СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное краеведение. «Протекших дней очарованье…» Петр Тимофеев. Презентация.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное краеведение. «Протекших дней очарованье…» Петр Тимофеев. Презентация.»

         «Протекших дней очарованье…»  Петр Тимофеев   ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

«Протекших дней очарованье…» Петр Тимофеев

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Книга «Протёкших дней очарованье» - уникальный сборник фольклора: не славянского, не украинского, а донецкого. За сравнительно недолгий срок существования региона успела сформироваться уникальная бытовая культура, которую влюблённый в народное творчество с детства автор и попытался зафиксировать в книге.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Книга «Протёкших дней очарованье» - уникальный сборник фольклора: не славянского, не украинского, а донецкого. За сравнительно недолгий срок существования региона успела сформироваться уникальная бытовая культура, которую влюблённый в народное творчество с детства автор и попытался зафиксировать в книге.
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Тимофеев Петр Тимофеевич, доцент кафедры истории русской литературы и теории словесности филологического факультета Донецкого национального университета

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Тимофеев Петр Тимофеевич, доцент кафедры истории русской литературы и теории словесности филологического факультета Донецкого национального университета
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Когда Петру было восемь лет, отец впервые взял его с собой на родину. Из Горловки, точнее Никитовки, до Красного Лимана они ехали на электричке, затем пересели на автобус, через полчаса были на месте, в селе Торском. В Торском всё мальчику казалось интересным: протянувшееся вдоль левого берега речки почти на семь километров село Чёрный Жеребец, утопающее в садах, показалось Петру сказочным, как и большой деревянный мост, — стоило перейти через него, и оказывался уже в посёлке Кирово.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Когда Петру было восемь лет, отец впервые взял его с собой на родину. Из Горловки, точнее Никитовки, до Красного Лимана они ехали на электричке, затем пересели на автобус, через полчаса были на месте, в селе Торском. В Торском всё мальчику казалось интересным: протянувшееся вдоль левого берега речки почти на семь километров село Чёрный Жеребец, утопающее в садах, показалось Петру сказочным, как и большой деревянный мост, — стоило перейти через него, и оказывался уже в посёлке Кирово.
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев По вечерам мальчик слушал, как в селе поют. Село было певческое, известное далеко за пределами района. Вместе с друзьями Петя видел, как во дворе у старой Варвары по прозвищу Варениха собирались на вечерушки молодые парни и девушки. Стоило появиться кому-либо с бубном и гармошкой, как, подзадоривая друг друга, самые нетерпеливые пускались в пляс: Не хотела припевать,  стояла стеснялась;  как гармошка заиграла,  я не удержалась. И тут же кто-то подхватывал: Пойду плясать —  ножка за ножку;  терпеть не могу,  кто любит Алёшку. На глазах у восьмилетнего Петра разворачивались целые состязания — кто кого перепоёт, перепляшет: Эх, ёлочки-сосёночки  да зелёны шишки;  и пошли, пошли, пошли  плясать без передышки. Возможно, именно тогда, в юном возрасте, мальчик понял, что хочет стать собирателем устного народного творчества родных мест

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • По вечерам мальчик слушал, как в селе поют. Село было певческое, известное далеко за пределами района. Вместе с друзьями Петя видел, как во дворе у старой Варвары по прозвищу Варениха собирались на вечерушки молодые парни и девушки. Стоило появиться кому-либо с бубном и гармошкой, как, подзадоривая друг друга, самые нетерпеливые пускались в пляс:
  • Не хотела припевать, стояла стеснялась; как гармошка заиграла, я не удержалась.
  • И тут же кто-то подхватывал:
  • Пойду плясать — ножка за ножку; терпеть не могу, кто любит Алёшку.
  • На глазах у восьмилетнего Петра разворачивались целые состязания — кто кого перепоёт, перепляшет:
  • Эх, ёлочки-сосёночки да зелёны шишки; и пошли, пошли, пошли плясать без передышки.
  • Возможно, именно тогда, в юном возрасте, мальчик понял, что хочет стать собирателем устного народного творчества родных мест
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев В 1970 году Пётр Тимофеев поступил на филологический факультет Донецкого государственного университета. После завершения обучения какое-то время работал учителем языка и литературы одной из районных школ, потом поступил на работу в Донецкий медицинский институт, год отслужил в рядах Советской армии. После демобилизации вернулся к родным пенатам, с 1980 года и до самой смерти Тимофеев работал в Донецком национальном университете. Знаменательным событием в жизни Тимофеева-учёного стал выход в 1987 году в «Молодой гвардии» книги «Добрые дела не исчезают». Это было первое издание текстов устного народного творчества Донбасса, фольклорный сборник народных лирических и шахтёрских песен, легенд, частушек, пословиц и поговорок, сказок, записанных Петром Тимофеевым в период с 1980 по 1986 год. Книга была удостоена премии имени Ионова

