Просмотр содержимого документа
«Логопедическое лото «Что из чего сделано?» на образование относительных прилагательных»
 | |
| |
| |
| |
Скатерть изо льна | льняная скатерть |
Ремень из кожи | кожаный ремень |
Игрушка из плюша | плюшевая игрушка |
Мяч из резины | резиновый мяч |
Самовар из меди | медный самовар |
Иголка из стали | стальная иголка |
Ложка из серебра | серебреная ложка |
Шарф из шерсти | шерстяной шарф |
Ключ из металла | металлический ключ |
Шляпа из фетра | фетровая шляпа |
Шторы из капрона | капроновые шторы |
Стакан из стекла | стеклянный стакан |
Посуда из глины | глиняная посуда |
Хлеб изо ржи | ржаной хлеб |
Платье из шелка | шелковое платье |
Игрушки из пластмассы | пластмассовые игрушки |
Варенье из клубники | клубничное варенье |
Лента из атласа | атласная лента |
Люстра из хрусталя | хрустальная люстра |
Коробка из картона | картонная коробка |
Браслет из золота | золотой браслет |
Стол из дерева | деревянный стол |
Ожерелье из жемчуга | жемчужное ожерелье |
Сугроб из снега | снежный сугроб |
Сок из апельсина | апельсиновый сок |
Сумка из дерматина | дерматиновая сумка |
Подушка из пуха | пуховая подушка |
Суп из грибов | грибной суп |
Сковорода из чугуна | чугунная сковорода |
Масло из кукурузы | кукурузное масло |
Шуба из меха | меховая шуба |
Батон из пшеницы | пшеничный батон |
Логопедическое лото «Что из чего сделано?»
на образование относительных прилагательных
Логопедическое лото «Что из чего сделано?»
на образование относительных прилагательных
Для многих учащихся начальных классов с различными нарушениями речи характерны затруднения в усвоении относительных имён прилагательных, согласовании их в роде, числе и падеже. Для лучшего усвоения названий признаков предметов очень полезны речевые игры (в том числе Логопедическое лото), в ходе которых ребёнок должен думать, напрягать память, соотносить внешний вид предмета со словесным описанием. В такие игры нужно играть как можно чаще.
Логопедическое лото «Что из чего сделано?» способствует расширению активного словаря детей, упражняет в употреблении относительных прилагательных, в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе.
Дидактический материал — карточки с картинками (например, халат из шелка; лодка из резины; гвоздь из железа; ложка из дерева; одеяло из пуха; дом из снега; стена из кирпичей; крыша из соломы; стакан из хрусталя; кувшин из глины; ведро из железа и т. д.).
У ребенка находятся картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, (например, стеклянный стакан), закрывает картинку фишкой.
Методика работы по формированию грамматического строя речи
Образование относительных прилагательных
В ходе коррекционной работы выделяется несколько этапов с учетом продуктивности той или иной модели, а также наличия или отсутствия чередования з в у к о в в основе производного слова.
I этап — словообразовательные модели с продуктивным суффиксом-ов-/-ев- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).
II этап — словообразовательные модели с менее продуктивным суффиксом -н- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).
III этап — словообразовательные модели с суффиксами-енн-, -ск-, -ян-, -ан-.
На каждом этапе формы прилагательных отрабатываются в таком порядке: формы мужского рода, формы женского рода, формы среднего рода. Значительное внимание уделяется среднему роду прилагательных, в связи с поздним его усвоением в онтогенезе, а также большим количеством ошибок у младших школьников с ОНР и ЗПР.
Примерный речевой материал
Этапы работы |
I этап. Словообра | Формы мужского и женского рода прилага |
зование с суффик | тельных: шелковый (шелковая), резиновый |
сами -ов/-ев без че | (резиновая), вишневый (вишневая), меховой |
редования звуков | (меховая), березовый (березовая), кленовый |
в корне | (кленовая), рябиновый (рябиновая), пуховый |
| (пуховая), малиновый (малиновая), дубовый |
| (дубовая) |
II этап.Словообра- | Кирпичный (кирпичная), ватный (ватная), |
зование с суффик | зимний (зимняя), лимонный (лимонная), кар |
сом -н- без чередо | тофельный (картофельная), грибной (гриб |
вания звуков | ная), хрустальный (хрустальная) |
в корне | |
С чередованием | Снежный (снежная), воздушный (воздуш |
звуков | ная), речной (речная), бумажный (бумаж |
| ная), брусничный (брусничная), клубничный |
| (клубничная) |
III этап. Словооб | Шерстяной (шерстяная), глиняный (глиня |
разование с суф | ная), соломенный (соломенная), матросский |
фиксами -енн-, | (матросская), кожаный (кожаная), масля |
-ск-, •ан-, -ян- | ный (масляная), утренний (утренняя) |
Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления словообразования прилагательных от существительных
Речевой материал для каждой игры подбирается с учетом этапа работы, а также наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слова.