СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие по коррекции нарушений письменной речи с использованием музыки "Пять правил русского языка"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие направлено на создание условий, обеспечивающих преодоление нарушений письменной речи путем развития различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, общедвигательного, эмоциональной сферы в сочетании с музыкотерапией.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по коррекции нарушений письменной речи с использованием музыки "Пять правил русского языка"»

История организации занятия.


Данное занятие было проведено в рамках программы по логопедии для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной организации: «Коррекция нарушений письменной речи средствами музыкотерапии». Это одно из 68 занятий, которые направлены на создание условий, обеспечивающих преодоление нарушений письменной речи путем развития различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, общедвигательного, эмоциональной сферы в сочетании с музыкотерапией. Музыка и речь тесно связаны друг с другом, эта связь основана на ритме, мелодии, гармонии, акцентах, динамике. Устная речь в свою очередь связана с письменной речью. Музыка включена в занятия, как форма специфического невербального, эмоционального и эстетического воздействия и является эффективным способом организации логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи.

Занятия предполагают знакомство с речевыми единицами: слово, словосочетание, предложение, базируются на общедидактических принципах –системность, доступность, постепенность, последовательность, наглядность.

Содержание занятий реализуется через различные виды музыкально-коррекционной деятельности: вокальная деятельность, слушание музыки и работа с пиктограммами, музыкально-ритмическая деятельность, включает активные формы взаимодействия.

Структура логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи включает элементы урока музыки, ритмики, поэтому его можно квалифицировать как сложное интегрированное занятие, в котором используется комплекс различных методик, направленных на достижение положительного результата в коррекционной работе.

Лингвистическая база занятия. Лексика по темам: деревья, мебель, игрушки,

животные. Грамматика: ответы на вопросы. Употребление распространенных предложений.

Психологическая база занятия: совершенствование слухового восприятия. Расширение объема и концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Основные понятия, изучаемые на занятии:

- плавность дыхания,

- ударение в словах,

- каллиграфия,

- мелкая моторика,

- обратная связь,

- безударные гласные,

- парные согласные.

Виды помощи: использование карточек, план обратной связи (памятка), картинки.

Занятие проводится в активной форме взаимодействия.

Длительность занятия – 40 минут.


Конспект подгруппового логопедического занятия

по коррекции нарушений письменной речи, с использованием музыки.

4 класс.


Составитель: учитель-дефектолог: Авдюкова С.О.

Тема: «Пять правил русского языка».



Цель занятия: Закрепить умение учащихся объяснять правила и применять их на письме.


Задачи занятия:

Коррекционно – образовательные:

  1. Обучение применению правил русского языка в игровых ситуациях.

  2. Развитие умения ставить ударение и подбирать проверочные слова.

  3. Развитие умения различать звонкие и глухие согласные, определять их парность.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Формирование позитивной самооценки, навыков оценивания результатов собственной деятельности.

  2. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других детей.

Коррекционно – развивающие:

  1. Совершенствование мелкой моторики.

  2. Развитие речедвигательной памяти.

  3. Совершенствование умения работать в парах, группах, давать обратную связь.


Ход занятия:

Введение в тему занятия:

Учитель: письменная речь тесно связана с устной речью, поэтому на уроках русского языка и на логопедических занятиях мы не только учимся грамотно писать, но и правильно выражать свои мысли.

Расскажите, что нужно развивать, над чем работать, чтобы речь была красивой, правильной, чтобы писать грамотно?

На каких уроках мы работаем над своей устной и письменной речью?


  1. Принятие правил общения на занятии.

- Какие правила нам будут нужны для общения на этом занятии?

Кто желает их записать?

Один ученик пишет на ватмане маркером:

1.Один микрофон (когда один говорит, остальные слушают, не перебивают).

2.Оказывать помощь.

3.Активность (участвуют все).


  1. Дыхательное упражнение «Ныряние» (на задержку дыхания, выполняется в кругу стоя: 1 – резкий вдох и быстрое приседание, зажав нос пальцами (нырнули), 2 – задержать дыхание, 3 – встать, руки верх - выдох).

Упражнение сопровождается музыкой (синтезатор) – отсчитывание

секунд «работы ныряльщика» (используется картинка ныряльщика).

- Для чего данное упражнение? Развитие плавности дыхания, речи, бесшумный вдох, правильную постановку ударения в словах.

  1. Чтение текста по цепочке (текст по программе 4 класса, выполняется сидя за столами).

Учащиеся читают по желанию. Затем дают обратную связь тем, кто

читал, по памятке. (Памятка: Рассказать, что понравилось и что бы сам

сделал по-другому. Например: Мне понравилось, что … (имя

одноклассника) прочитал, плавно, с выражением. Что бы я сделал по-

другому, читал бы быстрее и громко.


  1. Пальчиковая гимнастика «Музыканты».

Дети поют: я на дудочке играю, Саша на гармошке.

Петр на балалайке, а Илья на ложках.

(на первую строчку – шевелить пальцами, имитируя игру на дудочке, на вторую – сводить и разводить кулачки, имитируя игру на гармошке, на третью – движения пальцами правой руки, имитирующие игру на балалайке, на четвертую – стучат указательными пальцами один о другой)

Выполняется с музыкальным сопровождением (синтезатор) под пение

учащихся по одному и парами с проверкой правильности выполнения

упражнения друг у друга.

- Что развивает пальчиковая гимнастика? (Развитие мелкой моторики, внимания, речи, памяти, координации движений).


  1. Мозговой штурм (высказываемся по вопросу быстро, называем все, что вспомним).

- Итак, вопрос: сколько правил русского языка вы знаете? (все названные правила записываются на доске). Какие самые важные?

- Выделим пять правил: написание «жи-ши», написание «ча-ща»,

написание «чу-щу», правописание безударных гласных, написание

парных согласных.


  1. Работа с безударной гласной.

- Пока звучит музыка, поставьте ударение в словах.

Работа в группах по три человека (заготовки слов для каждой группы на

листах бумаги форматом А4).

  1. Игра «Звонкие и глухие согласные» (парные).

- Поработайте самостоятельно. Напишите на карточках по одной паре звонких и глухих согласных, проверьте друг у друга.

Игра: под музыку меняемся карточками, одновременно двигаясь легким бегом вокруг стола. На окончание музыки находим себе пару – парную согласную.

Не играющие ученики дают обратную связь: что понравилось, что бы

сделал по-другому.


  1. «Аплодисменты» - упражнение на сплочение детского коллектива, создание позитивного настроения, повышения самооценки учащихся.

Учащийся, который начинает игру, выбирая того, кто больше

понравился ему на уроке, хлопает в ладоши и подходит к нему, далее

они вместе, хлопая, идут к тому, кого выбрал второй участник и так,

пока вся подгруппа не включится в игру.


  1. Упражнение на расслабление «Засыпающий цветок».

Используется классическая музыка в аудиозаписи.

Под спокойную музыку с закрытыми глазами учащиеся представляют

себя цветком, который сначала засыпает, потом просыпается:

представьте себя цветком, который закрывает на ночь свои лепестки в

бутон.

- Для чего выполняли это упражнение?


  1. Мост в будущее (подумаем, как полученные знания нам пригодятся в будущем).

- Ответьте на два вопроса:

Для чего нам знание правил русского языка?

Где можем применить свои знания?


Учитель: спасибо всем за работу.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!