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • В 1970 году Пётр Тимофеев поступил на филологический факультет Донецкого государственного университета. После завершения обучения какое-то время работал учителем языка и литературы одной из районных школ, потом поступил на работу в Донецкий медицинский институт, год отслужил в рядах Советской армии. После демобилизации вернулся к родным пенатам, с 1980 года и до самой смерти Тимофеев работал в Донецком национальном университете.
  • Знаменательным событием в жизни Тимофеева-учёного стал выход в 1987 году в «Молодой гвардии» книги «Добрые дела не исчезают». Это было первое издание текстов устного народного творчества Донбасса, фольклорный сборник народных лирических и шахтёрских песен, легенд, частушек, пословиц и поговорок, сказок, записанных Петром Тимофеевым в период с 1980 по 1986 год. Книга была удостоена премии имени Ионова
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев В 1996 году Тимофеев защитил кандидатскую диссертацию по теме «Песенный фольклор рабочей среды Донбасса». Затем продолжил своё собирательство, издал несколько работ: «Обрядовый и шахтёрский фольклор», «Шахтёрский фольклор», «Шахтёрские частушки», «Шахтёр-чемпион! Из фольклора болельщиков «Шахтёра»», «Протекших дней очарованье…(сказки, песни, частушки, присловья Донбасса, записанные Петром Тимофеевым)»

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • В 1996 году Тимофеев защитил кандидатскую диссертацию по теме «Песенный фольклор рабочей среды Донбасса». Затем продолжил своё собирательство, издал несколько работ: «Обрядовый и шахтёрский фольклор», «Шахтёрский фольклор», «Шахтёрские частушки», «Шахтёр-чемпион! Из фольклора болельщиков «Шахтёра»», «Протекших дней очарованье…(сказки, песни, частушки, присловья Донбасса, записанные Петром Тимофеевым)»
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Более сорока лет жизни посвятил изучению культуры родного края: собирал фольклор Донбасса, Приазовья (в греческих поселениях Донбасса и Крыма), а также Верхнего Дона и Похопёрья (казачьи хутора и станицы). Богата и разнопланова сфера интересов учёного. Он писал о природе формульности и вариативности фольклорных жанров, рождённых в рабочей среде Донбасса [1, 2, 7], о поэтике украинских дум, занимался вопросами образности языка легенд, сказок и сказов греков-урумов и греков-румеев [6]. В начале 70-х годов XX века Пётр Тимофеевич осуществил первые экспедиции на Дон, результаты которых позволили в дальнейшем развернуть научное освоение Верхнего Дона. В это время учёного начинает волновать взаимосвязь истории и культуры народа, содержание традиционного знания, природа словесных форм народного творчества. Результатом многолетней экспедиционной работы стала книга «Материалы международных студенческих фольклорно-этнографических экспедиций Донецкого национального университета на Верхний Дон»

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Более сорока лет жизни посвятил изучению культуры родного края: собирал фольклор Донбасса, Приазовья (в греческих поселениях Донбасса и Крыма), а также Верхнего Дона и Похопёрья (казачьи хутора и станицы).
  • Богата и разнопланова сфера интересов учёного. Он писал о природе формульности и вариативности фольклорных жанров, рождённых в рабочей среде Донбасса [1, 2, 7], о поэтике украинских дум, занимался вопросами образности языка легенд, сказок и сказов греков-урумов и греков-румеев [6].
  • В начале 70-х годов XX века Пётр Тимофеевич осуществил первые экспедиции на Дон, результаты которых позволили в дальнейшем развернуть научное освоение Верхнего Дона.
  • В это время учёного начинает волновать взаимосвязь истории и культуры народа, содержание традиционного знания, природа словесных форм народного творчества.
  • Результатом многолетней экспедиционной работы стала книга «Материалы международных студенческих фольклорно-этнографических экспедиций Донецкого национального университета на Верхний Дон»
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Пётр Тимофеев всем сердцем любил Верхний Дон. Особое место в его сердце занимал Хопер. Потрясающая природа вдохновляла учёного, давала силы работать. Но не только невероятной красотой заворожил этот регион фольклориста. Мощнейшая культурная традиция, богатая история, открытые приветливые и очень свободолюбивые люди делали работу учёного интересной и удивительной. Донской край и его народная культура на долгое время становятся центральной темой работ Тимофеева. Многие годы фольклорист посвятил полевой работе, внёс значительный вклад в полевое и теоретическое изучение фольклора и народной культуры Донского края.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Пётр Тимофеев всем сердцем любил Верхний Дон. Особое место в его сердце занимал Хопер. Потрясающая природа вдохновляла учёного, давала силы работать. Но не только невероятной красотой заворожил этот регион фольклориста. Мощнейшая культурная традиция, богатая история, открытые приветливые и очень свободолюбивые люди делали работу учёного интересной и удивительной. Донской край и его народная культура на долгое время становятся центральной темой работ Тимофеева. Многие годы фольклорист посвятил полевой работе, внёс значительный вклад в полевое и теоретическое изучение фольклора и народной культуры Донского края.
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Уникальной стала книга Петра Тимофеева «Хопёр: история, быт, культура», изданная в Калининграде в 1998 году. Впервые в отечественной фольклористике рассматривается традиционный уклад жизни, поэтическая культура верхового казачества бассейна реки Хопёр. Книга написана простым языком и рассчитана на широкий круг читателей.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Уникальной стала книга Петра Тимофеева «Хопёр: история, быт, культура», изданная в Калининграде в 1998 году. Впервые в отечественной фольклористике рассматривается традиционный уклад жизни, поэтическая культура верхового казачества бассейна реки Хопёр. Книга написана простым языком и рассчитана на широкий круг читателей.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Хопёр
  • «И с тех пор каждую весну, когда пробуждается природа, могучий Хопёр широко разливается в непрестанной надежде обнять Слащёвку, свою верную и неизбывную любовь». (Легенда о Хопре и Слащёвке в пересказе Федотова. Станица Слащёвская. Запись Тимофеева. 1988 год).

