СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Логопедическая ритмика как средство преодоления речевых нарушений детей с ОНР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая ритмика как средство преодоления речевых нарушений с ОНР

Просмотр содержимого документа
««Логопедическая ритмика как средство преодоления речевых нарушений детей с ОНР»»

«Логопедическая ритмика как средство преодоления речевых нарушений детей с ОНР»

На современном этапе перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоят новые образовательные задачи, решение которых требует изучения и глубокого осмысления эффективного педагогического опыта, наиболее успешных воспитательных практик. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу увидеть основу реальных возможностей своей деятельности, пути её развития и совершенствования.

В последние время внимание педагогов, учителей-логопедов сконцентрировано на увеличении количества детей с проблемами речи. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, не всегда приносят, желаемые результаты. Одной из доступных и универсальных форм коррекции речевой и психомоторной функции детей является логопедическая ритмика.

Разными авторами даются всевозможные варианты использования логоритмики в коррекционно-логопедическом процессе.

О существенности логопедической ритмики для преодоления ОНР у дошкольников написаны работы следующих ученых- исследователей: Шашкина Г.Р., Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М., Картушина М.Ю., Аксакова Т.Ю., Макарова Н.Ш., Волкова Г.А.. Все эти авторы выделяли влияние ритма на психические процессы речи.

Шашкина Г.Р. в учебном пособии «Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи» концентрирует внимание учителей- логопедов на преодоление ОНР с помощью логоритмики. Автор нацеливает взгляд на факт того, что вместе с развитие психофизической и моторной сфер логоритмика содействует развитию грамматического строя речи, формированию связной речи у дошкольников с ОНР в общем комплексе коррекционно- логопедических мероприятий

Потребность в общении возникает очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка. Способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. Отсутствие или недостаток общения приводит к замедлению психических процессов. Главной особенностью у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у детей с общим недоразвитием речи ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового уровня. Такие дети понимают значения многих слов, но употребление их в собственной речи вызывает большие затруднения.

Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, как следствие, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Таким детям сложно социализировать в детском коллективе. При попытках общения со сверстниками наблюдаются вспышки агрессивности, так как общение не приводит к успеху.
Данные проблемы направили нас на необходимость создания и реализации проекта по использованию логопедической ритмики на групповых занятиях с детьми с общим недоразвитием речи. Для эффективности работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

Логопедическая ритмика  - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики, являются речь, музыка и движение. Это комплекс двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических упражнений у детей происходит положительная перестройка дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.


Структура занятий с использованием логоритмики включает в себя развитие памяти, внимания, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Логоритмика так же может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.

Виды упражнений логопедической ритмики:

  • ходьба, прыжки;

  • упражнения на развитие дыхания, голоса;

  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;

  • упражнения, активизирующие внимание и память;

  • счетные упражнения;

  • упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;

  • речевые подвижные и пальчиковые игры.

Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем развивается активный словарный запас.

Такой вид работы способствует:

  • созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;

  • преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.

Чем больше в работе задействовано анализаторов, тем успешнее будет результат работы.
Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Логопедическая ритмика — наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.
Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.

Цель проекта: коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логоритмической ритмики.
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

  • Проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи через использование элементов логопедической ритмики.

  • Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

  • Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.

  • Преодолеть речевой негативизм.

  • Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи с помощью использования элементов логопедической ритмики.

  • Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.

  • Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Целевая группа:
дети старшей группы с общим недоразвитием речи группы «Гномики»

Участниками проекта являются:

Логопед;

Музыкальный руководитель;

воспитатели;

родители.

Тип проекта: долгосрочный - октябрь 2022 года – апрель 2023 года

Этапы реализации.
Проект был реализован в три этапа.

Подготовительный:

- определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- изучение научно – методической литературы по данной проблеме;

- создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала;

- подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание картотек речевых подвижных и пальчиковых игр.


Основной.

1.Содержание деятельности логопеда:

- Разучивание логоритмических упражнений с детьми и использование их на занятиях.

-Разработка конспектов занятий по лексическим темам с использованием логопедической ритмики;

- Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей дошкольного возраста.

- Проведение мастер класса для педагогов на тему: «Логоритмика — один из эффективных видов работы с детьми над развитием речи»

2. Содержание деятельности музыкального руководителя:

- Подбор музыки и музыкально-ритмических движений.

3. Содержание деятельности воспитателя:

- Проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;

- Закрепление изученного материала.

4. Содержание деятельности родителей:

- Закрепление изученного материала по заданию  логопеда и воспитателей в процессе повседневного общения с ребенком;

- Проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

Заключительный:

- Подведение итогов реализации проекта.

Занятия по лексическим темам с использованием  логопедической ритмики  проводятся 1 раз в неделю, фронтально с группой детей, продолжительность 25 минут в игровой форме с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков детей. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

На основном этапе в работу были включены следующие виды упражнений по логоритмике:

- вводные упражнения (ходьба и марш в разнообразных направления);

- приемы на совершенствование артикуляционного аппарата, голоса и дыхания;

- упражнения, регулируемые тонус мышц;

- приемы активизации внимания;

- упражнения счета;

- упражнения, вырабатывающие чувство музыкального ритма, темпа;

- пение;

- упражнения ритмического содержания;

- самостоятельная музыкальная деятельность;

- упражнения для воспитания творческой инициативы;

- дыхательная гимнастика;

- чистоговорки ;

- речевые игры;

- ритмические игры;

- пальчиковые игры и сказки;

- элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах;

- театральные этюды;

- подвижные игры, хороводы, физминутки;

- кинезиологические упражнения.

