СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение. 3 класс. Тема "Способность обнаруживать красоту в окружающем нас мире-это способность, свойственная поэтическому восприятию мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Обнаружить, что темой трёхстиший Исса и М.Осечкиной и поэтической сказки С.Козлова «Разрешите с вами посумерничать» является способность замечать красоту в самых привычных явлениях природы и уметь наслаждаться прекрасным в окружающем нас мире.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. 3 класс. Тема "Способность обнаруживать красоту в окружающем нас мире-это способность, свойственная поэтическому восприятию мира"»

Протокол урока

Предмет: Литературное чтение

(Авторы: В.Ю. Свиридова, Н.А.Чуракова)

Класс: 3 (по системе Л.В.Занкова)

Тема раздела: Красота спасёт мир

По плану: 2 часа (первый урок).

Тема урока: Способность обнаруживать красоту в окружающем нас мире – это способность, свойственная поэтическому восприятию мира.

(по хокку Исса и М.Осечкиной , сказке С.Козлова «Разрешите с вами посумерничать»)



Цель урока: Обнаружить, что темой трёхстиший Исса и М.Осечкиной и поэтической сказки С.Козлова «Разрешите с вами посумерничать» является способность замечать красоту в самых привычных явлениях природы и уметь наслаждаться прекрасным в окружающем нас мире.

Задачи урока:

  1. Сопоставить два хокку, обнаружить, что эти стихи написаны на одну тему, поскольку их можно продолжить словами «потому что красиво»;

  2. Обобщить читательский опыт учащихся по прочитанным сказкам С.Козлова, выявить особенности характеров героев сказки С.Козлова «Разрешите с вами посумерничать»: Ёжика, Медвежонка и Зайца.

  3. Выяснить, что смысл сказки С.Козлова «Разрешите с вами посумерничать» связан с проблемами 1. умения или неумения замечать красоту в природе, любоваться ею, 2. умения общаться друг с другом: молчаливое общение-понимание, ощущение внутреннего единства с другим.

  4. Подвести обучающихся к выводу, что этот текст можно считать поэтическим, поскольку речь в нём идёт о внутреннем мире героев, о том, как они переживают красоту окружающего мира.

  5. Продолжить развитие компетентностных умений обучающихся: наблюдать, анализировать повествовательный текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения, вчитываться, доказывать, рефлексировать.

  6. Развивать навык осознанного, правильного и выразительного чтения; умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения, находить элементы сюжета;


Что ж....
Давайте любимые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться!




    1. Организационный момент.

    2. Создание эмоционального настроя

Беру кисть, пытаясь запечатлеть на бумаге свои чувства,

но способности мои так ничтожны!

Хочу отыскать слова, но сердце моё сжимается...

и я только смотрю и смотрю на ночное небо...

Мацуо Басё

    1. Актуализация знаний

Ты веришь, что красота растворена в окружающем нас мире?

Исса


Маша Осечкина


Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету


Кузнечик – скрипач.

Не ешь его, лягушка, подожди.

Пусть доиграет.

  • Можно ли сказать, что эти стихи написаны на одну и ту же тему?




«потому что вишни так красиво цветут»



«потому что он красиво играет»

  • Что же хочет нам сказать поэт Исса?

  • К кому обращено его стихотворение?

  • О чём же говорит Маша Осечкина?

  • К кому обращено её стихотворение?


Нельзя, невозможно враждовать, когда вокруг такая красота. Красота объединяет, среди красоты не может быть врагов: все братья!

Подожди убивать, потому что то, что ты хочешь убить, очень красивое, источник красоты.

Масштаб стихотворений разный, даже на уровне адресата. Исса говорит со всеми нами, Маша – с лягушкой.

































Тема урока

Угадайте, кто это? Из какой сказки?(Выходят и произносят дети или работа в парах или группах)

«Вот и звезда упала, — заметил он, — и трава наклонились влево, и от елки осталась одна вершина, и теперь она плывет рядом с лошадью... А интересно,  если лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?» (Ёжик)

« Эй! Зачем это вам веники?» (Заяц)

«Я от радости плачу» (Медвежонок)

«Подойду, — решил он. — Подойду и прямо так и скажу: “Вы мне нравитесь, Ромашка! Я очарован!” Очарован, очарован. Может, я вами очарован? …»

IV.Работа с текстом

Сумрак полумрак, неполная темнота

Сумерки полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, период времени перед закатом.