Благодаря Петру Тимофееву на протяжении более десяти лет для студентов-филологов Донецкого национального университета на территории Верхнего Дона, в живом ареале существования казачьих традиций, проводилась фольклорная практика. Всего было обследовано около 140 населённых пунктов, записано более 12 тысяч текстов. В работе Пётр Тимофеев всегда следовал по намеченному пути. «Самый прямой и верный путь следования, — говорил он, — является и самым сложным». У Тимофеева было много друзей и коллег по всему миру. Он публиковался за границей и поддерживал международные связи Донецкого национального университета. Крепко дружил с профессором Евгением Отиным, который досконально исследовал гидронимы бассейна реки Дон, Тимофеев разделял гипотезу Отина о происхождении названия реки Хопёр.

«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Особенная дружба связывала Тимофеева с внуком великого русского писателя  Александром Шолоховым , директором Государственного музея-заповедника  Михаила Шолохова , расположенного в станице Вёшенской. Именно любовь и гений писателя, а также знание шолоховских мест, каждого поворота рек, каждой излучины, собирание воспоминаний и трактовка образов любимых литературных героев привели Петра Тимофеева в главному делу его жизни — разгадыванию тайн «романа под открытым небом» вблизи волн Тихого Дона и буйных своенравных вихров Хопра.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Особенная дружба связывала Тимофеева с внуком великого русского писателя  Александром Шолоховым , директором Государственного музея-заповедника  Михаила Шолохова , расположенного в станице Вёшенской. Именно любовь и гений писателя, а также знание шолоховских мест, каждого поворота рек, каждой излучины, собирание воспоминаний и трактовка образов любимых литературных героев привели Петра Тимофеева в главному делу его жизни — разгадыванию тайн «романа под открытым небом» вблизи волн Тихого Дона и буйных своенравных вихров Хопра.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • «Протекших дней очарованье…»
  • С конца XVIII — начала XIX века в Донбассе интенсивно развиваются капиталистические отношения. Разработка угольных месторождений велась местными жителями задолго до  Капустина , прибывшего в Донбасс по заданию учреждённой  Петром I  Берг-коллегии и открывшего значительные запасы угля в районе Бахмута. Во второй половине XIX века развитие каменноугольной промышленности, металлургии, строительство железных дорог в короткий срок превратили Донбасс в крупнейший промышленный центр страны, а бурные события конца XIX — начала ХХ веков, небывалая концентрация рабочих на предприятиях создали в 20-м годам ХХ столетия особый феномен — Донбасс — мощный индустриальный регион с утвердившимися рабочими традициями.
  • Несмотря на все трудности условий труда и быта, войны и революции, коллективизацию, репрессии, с которыми донбассовцы столкнулись раньше всех, постепенно сформировалась самобытная народная поэтическая культура. Концентрация рабочих на предприятиях центрального Донбасса, каторжный труд на заводах и шахтах находят отражение в устно-поэтическом творчестве шахтеров, певших о том, что лишало их счастья, изливавших жалобы на тяжесть своего труда, гибель товарищей, на судьбу-лиходейку, проклинавших шахту-каторгу и хозяина-грабителя.
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Когда в 1889 году  Глеб Успенский  в газете «Русские ведомости» опубликовал первые записи ранних песен шахтёров Славяносербского и Бахмутского уездов Екатеринославской губернии, он и не подозревал, что открыл новую Атлантиду — поэтическое творчество рабочих. С этого времени песенное новотворчество шахтёров начинает привлекать внимание собирателей. В Донбассе фольклор рабочих, начиная с 20-х годов XX века, записывали А. В. Пясковский, П. И. Ковешников, Н. Г. Низовцев, П. Г. Беспощадный, Н. Д. Тарасенко, А. В. Ионов, П. Т. Тимофеев.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Когда в 1889 году  Глеб Успенский  в газете «Русские ведомости» опубликовал первые записи ранних песен шахтёров Славяносербского и Бахмутского уездов Екатеринославской губернии, он и не подозревал, что открыл новую Атлантиду — поэтическое творчество рабочих. С этого времени песенное новотворчество шахтёров начинает привлекать внимание собирателей. В Донбассе фольклор рабочих, начиная с 20-х годов XX века, записывали А. В. Пясковский, П. И. Ковешников, Н. Г. Низовцев, П. Г. Беспощадный, Н. Д. Тарасенко, А. В. Ионов, П. Т. Тимофеев.
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев В 2008 году в Донецке вышла монография «Протекших дней очарованье: сказки, песни, частушки, присловья Донбасса, записанные Петром Тимофеевым», где впервые полно был представлен фольклор Донбасса – 2 053 текста песен, частушек, сказов, сказок, легенд, присловий и преданий, записанных за четверть века на территории Донецкой и Луганской областей.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • В 2008 году в Донецке вышла монография «Протекших дней очарованье: сказки, песни, частушки, присловья Донбасса, записанные Петром Тимофеевым», где впервые полно был представлен фольклор Донбасса – 2 053 текста песен, частушек, сказов, сказок, легенд, присловий и преданий, записанных за четверть века на территории Донецкой и Луганской областей.
. Поговорка — окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, за­ключения, применения; это одна первая половина пословицы ». Многие пословицы таят в себе иносказательный смысл, который проявляется в зависимости от того или иного контекста. В монографии «Протекших дней очарованье» размещены шахтёрские пословицы и поговорки, которые в 30-40-е годы XX столетия записывал А. В. Ионов вместе с другими собирателями. " width="640"

