СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любовная лирика Тютчева. Педагогическая мастерская.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика Тютчева. Педагогическая мастерская.»

«Педагогическая мастерская».

Тема: «Любовная лирика Ф.И.Тютчева».

1)Сегодня у нас урок- мастерская из цикла «Учимся понимать поэзию», читая стихи Ф.И.Тютчева, которую я назвала «Жизни блаженство в одной лишь любви…». В момент написания этих строк поэту было 67 лет. Это строки -откровения. В письме к дочери Дарье он признавался, что несет в своей крови «это ужасное свойство, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви».

2) Предлагаю каждому из вас написать в тетради формулировку понятия «любовь» (в течение 3 минут). Формулировка может быть абсолютно произвольной. А теперь давайте разделимся на 4 группы.

3) Обсудите сформулированное вами понятие с членами вашей группы и выберите одно, которое, на ваш взгляд, наиболее точно отражает содержание понятия или сформулируйте новое и запишите ключевое слово для составления кластера на листок.

(На доске написано слово «любовь», от которого расходятся стрелочки.)

4) Читают получившееся понятие и составляют кластер.

5) Давайте сопоставим наше представление о любви с тем, что включает в это понятие Ф.И.Тютчев.

Каждая группа получила стихотворения Ф.И.Тютчева ,написанные им в разные периоды своей жизни, посвященные (открою секрет) разным женщинам.

Вам необходимо определить, сформулировать понятие «любовь». опираясь на стихотворение Ф.И.Тютчева, и сделать вывод о том, как воспета любовь в каждом из них. Для этого вам необходимо заполнить таблицу:



Ключевые слова, встречающиеся в стихотворении

Ассоциации- символы


6) Первая группа анализировала стихи: «Друг, откройся предо мною…», вторая :«Твой милый взор, невинной страсти полный…», «Она сидела на полу», «О, как убийственно мы любим…».


1) Друг, откройся предо мною —

Ты не призрак ли какой,

Как выводит их порою

Мозг поэта огневой!..

Нет, не верю: этих щечек,

Этих глазок милый свет,

Этот ангельский роточек —

Не создаст сего поэт.

Василиски и вампиры,

Конь крылат и змий зубаст —

Вот мечты его кумиры, —

Их творить поэт горазд.

Но тебя, твой стан эфирный,

Сих ланит волшебный цвет,

Этот взор лукаво-смирный —

Не создаст сего поэт.


2)Твой милый взорневинной страсти полный,

Златой рассвет небесных чувств твоих

Не мог — увы! — умилостивить их —

Он служит им укорою безмолвной.

Сии сердца, в которых правды нет,

Они, о друг, бегут, как приговора,

Твоей любви младенческого взора,

Он страшен им, как память детских лет.

Но для меня сей взор благодеянье;

Как жизни ключ, в душевной глубине

Твой взор живет и будет жить во мне:

Он нужен ей, как небо и дыханье.

Таков горе духов блаженных свет,

Лишь в небесах сияет он, небесный;

В ночи греха, на дне ужасной бездны,

Сей чистый огнь, как пламень адский, жжет.


3) «Она сидела на полу».

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени, —

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.



 «О, как убийственно мы любим…»


О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!





7) Выразительно читают стихи, делают вывод относительно заполненной таблицы.

8) Показываю портрет Амалия Максимилиановна Лерхенфельд.



















Это стихи ранней любовной лирики Тютчева, они посвящены златокудрой красавице А.Лерхенфельд. В 1823 году 20-ти летний Тютчев прибывает с дипломатической миссией в Мюнхен. Их встречи длятся один год, но русский дворянин показался не очень выгодной партией, и предпочтение было отдано сослуживцу поэта барону Крюднеру. Ф.И.Тютчев хранил эти чувства долгие годы.

9)Давайте запишем кластер на доске (напротив фамилии  Лерхенфельд появляются слова «любовь- светлое чувство, воплощение мира».













Вторая группа работала над стихотворением «Еще томлюсь тоской желаний»,посвященное Элеонора Петерсон, первой жене поэта.









Записывают напротив фамилии Петерсон (в кластере) : любовь- роковая страсть, приносящая боль.


Третья группа работала над стихотворением «Она сидела на полу».

 

После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды: одинаковые по силе чувства, высоте женского самопожертвования и великого всепрощения. Два ангела ,охраняющие его жизнь и творчество. Это Э.Дернберг, вторая жена поэта и мать его троих детей, и Е.Денисьева- любимая женщина поэта.

Стихотворение, которое вы анализировали было написано после того, как Тютчев застал Эрнестину, сидящей на полу, с глазами полными слез. Вокруг нее были разбросаны письма, которые они писали друг другу, она машинально бросала их в камин.

Эрнестина Дернберг











Записывают напротив фамилии Дернберг : любовь- страдание, боль.


Четвертая группа работала над стихотворением «О, как убийственно мы любим…»

Это стихотворение- приговор, в нем появляется образ толпы, осуждающей великое чувство. Оно посвящено Елене Денисьевой. Чувства зависимы от общества.












Напротив фамилии Денисьева записывают: любовь- убивает



11)

Читаю стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…». Это последнее стихотворение поэта, стихотворение- раскаяние. Он понимает, что их любовь, которую осудило общество, и убила Елену.

Весь день она лежала в забытьи...

Весь день она лежала в забытьи,

И всю ее уж тени покрывали.

Лил теплый летний дождь — его струи

По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,

И начала прислушиваться к шуму,

И долго слушала — увлечена,

Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно она проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

«О, как все это я любила!»

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось..


12) Учащиеся: чтение кластера.

13) Проанализировав любовную лирику поэта, сформулируйте понятие «любовь Тютчева» и запишите с помощью синквейна.

14) Написание и чтение синквейнов.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).



Учитель:

Человек живет до тех пор, пока он любит. Ведь «жизни блаженство в одной лишь любви».