СУ'МЕРНИЧАТЬ, аю, аешь, несов. (разг.) (Т.с. Ушакова)

Сидеть без огня в сумерках, в ожидании наступления темноты, ничего не делая или тихо беседуя. — Что ж вы огонь не зажигаете? — Мы сумерничаем. М. Горький.


Сумерничать (иноск.) гулять, бесѣдовать во время сумерекъ.

  РАБОТАТЬПОЗДНО, СПАТЬРАНО; ДАВАЙ СУМЕРНИЧАТЬ.


4.1 Чтение сказки учителем. (на фоне звуков?)

4.2 Обмен первичными впечатлениями

-Что скажете? О чем молчите? Чем хотите поделиться?

-Узнаёте Ёжика и Медвежонка? А Зайца вспоминаете? «Ёжик в тумане», «Лисичка», «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», «Красота»

-А сможете доказать, что это те же Ёжик и Медвежонок, что и в других сказках?

4.3 Чтение произведения детьми

Сравнительная характеристика героев



Ёжик

Медвежонок

Заяц

тонкий и поэтичный, философ и учитель, исследователь,

спокойный, умный, находчивый

смелый, старательный, трудолюбивый

усердный, ответственный,

автор всех идей

эмоциональный, чувствительный, разговорчивый, ценящий дружбу, с большим уважением относящийся к Ёжику


эмоционально неразвитый,

Молчаливый созерцатель прекрасного

эмоциональный разговорчивый

малочувствительный, лишённый тонкости, но жаждущий общения с теми, кто чувствует более глубоко

Вывод:

4.4 Выявление идеи сказки, её главной мысли.

- О чём эта сказка?

1. Идея красоты мира: тончайший переход дня в вечер, который называется сумерки, и который окрашивает всю окружающую природу в необыкновенный нежно-сиреневый цвет, - предмет любования Ёжика и Медвежонка.

Выборочное чтение: описание природы


Что видит и чем наслаждается Ёжик?

А Медвежонок? Может быть он и не видит эту красоту, но он умеет наслаждаться другим: общением с Ёжиком.

А Заяц? Ничего не видит и совсем не понимает, в чём же ценность молчаливого сидения рядышком, теплоты молчаливого общения.


2. Идея ценности общения: важнейшая в жизни ценность – это общение друг с другом, причём не обсуждение каких-то текущих дел, но молчаливое общение-понимание, ощущение внутреннего единства с другим.

Что нужно уметь делать, чтобы по-настоящему сумерничать? Вглядываться, вслушиваться в природу, кроме того, надо просто уметь молча наслаждаться присутствием другого, близкого человека, молча с ним общаться совместно чем-то любоваться. Красота природы требует нашего специального внимания, развитой души и развитого взгляда.

Кто из героев умеет сумерничать?

Ёжик умеет сумерничать, потому что он по своей природе - поэт

Медвежонок научился сумерничать, потому что он очень эмоциональный, впечатлительный, привязан к Ёжику, дружит с ним, постоянно общается.

Заяц не умеет сумерничать, потому что не умеет прислушиваться ни к окружающим его «другим», ни к окружающему миру.

Кто в сказке настоящий учитель: Ёжик или Медвежонок?

Найдите в тексте.

Трудно пришлось Медвежонку с Зайцем?

Что делать на месте Медвежонка?

Как ты понимаешь смысл финала сказки?(выборочное чтение)

Финал - законченный смысловой отрывочек (зачитать "Стало совсем темно:").

Стало красиво, это заметили Ежик и Медвежонок, и от этого им стало тепло и уютно. Тепло и уютно оттого, что оба заметили как красиво, вместе наслаждаясь красотой.

4.5 Взаимосвязь между содержанием данного произведения и опытом детей.

А вы умеете сумерничать?

Умеешь ли ты замечать красивое в природе?

Умеешь ли ты ценить присутствие близкого тебе человека рядом и вместе с ним молча любоваться чем-то?

V. Итоги урока

Эта сказка попала в XII главу «Красота спасёт мир» случайно?

Не случайно. Ведь именно красота(сумерки, разлившаяся тишина, золотая долька луны) объединяет героев, побуждает почувствовать, что они вместе, что жить хорошо.

VI. Домашняя работа 1.Инсценирование

2. Чтение по ролям

3. Прочитать другие сказки С.Козлова ( «Ромашка», «Радость»)









"В зеркальце озера смотрится солнце,
Радуга кружится как карусель.
Новых друзей нам искать не придется,
Если не бросим мы старых друзей".