2 4 2 3 2 1 4 1. Работа со стихотворением «Рояль». 1. Работа с текстом до чтения. – Что вы узнали о рояле из загадки? (Разновидность фортепиано.) – Какую форму имеет инструмент? (Треугольный корпус.) – Рассмотрите иллюстрацию. Что увидели дети внутри рояля? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух. Вопросы после чтения: – С чем автор сравнивает внутреннее устройство рояля? – Что напоминает улицы? Из чего состоит этот городок? (Из струн, молоточков, суконца.) – Что вы можете сказать об авторе этого стихотворения? (Хороший знаток музыки, фантазёр.) – Какую музыку мы могли бы услышать на улицах этого города? (Светлую, радостную, мажорную.) 2. Выразительное чтение стихотворения. 2. Чтение фрагмента рассказа И.С. Тургенева «Певцы». 1. Работа с текстом до чтения. Вступительное слово учителя. – Вы послушаете сейчас отрывок из рассказа «Певцы». Его автор – русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ написан более 150 лет назад. Можете ли вы высказать какие-то предположения о содержании рассказа по его названию? Ответы детей учитель выслушивает, но не комментирует. – Этот рассказ – о необычном «соревновании» двух исполнителей русских народных песен, одного из них зовут Яков, имени другого мы не знаем, автор называет его по роду занятий – рядчик (человек, который управляет, заведует чем-то, возможно, он управляющий у какого-нибудь барина). Действие происходит в небольшом деревенском кабачке, слушатели – и жители деревни, и прохожие люди, рассказчик – охотник, помещик, хорошо знающий эти места и людей. – Представить обстановку, действующих лиц нам поможет иллюстрация на с. 15. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (читает учитель, дети следят по тексту). Задача учителя – помочь детям прочувствовать текст, эмоционально его «прожить». По ходу чтения следует прокомментировать значения некоторых слов: фальцет (см. сноску на с. 151); све'дущие – знающие, понимающие хорошо что-либо; скорбь – сильная печаль, горесть, страдание; упоение – восторг, наслаждение. 2. Выявление первичного восприятия. – Кто же победил в этом состязании певцов? – Почему решили, что Яков? Ведь после пения рядчика «общий слитный крик ответил ему неистовым взрывом» – это был крик восторга! А после пения Якова «никто не крикнул, даже не пошевельнулся…» 3. Беседа после чтения (возможно выборочное чтение, если позволит время). – Как готовится к пению рядчик? А Яков? (Рядчик выступает вперёд к тем, кому суждено разрешить их спор. Яков пытается отстраниться от зрителей. Он настраивает себя на пение. Певцу требуются душевная сосредоточенность и особый настрой.) – Как звучал голос рядчика? Якова? (Автор показывает техническое мастерство рядчика: способность брать ноты в большом диапазоне, делать смелые переходы и украшать своё пение. Яков вкладывает в пение душу; автор отмечает «глубокую страсть», силу, «грустную скорбь».) – Как воспринимают слушатели пение рядчика? Якова? – Как вы думаете, почему же победил именно Яков? (Слушатели не просто восторгались его мастерством, Яков заставил их пережить очень сильные эмоции, задел за живое: «Русская… душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».) После беседы можно послушать с детьми в записи какую-нибудь русскую народную песню.   – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |