СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение " Поэты и писатели о профессиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное чтение в 4 классе по теме " Писатели и поэты о профессиях".Дети познакомятся с произведениями о профессиях.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение " Поэты и писатели о профессиях"»

Внеклассное чтение.

Тема: «Писатели и поэты о профессиях»

Цель: познакомить с литературными произведениями о профессиях.

Задачи: учить выражать свои мысли, анализировать прочитанный текст;

расширить представления о различных профессиях;

воспитывать уважение к труду и людям труда.

Форма проведения: библиографический обзор.

Планируемые результаты:

1.Умение строить речевое высказывание в устной форме.

2.Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с учителем;

3. Умение слушать и вступать в диалог.

4. Целеполагание как постановка учебной задачи.

5.Понимание смысла предстоящей деятельности.

6. Проявление любознательности и интереса к материалу.


Оборудование: книжно-иллюстративная выcтавка, презентация.


Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация детей на занятие



Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

2. Целеполагание занятия

Учитель: Представьте себе такую ситуацию: все люди на планете оставили свою работу и стали только отдыхать. Не работают водители и строители…Что произойдёт?

- Не вышли на работу врачи и повара…

Дворники перестали подметать дворы…Да, ребята, не работая, не выполняя каждый свои обязанности, мы просто не сможем выжить…А, чтобы хорошо их выполнять, человек должен уметь делать своё дело грамотно и профессионально. Так о чём мы сегодня будем говорить?

Конечно, о профессиях.


- Сегодня наш разговор - о профессиях. А нашими собеседниками будут герои литературных произведений.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?


Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с произведениями разных писателей и поэтов о  профессиях.

Тема урока: «Писатели и поэты о профессиях»

Что означает слово профессия?

 Каждый человек должен работать.

3. Знакомство с литературными произведениями

1. Многие поэты и писатели обращались в своем творчестве к этой теме. Когда-то Владимир Маяковский задумался над очень важной проблемой:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

В стихотворении «Кем быть?» поэт в шутливой форме рассказывает о различных профессиях, пытается помочь детям выбрать интересное жизненное дело. Давайте послушаем это произведение в исполнении ребят. Обратите внимание, как поэт в словах, рифмах и созвучиях передает особенности той или иной специальности.


Чтение стихотворения заранее подготовленными обучающимися.

О каких профессиях рассказал поэт?
Дети: Столяры, плотники, инженер, доктор, рабочий, кондуктор, шофёр, лётчик, матрос.
– Герой стихотворения – мечтатель. Он воображает себя то инженером, то доктором… Каждая новая профессия кажется ему заманчивее прежней.
– Прочитайте, как начинается стихотворение

Дети:

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда.
Чем заниматься?

Я раздам картинки к стихотворению, а вы должны будете найти нужный отрывок в тексте и прочитать.
(Учитель раздаёт на каждую парту сюжетную картинку к стихотворению, а дети воспроизводят её, читая слова из текста)
– В каком порядке сменяются профессии в данном стихотворении?
Дети: Столяры, плотники, инженер, доктор, рабочий, кондуктор, шофёр, лётчик, матрос.
Учитель размещает картинки в нужном порядке на доске.
– Прочитайте последнее четверостишие.
Дети:
Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
– Как понимаете смысл последних строк?
Дети: Каждый человек вправе выбрать ту профессию, которая ему нравится.


Учитель: В стихотворении встретились интересные слова и выражения, объясните их:

 – Какая фраза повторяется постоянно в этом стихотворении?
Дети: «Пусть меня научат!»
– Почему она всегда повторяется?
Дети: Чтобы овладеть какой-нибудь профессией, надо сначала научиться.
– Можно ли сразу стать лётчиком, учителем или поваром?
Дети: Нет, для этого нужно учиться.

2. Другой известный поэт тоже знакомит нас с профессиями в разговоре детей о работе своих мам. Прослушивание отрывка из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» - О каких профессиях рассказывает нам автор?

