Мастер – класс для педагогов
«Су- Джок терапия для детей дошкольного возраста»
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. Первые публикации о методе Су-Джок в международной печати появились в 1986 г.
Существует древняя китайская легенда, повествующая о том, что пять тысяч лет тому назад один китайский император династии Цин, постоянно мучился головными болями. Однажды, во время жуткого приступа мигрени, на его стопу упал тяжелый предмет, после чего вскоре боль исчезла. Императору стало интересно, и он решил продолжить свои эксперименты. Во время очередного приступа головной боли, он уже намеренно бросил на свою стопу тяжелый груз, и чудо повторилось – мигрень прошла. Так была открыта «биологически активная точка», и этот случай можно считать началом развития одной из древнейших оздоровительных методик, к которой и относится Су-Джок, являясь лучшим методом самопомощи.
На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Замечали ли вы, что наша кисть руки похожа на тело. Если ее опустить вниз и пальцы слегка развести, будет понятно, что большой палец-это голова и шея; указательный и мизинец-руки; безымянный и средний-ноги. Линия, которая делит кисть на две части соответствует позвоночнику.
А ведь каждый день, мы смотрим на свои руки и не знаем, что обладаем великолепной возможностью помочь себе сохранить здоровье. Вы спросите, как? Достаточно просто, если познакомитесь с Су-Джок терапией!
Су-Джок с виду симпатичный шарик с острыми шипами, состоит из двух соединенных полусфер, внутри которого находятся два металлических колечка.
Вот некоторые варианты работы с детьми: с шариком: 1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать. Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем (выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку левую возьмём, В кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке).
В руку левую возьмём, В кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки, И похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки.
«Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу. Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу. Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.
2.Массаж пальцев эластичным кольцом (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
3. Речевые игры с шариком. Рассказывание сказок с использованием шарика. Сказка «Ёжик». Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку: дыхательная гимнастика- вдох через нос, выдох на ладонь руки ( повторить 2 раза). Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз. Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
Для развития фонематического восприятия можно рекомендовать игры: «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»; «Телеграфисты» ( нужно простучать шариком так, как простучит педагог). «Спрячь шарик в ладошке, когда замяукает кошка» (зарычит собака, прокукарекает петушок и т.д.) Для более старшего возраста: «Синий шар кати, согласный звук мне назови»
Развитие лексико- грамматических категорий: Игры: «Шар лови, пять овощей назови» «Назови ласково», «Скажи наоборот» «Один – много» «Какой? Какая? Какое?»
Для развития памяти, внимания упражнение «Веселое колечко»
Педагог надевает поочередно колечко на пальцы правой руки ребенка, начиная с большого пальца, проговаривая: «Колечко, колечко на большом пальчике твое местечко( и т. д.) . На другой руке ребенок самостоятельно пытается повторить движения с колечком, называя пальцы рук.
Использование Су- Джок шаров для совершенствования навыков пространственной ориентации, «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
Ребёнка просят надеть колечко на определённый палец.
«Глазки закрывай, на каком колечко пальце, угадай»
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
«Ловко с шариком играем и предлоги называем»
На столе коробка, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки.
Использование шариков для слогового анализа слов.
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки. «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай».
• Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а ребенок должен назвать на какую руку и какой палец надето колечко (дети одновременно запоминают названия пальцев руки).
• Игра «Телеграфисты». Простукивание шариком заданного ритмического рисунка.
8. Использование Су-Джок шаров для развития цветовосприятия и обучения счету.
Варианты игр:
• Разложи шарики по цвету.
• Найди все синие (красные, желтые, зеленые).
• Сделай шарики разноцветными (соедини разные по цвету половинки).
• Какой шарик лишний.
• Сосчитай все одинаковые шарики.
Су-Джок шарики можно использовать в качестве атрибутов и при проведении утренней гимнастики, прокатывать их по нарисованным дорожкам различной конфигурации, провести по написанной букве или цифре, по лабиринту.
6. Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Примеры игр:
• Игра «Один-много». Прокати шарик и назови слово во множественном числе (цветок-цветы, лист-листья, дом-дома и т. д.)
• Игра «Назови ласково», «Кто у кого».
• Передай шар по кругу и назови ласково друга, назови вежливые слова, слова по теме недели (назови птиц, овощи, фрукты, приметы времени года и т. д.)
Хочется надеяться, что приемы работы, предложенные в ходе мастер-класса, пригодятся вам в работе.
Свое выступление мне хотелось бы завершить стихотворением (взято с интернета).
Слышала на свете чудо есть,
Что не можно глаз отвесть,
Шар колючий, словно ёж
Разноцветный он, хорош!
А создал его профессор
Из Кореи-Пак Дже Ву
Он известен, и скажу вам
Благодарны мы ему.
Шар здоровью помогает
Малышам речь развивает
И моторика всегда
Будет в норме, детвора!
Польза шарика огромна,
Нескончаема, объемна,
И скажу тебе, дружок
Имя шарика-Су-Джок!