Логопедические упражнения и игры для детей логопедической группы
Подготовила:
Мамаева Д.С.
Учитель-логопед
Рекомендации:
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Упражнения
1. "Рожицы".
Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.
2. Щелканье языком с широко открытым ртом.
Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.
3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке.
4. Упражнение «Барабанщик».
Рот открыть, язык поднять вверх к нёбу. Упереть кончик языка в альвеолы. В таком положении произносить звук д-д
5. Упражнение «Маляр».
Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад - вперёд (от зубов к нёбу и обратно).
6. Упражнение «Гармошка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывает и закрывает рот.
7. Упражнение «Дотянись до носа».
Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать широкий язык вверх, стараясь до тянуться до кончика носа. Потом вниз, стараясь коснуться подбородка. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
8. Наказать непослушный язычок
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.
9. Лопаточка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.
Рекомендации: губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
10. Чашечка
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и завернуть передний край языка вверх. Язык принимает форму чашечки.
11. Качели
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Рекомендации: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
12. Упражнение «Часики»
Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе по счет взрослого. Удерживать язык в таком положении 10 сек.
13. «Фокус»
Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а по середине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.
14. «Лопаточка (Блинчик)»
открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Любое упражнение начинаем с улыбки
Следим, чтоб при подвижности языка вместе с ним не двигалась челюсть
Упражнения выполняем под счет до 10.
Игры
Сказка о Весёлом Язычке
Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь - это губы. Давай её откроем («Улыбка»).
Вторая дверь- это зубы. Откроем и её («Заборчик», заборчик открывается).
Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка («Лопаточка»).
Наконец он проснулся, высунулся на улицу («Лопаточка»).
Посмотрел направо, потом налево («Часики»).
Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться («Качели»).
Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься («Лошадка»).
Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы («Заборчик», а затем первую - губы («Трубочка», а затем «Улыбка» с сомкнутыми губами).
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Каждому ребёнку дают чистый пузырёк. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Воспитатель по очереди обращается к каждому ребёнку, а затем предлагает погудеть всем вместе.
Методические указания: Чтобы погудеть в пузырёк, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребёнок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребёнок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.
Игра «Угадай, кто сказал»
Каждый ребёнок получает по картинке с изображением одного из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Дети поднимают соответствующие картинки.
Методические указания: Для того чтобы активизировать внимание детей, воспитатель нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.
Жираф и мышонок.
Ход игры:
Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький")
Потом ребенок идет и одновременно произносит:
Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка - маленький.
(Повторить 6-8 раз.)
Покажи моя рука
Не устала ты пока, Подбородок тянем вниз,
Покажи, моя рука: Чтобы с челюстью отвис.
Это – правая щека, Там – к прогулкам не привык -
Это – левая щека. Робко прячется язык.
Ты сильна, а не слаба, А вокруг-то – целый ряд -
Здравствуй, верхняя губа, Зубки нижние стоят:
Здравствуй, нижняя губа, Боковые – слева, справа,
Ты не меньше мне люба! Впереди – зубов оправа.
Есть у губ одна черта – Нёбо вместо потолка
В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.
Вправо – правый угол рта, А когда открылся рот,
Влево – левый угол рта. Язычок пошел вперед.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края –
Все про ротик знаю я!
Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости, («Толстячок»)
С ними худые, лишь кожа да кости, («Худышка»)
Толстые внучки приехали тоже, («Толстячок»)
С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышка»)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Утром проснулись – в улыбочку губы, - («Улыбочка»)
Чистили мы свои верхние зубы. («Чистим зубки»)
Влево и вправо, внутри и снаружи, -
С нижними зубками тоже мы дружим.
Губки сожмем мы и рот прополощем,
И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики»)
Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка»)
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)
Блинчик жуем. Завернем и надкусим («Кусаем язычок»)
Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)
Чашки поставим, чтоб чаю налили, («Чашечка»)
На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)
Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка»)
Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Вкусное варенье»)
Бабушке нашей всегда помогаем –
Нитку в иголку мы быстро вдеваем. («Иголочка»)
Бабушка швы на машинке строчила
И на «зигзаг» ее переключила. («Часики», «Змейка»)
Петли иголкой она обметала,
Пуговки круглые попришивала.
Дедушка сделал для внуков качели –
Все покачаться на них мы успели. («Качели»)
После качелей мы в прятки играли:
Прятались на чердаке и в подвале. («Качели»)
Дедушка скачет на лошади ловко,
Звонкие вязнут на глине подковки. («Лошадка»)
Вот замедляет лошадка шажочки, («Лошадка»)
Вот на опушке мы видим грибочки. («Грибок»)
Мы их в корзинки скорее собрали,
Лошади «тпру!» мы у дома сказали. («Кучер»)
Вот из сарая индюшка пришла,
Важно сказала: «Бл – бл – бл - бла»! («Индюк»)
Дудочка и колокольчик
Педагог показывает детям инструменты – дудочку и колокольчик – и говорит: «Дудочка дудит вот так: «Ду-ду-ду!», колокольчик звенит вот так: «Динь-динь-динь!».
Затем педагог показывает детям то один, то другой инструмент, а дети изображают, как инструмент звучит.
Игра «Громко – шёпотом», «Быстро – медленно»
Взрослый говорит, что в гости к котёнку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе с детьми:
«Са-са-са – прилетела к нам оса».
Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука: громко – тихо - шёпотом (вместе со взрослым и без его помощи, хором и индивидуально).
«Су-су-су – кот прогнал осу». (Текст проговаривает быстро и медленно.)
Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно:
«Са-са-са - …» («там летит оса»).
«Су-су-су - …» («как прогнать осу?», «я боюсь осу»).
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений помогает:
Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервации (нервную проводимость),
Улучшить подвижность артикуляционных органов,
Укрепить мышечную систему языка, губ, щек,
Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу,
Увеличить амплитуду движений,
Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов,
Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.