СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»»

Предмет, класс

Литературное чтение, 2 класс

УМК, авторпрограммы

Школа России, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

Учитель

Захарова Дарья Андреевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №5 Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

Тема урока,

урока в рабочей программе

27: «М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»»

Цельурока

Познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки осознанного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к природе.



Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Формировать умение анализировать два произведения, находить общие признаки, соотносить литературное произведение с художественным.



развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;


воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностныекачества, метапредметные УУД

Учащиеся должны уметь читать прозаический текст и стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.


Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)


Учебник – с.78-79






Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД, за счет чего

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.


Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

-Здравствуйте, ребята!

- Прочитайте и отгадайте загадку. (Времена года.)

Каждый год

Гостей ждет:

Один седой,

Другой молодой.

Третий скачет.

Четвертый плачет.

- Научитесь читать ее скороговоркой.


Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.






личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности





2.Актуализация знаний.


Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к обобщению и закреплению материала



Ребята, прослушайте, фрагмент музыкального произведения П.И. Чайковского (звучит музыка)

Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Почему? К какому времени года подходит эта музыка? Почему вы так думаете? (дети высказывают своё мнение)

И Пётр Ильич Чайковского назвал это произведение «Октябрь». Какие приметы октября вам известны? ( Ответы детей)

Как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока?

Да, мы сегодня продолжим разговор об осени и познакомимся с рассказом Михаила Пришвина «Осеннее утро» и стихотворением Ивана Бунина «Сегодня так светло кругом».

Как вы думаете чему мы будем учиться на уроке? (Ответы детей)


— Мы продолжаем знакомство с литературными произведениями об осени: на этом уроке прочитаем рассказ и стихотворение, поговорим о них. Вам станут знакомы еще два выдающихся русских писателя. А пока вспомните имена тех, о ком вы узнали в разделе о русской природе осенью.


-Слушают рассказ учителя.
















-Отвечают на вопросы учителя

личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.


познавательные УУД:

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

умение обобщать; анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать.


коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умение слушать и понимать речь других.


регулятивные УУД:

учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

3. Этап открытия новых знаний. Выявление места и причины затруднения.


Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить места и причины затруднения.


- «Осеннее утро» - Произведение с таким названием мы будем сегодня читать. А кто его автор, вы узнаете из учебника (с. 78).

Рассказ учителя о писателе:

Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) — замечательный писатель, «певец русской природы». Прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Получив хорошее естественно-научное образование, Михаил Михайлович работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

Все произведения М.М. Пришвина проникнуты большой любовью к природе. Прекрасны его описания лесов и полей, рек и озер, птиц и зверей.

Герои рассказов М.М. Пришвина любят и понимают природу. В этих рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.

-Слушают рассказ учителя.

регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

познавательные УУД:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

предметные УУД:




4. Этап построения проекта выхода из затруднения


Цель: построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять при решении задания, вызвавшего затруднение


Ознакомление с текстом.

Ребята, прослушайте текст. Над словами, значение которых вам непонятно поставьте аккуратно точку простым карандашом.

Рассказ «Осеннее утро»

(Учитель читает рассказ.)

— Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

— Какое осеннее утро помог нам увидеть писатель?

— Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажите.

— Найдите в рассказе описание листопада.


-Отвечают на вопросы учителя.

регулятивные УУД:

адекватно оценивают свои достижения;

осознают возникающие трудности;

ищут их причины и пути преодоления.

познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия.


коммуникативные УУД:

формулируют собственные мысли;

высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Физкультминутка

(Исходное положение: дети приседают, будто зайчик прячется. Текст произносит учитель.)

Зайчик

— Где ты спрятался, зайчишка?

(Дети встают, руки на пояс.)

— В травке я под елками.

(Дети приседают, руки на колени.)

— Что ты так дрожишь, трусишка?

(Дети встают, руки на пояс.)

— Волк зубами щелкает.

(Дети приседают, руки на колени.)

— Нет здесь волка, посмотри!

(Дети встают, руки на пояс, поворот головы влево и вправо.)

— Прыгай, зайчик, — раз, два, три!

(Дети прыгают на месте.)

Выполняют упражнения.


5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.


Цель: усвоение учащимися нового способа действия.


Чтение текста «цепочкой»

- Какое явление осени описывает М. Пришвин в своём произведении? Приходилось ли вам когда-либо наблюдать листопад? Опишите Ваши ощущения от увиденного.

-Найдите в тексте и прочитайте, какие чувства вызвал листопад у автора?


Выполняют задание.

познавательные УУД: 

умение находить и выделять необходимую информацию;

6. Продолжение работы по теме урока



Цель: обучающиеся определяют свои умения и навыки, делают вывод о том, что они уже умеют.

Стихотворение И. Бунина

Рассказ учителя:

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) - всемирно известный русский писатель. Он родился в Воронеже, а умер в Париже, т. к. в 1920 г., во время Гражданской войны, уехал из России. В 1933 г. ему была присуждена Нобелевская премия (это очень почетно).

Отец И.А. Бунина, Алексей Николаевич, происходил из древнего дворянского рода, был помещиком. Мать, Людмила Александровна, согласно семейным преданиям, происходила из княжеского рода.

Раннее детство И.А. Бунина прошло в семейном поместье, в Орловской губернии, где он смог почувствовать, как прекрасна русская природа и как богат русский язык, на котором говорили местные крестьяне.



— Прочитайте стихотворение на с. 79. О чем рассказывает нам автор? (О тишине.)

— Как автор говорит о тишине?

— Прочитайте еще раз оба произведения и сравните их. (Чтение текстов на с. 78—79. Сравнение.)

— Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину? Что вы изобразили бы на ней?

— Вспомните, чем стихотворение отличается от рассказа. (В стихотворении есть рифма, ритм, чередование ударных и безударных слогов.)

— Какие осенние приметы вы знаете? (Ответы детей.)

— В прежние времена приметы были важны в крестьянском труде. Почему? (Ответы детей.)

— Послушайте, какие приметы родились в старину. Определите, что было особенно важно для крестьян.

• У дуба и осины самый поздний листопад. " Если в осень лист с березы и дуба опадает нечисто — жди суровой зимы.

• Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

• Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.

• Гром в сентябре предвещает теплую осень.


-Слушают учителя.
























-Чтение стихотворения.









-Отвечают на вопросы учителя.









Самостоятельная работа:

регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

анализировать объекты с выделением существенных признаков.


7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.


Фронтальный опрос:

Работа со стихотворением И.Бунина

Стихотворение читает ученик с хорошей техникой чтения.

- Как описывает поэт тишину? (ответы детей)

Чтение стихотворения учащимися в полголоса.

- Обсудите с соседом парте, есть что-либо общее в рассказе М.Пришвина «Осеннее утро» и стихотворении И.Бунина. (Дети работают в парах, затем называют объединяющие факторы произведений).

Игра «Угадай картину»



-Отвечают на вопросы учителя

регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;


8. Домашнее задание

1. Повторить произведения изученного раздела.

2. Выучить стихотворение И. Бунина «Сегодня так светло кругом»

Записывают домашнее задание.


9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.



Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам показалось особенно интересным?

Выберите фразеологизм, который соответствует вашей работе на уроке.

- работал в поте лица

- ловил мух

- -работал, засучив рукава

- считал ворон

Подводят итоги.


личностные УУД:

формировать представления о причинах успеха в учебе.


регулятивные УУД:

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.


познавательные УУД:

умение обобщать;

проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом.


коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания.





Гурентьева Людмила Викторовна __________________ ____________

Оценка подпись