СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лучшая практика организации консультирования в формате обучающих мероприятий

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Одна из задач учителя физической культуры, это обеспечение всестороннего физического развития ребенка и, в некоторой степени, оздоровление. Большое внимание я уделяю, прежде всего, правильной осанке. Такой акцент возникает напрямую из необходимости научить детей правильной постановке корпуса, что является основой здоровья детей.  Ребенок  должен иметь прямую спину, ровную линию плеч, правильно держать подбородок, должен ощущать мышцы, уметь пользоваться ими. В тоже время очень большой процент детей в силу большой загруженности в школе (дополнительные занятия, факультативы, репетиторы), имеют проблемы со спиной, к сожалению, серьезные. Поэтому, красота внешнего вида и физическое здоровье последнее время занимало большую часть моего внимания в работе с детьми и их родителями  

 

Просмотр содержимого документа
«Лучшая практика организации консультирования в формате обучающих мероприятий»

Муниципальный конкурс методических разработок «Знания с доставкой на дом».

Лучшие практики психолого-педагогического просвещения родителей

в Иркутском районе.







Лучшая практика организации консультирования в формате обучающих мероприятий

Тематическое направление

Решение проблемы неправильной осанки у детей

Тема методической разработки










Автор: Новицкая Виктория Александровна,

учитель физической культуры

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Мамоновская средняя общеобразовательная школа









Иркутск 2024 г.

ВВЕДЕНИЕ

Одна из задач учителя физической культуры, это обеспечение всестороннего физического развития ребенка и, в некоторой степени, оздоровление. Большое внимание я уделяю, прежде всего, правильной осанке. Такой акцент возникает напрямую из необходимости научить детей правильной постановке корпуса, что является основой здоровья детей. Ребенок должен иметь прямую спину, ровную линию плеч, правильно держать подбородок, должен ощущать мышцы, уметь пользоваться ими. В тоже время очень большой процент детей в силу большой загруженности в школе (дополнительные занятия, факультативы, репетиторы), имеют проблемы со спиной, к сожалению, серьезные. Поэтому, красота внешнего вида и физическое здоровье последнее время занимало большую часть моего внимания в работе с детьми и их родителями

Цель:

Формирование сознания родителями ответственности за формирование правильной осанки и бережного отношения к своему здоровью. Анализ собственного педагогического опыта и выявление наиболее оптимальных условий и форм работы с детьми и их родителями, направленных на укрепление мышц спины.

Задачи:

1.Формировать знания в области здоровьесберегающих технологий по укреплению мышц спины;

2. Способствовать формированию здорового образа жизни в семье

3.Разработать конкретные комплексы упражнений на формирование правильной осанки.

4.Ознакомить родителей с комплексом упражнений на формирование правильной осанки



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций, но и физической выносливостью ребенка. Умение и неумение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид ребенка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Дефекты осанки приводят к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой системы, дыхательного аппарата.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника.

Лучше всего можно определить осанку, поставив ребенка в профиль. Чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов позвоночника свидетельствует о неправильной осанке, что влечет за собой нарушение функций позвоночника и другие неприятные последствия.

Обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела. Исходя из всего этого, я провожу беседы с родителями на данную тему для того, чтобы акцентировать их внимание на данной проблеме и вместе с ними вести воспитательную работу, т.к. ребенок находится большее время под их вниманием. Для родителей детей с явными проблемами в формировании осанки я сделала памятку «Родителям на заметку» (Приложение 1) и составила комплекс упражнений для формирования правильной осанки в домашних условиях (Приложение 2)

В начале каждого учебного года учащиеся обязаны пройти медицинский осмотр для выявления каких-либо отклонений. Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше. Исправление дефектов осанки всегда более трудное, чем их предупреждение. Самое действенное средство устранения дефектов осанки - физические упражнения.

Занятие на коррекцию осанки состоит из трех частей: подготовительная, основная и заключительная части.

В подготовительную часть включает несложные общеразвивающие и корректирующие упражнения. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний, дозировка - 6-8 повторений. В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем - 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки и, конечно, эмоциональная разгрузка - игры.

