УЧИМСЯ РИСОВАТЬ ПО КНИГАМ. ЛУЧШИЕ УЧЕБНИКИ РИСОВАНИЯ. Когда мы осваиваем новую сферу деятельности: учимся рисовать ли, вязать или даже танцевать, то все способы обучения хороши. Особенно, если они подходят вашему способу восприятию информации. Большинство людей, увлеченных рисованием, плохо воспринимает информацию на слух. Им нужно видеть, читать, держать в руках. Поэтому учебники по рисованию были, есть, и будут.
С каждым годом пособий по рисованию становится всё больше. И мне понятны вопросы моих учеников о том, какие книги по рисованию действительно стоит купить? Какие учебники действительно научат рисовать правильно?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Всё зависит от вашего исходного уровня подготовки и ваших целей в рисовании.
Кому-то достаточно пособий со схемами “как нарисовать кошку”, кому-то нужны поэтапные уроки рисования, а кто-то уже дозрел до тщательного изучения как рисовать человека, до пластической анатомии.
К книжкам а-ля “нарисуй собачку за 5 шагов” я отношусь очень критично, поэтому в этом обзоре будут более серьёзные учебники рисования. Однако, я не рассматриваю все описанные книги как нечто необходимое. Те, которые я считаю действительно полезными для моих студентов, даны в завершении обзора.
УЧЕБНИКИ ПО РИСОВАНИЮ, УТВЕРЖДЕННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ. Логично предположить, что учебник для художественных учебных учреждений содержит самую правильную и полную информацию по обучению рисованию. Не так ли?
Разочарую вас. Далеко не всегда это правильно для специальности “изобразительное искусство”. Если текста в таком учебнике в разы больше, чем картинок, если книга по живописи снабжена черно-белыми иллюстрациями, то возникает множество вопросов…
К тому же, наши российские учебники больше нацелены на преподавание рисования. Поэтому в них много методологии, истории и философии искусства, нежели практики, понятной для начинающих.
Большой плюс таких учебников – низкая стоимость (не всех, конечно). Второй “плюс” – это ваша уверенность, что вы учитесь “как надо”. Ведь это база, которую осваивают тысячи художников. Значит, после изучения данных книг вы будете говорить с ними на одном языке.
Первый комплект, который я бы порекомендовала начинающим, это
Комлект состоит из 4х частей: Основы рисунка, Основы живописи, Основы композиции и Краткий словарь художественных терминов. Несмотря на то, что это учебник для детей, он будет очень полезен начинающим. Изложено все понятно, красочно, структурированно. Никакой воды. И при этом глубокое погружение в тему по всем базовым основам рисования.
Следующие учебники предназначены для студентов. Разделю их по предметам.
Учебники по рисунку и графике: Классика, на которой учились многие поколения художников:
Рисунок. Учебное пособие для студентов, 1975
Н.Н. Ростовцев “Академический рисунок”
А. Дейнека “Учитесь рисовать”
Николай Ли “Основы учебного академического рисунка”

Учебники по определенным направлениям рисунка:
В. С. Кузин. ” Рисунок. Наброски и зарисовки”
Маргарита Макарова. “Практическая перспектива.”, 2015
Борис Лушников “Рисунок. Портрет”
Рудольф Паранюшкин, Елена Трофимова “Рисунок фигуры человека”

Серия учебников В. Бесчастнова по графике:
Н.П. Бесчастнов “Черно-белая графика”, 2008
Н.П. Бесчастнов “Цветная графика”, 2014
Н.П. Бесчастнов “Графика натюрморта”, 2014
Н.П. Бесчастнов “Графика пейзажа”, 2008
Н.П. Бесчастнов “Сюжетная графика”, 2012

Учебники по живописи и цветоведению:
Николай Прокофьев. “Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов”
Юрий Шашков. “Живопись и ее средства”
Станислав Ломов, Сейткали Аманжолов “Цветоведение”

Учебники по композиции:
Рудольф Паранюшкин “Композиция”, 2005
Галина Логвиненко “Декоративная композиция”, 2012
О.Л. Голубева “Основы композиции”