В рамках проекта были разработаны конспекты занятий, в соответствии с календарно – тематическим планированием: (Приложение 1)

Октябрь2022г. ,1-я неделя Осень. Деревья.

Октябрь2022г. ,2-я неделя Огород. Овощи.

Октябрь2022г., 3-я неделя Сад. Фрукты.

Октябрь 2022г. ,4-я неделя Лес. Грибы и ягоды.

Ноябрь 2022г., 1-я неделя Игрушки

Ноябрь 2022г., 2-я неделя Одежда

Ноябрь 2022г., 3-я неделя Обувь

Ноябрь 2022г., 4-я неделя Мебель

Декабрь 2022г., 1-я неделя Кухня. Посуда.

Декабрь 2022г., 2-я неделя Зима. Зимующие птицы.

Декабрь 2022г., 3-я неделя Комнатные растения

Декабрь 2022г., 4-я неделя Новогодний праздник

Январь 2023г., 2-я неделя Домашние птицы

Январь 2023г. ,3-я неделя Домашние животные и

их детеныши

Январь 2023г. ,4-я неделя Дикие животные и их

детеныши

Февраль 2023г. ,1-я неделя Профессии. Продавец.

Февраль 2023г. ,2-я неделя Профессии. Почтальон.

Февраль 2023г. ,3-я неделя Транспорт

Февраль 2023г. ,4-я неделя Профессии на транспорте

Март 2023г. ,1-я неделя Весна

Март 2023г. ,2-я неделя Мамин праздник.

Март 2023г. ,3-я неделя Первые весенние цветы

Март 2023г. ,4-я неделя Цветущие комнатные растения

Апрель 2023г. ,1-я неделя Дикие животные весной

Апрель 2023г. ,2-я неделя Домашние животные весной

Апрель 2023г. ,3-я неделя Птицы прилетели

Апрель 2023г. ,4-я неделя Насекомые

Для родителей были проведены консультации о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей дошкольного возраста. (Приложение 2)

Также для педагогов был проведен мастер – класс на тему: Логоритмика — один из эффективных видов работы с детьми над развитием речи

Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.

Форма проведения: мастер-класс с использованием информационного материала.

Участники: педагоги

Материал: презентация; буклеты.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами на занятиях с использованием логоритмики;

- показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников;

- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного и профессионального стиля при работе с детьми.

Актуальность:

С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это, по моему мнению, результат замены живого общения детей современными технологиями: телевидение, компьютеры и телефоны! Поэтому педагогам приходится применять более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.

Логоритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одно из звеньев коррекционной педагогики, которое связывает воедино слово (звук, музыку и движения… Именно такая взаимосвязь способствует развитию у детей дошкольного возраста правильного и четкого звукопроизношения, у детей совершенствуется навыки словообразования и накапливается активный словарный запас.

Целью логоритмики является коррекция и профилактика имеющихся отклонений о

Задачами логоритмики являются:

• развивать общую и мелкую моторику, внимание, память и речь;

• совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;

• развивать артикуляционный аппарат;

• закреплять умение ориентироваться в пространстве;

• воспитывать музыкальный слух и ритм. (Приложение 3)

В ходе проделанной работы был накоплен практический и методический материал, сформирована копилка материалов для использования на занятиях, собран консультационно-просветительский материал для родителей и педагогов. 

Использование элементов логоритмики позволило:

  • вызвать у детей с общим недоразвитием речи желание общаться;

  • сформировать умение высказывать свое мнение;

  • учиться слышать и дифференцировать, выделять звуки, что влияет на положительный результат коррекции речи;

  • развить у них способности творчески относиться к речевой деятельности,

  • использовать полученные умения в общении и в работе со звучащим словом;

  • во время автоматизации и дифференциации звуков быстрее ввести поставленные звуки в связную и самостоятельную речь;

  • способствовало развитию коммуникативных способностей.

В результате применения в коррекционно-логопедической работе логоритмики у дошкольников с ОНР прослеживается положительная динамика речевого развития, повышается эмоциональный настрой, улучшается общение со сверстниками.















Литература:

1. Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М. ,2005.

2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2001.

3. В. А. Ракитина, Е. Н. Рыжанкова. Логопедическая азбука. Ростов-на-Дону, 2008.

4. Научно-методический журнал Логопед. №6 - 2004 г. Стр. 80 – 89.

5. Научно-методический журнал Логопед. №5 - 2004 г. Стр. 71 – 80.

6. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Пальчиковая гимнастика. М., 2004.

7. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 1998.

8. И. С. Лопухина. Логопедия. Звуки-буквы-слова. СПб, 2001.

9. И. С. Лопухина. Логопедия. Речь-ритм-движение. СПб, 2001.

10. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2005.

11. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., 2005.

12. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., 2006.

13. О. А. Новиковская. Логоритмика. Игры и упражнения для дошкольников. СПб, 2005.

14. В. Н. Чернякова. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. Сборник упражнений. М., 2005.