С учетом выше изложенного, мною разработаны и используются на практике следующие комплексы упражнений на формирование правильной осанки:


Комплекс 1

- Поднять руки верх и подняться на носки - вдох. Опустить руки - выдох. Лечь на спину, плотно прижавшись к полу, руки зафиксировать на талии. Подняться в положение сидя (повторить 8-10 раз).

- Взять гимнастическую палку двумя руками на расстоянии чуть шире плеч. Исходное положение: лёжа на спине, руки с палкой вытянуты вдоль туловища. Поднять прямые руки, положить палку на пол за голову как можно дальше (6-8 раз).

- Исходное положение: лёжа на спине, палка в руках, согнутых у груди. Двигать ногами, имитируя езду на велосипеде.

- Исходное положение: сидя «по-турецки», с палкой в согнутых руках и с хорошо выпрямленной спиной. Повернуться вправо, руки выпрямить, вернуться в исходное положение, повторить то же влево.

- Исходное положение: стоя с палкой, опущенной вниз. Поднять палку вверх, посмотреть на неё, опустить палку за лопатки, снова поднять вверх и опустить вниз перед собой (4-5 раз).Палку положить.

- Пройти по узкой скамейке (рейке, доске), руки вытянуть в стороны, голову не опускать (2-3 раза).

Комплекс 2

- Стоя, ноги на ширине плеч, руки развести в стороны так, чтобы лопатки сходились, сделать вдох, наклониться вниз, хлопнуть в ладоши и произнести «хлоп»; сделать выдох, выпрямиться (3-4 раза).

- С обручем. Лечь на спину, хорошо выпрямиться, обруч в согнутых руках лежит на груди. Выпрямить руки перед собой, опустить за голову. Снова поднять и положить обруч на грудь (4-6 раз).

- Исходное положение: стать на колени, опуститься на пятки. Обруч в согнутых руках. Поворот вправо, посмотреть в обруч, выпрямить спину; повторить то же влево (4-6 раз).

- Исходное положение: лёжа на животе, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. Вытянуть руки вперед, развести в стороны и назад, не касаясь, пола, вернуться в исходное положение (повторить 3-4 раза в быстром темпе).

- Исходное положение: стоя, ноги слегка расставлены, руки несколько отведены назад.Поднять одновременно обе руки вперёд, затем назад, каждый раз поднимать руки всё выше (4-6 раз).

- Пройти по скамейке, руки за голову (спина прямая).

Четыре эффективных упражнения

Исправлению дефектов осанки очень помогают следующие четыре упражнения, которые нужно выполнять 2-3 раза в день (до еды или 2 часа спустя после еды).

Упражнение 1.

Стоя, несколько раз вдохнуть и выдохнуть, активизируя выдох (подбирая живот во второй половине выдоха). Затем после вдоха, выдыхая, сесть на пятки. Последующий вдох сделать стоя на коленях с опущенными руками, а на выдохе снова сесть на пятки. Повторить 6-8 раз подряд.

Упражнение 2

Сесть между пяток, руки согнуть за спиной, ладони сложить пальцами вверх (шея прямая). Оставаться в этой позе 1—30 секунд, затем встать, пройтись и опять сесть в позу. Повторить 6 – 12 раз. Это упражнение легче выполнять во время ходьбы, по мере укрепления мышц спины можно

чередовать его выполнение в положении стоя и сидя.



Упражнение 3

Вначале стоя, а затем во время ходьбы соединить пальцы рук в замок за спиной. Через каждые 5-10 секунд менять положение рук. Если имеется боковое искривление позвоночника, то следует проверить, при каком положении рук кривизна позвоночника уменьшается, и в этом положении выполнять упражнение многократно. Дышать произвольно.

Упражнение 4

Сесть на коврике «по-турецки» или так: ноги согнуты, стопы сложены, шея прямая, подбородок немного подобран. Дышать произвольно, неглубоко.

Это упражнение полезно детям, сидящим у телевизора. Вначале, пока мышцы не окрепли, можно через каждые 20-30 секунд напряжённого сидения немного посидеть расслабившись.

Контрольное упражнение для проверки навыка осанки.

Сохраняя правильное положение тела и удерживая груз на голове (мешочек с песком, книга), пройти по качающейся доске, по подвижной опоре, встать на стул, слезть со стула. Упражнение считается невыполненным, если предмет упадет с головы.


