СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Марафонская битва

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок полезен молодым преподавателям истории древнего мира

Просмотр содержимого документа
«Марафонская битва»


МКОУ СОШ с.Преображенка








Тема урока: «Марафонская битва»


5 класс













Выполнила: Зубкова Е.И

Учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ с.Преображенка





















2020г.





Урок истории по теме: «Победа греков в Марафонской битве».

Цели урока: познакомить учащихся с причинами Греко-персидских войн, показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.

Обучающая: познакомить обучающихся с героической борьбой греков против персидской агрессии, подвести обучающихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве, а также установить связь Марафонской битвы с Олимпийскими играми;

Развивающая: развить умение правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы, работать с терминами, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная: способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств характера как мужество и стойкость, любовь к Родине  на примере героической борьбы древних греков за свою независимость, а также воспитанию здорового образа жизни.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные результаты: способность применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; раскрыть причины, ход и последствия битвы при Марафоне.

Личностные результаты: развитие интереса к истории, нравственное оценивание целей греко-персидских войн.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: анализ исторической карты, установление причинно-следственных связей, решение проблемной ситуации;

Коммуникативные УУД: взаимодействие в парах и с учителем, участие в обсуждение аспектов темы, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: постановка и формулировка проблемы урока и задач.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, инфофильм, компьютерная презентация, листы с дифференцированными заданиями и историческими источниками, рисунки учеников, карточки зеленого, синего и красного цвета для самоанализа.

Структура урока:

1.Организационный момент (1мин.)
2. Актуализация знаний (5мин.)
3. Постановка учебной задачи (2мин.)
4. Открытие нового знания (16мин.)
5. Физкультминутка (1мин.)
6. Открытие нового знания, первичное закрепление (8мин.)

7. Решение проблемного задания (5 мин.)

8. Закрепление нового знания (5мин.)
9. Домашнее задание с комментированием (1мин.)

10. Рефлексия (1мин)

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Замечательно!

-Надеюсь, с таким хорошим настроением мы будем работать с вами на уроке.

Быстрое включение в деловой ритм. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2.Актуализация знаний (дифференцированные задания)

(Слайд№2)

- Держава всякая сильна,

Когда устроены в ней все премудро части:

Оружием — врагам она грозна,

А паруса — гражданские в ней власти.

Эти строки принадлежат русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову

Разно уровневые вопросы ученикам:

- Вспомните, что означает слово «держава»? (Сильное, мощное государство)

-С какими державами мы знакомились с вами в 1-м полугодии? (Ассирийская, Персидская)

(Слайд№3)

-Внимательно посмотрите на карту и определите, границы какой державы на ней выделены салатным цветом? 

(Персидская держава)

-Какие крупные государства Древнего Востока покорили персы? (Мидия, Вавилон, Лидия, Египет)

- При каком царе Персия достигла наивысшего владычества? (При Дарии I)

- К границам какого государства приблизились персы? (Греции)

(Слайд №4)

-Что это означает? К чему это могло привести? (к войнам)

-Первым серьезным испытанием для греков стало Марафонское сражение.

(Слайд №5)

-А теперь сравним Персию и Грецию.

– Какие из перечисленных черт относятся к Персии, а какие к Греции? (выполняется на местах самостоятельно)- 2 мин.

1.Большая территория

2.Единое государство

3.Небольшая территория

4.Единая армия

5.Полисы

6.Малые армии

(Верные ответы):

Греция Персия

Небольшая территория Большая территория

Полисы Единое государство

Малые армии Единая армия

(Дифференцированные задания)

Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась, и сделайте вывод какое государство, на ваш взгляд, должно было победить? (Персия)

Почему? ( Вопрос Алексею Фаркову).

Какие цели мы с вами поставим на сегодняшний урок?

Предположения учащихся.

Учащиеся называют цель урока: Определить причины Греко-персидских войн, показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, понять причины победы греков в Марафонской битве и ее значение.

Записываем тему в тетрадь. Составляем кластер.

  1. Открытие нового знания.

Дарий I хотел угрозами подчинить греков себе. В городах Греции появились персидские послы.

-Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент, определите требования персидского царя. 5 мин.

Вопросы разно уровневые ученикам:

О каком полисе идет речь? (Спарта) 

Могли ли спартанцы ответить иначе? Почему? (Нет. Они очень свободолюбивы).

Что означает требование: «земли и воды»? (Он требует признать его власть и выплачивать ему дань)

-Как вы думаете, что ответили на такие же требования большинство греческих полисов?

(Они испугались и признали власть Дария)

А чего и почему они испугались?

(Огромное войско персидского царя не знало поражений, ему подчинялись почти все цивилизованные страны древнего мира.)