- Какова главная мысль стихотворения? (все профессии важны и нужны)



3.Профессий – великое множество, всех не перечесть и каждого дела есть запах особый. Об этом рассказал в своём стихотворении Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» (читает ученик):

Родители известного итальянского писателя и поэта Джанни Родари были простыми рабочими, и сам он познал не одну специальность. Может, поэтому в своих стихах он с такой любовью описывает людей труда: булочников, столяров, кондитеров

2) Работа над стихотворением
Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Учитель: Что такое «ремесло»?
Дети: Профессиональное дело, иначе – профессия.
Учитель: О чем рассказал в своём стихотворении автор?
Дети: У каждой профессии свой особый запах, только бездельники и лодыри не пахнут никак.
Учитель: К кому относится автор с симпатией, кого осуждает?
Дети: С симпатией относится к тем, кто трудится, осуждает бездельников.

4.Какие книги читали вы ребята о профессиях? Кто автор ваших произведений?

(Обзор книжной выставки. Дети делают презентацию прочитанных книг)

5. Послушайте отрывки из художественных произведений. В них говорится о представителях различных профессий. Постарайтесь вспомнить, как называется произведение и кто его автор. О каких профессиях идет речь?

1) Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! (К. Чуковский. «Айболит») • Как называется профессия доктора Айболита? (Ветеринар)



2) В одном немецком городе жил портной, звали его Ганс. Целый день сидел он на столе у окошка, поджав ноги, и шил. Куртки шил, штаны, жилетки шил. (Братья Гримм. «Храбрый портной»)

• Портным называют мужчину. А как называют женщину этой профессии? (Портниха, швея)

3) В парикмахерской чисто, уютно и светло, и женщины сидят под колпаками, сохнут.


Парикмахер спрашивает у дяди Федора:

— Что вам угодно, молодой человек?

— Мне надо Шарика постричь.


Парикмахер говорит: — Дожили! Шарики, кубики. И как же его постричь? А может, его и побрить заодно?

Кто по профессии был папа Карло? (шарманщик, столяр)

*Кто спас Красную шапочку и её бабушку? (охотники)

*Профессия кота Василия в сказке «Кошкин дом»? (дворник)

*Каким врачом был доктор Айболит? (ветеринар)

*Кем работал Печкин в Простоквашино? (почтальон)

6.- Какие произведения о труде и профессиях вы еще знаете?

Послушайте стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Все для всех»

- О человеке всегда судят по труду. Как должен трудиться человек?

7 . Итог урока.


– О каких профессиях мы говорили на уроке?
(Ответы детей)
– Произведения каких авторов звучали на уроке?
(Ответы детей)
– Как вы думаете, есть ли самая важная на свете профессия?
Дети: Нет. Все профессии важны. В почёте любой труд.

Ребята, у вас, наверное, тоже есть мечта. Кем бы вы хотели стать в будущем, когда окончите школу? (Дети рассказывают о своих профессиях)

Очень важно выбрать себе занятие по душе, чтобы ваша работа приносила и вам и окружающим радость и удовлетворение.

Но при любом выборе профессии знайте, что все они важны и нужны.

А какой труд сейчас важен для вас? (Учиться)

Правильно, ваш труд – это учёба. Но уже сейчас многие из вас задумались о том, чем бы они хотели заниматься в будущем, что у них получается лучше всего, к чему есть способности.

Я думаю, что каждый из вас после окончания школы найдѐт себе работу по вкусу, по душе.

Подводя итог, я предлагаю вам выполнить последнее, общее для каждой группы, задание – составить синквейн на тему «Профессия». Все помнят правила составления синквейна? Составление кластера.

- Какие произведения о профессиях больше запомнились и почему?


Как видите, дети, профессий немало –

Такую себе выбирай,

Чтоб делом всей жизни твоей она стала,

Чтоб честным трудом ты прославил свой край.


- Как вы понимаете эти слова?

Рефлексия


7. Д/з Тема следующего урока по внеклассному чтению:  Весёлые рассказы о детях Н. Носова и  В. Драгунского (прилагается список литературы для чтения)

На этом мы наш классный час заканчиваем. Огромное спасибо, вам, ребята. Играя, мы освежили свою память и вспомнили многообразие профессий.

А на данный момент главным для Вас должна стать учеба, получение хороших знаний,