История организации занятия.
Данное занятие было проведено в рамках программы по логопедии для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной организации: «Коррекция нарушений письменной речи средствами музыкотерапии». Это одно из 68 занятий, которые направлены на создание условий, обеспечивающих преодоление нарушений письменной речи путем развития различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, общедвигательного, эмоциональной сферы в сочетании с музыкотерапией. Музыка и речь тесно связаны друг с другом, эта связь основана на ритме, мелодии, гармонии, акцентах, динамике. Устная речь в свою очередь связана с письменной речью. Музыка включена в занятия, как форма специфического невербального, эмоционального и эстетического воздействия и является эффективным способом организации логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи.
Занятия предполагают знакомство с речевыми единицами: слово, словосочетание, предложение, базируются на общедидактических принципах –системность, доступность, постепенность, последовательность, наглядность.
Содержание занятий реализуется через различные виды музыкально-коррекционной деятельности: вокальная деятельность, слушание музыки и работа с пиктограммами, музыкально-ритмическая деятельность, включает активные формы взаимодействия.
Структура логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи включает элементы урока музыки, ритмики, поэтому его можно квалифицировать как сложное интегрированное занятие, в котором используется комплекс различных методик, направленных на достижение положительного результата в коррекционной работе.
Лингвистическая база занятия. Лексика по темам: деревья, мебель, игрушки,
животные. Грамматика: ответы на вопросы. Употребление распространенных предложений.
Психологическая база занятия: совершенствование слухового восприятия. Расширение объема и концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Основные понятия, изучаемые на занятии:
- плавность дыхания,
- ударение в словах,
- каллиграфия,
- мелкая моторика,
- обратная связь,
- безударные гласные,
- парные согласные.
Виды помощи: использование карточек, план обратной связи (памятка), картинки.
Занятие проводится в активной форме взаимодействия.
Длительность занятия – 40 минут.
Конспект подгруппового логопедического занятия
по коррекции нарушений письменной речи, с использованием музыки.
4 класс.
Составитель: учитель-дефектолог: Авдюкова С.О.
Тема: «Пять правил русского языка».
Цель занятия: Закрепить умение учащихся объяснять правила и применять их на письме.
Задачи занятия:
Коррекционно – образовательные:
Обучение применению правил русского языка в игровых ситуациях.
Развитие умения ставить ударение и подбирать проверочные слова.
Развитие умения различать звонкие и глухие согласные, определять их парность.
Коррекционно – воспитательные:
Формирование позитивной самооценки, навыков оценивания результатов собственной деятельности.
Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других детей.
Коррекционно – развивающие:
Совершенствование мелкой моторики.
Развитие речедвигательной памяти.
Совершенствование умения работать в парах, группах, давать обратную связь.
Ход занятия:
Введение в тему занятия:
Учитель: письменная речь тесно связана с устной речью, поэтому на уроках русского языка и на логопедических занятиях мы не только учимся грамотно писать, но и правильно выражать свои мысли.
Расскажите, что нужно развивать, над чем работать, чтобы речь была красивой, правильной, чтобы писать грамотно?
На каких уроках мы работаем над своей устной и письменной речью?
Принятие правил общения на занятии.
- Какие правила нам будут нужны для общения на этом занятии?
Кто желает их записать?
Один ученик пишет на ватмане маркером:
1.Один микрофон (когда один говорит, остальные слушают, не перебивают).
2.Оказывать помощь.
3.Активность (участвуют все).
Дыхательное упражнение «Ныряние» (на задержку дыхания, выполняется в кругу стоя: 1 – резкий вдох и быстрое приседание, зажав нос пальцами (нырнули), 2 – задержать дыхание, 3 – встать, руки верх - выдох).
Упражнение сопровождается музыкой (синтезатор) – отсчитывание
секунд «работы ныряльщика» (используется картинка ныряльщика).
- Для чего данное упражнение? Развитие плавности дыхания, речи, бесшумный вдох, правильную постановку ударения в словах.
Чтение текста по цепочке (текст по программе 4 класса, выполняется сидя за столами).
Учащиеся читают по желанию. Затем дают обратную связь тем, кто
читал, по памятке. (Памятка: Рассказать, что понравилось и что бы сам
сделал по-другому. Например: Мне понравилось, что … (имя
одноклассника) прочитал, плавно, с выражением. Что бы я сделал по-
другому, читал бы быстрее и громко.
Пальчиковая гимнастика «Музыканты».
Дети поют: я на дудочке играю, Саша на гармошке.
Петр на балалайке, а Илья на ложках.
(на первую строчку – шевелить пальцами, имитируя игру на дудочке, на вторую – сводить и разводить кулачки, имитируя игру на гармошке, на третью – движения пальцами правой руки, имитирующие игру на балалайке, на четвертую – стучат указательными пальцами один о другой)
Выполняется с музыкальным сопровождением (синтезатор) под пение
учащихся по одному и парами с проверкой правильности выполнения
упражнения друг у друга.
- Что развивает пальчиковая гимнастика? (Развитие мелкой моторики, внимания, речи, памяти, координации движений).
Мозговой штурм (высказываемся по вопросу быстро, называем все, что вспомним).
- Итак, вопрос: сколько правил русского языка вы знаете? (все названные правила записываются на доске). Какие самые важные?
- Выделим пять правил: написание «жи-ши», написание «ча-ща»,
написание «чу-щу», правописание безударных гласных, написание
парных согласных.
Работа с безударной гласной.
- Пока звучит музыка, поставьте ударение в словах.
Работа в группах по три человека (заготовки слов для каждой группы на
листах бумаги форматом А4).
Игра «Звонкие и глухие согласные» (парные).
- Поработайте самостоятельно. Напишите на карточках по одной паре звонких и глухих согласных, проверьте друг у друга.
Игра: под музыку меняемся карточками, одновременно двигаясь легким бегом вокруг стола. На окончание музыки находим себе пару – парную согласную.
Не играющие ученики дают обратную связь: что понравилось, что бы
сделал по-другому.
«Аплодисменты» - упражнение на сплочение детского коллектива, создание позитивного настроения, повышения самооценки учащихся.
Учащийся, который начинает игру, выбирая того, кто больше
понравился ему на уроке, хлопает в ладоши и подходит к нему, далее
они вместе, хлопая, идут к тому, кого выбрал второй участник и так,
пока вся подгруппа не включится в игру.
Упражнение на расслабление «Засыпающий цветок».
Используется классическая музыка в аудиозаписи.
Под спокойную музыку с закрытыми глазами учащиеся представляют
себя цветком, который сначала засыпает, потом просыпается:
представьте себя цветком, который закрывает на ночь свои лепестки в
бутон.
- Для чего выполняли это упражнение?
Мост в будущее (подумаем, как полученные знания нам пригодятся в будущем).
- Ответьте на два вопроса:
Для чего нам знание правил русского языка?
Где можем применить свои знания?
Учитель: спасибо всем за работу.