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • ШАХТЕРСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
  • Пословицы и поговорки специально записывать почти невозмож­но. Это краткие выражения, которые входят в речь естественно, в зависи­мости от темы, ситуации, настроения.
  • В пословицах независимо от их формы выражается определённая закончен­ная мысль, поучение, суждение, наблюдение, обобщённый поэтический, в какой- то мере афористический, вывод из совокупности различных явлений жизни. По­говорка представляет собой как бы неполную пословицу.
  • Известный фольклорист, языковед и писатель В. И. Даль так отличал поговорки от пословиц: « Поговорка, по народному же определению, цветочек, а пос­ловица ягодка ... . Поговорка — окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, за­ключения, применения; это одна первая половина пословицы ».
  • Многие пословицы таят в себе иносказательный смысл, который проявляется в зависимости от того или иного контекста.
  • В монографии «Протекших дней очарованье» размещены шахтёрские пословицы и поговорки, которые в 30-40-е годы XX столетия записывал А. В. Ионов вместе с другими собирателями.
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев  ШАХТЕРСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Горняцкая дружба крепка не лестью, а правдой и честью.  Новичок шахту полюбит — шахта его приголубит.  В шахте, ребятки, не играют в прятки.  Работай в лаве, как в бою, прославишь Родину свою.  Кто в забое горячится, никогда не отличится.  Слову — вера, углю — мера.  Понадеялся на авось — дело в шахте сорвалось.  Прогульщик — что чума: стахановцу не кума.  От громких «ура» уголь не пойдёт на-гора.  Уголёк — что золото: и блестит, и ценится.  У нас тому в шахте почёт, у кого уголь на- гора течёт.  Кто ловко машиной владеет, тот любой пласт одолеет.  Без ружья не охотник, без топора не плот¬ник, без знаний не шахтёр.  От кривого копра не жди добра.  Клевета, что уголь: не обожжёт, так зама¬рает.  Красуйся не улыбкой сладкой, а трудовой хваткой.  Чтоб шахтёром называться, мало в саже замараться.  От пьяницы и шахта пятится.  Шахта работящих любит.  Ничего, что лицо в пыли — была бы душа чистой.  Уголь рубай, как забойщик Мамай.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • ШАХТЕРСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
  • Горняцкая дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Новичок шахту полюбит — шахта его приголубит. В шахте, ребятки, не играют в прятки. Работай в лаве, как в бою, прославишь Родину свою. Кто в забое горячится, никогда не отличится. Слову — вера, углю — мера. Понадеялся на авось — дело в шахте сорвалось. Прогульщик — что чума: стахановцу не кума. От громких «ура» уголь не пойдёт на-гора. Уголёк — что золото: и блестит, и ценится. У нас тому в шахте почёт, у кого уголь на- гора течёт. Кто ловко машиной владеет, тот любой пласт одолеет. Без ружья не охотник, без топора не плот¬ник, без знаний не шахтёр. От кривого копра не жди добра. Клевета, что уголь: не обожжёт, так зама¬рает. Красуйся не улыбкой сладкой, а трудовой хваткой. Чтоб шахтёром называться, мало в саже замараться. От пьяницы и шахта пятится. Шахта работящих любит. Ничего, что лицо в пыли — была бы душа чистой. Уголь рубай, как забойщик Мамай.
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Шахтерские сказы, предания и былички были записаны в 80-90-е годы ХХ века на территории Донецкой и Луганской областей. Среди наиболее распространенных сказов, во множестве вариантов бытовавших в ХХ веке, - предания о Шубине, «шахтерском хозяине» подземного угольного богатства, который помогал горнякам и наказывал тех, кто наживался на чужом труде.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Шахтерские сказы, предания и былички были записаны в 80-90-е годы ХХ века на территории Донецкой и Луганской областей.
  • Среди наиболее распространенных сказов, во множестве вариантов бытовавших в ХХ веке, - предания о Шубине, «шахтерском хозяине» подземного угольного богатства, который помогал горнякам и наказывал тех, кто наживался на чужом труде.
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев ПРО ШУБИНА Рассказывают, что Шубин был рабочим на одной из шахт в царские времена. Условия труда были тяжелыми, а оплата мизерная, вот и решили шахтеры устроить забастовку. Одним из ее организаторов и был некто Шубин. Когда протест этот подавили, Шубина, чтобы другим неповадно было, заковали в кандалы и прибили, а когда через несколько дней пришли за трупом, то кандалы были целые, а в них никого не было. С тех пор говорят, что ходит дух доброго Шубина и помогает шахтерам.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • ПРО ШУБИНА
  • Рассказывают, что Шубин был рабочим на одной из шахт в царские времена. Условия труда были тяжелыми, а оплата мизерная, вот и решили шахтеры устроить забастовку. Одним из ее организаторов и был некто Шубин. Когда протест этот подавили, Шубина, чтобы другим неповадно было, заковали в кандалы и прибили, а когда через несколько дней пришли за трупом, то кандалы были целые, а в них никого не было. С тех пор говорят, что ходит дух доброго Шубина и помогает шахтерам.
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев ДОБРЫЙ ШУБИН Был такой главный инженер на шахте, очень хороший человек, который всегда помогал рабочим людям. И однажды, когда рабочие опустились в забой в шахте, он почувствовал по своему опыту, что сегодня люди могут погибнуть и опустился в шахту. Когда он опустился в шахту, произошел выброс метана, произошло сближение пластов, и начали погибать люди. И он, чтобы спасти людей, отдал свою, как говорится душу, высшим силам или кому там, я не знаю, не скажу, кому. И отдал, чтобы спасти людей. Эти люди вышли из шахты, и после этого в шахтах, когда начинается маленькая капать кровля (есть такое понятие, когда потихоньку падает кровля), люди отбегают. Шубин как бы предупреждает, чтобы люди уходили оттуда. Люди выходят и говорят, что это нас спас добрый Шу

