СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю.Лермонтов. Обзор жизни творчества поэта. Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастья на небесах, интерес поэта к отечественной истории

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Предметные:

  • создать условие для  формирования знаний детей об основных фактах биографии Лермонтова;
  • обеспечить усвоение учащимися умения различать основные темы и мотивы лирики поэта, понимать своеобразие художественного мира поэта;
  • развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала;
  • развивать аналитические способности и наблюдательность, прививать любовь к классической поэзии;
  • развивать эмоционально-ценностные компетенции.

Просмотр содержимого документа
«М. Ю.Лермонтов. Обзор жизни творчества поэта. Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастья на небесах, интерес поэта к отечественной истории»

Дата: 20.12.2019

Учитель: Наумлинская Е. Н.

Предмет: литература

Класс: 9

Тема урока: М. Ю.Лермонтов. Обзор жизни творчества поэта. Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастья на небесах, интерес поэта к отечественной истории.

Задачи урока:

Предметные:

  • создать условие для формирования знаний детей об основных фактах биографии Лермонтова;

  • обеспечить усвоение учащимися умения различать основные темы и мотивы лирики поэта, понимать своеобразие художественного мира поэта;

  • развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала;

  • развивать аналитические способности и наблюдательность, прививать любовь к классической поэзии;

  • развивать эмоционально-ценностные компетенции.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.

  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

  • личностные:  готовить к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей, формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Оборудование урока: тетради, учебники, компьютер, видеоролик, кластер, анкета биографии.

Ход урока:

1.Этап актуализации имеющихся знаний.

Определение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы поговорим о жизни поэта, о его личности, определим основные темы его творчества.

Беседа о жизни и творчестве  М.Ю.Лермонтова.

а) Слово учителя:

- Творчество любого писателя неотделимо от его судьбы. Биографию Лермонтова вы изучали в 6-8 классе, а сегодня, готовясь к уроку, вы ее повторяли.

- Давайте вспомним основные этапы жизни и творчества Лермонтова.

Ответы учащихся

- Предлагаю вам посмотреть видео с краткой биографией писателя. Возможно вы откроете что-то новое для себя.

Просмотр видеоролика

М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии. Принадлежало оно  бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью.

Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Л. умерла. 

Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.

Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет.

В 1832 году из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов  был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты (младший офицерский чин) Гусарского полка.

Адресаты любовной лирики Лермонтова - Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет..." и  Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина), сестра товарища по университету Лермонтова.  Чувство к ней отражено в стихах "К Л." ,"Подражание Байрону", "Для чего я не родился..."

Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.  Приписанные  к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы, надменные потомки…»)  вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где пробыл чуть больше года.

Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга.

1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».

1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским.

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал к М.Ю.Лермонтову красавицу княгиню М.А.Щербатову. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.

Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что был представлен к награде. 

Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. 

В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжаломЛермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.  

«Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», - напишет Белинский.

1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор.

И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.  

Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и всегда молодого.  

Беседа по просмотренному

2.Этап мотивации.

1) пробуждение интереса учащихся к получению новой информации.

а) Слово учителя.

В 16 лет Лермонтов пишет:

         Мне нужно действовать,

         Мне нужно действовать,

         Я каждый день

         Бессмертным сделать бы желал…

А в 24 из сердца вырывается признание:

         Печально я гляжу на наше поколенье!

         Его грядущее – иль пусто, иль темно,

         Меж тем под бременем познанья и сомненья,

         В бездействии состарится оно…

А между этими строками – вся жизнь Лермонтова, вся жизнь людей его поколения. Они были обречены на бездействие, ибо рано поняли, что вряд ли удастся применить в жизни те могучие силы, переполняющие душу.

Пятнадцатилетний юноша с горечью спрашивает:

         К чему глубокие познанья, жажда славы,

         Талант и пылкая любовь свободы,

         Когда мы их употребить не можем?

- Откуда такое разочарование в жизни? Что так отравило не только Лермонтова, но и всё его поколение?

- Обратимся к истории.

б) Рассказ об эпохе Лермонтова

1826 год…13 июля. На кронверке Петропавловской крепости повешены Пестель, Рылеев, Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол – пять руководителей восстания декабристов. И тогда же потянулись в Сибирь  колонны закованных ссыльных, цвет дворянской молодежи. Лермонтову и его сверстникам было по 11-12 лет. Родители благодарили бога, что их дети были так малы, что не доросли до политики. Но они не предполагали, что их детей ждет не менее горькая судьба. Не так уж трудно догадаться, какого действия жаждали сверстники Лермонтова, каким бездействием они тяготились.