Универсальные учебники по основам изобразительного искусства:
Георгий Беда “Основы Изобразительной грамоты”
Российская школа обучению рисованию известна и ценится во всем мире. Крепкий академический рисунок, тонально выверенная живопись, сложные реалистичные композиции.
Однако, большой минус нашей школы, на мой взгляд, в её негибкости. Мы не рисуем, а “строим”; человека рисуем так же, как архитектуру, собирая из геометрических форм. А самое главное – обучение больше построено на долгих годах тренировки, а не на понимании общих законов природы и ключей рисунка и живописи.
Именно поэтому популярные на западе книги по рисованию и у нас быстро стали бестселлерами.
Они зачастую построены на совершенно иных методиках обучения рисованию. И эти методики лучше подходят новичкам.
Как ни странно, в этих пособиях по рисунку “меньше воды”, больше практики и хорошие иллюстрации.
КНИГИ – МИРОВЫЕ БЕСТСЕЛЛЕРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ РИСОВАНИЮ Эта книга, переведенная на 17 языков, выпущенная уже более чем в 2,5 млн. экземпляров, и в России переиздавалась не раз.
Методика профессора Эдвардс легла в основу многих курсов рисования. Я тоже частично использую ее в курсе “Ключи Рисунка” и в уроках “Школы Изобразительного искусства”
Её отличие от привычной нам системы “построения” в рисунке – опора на правополушарный режим восприятия мозга. Чтобы осуществить это переключение Бетти Эдвардс предлагает ряд приёмов, описанных в книге.
Не знаю, чья методика была первой – Додсона или Эдвардс, но в них много общего.
Книга же Берта Додсона более практична, в ней меньше теоретических отсылок к работе мозга, больше – к практике художника. Он использует более обширные ключи рисунка, чем Бетти Эдвардс. И в целом его книга вполне может служить курсом для самостоятельного изучения, как видит художник, какие приёмы восприятия натуры и контроля процесса рисования использует.
Книга написана доступным языком и хорошо иллюстрирована. Рекомендую всем, кто хочется научиться рисовать с натуры ” с нуля”.
Методика Николаидиса легла в основу обучения во многих западных ВУЗах.
Данная книга представляет собой систему упражнений, которые должен выполнять ученик, чтобы научиться рисовать естественным способом.
Однако желающему учиться по данной методике нужно быть готовым практиковаться 5-7 лет, и уже самые первые упражнения выполнять, рисуя человека с натуры. На мой взгляд, это не самый простой путь, он требует осознанного желания стать художником и ежедневной работы.
Культовая книга дизайнеров и художников, раскрывающая физическую природу цвета, закономерности цветовых контрастов и цветовой гармонии.
Иттен – швейцарский художник и исследователь, преподаватель знаменитого Баухауза. Его книгу можно считать настольным справочником, который обязательно должен быть у любого дизайнера.
Относительно полезности для художников… Хорошо бы прочитать хотя бы раз. А в целом эту информацию в более практической обертке дают сейчас и другие книги по цветоведению.
Один из лучших атласов по пластической анатомии человека.
В хороших карандашных рисунках показаны кости скелета, мускульная система, отдельные части тела. Разобраны основные позы движения человека в различных схемах.
Книга будет очень полезна как только начинающим рисовать, так и художникам.
Помимо указанных книг, выдержавших десятки переизданий, ставших основой современных методик обучения, есть. конечно, и другие, не менее полезные и популярные.
А есть книги неприметные. Или новые, не успевшие набрать популярность. Но в них содержится кладезь информации.
Какие книги я бы назвала “настольными” для тех, кто хочется научиться рисовать самостоятельно?
КНИГИ, КОТОРЫЕ Я РЕКОМЕНДУЮ СВОИМ УЧЕНИКАМ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ТЕМЫ
Эта тоненькая книжка в мягкой обложке – просто кладезь информации, для тех, кто учится рисовать реальные объекты с натуры или по воображению.