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • ДОБРЫЙ ШУБИН
  • Был такой главный инженер на шахте, очень хороший человек, который всегда помогал рабочим людям. И однажды, когда рабочие опустились в забой в шахте, он почувствовал по своему опыту, что сегодня люди могут погибнуть и опустился в шахту. Когда он опустился в шахту, произошел выброс метана, произошло сближение пластов, и начали погибать люди. И он, чтобы спасти людей, отдал свою, как говорится душу, высшим силам или кому там, я не знаю, не скажу, кому. И отдал, чтобы спасти людей. Эти люди вышли из шахты, и после этого в шахтах, когда начинается маленькая капать кровля (есть такое понятие, когда потихоньку падает кровля), люди отбегают. Шубин как бы предупреждает, чтобы люди уходили оттуда. Люди выходят и говорят, что это нас спас добрый Шу

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • ВЕРНАЯ ДРУЖБА
  • Было это давным-давно. И никто не скажет, на какой шахте произошел этот случай с коногоном и его конем, верным другом по тяжелому шахтерскому труду. Но все знали, что хлеб насущный, они зарабатывали честно. И такой верной дружбы никто не помнит.
  • Коногон когда-то был молодым и сильным, молодым резвым был и конь. Каждый день они трудились по много часов. Этот труд очень сблизил, сроднил молодого коногона и молодого резвого коня. А к концу работы оба так уставали, что трудно было понять, кто кого ведет и поддерживает. И оба, особенно в эти минуты, были благодарны друг другу. И коногон все это понимал и мог выразить признательность своему верному другу теплыми словами, отдать последнюю хлебную корочку. И конь тоже все понимал, но свою благодарность выражал только лишь тихим ржанием. И эта трудовая дружба длилась не год, не два, а много-много лет.
  • Старился и высыхал коногон, старился и высыхал конь. И старый коногон понимал, что придет время и его четвероногого друга выведут из шахты. И тогда дни его будут сочтены.
  • И вот пришло время, когда коногону сказали, что коня надо убрать. Старый коногон упорно доказывал, что они вдвоем еще никогда не подводили. Но решение было принято, и коногон в последний раз пошел со своим верным четвероногим другом на работу. И больше их никто не видел.
  • Куда делись старый коногон и его конь, никто не знает до сих пор. Очевидно, они не смогли предать друг друга, и ушли в заброшенные выработки. И людям иногда казалось, что из глубины шахты слышится ржание коня.
  • Преданную дружбу коногона и его коня о сих пор вспоминают люди. И сказ об этом передается от старых и молодых. И каждый шахтер знает, что самое ценное в большом шахтерском деле – это верная дружба.
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев ШАХТЕРСКАЯ ПРИМЕТА Одному шахтеру приснился ночью сон про черта. Он рассказал утром жене, поехал в шахту, и там его убило. С тех пор говорят, что если снится ночью черт шахтеру, то ему нужно любыми путями не ехать в шахту, не то – убьет.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • ШАХТЕРСКАЯ ПРИМЕТА
  • Одному шахтеру приснился ночью сон про черта. Он рассказал утром жене, поехал в шахту, и там его убило. С тех пор говорят, что если снится ночью черт шахтеру, то ему нужно любыми путями не ехать в шахту, не то – убьет.
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Песни и сказы, присловья и частушки донесли до нас поэтическую мысль народа последнего столетия, необыкновенное поэтическое чувство, пронзительную боль, страдания, любовь, иногда выраженные мелодраматично, как, например, в знаменитой шахтёрской песне «Коногон», которая возникла более ста лет назад. Казалось бы, столько изменений произошло в жизни нескольких поколений шахтёров, а эту песню помнят и поют. В июне 1996 года во время гражданской панихиды по погибшим шахтёрам на шахте имени  Засядько  горняки пели «Коногона», «Коногона» помнят и поют на Урале, в Кузбассе. Но родилась эта песня у нас, в Донбассе. Так же, как и сказ о Шубине, бытующий во множестве вариантов, хотя, бесспорно, сказы как жанр возникли на Украине, а затем уже распространились по всем горнодобывающим районам. Вот фрагмент одной из ранних шахтёрских песен.