         Можем строчки нанизывать

         Посложнее, попроще.

         Но никто нас не вызовет

         На Сенатскую площадь…

Черная тень пяти виселиц легла на всю судьбу Лермонтова и его поколения… Отсюда  ему и суждено было выразить своей поэзией целую эпоху…

Поколение Лермонтова заменило деятельность чтением, познанием, «наукою бесплодной» без практического приложения знаний, поэтому оно и не оставит векам «гением начатого труда».

«В начале поприща мы вянем без борьбы».

А жизнь без борьбы для поэта не жизнь. Однако порокам поколения все-таки противопоставляется некий идеал, и он, конечно же, авторский.

Отсюда ВЫВОД: самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию.

Лермонтов, по словам Белинского, - «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов.  В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные «Философические письма» Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.

В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов.

Творчество поэта можно условно разделить на два периода:

1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина.

Периоды творчества М.Ю.Лермонтова

  • 1828 – 1836 - ранний период  

  • 1837 – 1841 – зрелый период

Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.

2) определение учениками темы урока и постановка собственных целей обучения на уроке.

Тема урока…

3.Стадия осмысления - получение новой информации

1) Слово учителя о личности Лермонтова, работа по вопросам:

Исследователь В.А. Захаров пишет: "Для нас Лермонтов - великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделённым всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук".

Возможно, "трудный" характер Михаила Юрьевича сложился из-за трагически разорванной в раннем младенчестве связи с обоими родителями. С раннего детства Елизавета Алексеевна растила внука в полной свободе. Он получал всё, что хотел, не будучи никогда и ни в чём стеснён или ограничиваем. Он абсолютно не был способен подчиняться, угождать и, тем более, угодничать.

-А почему судьба Л. была трагичной?

(За стихотворение, посвящённое гибели Пушкина, Лермонтов отлучён от двора и отправлен в феврале 1837г. в действующую армию на Кавказ. Год хлопот Е.А. Арсеньевой о прощении внука перед царской семьёй увенчался успехом: поэта вернули в лейб-гвардии Гусарский полк, ко двору в мае 1838г. До февраля 1840г Лермонтов жил в Царском селе и часто проводил время в столице.

За свою короткую, 27-летнюю жизнь Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге  и 15 июля 1841 года в Пятигорске. Со времён Петра I дуэли в России были запрещены. Наказание за участие в дуэлях приравнивалось к наказанию за убийство. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение "На смерть поэта"). Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением

Итак: 1. Лермонтов был смел и отважен, от вызова не отказывался, во время дуэли в противника никогда не стрелял. 2. Литературное дело считал главным делом своей жизни, но ради него не считал необходимым отказываться от принятых понятий чести, от риска собственной жизнью.)

В общем, поэт был одинок в мире, поэтому и тема одиночества была для него так актуальна.

Основные темы и мотивы лирики М.Лермонтова:

  1. жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»);

  2. разочарование, одиночество, поиск   гармонии в отношениях с  окружающим  миром   («В минуту жизни трудную…», «И скучно и грустно»,  « Утес», «Листок», «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива…» );

  3. любовь – страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»);

  4. критика самодержавия, светского общества («Прощай, немытая Россия»,  «Смерть поэта»);

  5. поэтическое призвание и высокое предназначение поэзии («Поэт», «Пророк»,);

  6. судьба народа, Родины («Родина», «Бородино»);

  7. осмысление судьбы своего поколения («Дума»).

4. Стадия рефлексии.

Заполнение анкеты автора.

5.  Подведение итогов урока.

1.Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»?

2.Что удалось повторить, закрепить?

3.Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?

4.На сколько каждый из вас поработал?

Слово учителя:

- Закончить сегодняшний урок я хотела бы следующими словами: «Не бойся врагов: самое большее, что они могут сделать – это убить.

Не бойся друзей: самое большее, что они могут сделать – это предать.

Бойся равнодушных: это с их молчаливого согласия на земле происходят войны».

6.Домашнее задание : дописать анкету, выразительно читать стихотворения М. Ю. Лермонтова в учебнике.


7