-Представим, что мы – жители древнегреческого полиса Афины, собравшиеся на агоре (вспомните, что такое агора? Агора – рыночная площадь.

 Чтобы выслушать посланцев персидского царя Дария 1. Вот они поднимаются на помост в ярких восточных одеяниях и произносят следующую фразу: «Наш повелитель, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды...»

Как вы ответите? Проголосуем. Вспомните, как голосовали греки?

(в Афинах голосовали при помощи черных и белых камешков).

У нас камешки (кружки картона) черная и белая: подчинимся Дарию – белая карточка, откажемся – черная. 1 мин.

Варианты:

1) Наш ответ совпал с тем, какой дали афиняне. Они в гневе убили послов, столкнув их со скалы.

2) Разрешили бы персы нам собирать народное собрание, выбирать должностных лиц, судей? Оставили бы персы в наших городах старое управление? Значит, мы из свободных граждан превратимся в рабов.

-Узнав о расправе над послами, Дарий I направил к берегам Греции 20 тысяч воинов и большой флот. Войско персов высадилось в Аттике в селении Марафон в 42 км от Афин в 490 г до.н.э.

Афины начали подготовку к войне и обратились за помощью к Спарте, но в Спарте в это время проходило празднество, посвященное одному из почитаемых богов, которое нельзя было прервать. И спартанцы отказались вступить в битву вместе с афинянами. В помощи отказали и другие греческие города, только пограничный с Аттикой город Платеи

прислал на битву отряд воинов. (Слайд №10)

  1. Физкультминутка.

Чтобы одерживать победы немаловажно быть в хорошей физической форме. Уж греки знали в этом толк.

Древнегреческий философ Платон утверждал, что гимнастика есть целительная часть медицины.

-Пришло время и нам размяться немного.

-Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять - руками помахать. 
Шесть – за парту тихо сесть. (Слайд №11)

Учащиеся выполняют действия по заданному образцу, правилу.

-Найдите на карте (учебник стр. 162) местоположение Спарты и Платеи, селение Марафон? И определите, работая в парах «Планы воюющих сторон»

6. Открытие нового знания. Дифференцированные задания ученикам:

1. Какой план ведения войны был придуман персами?

2. Почему персы выбрали селение Марафон для высадки?

3. Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?

4. Какой план предложил Мильтиад? Почему?

Ответы:

1.В конце 6 века до н.э. полисам Древней Греции стало угрожать могущественное Персидское царство. Царей Персии привлекали богатства греческих городов и их удобное расположение. Через полисы проходили торговые пути, которые были нужны богатой державе. Персам удалось захватить города греков в Малой Азии и на островах Эгейского моря. В их власти оказался даже Милет, известный и богатый город с четырьмя гаванями и большим торговым флотом. Персидский царь Дарий I, занявший трон после смерти Камбиза, смог провести военные реформы и укрепить свою страну. Во время его правления Персидское царство превратилась мировую державу. Дарий, стал строить планы, как покорить греческие полисы на Балканском полуострове. Царь хотел стать правителем всего Средиземноморья и пополнить богатствами греческих городов свою огромную казну. У Дария была большая и хорошо обученная армия, а также много золота, чтобы поддерживать ее. Царь решил, что ему легко удастся покорить города греков один за другим, потому что они разобщены, а у него воинов намного больше, чем защитников у каждого полиса. И Дарий стал искать повод, чтобы развязать войну.


2.Селение Марафон было выбрано персидскими полководцами не случайно. На широкой Марафонской равнине могла свободно разместиться армия персов. Здесь было бы легко сражаться прославленной персидской коннице. Лишь в нескольких десятках километров от Марафона располагались Афины – главная цель Дария. Персидские воины могли легко достичь города, двигаясь по долине, а корабли атаковали бы его с моря.

Видя эти приготовления, жители Афин стали готовиться к сражению. Все способные сражаться встали в строй.

3.Народное собрание Афин избрало Мильтиада на должность стратега. В далекомМилете он помогал восставшим грекам сражаться против персов, поэтому хорошо знал слабые и сильные стороны персидского войска.

4 Афинские полководцы стали спорить между собой, как лучше защитить город. Наконец, решили принять план талантливого стратега Мильтиада. План Мильтиада состоял в том, что афинским воинам нельзя ждать противника в городе, потому что оборонительные стены Афин были недостаточно мощными и могли не выдержать осады персов. Мильтиад убедил греков вести войско к Марафону и дать там решительное сражение.

Несмотря на численное преимущество, на опыт боевых действий персы потерпели поражение в этом сражении.

5 мин.

Извлечение необходимой информации из текста и видеоисточника в ходе работы учащихся. Итак, гонец принес страшную весть: « В Марафонской бухте показались персы, вооружайтесь!»