Очень просто и доходчиво здесь объяснены законы перспективы, светотени, композиции. На примерах показаны правила изображения теней, фактуры, отражений.
Начинающим рисовать она поможет разобраться с тем, что мы видим в реальном мире, и понять, как это изобразить на бумаге.
Это просто шикарная книга по цветоведению и практике подбора цвета в живописи.
Помимо хорошо разобранной теории цвета, которую можно прочесть у Иттена, здесь есть огромный раздел живописной практики.
Бетти Эдвардс дает отличные инструменты, чтобы понять: какой цвет ты видишь, как его получить, как составить к нему гармоничную цветовую пару.
В книге вся информация логично выстроена, дана система упражнений на овладение языком цвета.
Иногда сокровища скрываются там, где не ждешь… Эта книга – просто подарок для начинающих (и не только) художников. Я была удивлена ценой на эту книгу, ибо подобные красочные “подарочные” издания обычно стоят в 2-3 раза больше.
Каждая страница этой книги – полезнейшая. Это буквально справочник по цветоведению в реалистичной живописи.
Джеймс Гарни разбирает основы цветоведения именно в практическом для живописца аспекте. Какие цвета мы видим на объекте? Как влияет на цвет тот иной источник света? Как подобрать гармоничные цвета, составить тот или иной колорит картины? Как создать те или иные атмосферные эффекты?
В качестве иллюстраций, сопровождающих каждый вопрос, Гарни использует примеры современной живописи и собственные картины.
Еще одна книга, чьё название, обложка и цена совершенно не соответствуют содержанию. А внутри – действительно полезный материал, который вузовские учебники композиции не подадут и не разжуют вам в такой доступности и в таком объёме.
Книга посвящена рисованию натюрмортов. И, я бы сказала, что основной акцент здесь дан именно на композицию, искусство составления гармоничной картины.
Такие книги – большая редкость. Понять её ценность может только педагог, пытающийся на практике объяснить законы гармонии ученикам. Джек Хамм не поленился нарисовать сотни картинок, чтобы на практике показать, что хорошо, что плохо в рисовании натюрморта.
Джек Хамм “Как рисовать пейзаж”/ Drawing Scenery: Landscapes and Seascapes
Судя по скриншотам разворотов, эта книга не менее ценна, чем предыдущая, но теперь уже в отношении пейзажа.
Опять же подробно рассмотрена композиция пейзажа. И практические вопросы изображения элементов пейзажа: как рисовать дерево, как рисовать небо, камни, отражение в воде и т.д.
Более 800 иллюстраций!
Заказала себе. ![]()
Помимо этих книг, буквально справочников по основам рисунка, живописи и композиции, рекомендую иметь на своей полке справочник по анатомии человека и анатомии животных.
Пожалуй, это самый лучший и серьезный труд об изображении животных.
Показаны скелет и мышечная система млекопитающих, отдельные части тела. Подробно разобран вопрос движения животного. Особый вопрос – рисование мехового покрова.
Книга дорогая. Стоит приобрести, если тема животных – ведущая в вашем творчестве.
Более доступный вариант справочника по анатомии животных:
Это атлас, в котором разобраны скелет и мышечная основа млекопитающих. Представлены самые популярные для рисования животные: лошадь, свинья, собака, кошка, корова.
Помимо скелета даны стереотипы (последовательные позы) движения.
Книга подойдет как начинающим, так и профессиональным художникам.
В качестве атласа по анатомии человека для профессиональных художников можно посоветовать книгу этих же авторов,
Однако для начинающих рисовальщиков может более полезна книга
Это не анатомический атлас, а курс анатомического рисования.
Бриджмен показывает различные способы восприятия и рисования фигуры: через геометрические тела, как подвижные блоки, как сложные ритмические конструкции. В книге также разбираются отдельные части тела детально. Скелет и мышцы в данном случае рассматриваются с точки зрения их участия в создании формы человеческого тела.
Таким образом, книга представляет собой не просто атлас анатомии, а полезный наглядный справочник начинающего художника.