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Песни и сказы, присловья и частушки донесли до нас поэтическую мысль народа последнего столетия, необыкновенное поэтическое чувство, пронзительную боль, страдания, любовь, иногда выраженные мелодраматично, как, например, в знаменитой шахтёрской песне «Коногон», которая возникла более ста лет назад. Казалось бы, столько изменений произошло в жизни нескольких поколений шахтёров, а эту песню помнят и поют. В июне 1996 года во время гражданской панихиды по погибшим шахтёрам на шахте имени  Засядько  горняки пели «Коногона», «Коногона» помнят и поют на Урале, в Кузбассе. Но родилась эта песня у нас, в Донбассе. Так же, как и сказ о Шубине, бытующий во множестве вариантов, хотя, бесспорно, сказы как жанр возникли на Украине, а затем уже распространились по всем горнодобывающим районам. Вот фрагмент одной из ранних шахтёрских песен.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Частушки
  • Конечно, этот жанр распространён повсеместно. Он мгновенно откликается на изменения, происходящие в жизни людей. Особый интерес представляют именно уникальные шахтёрские частушки, собранные Тимофеевым. Не буду долго о них писать, лучше приведу примеры: первые четыре — это ранние, XIX века, остальные — это уже советские частушки.
  • Я на шахте номер пять вагоны гоняю. Как забурится вагон, долю проклинаю. *** Распроклятый рудник пятый где ты милого упрятал? Он в продольной коренной лежит с разбитой головой. *** Дорогая моя мама, забери меня домой. Ох, шахтёрская работа оказалася тюрьмой *** Поставлю розу на кровать — буду розу поливать. Шахтёр приедет свататься, за розу буду прятаться. *** Ой, стахановки-подруженьки, на зелёный луг пойдём. Мы шахтёрские частушки под гармошку пропоём.
  • *** По фамилии Изотов, а зовут Никитой. Никого на весь Донбасс нету знаменитей. *** Уголь на-гора даём, жизнь мы строим заново. И по старым нормам бьём методом Стаханова. *** Я на тонком на атласе вышью шёлковый узор, распишу кайму: «В Донбассе хорошо живёт шахтёр!» *** Шёл по руднику трамвай, чистенький да ясный. До чего ж красив наш край, как хорош Донбасс мой. *** Мы стахановские девчата, по-стахановски живём, коль понравился нам парень, всё равно мы отобьём. *** Наши девушки с «Глубокой» чернооки, чернобровы. И ребята то, что надо — чернобровая бригада
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Книги, которые собирал Тимофеев, уникальны тем, что их по сути написал народ. Издавна возникали, формировались и получали завершённую форму легенды и предания, сказы и сказки, песни, пословицы и поговорки. Народная песня возникает из быта, народ поёт песни под впечатлением непосредственных чувств и событий, в которых он участвует. Вследствие этой точности и правдивости фольклор обладает исторической ценностью большей, чем любое индивидуальное произведение литературы или искусства.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Книги, которые собирал Тимофеев, уникальны тем, что их по сути написал народ. Издавна возникали, формировались и получали завершённую форму легенды и предания, сказы и сказки, песни, пословицы и поговорки. Народная песня возникает из быта, народ поёт песни под впечатлением непосредственных чувств и событий, в которых он участвует. Вследствие этой точности и правдивости фольклор обладает исторической ценностью большей, чем любое индивидуальное произведение литературы или искусства.
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Более сорока лет жизни посвятил изучению культуры родного края: собирал фольклор Донбасса, Приазовья (в греческих поселениях Донбасса и Крыма), а также Верхнего Дона и Похопёрья (казачьи хутора и станицы). Богата и разнопланова сфера интересов учёного. Он писал о природе формульности и вариативности фольклорных жанров, рождённых в рабочей среде Донбасса [1, 2, 7], о поэтике украинских дум, занимался вопросами образности языка легенд, сказок и сказов греков-урумов и греков-румеев [6]. В начале 70-х годов XX века Пётр Тимофеевич осуществил первые экспедиции на Дон, результаты которых позволили в дальнейшем развернуть научное освоение Верхнего Дона. В это время учёного начинает волновать взаимосвязь истории и культуры народа, содержание традиционного знания, природа словесных форм народного творчества. Результатом многолетней экспедиционной работы стала книга «Материалы международных студенческих фольклорно-этнографических экспедиций Донецкого национального университета на Верхний Дон»

