Внеклассное чтение.
Тема: «Писатели и поэты о профессиях»
Цель: познакомить с литературными произведениями о профессиях.
Задачи: учить выражать свои мысли, анализировать прочитанный текст;
расширить представления о различных профессиях;
воспитывать уважение к труду и людям труда.
Форма проведения: библиографический обзор.
Планируемые результаты:
1.Умение строить речевое высказывание в устной форме.
2.Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с учителем;
3. Умение слушать и вступать в диалог.
4. Целеполагание как постановка учебной задачи.
5.Понимание смысла предстоящей деятельности.
6. Проявление любознательности и интереса к материалу.
Оборудование: книжно-иллюстративная выcтавка, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация детей на занятие
Долгожданный дан звонок. Начинается урок.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
2. Целеполагание занятия
Учитель: Представьте себе такую ситуацию: все люди на планете оставили свою работу и стали только отдыхать. Не работают водители и строители…Что произойдёт?
- Не вышли на работу врачи и повара…
Дворники перестали подметать дворы…Да, ребята, не работая, не выполняя каждый свои обязанности, мы просто не сможем выжить…А, чтобы хорошо их выполнять, человек должен уметь делать своё дело грамотно и профессионально. Так о чём мы сегодня будем говорить?
Конечно, о профессиях.
- Сегодня наш разговор - о профессиях. А нашими собеседниками будут герои литературных произведений.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с произведениями разных писателей и поэтов о профессиях.
Тема урока: «Писатели и поэты о профессиях»
Что означает слово профессия?
Каждый человек должен работать.
3. Знакомство с литературными произведениями
1. Многие поэты и писатели обращались в своем творчестве к этой теме. Когда-то Владимир Маяковский задумался над очень важной проблемой:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
В стихотворении «Кем быть?» поэт в шутливой форме рассказывает о различных профессиях, пытается помочь детям выбрать интересное жизненное дело. Давайте послушаем это произведение в исполнении ребят. Обратите внимание, как поэт в словах, рифмах и созвучиях передает особенности той или иной специальности.
Чтение стихотворения заранее подготовленными обучающимися.
– О каких профессиях рассказал поэт?
Дети: Столяры, плотники, инженер, доктор, рабочий, кондуктор, шофёр, лётчик, матрос.
– Герой стихотворения – мечтатель. Он воображает себя то инженером, то доктором… Каждая новая профессия кажется ему заманчивее прежней.
– Прочитайте, как начинается стихотворение
Дети:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда.
Чем заниматься?
– Я раздам картинки к стихотворению, а вы должны будете найти нужный отрывок в тексте и прочитать.
(Учитель раздаёт на каждую парту сюжетную картинку к стихотворению, а дети воспроизводят её, читая слова из текста)
– В каком порядке сменяются профессии в данном стихотворении?
Дети: Столяры, плотники, инженер, доктор, рабочий, кондуктор, шофёр, лётчик, матрос.
Учитель размещает картинки в нужном порядке на доске.
– Прочитайте последнее четверостишие.
Дети:
Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
– Как понимаете смысл последних строк?
Дети: Каждый человек вправе выбрать ту профессию, которая ему нравится.
Учитель: В стихотворении встретились интересные слова и выражения, объясните их:
– Какая фраза повторяется постоянно в этом стихотворении?
Дети: «Пусть меня научат!»
– Почему она всегда повторяется?
Дети: Чтобы овладеть какой-нибудь профессией, надо сначала научиться.
– Можно ли сразу стать лётчиком, учителем или поваром?
Дети: Нет, для этого нужно учиться.
2. Другой известный поэт тоже знакомит нас с профессиями в разговоре детей о работе своих мам. Прослушивание отрывка из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» - О каких профессиях рассказывает нам автор?
- Какова главная мысль стихотворения? (все профессии важны и нужны)
3.Профессий – великое множество, всех не перечесть и каждого дела есть запах особый. Об этом рассказал в своём стихотворении Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» (читает ученик):
Родители известного итальянского писателя и поэта Джанни Родари были простыми рабочими, и сам он познал не одну специальность. Может, поэтому в своих стихах он с такой любовью описывает людей труда: булочников, столяров, кондитеров
2) Работа над стихотворением
Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Учитель: Что такое «ремесло»?
