Коучинг « Активные методы обучения и интерес к уроку. »
Общие цели: Определить сущность активных методов обучения и необходимость применения отдельных элементов данных методов обучения для развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности. Научить применять активные методы обучения на разных этапах урока.
Ход занятия
Приветствие
1.Установление благоприятного климата.
Мотивация на успех.
Прежде, чем перейти к активным действиям, я предлагаю настроиться на плодотворную совместную работу. Упражнение «Ты и твое имя». Сейчас вы будете общаться в парах, каждая пара получает по 2 листа бумаги. Вам нужно будет обсудить с коллегой ваши имена и подобрать на первую букву имени две черты характера, какого-нибудь личностного качества.
Есть 3 обязательных условия:
Человек должен на самом деле обладать этим качеством.
Качество должно быть положительным
Оно должно быть полезным в вашей педагогической деятельности.
Вызов.
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами или локтями.
Метод «Поздоровайся глазами» - здороваться нужно не слввами, а глазами. При этом нужно постараться глазами показать, какое настроение у вас сегодня.
Цель таких методов: положительный настрой на работу и установление контакта между учениками.
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Главная задача каждого учителя –не только рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Как говорится в китайской притче: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы обучения.
Попробуйте догадаться, какова тема нашего мастер-класса
Сформулируйте цели занятия.
Тема МК «Применение активных методов обучения на уроках в школе»
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся ладонями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена», «Поздороваемся глазами»
Выяснение ожиданий и опасений.
Метод «Что у меня на сердце» (вырезанные из бумаги сердечки)
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, у Вас есть опасения и какие ожидания. И отложим их до конца нашего МК.
Для представления нового материала мы применим метод «Инфо-угадай-ка»
На ваших листах бумаги найдите название этого метода. Листок разделен на 4 сектора. В ходе нашего МК вы составите инф. Карту
Сектор 1 – Понятие
Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Сектор 2 – этапы урока.
На каких этапах урока можно применять активные методы?
Активные методы обучения используются а всех этапах урока.
Сектор 3 – виды активных методов обучения.
Этот сектор вы будете заполнять по мере прохождения МК
Сектор 4 цели применения активных методов.
Развитие мотивации. Интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, мкогда он перестает быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» , «Солнышко и тучка» «Фруктовый сад», Упражнение "Лицензия на приобретение знаний", «Большая стирка», «Список покупок», «мяч ожиданий и опасений». Эти методы позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» , «Солнышко».
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. На этом этапе можно использовать методы: «Инфо- угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Составление синквейна»
Рассмотрим использование приема Кластер на уроке русского языка. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Составим Кластер по теме «Приставка»
Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания».
Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Светофор», «Приоритеты», «На линии огня», «Картинная галерея», «Аквариум».
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Ресторан», Упражнение «Комплименты», Упражнение «Письмо самому себе»
Метод «Мозаика из слов»
Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и должна за 5 минут составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой урока.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. «Четыре стихии», «Постройся по росту», «Пантомима», Снежинки», «Порхание бабочки».
У методики активные методы обучения есть много плюсов.
Уроки с их использованием интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Рефлексия Мастер - класса.
Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к нашим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.
Понятие Активные методы обучения | Этапы урока |
Виды | Цели |
Упражнение «Четыре стихии».
- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.
Упражнение «Постройся по росту». Детям завязывают глаза и предлагают построиться по росту в шеренгу. После этого, как все участники займут свои места, повязки снимаются, и проверяется результат.
Упражнение «Пантомима»
- Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.
Письмо учителю
1. Я присутствовал на классном часе, который называется…
2. Больше всего запомнилось
3. Понравилось
4. Не понравилось
5. Мое эмоциональное состояние
6. Этот классный час учит меня