Все способные встали в строй. Давайте отправимся на поле боя.

-Ваша задача внимательно следить за ходом сражения, и в индивидуальных рабочих листах заполнить недостающими стрелками схему сражения, а так же услышать новые понятия, подобрав к ним соответствующие определения.Учитель ведет иллюстрированный рассказ. Сейчас я предлагаю вам проверить, как вы справились. Заполненные схема и таблица терминов на экране. (Слайд №12)

Поднимите руки, кто безошибочно справился? Кто допустил 2-3 ошибки? У кого ошибок больше или совсем не справился с заданием? 7мин.

Учащиеся выполняют задания самостоятельно.

Промежуточная рефлексия.


  1. Решение проблемного задания:

- Что помогло грекам победить сильного противника? 


(Помощь жителей города Платеи. Мужество, храбрость греческих воинов.

Талант военного предводителя Мильтиада. Греки защищали свою родину, это давало им силы для борьбы.)

-Какое значение имела Марафонская битва. Ознакомьтесь с историческим источником.

 (Задание№3) (Если раньше борьба с Персией казалась безнадежной, то победа при Марафоне показала, что персы перестали считаться непобедимыми.

(Слайд№14-15)

Работа в парах учащихся по составлению перечня причин победы греков

Умение применять знания в действии, высказывать свое мнение. (5мин.)

  1. Закрепление материала

Угадай, КТО Я. Я читаю слова, а вы постарайтесь определить, кому они могли бы принадлежать.

«Я - великий владыка, повелитель, царь царей, владыка всех людей от восхода до заката» (Дарий I)

«Я спешил сообщить афинянам радостную весть, бежал без отдыха и остановок. Радуйтесь, мы победили!»

(Афинский юноша)

«Узнав, что персы сели на корабли, чтобы ворваться в беззащитные Афины, я дал приказ к бою» (Мильтиад)

«Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве» (Афинский воин).

С помощью белых и черных карточек дай ответ, согласен с утверждением или нет:

Марафонская долина находилась от Афин на расстоянии 42 км. (Да)

Спартанцы активно участвовали в битве (Нет).

В марафонской битве греки сражались против египтян (Нет).

Стратега, который возглавил греков, звали Мильтиад (Да).

Победу одержали персы (Нет).

Битва состоялась в 480 году до н.э. (Нет).

Значение битвы велико, т.к. персы перестали считаться непобедимыми. (Да).

Греки победили, т.к. мужественно защищали свободу и независимость своего государства. (Да).

Греки, чтобы почтить погибших и увековечить память о Марафонской битве, насыпали курган и возвели колонну в честь победителей).



Зачитать следующий текст: в честь победителей при Марафоне была сделана надпись на гробнице:

Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава,

Здесь поразили они гордые персов войска,

Пешими поднялись против Азии конницы сильной,

Чтобы Эллады земля рабского дня не узнала.

Объясните смысл этой надписи. Можно ли догадаться на ее основе, какова была одна из главных причин победы греков в войне с персами.

Ответ: Греки обладали такими качествами как мужество, доблесть, храбрость греческих воинов, греки защищали свою Родину, это придавало им сил для борьбы а также талант военачальника Мильтиада его умелые, просчитанные действия как командующего войском; помощь воинов города Платеи.



-Какую надпись вы бы оставили на этом памятнике?

(Слайд №16)

Вывод:


Рефлексия.Учащиеся анализируют успешность своей работы на уроке, значимость изученной темы и эмоциональное воздействие лично на каждого.




  1. Домашнее задание с комментированием. Составить таблицу.

Учебник стр. 161-164,

1.Причины греко - персидских войн.

1.Дарий 1 хотел наказать греков за участие в восстании колоний.

2.Персы хотели захватить богатства и земли Греции.

2.Вооружение, доспехи греков.

Шлем, копье, панцирь, меч, фаланга (8 – 9 рядов), гоплиты – тяжеловооруженные воины, легковооруженные пехотинцы. 11 тысяч.

3.Вооружение, доспехи персов.

Лучники, конница, пехота, копья, стрелы, кожаные халаты с металлическими бляшками на груди, штаны, колпаки. 60 тысяч.

4. Традиции, военные обычаи греков.

Греки сражались фалангой. Стратега выбирали на Народном собрании. Перед сражением гадали об исходе сражения.

5.Традиции.военные обычаи персов.

Персы комбинировали действия конницы и лучников.

6.Основные даты и события войны

490 г. до н.э.- Марафонское сражение. У греков погибло

192 человека, у персов 6400 человек.

7. Причины победы греков.

Греки лучше вооружены. Греки вели справедливую войну, защищали свою Родину. Талант Мильтиада как полководца. Армия персов была многонациональной.