Данные упражнения и комплексы я применяю на занятиях физической культуры переодически, в соответствии с программой и количеством учебных часов. (Приложение 3)



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над проблемой мной выявлены наиболее оптимальные комплексы упражнений на формирование правильной осанки. Оценена их результативность. Дети легко понимают и выполняют упражнения. Мною замечено, что дети выполняют эти упражнения не только во время учебного занятия, но и во время перемены, до занятия, активно обсуждают и корректируют друг друга.

В беседах с родителями отметила, что они также наблюдают общую подтянутость во внешнем виде своих детей, используют, разработанный мной комплекс упражнений, для формирования правильной осанки в домашних условиях и соблюдают мои рекомендации по профилактике нарушения осанки. Некоторые дети перестали жаловаться на боли в плечах. Легче стали удаваться гимнастические элементы.

Так же поделилась своим опытом с коллегами, которые применяют мою разработку на своих уроках. Поняла, что работа была необходима и оказалась результативной.



Приложение 1



Родителям на заметку!

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

Основным средством профилактики нарушения осанки является организация статико-динамического режима, который предполагает соблюдение следующих условий:

1. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с не высокой подушкой.

2. Приходя из школы, ребенок после обеда должен лечь и отдохнуть в течение 1 часа для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положения обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках.

3. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут.

4. Ребенок должен ежедневно заниматься гимнастикой.

5. Необходимо правильно организовать рабочее место. Освещение должно быть рассеянным и достаточным.

6. Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:

а) Высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола была около 30 см. Это легко проверить, достаточно поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаз;

б) Высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90º;

в) Желательно иметь опору для шейного и грудного отделов позвоночника, а также опору для стоп, чтобы не вызвать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом режиме.

7. Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения под контролем педагогов и родителей:

а) Стопы в опоре на полу или на скамейке;

б) Колени над стулом на одном уровне;

в) Между грудью и столом - расстояние от 1 до 2см;

г) Предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны;

д) Голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30см;

е) При письме тетрадь повернута на 30º, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

8. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, в начальной школе лучше дать ребенку ранец.

9. Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме - когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза - когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.

10.Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро и микроэлементов. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета».



Приложение 2



КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Упражнение 1.
Исходное положение: стоя на одном колене возле стены.
В исходном положении спина ровная, макушкой тянемся вверх, руки прямые перед собой. На вдохе поворачиваем корпус и раскрываем грудной отдел. Выполняем 7-8 раз на каждую сторону.

Упражнение 2.

Исходное положение: стоя возле стены.
Попросите ребенка стать к стене, касаясь стены пятками, ягодицами и затылком. Следите за тем, чтобы не прогибалась поясница и плечи не поднимались вверх. Руки согнуть в локтях под 90 градусов, локти прижать к стене. Поочередно опускаем руки вниз касаясь стены. Выполняем 7-8 раз.
Упражнение 3.

Исходное положение: стоя возле стены.
Попросите ребенка стать к стене, касаясь стены пятками, ягодицами и затылком. Следите за тем, чтобы не прогибалась поясница и плечи не поднимались вверх. Руки согнуть в локтях под 90 градусов, локти прижать к стене. Скользя по стене вытянуть руки в стрелу над головой. Выполняем упражнение 10-12 раз.

Упражнение 4.

Исходное положение: стоя.
Для упражнения нам понадобится полотенце, пояс, резиновая лента. На счет раз поднимите прямые руки с полотенцем над головой. Полотенце должно быть в натяжении и не провисать. На счет два согнуть руки, завести полотенце за голову, не касаясь шеи и плеч. Лопатки должны быть сведены. Выполнять 10-12 раз.

Упражнение 5.

Исходное положение: лежа на животе.
Для упражнения понадобится 2 маленьких мяча. Положение 1 - руки прямые над головой,мячи в руках. Положение 2 - медленно опустить руки вниз за спину до касания мячей. Затем вернитесь в положение 1.
Выполнять упражнение 10 -12 раз.

Приложение 3



ФОТОГАЛЕРЕЯ С ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