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Более сорока лет жизни посвятил изучению культуры родного края: собирал фольклор Донбасса, Приазовья (в греческих поселениях Донбасса и Крыма), а также Верхнего Дона и Похопёрья (казачьи хутора и станицы).
  • Богата и разнопланова сфера интересов учёного. Он писал о природе формульности и вариативности фольклорных жанров, рождённых в рабочей среде Донбасса [1, 2, 7], о поэтике украинских дум, занимался вопросами образности языка легенд, сказок и сказов греков-урумов и греков-румеев [6].
  • В начале 70-х годов XX века Пётр Тимофеевич осуществил первые экспедиции на Дон, результаты которых позволили в дальнейшем развернуть научное освоение Верхнего Дона.
  • В это время учёного начинает волновать взаимосвязь истории и культуры народа, содержание традиционного знания, природа словесных форм народного творчества.
  • Результатом многолетней экспедиционной работы стала книга «Материалы международных студенческих фольклорно-этнографических экспедиций Донецкого национального университета на Верхний Дон»
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Собирание фольклора в нашем урбанизованном мире — трудное дело, требующее от собирателя не только высокой квалификации в различных областях знаний, но часто и необходимости быть психологом, умения находить подлинных знатоков народной словесной мудрости и культуры — носителей традиции — и расположить их к себе. За четверть века Тимофеев последовательно и настойчиво обследовал почти все населённые пункты Донбасса, многократно и в разные годы работал с известными ему исполнителями и открывая новых. Не всегда с первого раза удавалось «разговорить» информаторов, установить атмосферу открытости. Труд Тимофеева уникален, он оставил солидное наследство своим ученикам, главное — не забывать об этом, хранить эту народную память. И собирать новую, ведь как раз сегодня Донбасс переживает события такой силы, которые дали и ещё дадут толчок новым бьющим мощным текстам!

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Собирание фольклора в нашем урбанизованном мире — трудное дело, требующее от собирателя не только высокой квалификации в различных областях знаний, но часто и необходимости быть психологом, умения находить подлинных знатоков народной словесной мудрости и культуры — носителей традиции — и расположить их к себе.
  • За четверть века Тимофеев последовательно и настойчиво обследовал почти все населённые пункты Донбасса, многократно и в разные годы работал с известными ему исполнителями и открывая новых. Не всегда с первого раза удавалось «разговорить» информаторов, установить атмосферу открытости. Труд Тимофеева уникален, он оставил солидное наследство своим ученикам, главное — не забывать об этом, хранить эту народную память. И собирать новую, ведь как раз сегодня Донбасс переживает события такой силы, которые дали и ещё дадут толчок новым бьющим мощным текстам!
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев Сердце Петра Тимофеева остановилось 14 февраля 2017 года в Донецке, до последнего дня учёный-фольклорист работал на кафедре «Русская литература» Донецкого национального университета, до последней минуты болел своим необъятным делом, которое всё же в определённой степени ему удалось объять и подарить современникам.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

  • Сердце Петра Тимофеева остановилось 14 февраля 2017 года в Донецке, до последнего дня учёный-фольклорист работал на кафедре «Русская литература» Донецкого национального университета, до последней минуты болел своим необъятным делом, которое всё же в определённой степени ему удалось объять и подарить современникам.
«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев    Шахтёрские частушки Познакомилась я с парнем, До чего же он востёр, Я подумала – учитель, Оказалось, что – шахтёр.   За любимого волнуюсь, Признаюсь по честности, Он работает в забое, Я же – на поверхности.   Эх, шахта, забой Под землёй нет солнца, Буду лампочкой светить Милому в оконце. Обняла б, поцеловала, Только милый мой далёк, Под землёй в забое рубит Для России уголёк.   Мне, подруга, о любимом Позаботиться пора, Он работает в забое, Даёт уголь «на гора»  На работе мой любимый,  И волнуюсь за него,  Но улыбками встречаю  Я шахтёра своего

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

 

Шахтёрские частушки

Познакомилась я с парнем,

До чего же он востёр,

Я подумала – учитель,

Оказалось, что – шахтёр.

