, как советские воины освободили нашу страну и все страны Запада от фашистов. Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято фильмов о героизме советских людей. Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире.
2) Сообщение темы урока и цели.
- Какова тема урока? Смотрим на 1-ю подсказку. Слайд 3.
- Посмотрите на портреты поэтов, прочитайте фамилии. Кто нам не знаком? (Сергей Васильев)
- Какое название? Смотрим 2-ю подсказку (изображена берёза). Берёза какая? (белая). Слайд 4.
- Итак, какая тема урока? (Васильев С. «Белая берёза») Слайд 5.
-Учебная задача? (Сегодня мы познакомимся и будем учиться анализировать стихотворение С. Васильева «Белая берёза»).
4) Знакомство с биографией писателя (сообщение ученика) Слайд 6.
- Сергей Александрович Васильев - известный советский поэт-песенник. Родился 17 июля 1911 года в г. Курган. В годы Великой Отечественной войны Сергей Васильев в качестве военного корреспондента воевал в Подмосковье, участвовал в освобождении Украины и Крыма, прошёл через Польшу и Германию. В 1975 году в память о нём названа улица, а два года спустя в 29-й школе города Кургана был открыт музей, посвящённый его творчеству.
Проверка восприятия.
- Что запомнили из биографии поэта?
IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала
1) Первичное восприятие . Чтение учителем
Приём прогнозирования
- Предположите, о чём стихотворение? (О белой берёзе.)
- Подтвердились ли ваши предположения? (Да)
- Где проходил бой? (Под Москвой)
- От чьего лица ведётся повествование? (От лица солдата)
Физминутка для глаз
2) Повторное чтение. Словарная работа
Приём с пометами
- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Сделайте пометы непонятных вам слов или словосочетаний. Объясните их значение. (Выясняется их значение) Слайд 7.
Студёный сок – холодный сок
Изувеченная кора - повреждённая. Дым пороховой – дым после выстрела, от пороха.
Микровывод.
- Как вы думаете: с какой целью мы разбирали значение непонятных слов? (Чтобы читать правильно, без ошибок, знать значение слов, чтобы было понятно при работе со стихотворением).
V. Включение в систему знаний и повторения
1) Работа над текстом, в парах
- Прочитайте это стихотворение в парах друг другу.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Чувство патриотизма, любви к родине, к природе).
- От чьего имени написано стихотворение? (От имени солдата, который защищал Москву)
- Когда рассказывает солдат о случившемся? (После войны, т.к. говорит: «Я помню…»)
- Опишите состояние солдата. (Он переживает за берёзу, переживает за свою Родину, столицу. Радуется, что закончилась война).
- Как думаете, почему именно берёзе автор посвятил это стихотворение? (Берёза - символ России).
- О ней много сложено стихов и песен. Художники рисовали картины.
2) Выборочное чтение
- В какое время года была ранена берёза? (Весной)
- Как определили? (Потёк сок)
- В какое время дня? (Утром, на заре)
- Что решили воины? («Родную русскую берёзу в обиду мы не отдадим!»)
3) Работа с литературными средствами выразительности Слайд 8.
- Ребята, какие слова нам помогают ярко представить картину, описываемую в стихотворении? Давайте найдём сравнения (т.е. с чем-то сравнивается) и эпитеты (существительное + прилагательное). (Сравнения: «…сок бежал, как слёзы…»; эпитеты: студёный сок, дым пороховой, родная русская берёза).
4) Работа над выразительностью (работа «Поиск»)
- В какие моменты солдат испытывал жалость? (1-е четверостишие)
- Страх? (1, 2 строчки 2-го четверостишия)
- Гордость? (3,4 строчки 2-го четверостишия)
- Радость? (3-е четверостишие)
- Гордость, призыв? (4-е четверостишие)
5) Самостоятельная работа (жужжащее чтение). Конкурс чтецов
- Подготовьтесь к конкурсу чтецов. (Послушать 3 человека, словесно оценить).
6) Прослушивание песни «Я помню, ранило берёзу» Слайд 9.
- Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято документальных и художественных фильмов о героизме советских людей. Анатолий Григорьевич Новиков - композитор написал музыку на слова этого стихотворения. Хотите послушать? Аудиозапись
VI. Рефлексия
- Вспомните, какое произведение мы читали на уроке? Кто его автор?
- Назовите основную мысль. О чём хотел сказать автор?
- За что бы вы хотели похвалить себя?
Домашнее задание Слайд 10.
с.122 выразительно читать;
- Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире. Всем спасибо за работу! (Оценивание) Слайд 11.