Дети: Профессиональное дело, иначе – профессия.
Учитель: О чем рассказал в своём стихотворении автор?
Дети: У каждой профессии свой особый запах, только бездельники и лодыри не пахнут никак.
Учитель: К кому относится автор с симпатией, кого осуждает?
Дети: С симпатией относится к тем, кто трудится, осуждает бездельников.
4.Какие книги читали вы ребята о профессиях? Кто автор ваших произведений?
(Обзор книжной выставки. Дети делают презентацию прочитанных книг)
5. Послушайте отрывки из художественных произведений. В них говорится о представителях различных профессий. Постарайтесь вспомнить, как называется произведение и кто его автор. О каких профессиях идет речь?
1) Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! (К. Чуковский. «Айболит») • Как называется профессия доктора Айболита? (Ветеринар)
2) В одном немецком городе жил портной, звали его Ганс. Целый день сидел он на столе у окошка, поджав ноги, и шил. Куртки шил, штаны, жилетки шил. (Братья Гримм. «Храбрый портной»)
• Портным называют мужчину. А как называют женщину этой профессии? (Портниха, швея)
3) В парикмахерской чисто, уютно и светло, и женщины сидят под колпаками, сохнут.
Парикмахер спрашивает у дяди Федора:
— Что вам угодно, молодой человек?
— Мне надо Шарика постричь.
Парикмахер говорит: — Дожили! Шарики, кубики. И как же его постричь? А может, его и побрить заодно?
Кто по профессии был папа Карло? (шарманщик, столяр)
*Кто спас Красную шапочку и её бабушку? (охотники)
*Профессия кота Василия в сказке «Кошкин дом»? (дворник)
*Каким врачом был доктор Айболит? (ветеринар)
*Кем работал Печкин в Простоквашино? (почтальон)
6.- Какие произведения о труде и профессиях вы еще знаете?
Послушайте стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Все для всех»
- О человеке всегда судят по труду. Как должен трудиться человек?
7 . Итог урока.
– О каких профессиях мы говорили на уроке?
(Ответы детей)
– Произведения каких авторов звучали на уроке?
(Ответы детей)
– Как вы думаете, есть ли самая важная на свете профессия?
Дети: Нет. Все профессии важны. В почёте любой труд.
Ребята, у вас, наверное, тоже есть мечта. Кем бы вы хотели стать в будущем, когда окончите школу? (Дети рассказывают о своих профессиях)
Очень важно выбрать себе занятие по душе, чтобы ваша работа приносила и вам и окружающим радость и удовлетворение.
Но при любом выборе профессии знайте, что все они важны и нужны.
А какой труд сейчас важен для вас? (Учиться)
Правильно, ваш труд – это учёба. Но уже сейчас многие из вас задумались о том, чем бы они хотели заниматься в будущем, что у них получается лучше всего, к чему есть способности.
Я думаю, что каждый из вас после окончания школы найдѐт себе работу по вкусу, по душе.
Подводя итог, я предлагаю вам выполнить последнее, общее для каждой группы, задание – составить синквейн на тему «Профессия». Все помнят правила составления синквейна? Составление кластера.
- Какие произведения о профессиях больше запомнились и почему?
Как видите, дети, профессий немало –
Такую себе выбирай,
Чтоб делом всей жизни твоей она стала,
Чтоб честным трудом ты прославил свой край.
- Как вы понимаете эти слова?
Рефлексия
|
7. Д/з Тема следующего урока по внеклассному чтению: Весёлые рассказы о детях Н. Носова и В. Драгунского (прилагается список литературы для чтения) |
На этом мы наш классный час заканчиваем. Огромное спасибо, вам, ребята. Играя, мы освежили свою память и вспомнили многообразие профессий.
А на данный момент главным для Вас должна стать учеба, получение хороших знаний,