  •  

За любимого волнуюсь,

Признаюсь по честности,

Он работает в забое,

Я же – на поверхности.

  •  

Эх, шахта, забой

Под землёй нет солнца,

Буду лампочкой светить

Милому в оконце.

Обняла б, поцеловала,

Только милый мой далёк,

Под землёй в забое рубит

Для России уголёк.

  •  

Мне, подруга, о любимом

Позаботиться пора,

Он работает в забое,

Даёт уголь «на гора»

  • На работе мой любимый,

И волнуюсь за него,

Но улыбками встречаю

Я шахтёра своего

«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев  Шахтёрские частушки Ой, устарел мой ухажёр – А с молотком, с лопатой! А ты комбайн бери, шахтёр, А потом невесту сватай!   Я вчера сказала Васе: «Давай садики садить, Чтобы в угольном Донбассе Было весело нам жить».   Небо сине, небо сине, Звездочка упала. Я откатчицей была, Инженером стала.   По фамилии Изотов, А зовут Никитой. Никого на весь Донбасс Нету знаменитей.   Уголь на-гора даем, Жизнь мы строим заново И по старым нормам бьем Методом Стаханова. А поглядите на такого: Мало рубишь ты угля, А не ходи ты возле дома, Не расстраивай меня.   Ой, да край могучий, край певучий, А дружный сталинский Донбасс! И не отыщешь жизни лучшей,  Чем на руднике у нас! * Ой, что за горные комбайны!  А не машины – красота! Уголь рубят, уголь грузят, А под забоем – чистота!

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

Шахтёрские частушки

Ой, устарел мой ухажёр –

А с молотком, с лопатой!

А ты комбайн бери, шахтёр,

А потом невесту сватай!

  •  

Я вчера сказала Васе:

«Давай садики садить,

Чтобы в угольном Донбассе

Было весело нам жить».

  •  

Небо сине, небо сине,

Звездочка упала.

Я откатчицей была,

Инженером стала.

  •  

По фамилии Изотов,

А зовут Никитой.

Никого на весь Донбасс

Нету знаменитей.

  •  

Уголь на-гора даем,

Жизнь мы строим заново

И по старым нормам бьем

Методом Стаханова.

А поглядите на такого:

Мало рубишь ты угля,

А не ходи ты возле дома,

Не расстраивай меня.

  •  

Ой, да край могучий, край певучий,

А дружный сталинский Донбасс!

И не отыщешь жизни лучшей,

Чем на руднике у нас!

*

Ой, что за горные комбайны!

А не машины – красота!

Уголь рубят, уголь грузят,

А под забоем – чистота!

«Протёкших дней очарованье»  Петр Тимофеев   Я его проворно подхватила И узнала вышивку свою, А по ней, по вышивке девичьей, Молодого парня узнаю.   Вот проснулся, улыбнулся летчик, Взял платок с каемкой голубой. И с тех пор он мне еще милее, Тот парнишка, летчик молодой.   Мой платочек с голубой каемкой Был подарен парню одному, Чтобы этот маленький платочек Обо всем напоминал ему. Платочек (народная песня) Мой платочек с голубой каемкой Был подарен парню одному, Чтобы этот беленький платочек Обо мне напоминал ему.   Вот однажды еду я в вагоне, Поезд быстро мчится на восток. Тишину вагона нарушает Паровозный удалой свисток.   А на полке спит спокойно летчик, Раскудрявый парень молодой. Незаметно из его кармана Падает платочек носовой.

«Протёкших дней очарованье» Петр Тимофеев

 

Я его проворно подхватила

И узнала вышивку свою,

А по ней, по вышивке девичьей,

Молодого парня узнаю.

 

Вот проснулся, улыбнулся летчик,

Взял платок с каемкой голубой.

И с тех пор он мне еще милее,

Тот парнишка, летчик молодой.

 

Мой платочек с голубой каемкой

Был подарен парню одному,

Чтобы этот маленький платочек

Обо всем напоминал ему.

Платочек (народная песня)

Мой платочек с голубой каемкой

Был подарен парню одному,

Чтобы этот беленький платочек

Обо мне напоминал ему.

 

Вот однажды еду я в вагоне,

Поезд быстро мчится на восток.

Тишину вагона нарушает

Паровозный удалой свисток.

 

А на полке спит спокойно летчик,

Раскудрявый парень молодой.

Незаметно из его кармана

Падает платочек носовой.